«Сказки и были Петропавловской крепости»
план-конспект занятия (2 класс)

Харитонова Ольга Вячеславовна

Конспект занятия

в рамках реализации

программе внеурочной деятельности «Петербургская гостиная»

ТЕМА: «Сказки и были Петропавловской крепости»

(опираясь на программу О. В. Солнцевой "Город-сказка, город-быль")

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представления о типе фортификационного сооружения «крепость».
  2. Выяснить причины необходимости укреплять будущий город посредством крепости.
  3. Развивать у учащихся познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
  4. Развивать у детей способность любоваться Петропавловской крепостью.
  5. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
  6. Учить элементарным навыкам семантического анализа двукорневых слов.
  7. Продолжать воспитывать патриотизм, гордость за историю родного города.

Основные даты: без указания года, замена точных дат фразами «давным-давно», «в те далекие времена».

Основные понятия и термины: остров, крепость, башня, стена, Петропавловская, бастион, шведы.

Оборудование занятия: 2 тетради по Петербурговедению на каждого ученика, подзорная труба, Мультимедийная презентация «Город-сказка, город-быль», поднос, грунт для цветов, совки на каждого, галька, конструктор «Деревянный город», деревянные геометрические фигуры плоскостные, печать, набор открыток «Виды Санкт-Петербурга».

 

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

 

Основное содержание урока

Формы и методы

время

(мин.)

 

Организационный момент урока

Здравствуйте, мои юные петербуржцы. Прошу вас, присаживайтесь. Проверим вместе вашу готовность ко встрече в нашей Петербургской гостиной. У вас на парте должны быть: 2 тетради по Петербурговедению, пенал, подзорная труба и набор открыток «Виды Санкт-Петербурга». Все готово? Замечательно, Вы достойны похвалы.

 

словесный 

1

 

Сообщение темы, цели, задач урока.

Тема нашей встречи сегодня «Что такое крепость? Тайна имени крепости». Мы узнаем, что же такое «Крепость», пополним наш словарик новыми понятиями и откроем много тайн, связанных с главной крепостью нашего города.

А сейчас мы отправляемся в увлекательное путешествие в историю: в те далекие времена, когда на месте нашего прекрасного города стояли леса, а вода в Неве текла свободно, легко по своему природному руслу. Еще не выросли великолепные дворцы, не расцвели сады, не высились памятники и в домах знатных князей еще не играла старинная бальная музыка. Была только удивительная северная природа, царь Петр Великий  на невских берегах и его мечта.

 

экскурсия, словестный

1

 

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Говорят, что мечта – это родная сестра сказки. Хотите услышать сказку? (дети: да). Отлично! Кто окажется самым внимательным, тому я поставлю в тетрадь печать в виде царской короны!

Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел его защитить от врагов (воспитатель выставляет на ковре макет дворца). Приказал король построить вокруг дворца толстые…(стены). (При помощи конструктора «Деревянный город» дети выставляют на ковре вокруг дворца стены). Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие…(башни). (Дети ставят башни). А за стенами вырос целый город! (Выставляются маленькие домики, выполненные детьми в конструктивных играх).

Тогда король приказал построить внешние стены и защитить город. (Дети берутся за руки, изображая стены). А вокруг крепости-вырыть ров и наполнить его водой (выкладывается синяя ткань изображающая воду) . Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть…

(крепостью).

словесный,

рассказ

4

 

Изучение нового материала.

1.  В начале встречи я сказала, что у нашего царя была мечта. О чем мечтал Петр Первый? (ответы детей)

Правильно, он мечтал построить самый прекрасный город на свете и назвать его в честь Святого апостола Петра – Санкт-Питер-бурхом.

 

Традиционное приветствие в кругу «Люблю по городу гулять»

словесный, беседа, коллективная игра

4

 

2.Каким словом закончилась наша сказка, кто вспомнит? (ответы)

Правильно. В нашем городе тоже есть крепость. Крепость расположена на острове.

А что такое остров? (ответы детей). Верно, остров-это часть земли, со всех сторон окружённые водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят? Вот в нашем городе у крепости, кроме каменных стен (педагог показывает стены на слайде), ещё и водные стены имеются. Крепость эту Петр Первый велел построить на маленьком острове, чтобы защищаться от шведов, которые хотели захватить невские берега. Остров тот называли заячьим. Как вы думаете, кто на нём жил? (ответы детей). Сегодня на этом острове можно увидеть скульптуру зайца.

 

Физкультминутка «По болоту Петр шел»

словесный, беседа, дискуссия, коллективная игра

5

 

3.Крепость Пётр назвал Петропавловской, в центре её заложил церковь Святых Петра и Павла. Как вы думаете, в честь кого Петр назвал крепость? Правильно в честь апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра.

словесный, рассказ

1

 

4.Крепость была построена из…

 Давайте рассмотрим стены крепости. Как вы думаете из чего они сделаны? Сначала стены делали из земли, а потом Петр решил укрепить стены. Поэтому стены стали выкладывать из камня. Какими должны быть стены крепости, чтобы они могли защищать? (ответы детей).

Мы тоже с вами на подносах выложим стены крепости (дети выкладывают земляные стены крепости, затем обкладывают их галькой).

словесный, беседа, творческое задание

5

 

5. А что ещё защищает крепость, кроме стены воды? Конечно же пушки. Как вы думает, почему стреляет пушка? Разве на крепость кто-нибудь нападает? (ответы детей). Пушка Петропавловской крепости стреляет каждый день в 12:00.

словесный, рассказ

1

 

6. Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы - башни. Давайте посчитаем, сколько углов у каждой башни (дети рассматривают план башни, считают углы). Правильно углов всего 5. Эти угольные башни называют бастионами. Выберите геометрические фигуры подходящие по форме для обозначения бастиона.

Давайте посчитаем сколько бастионов в Петропавловской крепости? Верно, 6. Положите 6 найденных вами фигурок- бастионов. А теперь их нужно соединить стенами какими фигурами можно обозначить стены? (при помощи прямоугольников и пятиугольников дети собирают вид внешний крепостной стены).

Гимнастика для глаз «Подзорная труба»

А теперь, с помощью подзорной трубы, представляя, что мы солдаты на посту, осмотрим окрестности, что мы видим? (дети выполняют задание и называют все объекты, которые видят)

Правильно построить бастион - дело очень важное, потому за их строительством следили друзья Петра Первого. По их фамилиям названы бастионы Петропавловской крепости (называются бастионы по часовой стрелке, начиная с Трубецкого бастиона). Но один Бастион государь Петр никому не доверил, строил его сам. Как вы думаете, как его могли назвать? Его называли Царским или Государевым.

 

Динамическая пауза «Бастионы»

словесный, рассказ, творческое задание, коллективная игра

5

 

Первичное осмысление и закрепление нового материала.

Динамическая пауза «Крепость и Бастионы»

Вопросы для закрепления:

Может ли крепость быть городом?

Может ли крепость быть за городом?

Почему современному городу не нужны крепостные стены для защиты от врагов?

Зачем вокруг крепости роют рвы?

Найдите в наборе открыток виды Петропавловской крепости.

В тетради на печатной основе по оглавлению найдите тему «Петропавловская крепость» и подпишите все бастионы, опираясь на слайд на интерактивной доске.

Заучивание по мнемотаблице стихотворения М. Борисовой «Стреляет в полдень пушка»

словесный, викторина,творческое задание

6

 

Рефлексия.

Сегодня мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. Вы научились давать определение понятию «крепость», вспомнили, о чем мечтал основатель нашего города, в честь кого он назвал крепость, узнали настоящие военные термины «бастион», «пушка», «крепостная стена», поняли, как строили крепости раньше, как называются бастионы Петропавловской крепости, повторили игры и физкультминутки.

 Если вы захотите увидеть Петропавловскую крепость своими глазами, то можете пригласить свою семью пойти туда на прогулку.

 

словестный, рассказ, рефлексия

1

 

Комментирование оценок.

За отличную работу на петербургской встрече печатью в виде царской короны награждаются следующие ребята….

самооценивание

1

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"

Эту презентацию можно использовать на уроке  по истории города....

Викторина по истории создания Петропавловской крепости

Вопросы с вариантами ответов на тему: "История Петропавловской крепости"....

Петропавловская крепость

Урок повторения и закрепления изученного материала по истории города....

Презентация для внеклассного занятия "Петропавловская крепость"

В презентации показаны архитектурные строения, которые находятся на территории Петропавловской крепости, их назначение....

Петропавловская крепость и домик Петра I

презентация к уроку истории СПб...

Путешествия по Петербургу . Петропавловская крепость. (презентация)

Презентация к занятию по краеведению 3 класс. Предназначена для итогового урока по изучаемой теме. Отражает историю создания крепости, ее архитектуру....