Хэшээл: интегрирована буряадлитературын ба технологиин хэшээл.
план-конспект урока (2 класс)

Хохоева Нелли Бахаевна

Хэшээл: интегрирована  буряадлитературын ба технологиин хэшээл.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хэшээл: интегрирована  буряадлитературын ба технологиин хэшээл.

Класс : 2

Хэшээлэйтемэ: «Хулэг    минии          морин»

Хэшээлэй         янза:юундэ бурят хуундэморинсэнтээболошоhон байнабгэжэхаруулха.

Хэшээлэй     зорилго:

 Аман  хэлэлгэхүгжөөхэ, анхарал, ухаан      бодолыень       хурсадхаха. Хэлэлгын       шадабари           дээшэлүүлхэ.

Технологинууд:нааданай   ажа ябуулга; личностно – коммуникативна  ажа      ябуулга.

Хэшээлэйажаябуулгынтүхэл:фронтальна, парна, групповой, индивидуальна.

Саг: 40 минута

Методууд: наглядна, практическа, проблемнэ.

Хэрэгсэлнүүд: телевизор, презентаци,  карточканууд, хайша, картон, лескэ, шубгэ.

Хэшээлэйшатанууд:

  • Эмхидхэлэйүе. Мотиваци
  • Зорилготабилга
  • Темэ дээрэ худэлмэри
  • Парна худэлмэри  
  • Вводный инструктаж
  • Закрепление нового материала
  • Самостоятельная работа
  • Рефлекси.

  • Личностна: буряадарадайзаншалнуудыемэдэхэболохо, бэебэедээҺайнаар, зохидоор, хүндэтэйгөөрхандажаябахыеойлгуулха.

Предметнэ: буряадаархэлэжэ, оньhон угэнуудыехэлэжэ ба асуудалднуудтахарюусажаҺургаха;

Метапредметнэ: бэебэеэшагнажа,  хоорондоохарилсажа ,ҺанаҺанаахэлэжэ, асуудалшиидхэхэаргануудыебэдэржэҺургаха.

Хэшээлэйябаса.

Хэшээлэйэтапууд

Багшынажаябуулга

Үхибүүдэйажаябуулга.

Эмхидхэлэйүе

Үхибүүдэй хэшээлдэ бэлэн байлганиие шалгана, амаршална.

-Сайнбайна, үхибүүд!

-hуугты!

-Классомнай дулаан гү?

-Альгануудаа баригты, дулаангү?

-Хэшээлэй эхилэе.

Сайнбайна, багша!

Дулаан!

Дулаан!

Мотиваци

Зорилго       табилга.

Темэ      дээрэ        худэлмэри.

Парна худэлмэри.

Основной этап

Вводный инструктаж

 (морин      хуур          наадана)

- ямар инструмент наадааб?

- юу энэ инструмент тухай мэдэнэд?

- да, у морин-хуур  всего две струны, он как прародитель современной скрипки является «душой своего народа». Название морин-хуур происходит от двух слов «конь» и «струна». В качестве струн в нем используется конский волос.  Его грифель украшен резной лошадиной головой. Чарующий звук волшебного и редкого инструмента  – морин-хуур словно рождает песню ветра. В этом как раз и заключается секрет изготовления древнего необычного инструмента. Издавна считается, что звуки морин-хуур способны прогонять злых духов,

Харин   бидэ      уюн      тухай         хэшээлдэй    хөөрэхэбди? Ойлгоо гут?

Хэшээлэй    темэ        «Хулэг минии морин»

Бидэ хэшээлдэ морин тухай хоорэлдэхэбди ба нааданхай мори хэхэбди.(показ готовой игрушки)

- Таа      морин       тухай        юу   мэдэнэд?

- Что вы знаете о лошади?

-как называют человека, который ухаживает за лошадьми?

-буряад хэлэн дээрэ, конюх юун бэ?

-зуб,hайндаа.

-буряад   хуундэ   морин ямар туhа асарнаб?( какое значение имеет лошадь для бурят?)

- пять важнейших животных у бурят, как звучит  на бурятском языке?

-Табан     хушуун    малаа  буряад     хэлэн дээрээ     хэлэгты.

Зуб.

Ута       һайхан       дэлһэтэй,

Улһар      хиидхүүр           һамбайтай,

Сэлмэг           харахан        нюдэтэй,

Сэсэг         хурса      шэхэтэй,

Шэн      булад            туруутай,

Һүн          сагаан           төөнэтэй

Хүлэр        талын           унаган –

Хүлэг           минии               морин.

Иимэ       hайхан         шулэг           морин тухай   бэшэhэн         байна.

-морин  буряад  хуундэ  эгээн  сэнтэй амитан  болоно.

 Дайн  болоходо,   ажал   худэлмэридэ морид  ехэ   туhатай   байгаа.

Морин   эдеэндэшье   туhатай   болоно. Мориной  мяхан   амтатай,   хунууд  бууза барина,  шуhа   шудхаад    эдинэ. Мориной арhаарнь   эмээл,  хазаар,   хомут,   ташуур оёно. Харин  аминдаашье  хубсаhа оёхо болоно.

- буряад   араднай  мориндо    шулэгуудые, оньhон угэнуудые,    таабаринуудые  зохеоhон байна.

- минии оньhон угэнууд таhараад байна

-таанад энэ  оньhон угэнуудые хамтадхажа уншагты .

-hайндаа.

Физминутка.

Нааданхай       мориео        хэжэ эхилэеибди.

2)Объяснение.

- Мы будем делать игрушку  в виде лошадки.

Демонастрация и анализ образца:

- Посмотрите на готовое изделие. Из каких частей оно состоит?

Игрушка состоит из нескольких деталей: основа – туловище; подвижные детали – передние и задние конечности, они крепятся к туловищу.

- Какой материал использован для его изготовления? (Картон, ножницы, леска, шило или игла)

-Для изготовления нашей работы нам понадобятся следующие материалы: цветной картон, леска или проволока. Инструменты: карандаш, ножницы, шило.

- Посмотрите наразметку,  нам нужно с вами вырезать детали. Будем вырезать детали по шаблонам. Кто скажет, с какой стороны делаем разметку? Как располагаем шаблоны? Как держать карандаш, выполняя разметку?
Заготовка

Заготовки вырезаем ножницами, с которыми нужно работать аккуратно. Кто расскажет всему классу технику безопасности работы с ножницами? Да, ножницы необходимо класть на стол только в закрытом состоянии, ни в коем случае не засовывать их в нос, в рот, не приближать близко к глазам, не только своим, но и соседа по парте, не играть с ними, передавать ручками вперед. Еще нам потребуется шило, чтобы сделать дырочки для лески. Как работать с шилом? Так же аккуратно, как с ножницами.

Посмотрите, вот такие детали у вас получатся.  Заготовки мы можем сделать из любых понравившихся цветов, вдруг вы решите, что ваша лошадь волшебная!

Сборка

Чтобы конечности могли держаться нужно соединить их леской или проволокой при помощи замочка, а чтобы могли двигаться, продеваем леску через детали – в этом секрет движения и механизм игрушки. После соединения наша игрушка оживет.

Помним, что с леской обращаемся аккуратно.

Оформление

Вы можете по желанию украсить свою лошадку.

Вот что в итоге должно получиться.

Оцениваться будет аккуратность и креативность.

Морин хуур.

Древняя легенда гласит, что морин-хур сделал один охотник в знак любви к своему волшебному крылатому коню. Этот охотник был ещё ребёнком, то однажды в одночасье  он  как-то осиротел, и остался ему в наследство   один жеребенок. Когда конь вырос, то стал часто побеждать на скачках, а однажды он оторвался от земли и понес своего хозяина над необъятными просторами. Коня очень захотел купить один местный богач, только охотник отказал ему. Тогда богач в отместку убил крылатого непобедимого красавца. Охотник  в память о своем любимом скакуне взял себе только его хвост. Вырезал из дерева голову коня, натянул конский волос вместо струн, а для смычка согнул свою стрелу. И родился необычный инструмент – морин-хур.

Бидэ   морин    тухай        хоорэлдэхэбди.        

(ответы детей: быстрый , грациозный, красивый)

Конюх.

Адуушан.

Конь для бурят — это друг, богатство, оружие, радость и гордость. О конях буряты знают всё. Любят и ценят буряты коней. Сколько ласковых слов придумано для коня, сколько сказок и легенд, сколько обычаев и традиций связно с конем! Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Конь — умное и интеллигентное животное, священное для бурята. Он много знает и всё понимает. Бурят не мыслил себя без коня. Поэтому конь по праву возглавляет список пяти важнейших животных у бурят.

Табан хушуун мал.

Хонин,   унеэн,    тэмээн,    ямаан,      морин.

Мори мяхална.

1.Хүн болохо багаhаа, хүлэг болохо унаганhаа.

2.Хүлэг морин – хүнэй нүхэр.

3.Моригүй хүн мухар, хонигүй хүн хооhон.

4. Адууе азаргаарнь танидаг,

    Арадые хүбүүгээрнь мэдэдэг.

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того что еще неизвестно.

Анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез ;планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Закрепление нового материала

Какие материалы нам понадобятся для выполнения работы?

-Как мы будем выполнять  разметку?
-Какие заготовки нам нужны для того, чтобы собрать композицию?

-Как будет проходить последний этап сборки?
-Выполнять работу вы будете, сидя в группах, передаете друг другу шаблоны, чтобы всем хватило. Давайте вспомним, как работать в группах, чтобы никому не мешать?

Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью.

Самостоятельная работа

Садитесь и приступайте к работе.

УУД. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельно изготавливают игрушку.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь, моделирование.

Итог

Рефлексия

Выставка.  Теперь давайте посмотрим на наши работы, какие они у нас получились разные и красивые.

Рефлексия  - Спасибо всем за работу, мне очень понравились ваши лошадки.

- А сейчас все вместе споем песню, посвященную нашей лошадке. (исполняют песню табунщика)

Молодцы. Теперь убираем свои рабочие места. Спасибо вам за урок.

Умение оценивать учебные действия. Освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Поют песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узэглэлэй хэшээл, Темэ: Алфавит

Урок бурятского языка в 1 класса, изучение новой темы Алфавит, Уок-путешествие...

Буряад хэлэнэй хэшээл

Класс1БагшаСамбуева Гунсэма ДашацыреновнаТемэҺонирхотой ʏзэгХэшээлэй түхэл Шэнэ темэБагшын зорилго Буряад хэлээр үхибүүнэй шадабариҺурагшадые өө абяантай танилсалга...

Узэглэлэй хэшээл

Урок-обобщение...

Хэшээл "Антонимууд" 5 класс

Хэшээлэй түхэл Бэхижүүлгын хэшээл hуралсалай янза Бултадаа хүдэлмэри, гансаараа хүдэлмэри, бүлэгөөр. Хэшээлэй үнгэргэлгын формо Метапредметнэ. Хэшээлэй хэрэгсэлнүүд Ном, презентаци. Хэшээлэй гол зорил...

Хэшээл 1 анги Табан хурган

Урок бурятской литературы в 1 классе А.А. Тороев "Табан хурган" сказка...