Рабочая программа "Донской фольклор"
рабочая программа

Рабочая программа внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donskoy_folklor_4_klass.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поливянская средняя общеобразовательная школа №29

им. Героя Социалистического труда В.С.Погорельцева

Песчанокопского района Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу Донской фольклор

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс

Количество часов: 34

Учитель: Гриднева Анна Алексанровна

        Рабочая программа к курсу «Казачий фольклор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), с использованием  хрестоматии  для младших школьников «Край родной» (составители Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2013), направлена на достижение планируемых результатов освоения  образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных).

   

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Казачий фольклор» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), с использованием  хрестоматии  для младших школьников «Край родной» (составители Бутенко Т. А., Небратенко В. Б. Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2013), направлена на достижение планируемых результатов освоения  образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных). 

Цели курса:

Познакомить обучающихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

Расширять кругозор детей.

Основные задачи:

формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики Донского фольклора;

понимание своеобразия национального характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении донского края;

знакомство обучающихся с лучшими образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;

формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского казачьего фольклора;

создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

создание условия для понимания обучающимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;

введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;

формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;

расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;

обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством.   Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.        

    Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духовной культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

                                                                                                 Содержание курса
      Курс «Казачий фольклор» предназначен для более полного ознакомления обучающихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
    В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.  Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

При отборе содержания программы положены следующие принципы:

Эстетический принцип, который означает:

 отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;

 в содержание образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения;

 основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся;

Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;

Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.ирование системы читательских и литературно-творческих умений, начальных литературоведческих и речеведческих знаний.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми .

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и   позитивного отношения к базовым ценностям общества(осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Предметные:

-общие представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, народных костюмах, оружии, ратных подвигах, устном народном творчестве.

-укрепление  ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине,

Метапредметные:

1.        Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.

- воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

-развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;

-формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности; ---  воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.

2.        Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 

-пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;

-мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;

-обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

3.        Познавательные универсальные учебные действия:

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;

-формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;

-совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;

-знакомство с произведениями устного народного творчества.

- строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.

4.        Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; 

-совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;

-обогащение словарного запаса;

 -обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности, --учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;

-участие в коллективных творческих делах.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

III. Место учебного курса

Участники программы: дети младшего школьного возраста (4 класс).

Срок реализации программы: один учебный год.

Длительность программы: 34 ч., одно занятие в неделю на 30 мин.

    Согласно плану МБОУ ПСОШ№129 им.В.С.Погорельцева для образовательных учреждений Российской Федерации на занятия по внеурочной деятельности отводится 1час в неделю (34ч.- в год.) Программа будет пройдена за 34 часа.

IV.Содержание учебного курса

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.

Сказки

Казачьи народные сказки: «Про царицу Лютру», «Жбан», «Лиса и рак», «Две козы»,  «Свадебный каравай», «Кот и лиса»,  «Одноногий журавль», «Глубец и жеребец».

Волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».

Казачьи песни.

 Походные песни:  «Поехал казак на чужбину далеку», «Ой да, разродимая моя сторонка», «За лесом солнце воссияло», «Трава моя, травка».

Семейные песни: «Посею лебеду на берегу», «Посидите, гости, побеседуйте», «Сею, вею беленький леночек», «Я по садику ходила», «На улице дождь, дождь», «Ой, да, какой же я наделала беды».

Народные песни.

«Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «Конь боевой с походным вьюком», «Поехал казак на чужбину далеку», «Дедушка, дедушка, седая бородушка».

Бытовые песни. Обрядовые песни.

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»; П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»; Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши); В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово», «Аленкин брод». 

Казачьи игры и забавы. «Удочка», «Камешки», «Меткий бросок», «А ну-ка, отзовись!»,  «Угадай кто», и другие.

Народный театр. Рождественский вертеп.

Праздники. Покровская ярмарка на Дону, Святки, Масленица, Казачьи посиделки.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся:

Знают традиции песенной культуры казачества.

        Каждый участник умеет правильно интонировать мелодию песни.

        Исполняют фольклорные тексты, песни.

        Умеют сочетать виды исполнительского мастерства.

        Умеют реконструировать фрагментов обрядов.

Участвуют в смотрах, конкурсах, концертах, праздниках.

VI.   Календарно – тематическое планирование

 

Дата

Тема

Количество часов

Виды деятельности

                Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные          

Личностные

1

Вводное занятие. Заветная шкатулка.

1

Знакомство с содержанием и тематикой занятий. самостоятельного творчества, развития индивидуальности

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

2

Главная песня казаков

1

Знакомство с гимном Ростовской области, разучивание гимна.

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

3-4

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины.

2

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

5

Сказ  «На поле было Куликовом»

1

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае.Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

6

Праздник «Покровская ярмарка на Дону»  

1

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку.   Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

7 - 8

Казачьи походные песни.

2

Знакомство  и  разучивание песен казаков.

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

9-12

Народные сказки Донского края. Проект

4

Составление алгоритма работы, исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений. Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку.

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

13-15

Казачьи волшебные сказки: «Горе-злосчастье», «Ванюша и Баба-Яга», «Про царскую дочь и козленка».

3

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами, инсценировка.

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

16 - 17

Обычаи и праздники казаков.  Рождественский вертеп.

2

Знакомство  и  разучивание песен, колядок  казаков.

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность. Развивать творческие способности.

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

18

Святки.

1

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. . Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

19 -20

Казачьи потешки, небывальщины, загадки. Создание книжки-малышки

2

Работа с литературой, интернет ресурсами, инсценирование.

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

21

Масленица.

1

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Стимулировать интерес учащихся к изучению истории, традиций Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

22

Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод»

1

Знакомство и обсуждение сказки

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

23

А. Скрипов «Степан и его друзья», «Зургунец и венец лебедя», «С вольного Дона выдачи нет»;

1

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. . Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

24

В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут».

1

Работа с текстом, инсценирование, изготовление рисунка к произведению.

Стимулировать интерес учащихся к изучению культурных традиций Донского края.

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

25 - 27

Казачьи песни (семейные,

бытовые, обрядовые).

2

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Работа с текстом, инсценирование, изготовление рисунка к произведению.

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем. Стимулировать интерес учащихся к изучению культурных традиций Донского края.

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

28 -30  

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.

3

Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

31- 34

Казачьи игры и забавы

4

Знакомство с играми и забавами казаков

Расширять словарный запас за счет диалектизмов. Формировать умение работать со словарем

Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность

Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края.

35

Праздник «Казачьи посиделки»

1

Праздник

Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края

Развивать творческие способности и фантазии детей, умение использовать свои знания и умения в нестандартной ситуации. Развивать чувство преемственности поколений

Расширять знания детей о  родном крае Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.

Народные песни Дона.        

Листопадов А. М. Ой да, сторона ты моя: Донские казачьи песни. Военно-бытовые. Любовные. Семейные. Свадебные. Гулебно-плясовые. Ростов-на-Дону, 1979.

Песни над Доном: /Сборник/ Сост. И. Я. Рокачев-Вешенский:/ Вступ. Статья Б. Н. Путилов. Ростов-на-Дону, 1980.

Екимов Б. Песни донских казаков. Волгоград, 1982ю

Коробков Г. Я. Когда казаки поют: Записки о донском народном творчестве. Волгоград, 1985.

Рокачев-Вешенский И. Я. Песни станицы Вешенской. Ростов-на-Дону, 1990.

Переверзев П. Д. Песни казачьей станицы. Ростов-на-Дону, 1990.

Пословицы, поговорки.        

Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону, 1979.

Доброе слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян. Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.

Эхо степи. Народная мудрость. Киев, 1965.

Загадки.        

Живой родник. Донские загадки, пословицы и поговорки. Составитель Земцев С. Н., Волгоград, 1985.

Доброе слово, что весенний день: из устного народного творчества донских армян. Составитель Шагинян Ш. М. Ростов-на-Дону, 1979.

Эхо степи. Народная мудрость. Киев, 1965.

Народное творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.

Народные сказки донского края:        .

Бисеринка. Составитель Тумилевич Т. И. Ростов-на-Дону, 1985.

Народное творчество Дона (под ред. М. П. Громова), Ростиздат. 1952.

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.        

Лебеденко П. В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1969.

Аматуни П. Г. Сказки. Ростов-на-Дону, 1980.

Аматуни П. Г. Чао – победитель волшебников. Москва, 1968.

В Моложавенко. Заветная шкатулка. Ростов-на-Дону, 1973.

А. Скрипов. Добрые дела не умирают. Ростов-на-Дону, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Фольклор"

Внеурочная деятельность....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Русский фольклор".

В младшем школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировозрение. Работу по введению в русский фольклор также целесообразно начинать с этого возраста. Фольклор в силу...

Рабочая программа детского объединения татарского фольклора "Тан йолдызы"

Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно-эстетическое воспитание. Возраст детей: 8 – 15 лет. Срок реализации программы: 3 года. Актуальность данной програм...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Казачий фольклор"

Курс "Казачий фольклор" знакомит обучающихся с культурой Донского края....

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...