Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Аюна Цыреновна

Рабочая программа по бурятскому языку 2-4 класс. УМК.-Г-Х.Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева. Амар мэндэ-э! УМК для начального курса бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 1-й год обучения. Улан-Удэ, Бэлиг, 2014г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4_klass_dlya_attest.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Михайловская муниципальная средняя общеобразовательная школа имени В.С.Поповой»

Рассмотрено

Руководитель

методического совета

_________/А.Ц.Самсуева

Протокол №

от «27» августа 2019 г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_________/А.В.Дареева

«05» сентября 2019 г.

Утверждаю

Директор школы

_________/Б.М.Цыдыпов

от «10» сентября 2019 г.

Рабочая программа

по предмету «Бурятский язык»

для 2-4-х классов

на 2019-2020 учебный год

Составитель программы: Самсуева А.Ц.

                                       

Квалификационная категория: первая

с. Михайловка

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по "Бурятскому языку как государственному" для 2-4 классов составлена на основании:

-Закона РФ «Об образовании»;

-Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;

-Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (приказ №830 от 09.07.2008 г.);

-Авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д., издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2010г. 

Программа включает в себя:  

1. Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!» учебник, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2014 г.

2., Г-Х. Ц. Гунжитова, С.А. Дашиева, Б.Д. Цырендоржиева «Амар мэндэ-э!»  рабочая тетрадь, Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2014 г.

3. Аудиоприложение (СД МР3)

Предмет «Бурятский язык как государственный» входит в образовательную область «Филология» в качестве национально-регионального компонента образования. В соответствии с региональным базисным учебным планом и примерной программой начального основного общего образования предмет «Бурятский язык как государственный» изучается с 2 по 4 классы. В программе по бурятскому языку как государственному 2-4 классы выделяются как начальный этап изучения бурятского языка. Исходя из объема выделенных на НРК часов, объем, отводимый на обучение бурятского языка, составляет 1 час в неделю в каждом классе

Характеристика курса «Бурятский язык как государственный Республики Бурятия»

Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, а также является средством межкультурной коммуникации. Поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой в плане формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания.

Курс построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного  и жизненного опыта в новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.

Современное звучание курса ориентировано на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных проблем человечества, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами бурятского языка.  В учебниках данной серии реализуется деятельностный, коммуникативно-когнитивный подход к обучению бурятскому языку.

Цели начального обучения. В процессе обучения бурятскому языку в 2-4  классах реализуются следующие цели:

-формирование умения общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму;

-развитие личности ребенка, его речевых способностей к изучению бурятского языка на последующих этапах школьного образования;

-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;

-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и бурятском языках;

-знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;

-формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;

-приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

 Содержание предметного курса

Региональный компонент стандарта образования включает обязательный минимум содержания начального этапа по следующим разделам:

I. Речевая деятельность. Я и мои друзья. Моя семья. Моя родословная. Работа, профессия. Одежда. Еда. Мой день, досуг. Моя биография. Моя школа. Мое село. Мой город. Моя Бурятия.

II. Языковой материал.

Фонетика и орфография. Буквы алфавита. Гласные и согласные звуки. Слова со звуками. Краткие и долгие слоги. Мужские и женские гласные. Йотированнные гласные. Лексика. Лексический минимум.

Грамматика. Существительные. Одушевленные и неодушевленные существительные. Единственное и множественное число. Слова с вопросом ямар? Употребление количественных и порядковых числительных. Счет. Личные, вопросительные, притяжательные местоимения. Слова с вопросом Хаана? Хэзээ? Практическое употребление глагола. Времена глагола. Изменение глагола по лицам. Порядок слов в предложении. Структура вопросительного предложения. Выражение подтверждения тиимэ, отрицания угы. Употребление послелогов соо, дээрэ, хажууда.

III. Социокультурный компонент.

Знания традиционных культур бурят: семья и семейные отношения у бурят; родословная бурят; пять видов скота; бурятский национальный костюм; бурятская национальная кухня; бурятские праздники и игры.

Знания из области географии Бурятии: реки, горы Бурятии, растительный и животный мир, рельеф, климат, озеро Байкал, столица Бурятии.

Знание государственной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, территория, население.

Реалии: географические реалии, этнографические реалии, реалии современной культуры и искусства.

Фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы элементы фольклора.

Коннотативная лексика: лексические группы «флора», «фауна», «ландшафт», «элементы культуры».

Навыки умения вербального поведения: навыки умения использовать этикет, формулы приветствия, прощания, благополучности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ѐхор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана.

Навыки умения невербального поведения: жесты, приветствия и прощания, проявление уважения, приглашение войти в дом, умение вести себя в гостях; принимать гостей, умение вести себя за столом.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие бурятского  языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы

Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной школе являются: 

Говорение 

1. Диалогическая форма

Уметь вести:

-диалоги в ситуациях бытового общения;

-диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

-диалог-побуждение к действию;

2. Монологическая форма

Уметь пользоваться:

-основными коммуникативными типами речи: описание, сообшение, рассказ, характеристика персонажей

Аудирование

Воспринимать на слух и понимать:

-речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

-небольшие доступные тексты в аудиозаписи;

Чтение

Читать:

-вслух небольщие тексты;

-понимать тексты, содержащие как изученный материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте новую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д)

Письмо

Владеть:

-навыками, умениями грамотного письма (писать с опорой на образцы и т.д.)

Планируемый результат. 2 класс

В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление о:

1.Традиции бурятского народа

2.Географии Бурятии

3.Государственные символы

Знать:

1.Буквы, звуки, основные словосочетания бурятского языка

2.Имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений

3.Наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию

Уметь:

1.Понимать на слух речь учителя, основное содержание доступных текстов

2.Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие)

3.Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

4.Списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом

Владеть компетенциями:

1.Речевая

2.Языковая

3.Учебно-познавательная

4.Социокультурная

В результате изучения курса обучающийся должен сравнивать языковые явления русского и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения, действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний, применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах.

Планируемый результат. 3 класс:

В результате прохождения программного материала в 3 классе обучающийся должен иметь представление о:

1.Республика Бурятия

 2.Столица Бурятии- город Улан-Удэ

 3.Малая Родина

Знать:

1.Основные правила чтения и орфографии бурятского языка

2.Особенности интонации основных типов предложений

3.Наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию

Уметь:

1.Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Хэн? (Кто?), Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?), Хаана? (Где?) и т.д.

2.Кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге

3.Составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу

4.Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объёму тексты, построенные на изученном языковом материале

Планируемый результат. 4 класс:

В результате изучения бурятского языка в 4 классе учащиеся должны

знать:

-алфавит; основные понятия: гласный, согласный, краткие и долгие гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-основные правила чтения и орфографии;

-особенности интонации основных типов предложений;

-сингармонизм;

-части речи: имя существительное (употребление существительных в единственном и множественном числах);

-имя прилагательное (вопросы);

-имя числительное (до 100) - вопросы, порядок числительных;

-личные местоимения;

-члены предложения (подлежащее и сказуемое);

-порядок слов в предложении;

-основные значения падежей в составе предложений.

уметь:

-соотносить звуки и буквы, правильно читать текст

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

-выделять в тексте основную мысль;

-пересказывать текст (кратко и полно);

-прослушав текст, понять его основное содержание, определить основную тему   сообщения (о  чем?);

-общаться в семейно-бытовой и учебной сферах;

-участвовать в диалоге, в ситуациях общения;

-вести диалог этикетного характера, уметь приветствовать и отвечать на приветствие, представиться, познакомиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление и т.д.;

-уметь обратиться с просьбой, выразить готовность или отказ выполнить ее - диалог-побуждение к действию;

-вести диалог с опорой на образец;

-уметь пересказывать прочитанный текст, отвечая на вопросы по тексту;

-рассказывать о себе, о своей семье, о родителях, друзьях, школе, школьных принадлежностях;

-описывать, сообщить информацию о прогнозе погоды, временах года, природе родного  края;

-правильно списывать слова в тетрадь;

-выполнять лексические и грамматические упражнения. 

Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 2 класс»

на основе УМК «Амар мэндэ-э! 2 класс»

№  урока

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Коррекция

1.

Вводный урок. Приветствие. Знакомство.

02.09

2.

Мой друг. Буквы и звуки ү-үү

09.09

3.

О моём друге.

16.09

4.

Хэн ямар бэ?

23.09

5.

Это моя семья

30.09

6.

В гостях у долгих гласных

07.10

7.

У Гэсэра большая семья

14.10

8.

Счёт от 1-10. Тоолоё!

21.10

9.

Закон гармонии гласных. В гостях у төөдэй. Звук өө

28.10

10.

Счёт от 10-100

11.11

11.

Урок повторения и закрепления

18.11

12.

Названия цветов. Һолонго зурая! Звук һ

25.11

13.

Урок-изостудия

02.12

14.

Шэдитэ хэрэгсэлнүүд

09.12

15.

Йотированные гласные (я,е,ё,ю)

16.12

16.

Это твоя книга? Звук Гг

23.12

17.

Энэ тэдэнэй шагай

13.01

18.

Энэ хэнэй зураг бэ?

20.01

19.

Игра-соревнование

27.01

20.

Би Зуун Хэлэтэ гэжэ нэрэтэйб.

(-б,-би)

03.02

21.

Монолог о семье друга

10.02

22.

Урок-сказка

17.02

23.

Сколько тебе лет?

02.03

24.

В гостях у дифтонгов

(ай, ой, эй, уй, үй)

09.03

25.

Проверочная работа

16.03

26.

Моя мама волшебница

30.03

27.

Будамшуу поёт

06.04

28.

Би велосипедээр ябадагби

13.04

29.

Би морёор ябадаггүйб

20.04

30.

Театр

27.04

31.

Зүжэг наадая!

04.05

32.

Планета Ангараг

11.05

33.

Мои друзья

18.05

34

Урок повторения и закрепления

25.05

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Цель: выявить, насколько успешно усваивают бурятский язык

1.Переведите слова на бурятский язык:

учитель- медведь-

школа- лиса-

девочка- волк-

мальчик- заяц-

2.Переведите слова и выражения на русский язык:

Алтан намар- баабгай бэшэнэ-

Шара набшаhан- үнэгэн зурана-

Манай hургуули- заряа уншана-

Улаан бүмбэгэ- шоно шагнана

Контрольная работа № 2

Цель: проверить знания перевода слов, выражений, числа от 1-10

1.Словарный диктант.

Аха, аба, аша, абаха, баха, ошохо, ошоо, ахаа, абаа, ашаа, хааха, ааша.

2.Переведите на русский язык:

Минии аха-

Шинии ном-

Энэ минии аша-

Энэ шинии хонхо-

3.Напишите числа словами:

1-

4-

5-

7-

10-


Контрольная работа № 3

Цель: закрепить слова с гласной бурятского алфавита-өө-, проверить умение правильного применения местоимений в предложении.

1.Найти соответствия:

Би они

Та мы

Ши я

Тэрэ вы

Тэдэ она

Бидэ ты

2.Вместо точек написать гласные:

Ул…н, зар…, эж..,мүн…дэр, саг…н, тах…, үүр…, м.най, шүд…,мин…,үгл…дэр,бэш..нэ

3.Правильно написать местоимения:

(Я) ёлко гоёоно… . (Она) ёохор хатарна. (Ты) ном уншана… .(Они) дуу дуулана. Энэ (моя) дэбтэр. (Наша) hургуули томо.


Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 3 класс»

на основе УМК «Амар мэндэ-э! 3 класс»

урока

№ в раз-деле

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Коррекция

1.

1.

Повторение изученного во 2 классе.

А-первая буква алфавита

02.09

2.

2.

Буква. Слово. Предложение

09.09

3.

3.

Сложение

16.09

4.

4.

Изучаем разные языки

23.09

5.

5.

Вычитание

30.09

6.

6.

Говорим по-бурятски

07.10

7.

7.

Треугольник, четырехугольник

14.10

8.

8.

Мой любимый урок

21.10

9.

9.

Повторение

28.10

10.

1.

Маша - врач

11.11

11.

2.

Мы будем рисовать

18.11

12.

3.

Маша - фотограф

25.11

13.

4.

Я рисую

02.12

14.

5.

С Машей станцуем

09.12

15.

6.

У тебя есть мяч?

16.12

7.

В гостях у Мишки

23.12

16.

8.

Вас приглашаю

13.01

17.

1.

Моя комната

20.01

18.

2.

Где котёнок?

27.01

19.

3.

Кухня. Еда

03.02

20.

4.

Одежда

10.02

21.

1.

Про праздник Сагаалган.

17.02

22.

2.

Песня про Белый месяц.

24.03

23.

3.

Ёохор

02.03

24.

1.

Домашняя работа

09.03

25.

2.

Вытри пыль

16.03

26.

3.

Будьте счастливы!

30.03

27.

4.

Контрольная работа

06.04

28.

1.

Который час?

13.04

29.

2.

Режим дня

20.04

30.

3.

Дни недели

27.04

31.

4.

Мой план

04.05

32.

1.

Остров Замби. Не шумите

11.05

33.

2.

Растения Бурятии

18.05

34.

3.

Итоговый урок

25.05

Календарно-тематическое планирование курса «Бурятский язык. 4 класс»

на основе УМК «Амар мэндэ-э! 4 класс»

урока

№ в раз-деле

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Коррекция

1.

1.

До свидания, лето. Здравствуй школа!

05.09

2.

2.

Повторение.

12.09

3.

3.

Входная контрольная работа

19.09

4.

4.

Счёт. Порядковые числа. Сколько тебе лет?

26.09

5.

5.

Кто самый лучший, что любит делать?

03.10

6.

6.

Про спорт

11.10

7.

7.

Мой любимый писатель

18.10

8.

8.

Урок выразительного чтения

25.10

9.

9.

Наш класс

01.11

10.

1.

Счёт от 10-100. Мне десять лет

12.11

11.

2.

Моя родословная

19.11

12.

3.

Моя семья

26.11

13.

4.

Профессии моих родителей

03.12

14.

5.

Мой день

10.12

15.

6.

Еда. Пища

17.12

16.

7.

Одежда

24.12

17.

1.

Традиционные праздники

14.01

18.

2.

С Днём рождения

21.01

19.

3.

Поздравление с праздником

28.01

20.

4.

Календарь. Литэ

04.02

21.

5.

Сагаалган-праздник единства и дружбы

11.02

22.

6.

Белая пища

18.02

23.

7.

Три игры мужчин

25.02

24.

 8.

Известные спортсмены Бурятии

04.03

25.

 9.

Мамин день

11.03

26.

10.

Самостоятельная работа

18.03

27.

11.

Работа над ошибками

01.04

28.

1.

Времена года. Погода

08.04

29.

2.

Животный мир

15.04

30.

3.

Наша любимая сказка

22.04

31.

4.

Бурятия-мой отчий край

29.04

32.

5.

Встреча лета

06.05

33.

6.

Итоговая контрольная работа

13.05

34.

7.

Повторение изученного за год

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова.

Рабочая программа по бурятскому  языку. 3 класс. Д.Д.Ошоров, С.Ц.Содномов, Р.С. Дылыкова....

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс...

Рабочая программа по бурятскому языку 3 класс

Рабочая программа по бурятскому языку 3 класс...

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Буряад хэлэнэй  программа хадаа мүнɵɵнэй шэнэ ФГОС-ой эрилтэдэ харюусамаар, «Буряад һургуулиин программанууд» дээрэ үндэһэлжэ (авторынь Р.С.Дылыкова)...

Рабочая программа по бурятскому языку 4 класс

Уровень владения бурятским языком, задаваемый в программе, характеризует образовательные услуги, которые представляют учащимся регион и школа согласно стандарту по бурятскому языку как государственном...

Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса

Рабочая программа по бурятскому языку для 4 класса...

Рабочая программа по бурятскому языку для 2 класса

Рабочая программа по бурятскому языку для 2 класса...