Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс. УМК.-Г-Х.Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева. Амар мэндэ-э! УМК для начального курса бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 1-й год обучения. Улан-Удэ, Бэлиг, 2014г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Михайловская муниципальная средняя общеобразовательная школа имени В.С.Поповой»
Рассмотрено Руководитель методического совета _________/А.Ц.Самсуева Протокол № от «27» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________/А.В.Дареева «05» сентября 2019 г. | Утверждаю Директор школы _________/Б.М.Цыдыпов от «10» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
по предмету «Бурятский язык»
для 2-4-х классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы: Самсуева А.Ц.
Квалификационная категория: первая
с. Михайловка
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по "Бурятскому языку как государственному" для 2-4 классов составлена на основании:
-Закона РФ «Об образовании»;
-Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
-Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (приказ №830 от 09.07.2008 г.);
-Авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д., издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2010г.
Программа включает в себя:
1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» учебник, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2014 г.
2., Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» рабочая тетрадь, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2014 г.
3. Аудиоприложение (СД МР3)
Предмет «Бурятский язык как государственный» входит в образовательную область «Филология» в качестве национально-регионального компонента образования. В соответствии с региональным базисным учебным планом и примерной программой начального основного общего образования предмет «Бурятский язык как государственный» изучается с 2 по 4 классы. В программе по бурятскому языку как государственному 2-4 классы выделяются как начальный этап изучения бурятского языка. Исходя из объема выделенных на НРК часов, объем, отводимый на обучение бурятского языка, составляет 1 час в неделю в каждом классе
Характеристика курса «Бурятский язык как государственный Республики Бурятия»
Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.
Курс построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.
Современное звучание курса ориентировано на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных проблем человечества, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами бурятского языка. В учебниках данной серии реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению бурятскому языку.
Цели начального обучения. В процессе обучения бурятскому языку в 2-4 классах реализуются следующие цели:
-формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму;
-развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;
-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;
-знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;
-формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;
-приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Содержание предметного курса
Региональный компонент стандарта образования включает обязательный минимум содержания начального этапа по следующим разделам:
I. Речевая деятельность. Я и мои друзья. Моя семья. Моя родословная. Работа, профессия. Одежда. Еда. Мой день, досуг. Моя биография. Моя школа. Мое село. Мой город. Моя Бурятия.
II. Языковой материал.
Фонетика и орфография. Буквы алфавита. Гласные и согласные звуки. Слова со звуками. Краткие и долгие слоги. Мужские и женские гласные. Йотированнные гласные. Лексика. Лексический минимум.
Грамматика. Существительные. Одушевленные и неодушевленные существительные. Единственное и множественное число. Слова с вопросом ямар? Употребление количественных и порядковых числительных. Счет. Личные, вопросительные, притяжательные местоимения. Слова с вопросом Хаана? Хэзээ? Практическое употребление глагола. Времена глагола. Изменение глагола по лицам. Порядок слов в предложении. Структура вопросительного предложения. Выражение подтверждения тиимэ, отрицания угы. Употребление послелогов соо, дээрэ, хажууда.
III. Социокультурный компонент.
Знания традиционных культур бурят: семья и семейные отношения у бурят; родословная бурят; пять видов скота; бурятский национальный костюм; бурятская национальная кухня; бурятские праздники и игры.
Знания из области географии Бурятии: реки, горы Бурятии, растительный и животный мир, рельеф, климат, озеро Байкал, столица Бурятии.
Знание государственной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, территория, население.
Реалии: географические реалии, этнографические реалии, реалии современной культуры и искусства.
Фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы элементы фольклора.
Коннотативная лексика: лексические группы «флора», «фауна», «ландшафт», «элементы культуры».
Навыки умения вербального поведения: навыки умения использовать этикет, формулы приветствия, прощания, благополучности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ѐхор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана.
Навыки умения невербального поведения: жесты, приветствия и прощания, проявление уважения, приглашение войти в дом, умение вести себя в гостях; принимать гостей, умение вести себя за столом.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие бурятского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы
Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются:
Говорение
1. Диалогическая форма
Уметь вести:
-диалоги в ситуациях бытового общения;
-диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
-диалог-побуждение к действию;
2. Монологическая форма
Уметь пользоваться:
-основными коммуникативными типами речи: описание, сообшение, рассказ, характеристика персонажей
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать:
-речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
-небольшие доступные тексты в аудиозаписи;
Чтение
Читать:
-вслух небольщие тексты;
-понимать тексты, содержащие как изученный материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте новую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д)
Письмо
Владеть:
-навыками, умениями грамотного письма (писать с опорой на образцы и т.д.)
Планируемый результат. 2 класс
В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление о:
1.Традиции бурятского народа
2.Географии Бурятии
3.Государственные символы
Знать:
1.Буквы, звуки, основные словосочетания бурятского языка
2.Имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений
3.Наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию
Уметь:
1.Понимать на слух речь учителя, основное содержание доступных текстов
2.Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие)
3.Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
4.Списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом
Владеть компетенциями:
1.Речевая
2.Языковая
3.Учебно-познавательная
4.Социокультурная
В результате изучения курса обучающийся должен сравнивать языковые явления русского и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения, действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний, применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах.
Планируемый результат. 3 класс:
В результате прохождения программного материала в 3 классе обучающийся должен иметь представление о:
1.Республика Бурятия
2.Столица Бурятии- город Улан-Удэ
3.Малая Родина
Знать:
1.Основные правила чтения и орфографии бурятского языка
2.Особенности интонации основных типов предложений
3.Наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию
Уметь:
1.Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Хэн? (Кто?), Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?), Хаана? (Где?) и т.д.
2.Кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге
3.Составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу
4.Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объёму тексты, построенные на изученном языковом материале
Планируемый результат. 4 класс:
В результате изучения бурятского языка в 4 классе учащиеся должны
знать:
-алфавит; основные понятия: гласный, согласный, краткие и долгие гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-основные правила чтения и орфографии;
-особенности интонации основных типов предложений;
-сингармонизм;
-части речи: имя существительное (употребление существительных в единственном и множественном числах);
-имя прилагательное (вопросы);
-имя числительное (до 100) - вопросы, порядок числительных;
-личные местоимения;
-члены предложения (подлежащее и сказуемое);
-порядок слов в предложении;
-основные значения падежей в составе предложений.
уметь:
-соотносить звуки и буквы, правильно читать текст
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-выделять в тексте основную мысль;
-пересказывать текст (кратко и полно);
-прослушав текст, понять его основное содержание, определить основную тему сообщения (о чем?);
-общаться в семейно-бытовой и учебной сферах;
-участвовать в диалоге, в ситуациях общения;
-вести диалог этикетного характера, уметь приветствовать и отвечать на приветствие, представиться, познакомиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление и т.д.;
-уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ выполнить ее - диалог-побуждение к действию;
-вести диалог с опорой на образец;
-уметь пересказывать прочитанный текст, отвечая на вопросы по тексту;
-рассказывать о себе, о своей семье, о родителях, друзьях, школе, школьных принадлежностях;
-описывать, сообщить информацию о прогнозе погоды, временах года, природе родного края;
-правильно списывать слова в тетрадь;
-выполнять лексические и грамматические упражнения.
Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 2 класс»
на основе УМК «Амар мэндэ-э! 2 класс»
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Коррекция |
1. | Вводный урок. Приветствие. Знакомство. | 02.09 | |
2. | Мой друг. Буквы и звуки ү-үү | 09.09 | |
3. | О моём друге. | 16.09 | |
4. | Хэн ямар бэ? | 23.09 | |
5. | Это моя семья | 30.09 | |
6. | В гостях у долгих гласных | 07.10 | |
7. | У Гэсэра большая семья | 14.10 | |
8. | Счёт от 1-10. Тоолоё! | 21.10 | |
9. | Закон гармонии гласных. В гостях у төөдэй. Звук өө | 28.10 | |
10. | Счёт от 10-100 | 11.11 | |
11. | Урок повторения и закрепления | 18.11 | |
12. | Названия цветов. Һолонго зурая! Звук һ | 25.11 | |
13. | Урок-изостудия | 02.12 | |
14. | Шэдитэ хэрэгсэлнүүд | 09.12 | |
15. | Йотированные гласные (я,е,ё,ю) | 16.12 | |
16. | Это твоя книга? Звук Гг | 23.12 | |
17. | Энэ тэдэнэй шагай | 13.01 | |
18. | Энэ хэнэй зураг бэ? | 20.01 | |
19. | Игра-соревнование | 27.01 | |
20. | Би Зуун Хэлэтэ гэжэ нэрэтэйб. (-б,-би) | 03.02 | |
21. | Монолог о семье друга | 10.02 | |
22. | Урок-сказка | 17.02 | |
23. | Сколько тебе лет? | 02.03 | |
24. | В гостях у дифтонгов (ай, ой, эй, уй, үй) | 09.03 | |
25. | Проверочная работа | 16.03 | |
26. | Моя мама волшебница | 30.03 | |
27. | Будамшуу поёт | 06.04 | |
28. | Би велосипедээр ябадагби | 13.04 | |
29. | Би морёор ябадаггүйб | 20.04 | |
30. | Театр | 27.04 | |
31. | Зүжэг наадая! | 04.05 | |
32. | Планета Ангараг | 11.05 | |
33. | Мои друзья | 18.05 | |
34 | Урок повторения и закрепления | 25.05 |
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа № 1
Цель: выявить, насколько успешно усваивают бурятский язык
1.Переведите слова на бурятский язык:
учитель- медведь-
школа- лиса-
девочка- волк-
мальчик- заяц-
2.Переведите слова и выражения на русский язык:
Алтан намар- баабгай бэшэнэ-
Шара набшаhан- үнэгэн зурана-
Манай hургуули- заряа уншана-
Улаан бүмбэгэ- шоно шагнана
Контрольная работа № 2
Цель: проверить знания перевода слов, выражений, числа от 1-10
1.Словарный диктант.
Аха, аба, аша, абаха, баха, ошохо, ошоо, ахаа, абаа, ашаа, хааха, ааша.
2.Переведите на русский язык:
Минии аха-
Шинии ном-
Энэ минии аша-
Энэ шинии хонхо-
3.Напишите числа словами:
1-
4-
5-
7-
10-
Контрольная работа № 3
Цель: закрепить слова с гласной бурятского алфавита-өө-, проверить умение правильного применения местоимений в предложении.
1.Найти соответствия:
Би они
Та мы
Ши я
Тэрэ вы
Тэдэ она
Бидэ ты
2.Вместо точек написать гласные:
Ул…н, зар…, эж..,мүн…дэр, саг…н, тах…, үүр…, м.най, шүд…,мин…,үгл…дэр,бэш..нэ
3.Правильно написать местоимения:
(Я) ёлко гоёоно… . (Она) ёохор хатарна. (Ты) ном уншана… .(Они) дуу дуулана. Энэ (моя) дэбтэр. (Наша) hургуули томо.
Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 3 класс»
на основе УМК «Амар мэндэ-э! 3 класс»
№ урока | № в раз-деле | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Коррекция |
1. | 1. | Повторение изученного во 2 классе. А-первая буква алфавита | 02.09 | |
2. | 2. | Буква. Слово. Предложение | 09.09 | |
3. | 3. | Сложение | 16.09 | |
4. | 4. | Изучаем разные языки | 23.09 | |
5. | 5. | Вычитание | 30.09 | |
6. | 6. | Говорим по-бурятски | 07.10 | |
7. | 7. | Треугольник, четырехугольник | 14.10 | |
8. | 8. | Мой любимый урок | 21.10 | |
9. | 9. | Повторение | 28.10 | |
10. | 1. | Маша - врач | 11.11 | |
11. | 2. | Мы будем рисовать | 18.11 | |
12. | 3. | Маша - фотограф | 25.11 | |
13. | 4. | Я рисую | 02.12 | |
14. | 5. | С Машей станцуем | 09.12 | |
15. | 6. | У тебя есть мяч? | 16.12 | |
7. | В гостях у Мишки | 23.12 | ||
16. | 8. | Вас приглашаю | 13.01 | |
17. | 1. | Моя комната | 20.01 | |
18. | 2. | Где котёнок? | 27.01 | |
19. | 3. | Кухня. Еда | 03.02 | |
20. | 4. | Одежда | 10.02 | |
21. | 1. | Про праздник Сагаалган. | 17.02 | |
22. | 2. | Песня про Белый месяц. | 24.03 | |
23. | 3. | Ёохор | 02.03 | |
24. | 1. | Домашняя работа | 09.03 | |
25. | 2. | Вытри пыль | 16.03 | |
26. | 3. | Будьте счастливы! | 30.03 | |
27. | 4. | Контрольная работа | 06.04 | |
28. | 1. | Который час? | 13.04 | |
29. | 2. | Режим дня | 20.04 | |
30. | 3. | Дни недели | 27.04 | |
31. | 4. | Мой план | 04.05 | |
32. | 1. | Остров Замби. Не шумите | 11.05 | |
33. | 2. | Растения Бурятии | 18.05 | |
34. | 3. | Итоговый урок | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 4 класс»
на основе УМК «Амар мэндэ-э! 4 класс»
№ урока | № в раз-деле | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Коррекция |
1. | 1. | До свидания, лето. Здравствуй школа! | 05.09 | |
2. | 2. | Повторение. | 12.09 | |
3. | 3. | Входная контрольная работа | 19.09 | |
4. | 4. | Счёт. Порядковые числа. Сколько тебе лет? | 26.09 | |
5. | 5. | Кто самый лучший, что любит делать? | 03.10 | |
6. | 6. | Про спорт | 11.10 | |
7. | 7. | Мой любимый писатель | 18.10 | |
8. | 8. | Урок выразительного чтения | 25.10 | |
9. | 9. | Наш класс | 01.11 | |
10. | 1. | Счёт от 10-100. Мне десять лет | 12.11 | |
11. | 2. | Моя родословная | 19.11 | |
12. | 3. | Моя семья | 26.11 | |
13. | 4. | Профессии моих родителей | 03.12 | |
14. | 5. | Мой день | 10.12 | |
15. | 6. | Еда. Пища | 17.12 | |
16. | 7. | Одежда | 24.12 | |
17. | 1. | Традиционные праздники | 14.01 | |
18. | 2. | С Днём рождения | 21.01 | |
19. | 3. | Поздравление с праздником | 28.01 | |
20. | 4. | Календарь. Литэ | 04.02 | |
21. | 5. | Сагаалган-праздник единства и дружбы | 11.02 | |
22. | 6. | Белая пища | 18.02 | |
23. | 7. | Три игры мужчин | 25.02 | |
24. | 8. | Известные спортсмены Бурятии | 04.03 | |
25. | 9. | Мамин день | 11.03 | |
26. | 10. | Самостоятельная работа | 18.03 | |
27. | 11. | Работа над ошибками | 01.04 | |
28. | 1. | Времена года. Погода | 08.04 | |
29. | 2. | Животный мир | 15.04 | |
30. | 3. | Наша любимая сказка | 22.04 | |
31. | 4. | Бурятия-мой отчий край | 29.04 | |
32. | 5. | Встреча лета | 06.05 | |
33. | 6. | Итоговая контрольная работа | 13.05 | |
34. | 7. | Повторение изученного за год | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-412420-1606369750.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова.
Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-412420-1606369750.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс
Буряад хэлэнэй программа хадаа мүнɵɵнэй шэнэ ФГОС-ой эрилтэдэ харюусамаар, «Буряад һургуулиин программанууд» дээрэ үндэһэлжэ (авторынь Р.С.Дылыкова)...
Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс
Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственном...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745306-1454043068.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса
Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745306-1454043068.jpg)
Рабочая программа по бурятскому языку для 2 класса
Рабочая программа по бурятскому языку для 2 класса...