Социальный проект "Моя малая Родина"
проект (4 класс)

Зейлингер Ольга Николаевна

"Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству" (Д.С. Лихачев)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 8 Г. ЛАБИНСКА

Рассмотрен:

На заседании МО воспитателей

Руководитель МО

______________Савченко М.А.

«____» ______________201__г.

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

___________  Бандурова Н.В.

«____»____________201__г.

Утвержден:

Решением педсовета

Протокол № ____ от

«___»__________201__г.

Председатель педсовета

___________ Скорик О.В.

ПРОЕКТ

(для учащихся 1-4 классов коррекционной школы)

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории ГКОУ школы №8 г. Лабинска Зейлингер О.Н.

Социальный проект «Моя малая Родина».

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

                                                                                                                       (Д.С. Лихачев)

Название проекта: «Моя малая Родина».

Руководитель проекта: воспитатель – Зейлингер О.Н.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10-11 лет.

Состав проектной группы: педагог совместно с учащимися 4 класса, родители, социум: библиотека, музей.

 Актуальность проекта.

С самого раннего рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно знать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Младшим школьникам уже доступно чувство любви к родному городу, к родной природе, к своей Родине. А этот и есть начала патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагога и родителей, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребят черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, школе, родной улице, традициям, чувство гордости за достижение страны.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития  учащихся младшего школьного возраста имеет знакомство с родным городом, с его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной. Школьники не владеют достаточной информацией о родном городе, имеют скудные знания о знаменитых людях своего города, о памятниках, которые находятся на территории Лабинска. Следовательно, мы считаем, данную проблему актуальной.

Проблема: школьники не владеют достаточной информацией о родном городе.

Цель: Продолжать обогащать знания учащихся о понятии – малая Родина через организацию разных видов деятельности.

Задачи:

        1. Познакомить с историей образования города, развивать познавательный интерес младших школьников к истории и культуре своего этноса.

        2. Сформировать представление о своем городе, как части России, об истории возникновения родного города, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях.

        4. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, к родному дому, школе, родной улице, городу.

        5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы, направленной на достижении цели проекта.

Принципы реализации проекта.

Содержание программы построено в соответствии с принципами нравственно-патриотического воспитания детей:

  1. Принцип коррекционной направленности.
  2. Принцип гуманизации.
  3. Принцип учета региональных условий.
  4. Принцип дифференциации.
  5. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.
  6. Принцип интеграции.

Тип проекта: поисково - исследовательский, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 год).

Режим работы: в группе продленного дня.

Форма проведения: целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсии в музей, презентации, организация игровой деятельности (словесные, дидактические и сюжетно-ролевые игры); беседы, использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о родной земле, показа фильма о подвигах русских людей; рассматривание иллюстраций, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего города; составление описательных рассказов о достопримечательностях родного города, оформление альбома «Мой Лабинск», создание рисунков «Я и моя семья», «Самый красивый дом», чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества; проведение праздника День Матери, Новый год, День Победы, подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров, альбомов, папок-передвижек, посещение и помощь ветеранам ВОВ.

Постановка проблемы.

Для того, чтобы ребенок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение, стало объектом его познания. Важно пробудить интерес к истории своей семьи, школы, родного города. Следует начинать с более близкого школьникам понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица - мой город – моя страна – моя планета). При совместном составление с учащимися плана реализации социального проекта «Моя малая Родина» использовали модели трех вопросов: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?» Предлагаю участникам проекта (учащиеся и родители) совместное выполнение рисунков по теме: «Я и моя семья», «Самый красивый дом», составление рассказа «Дом, в котором я живу».

Распределение работы по этапам:

Сроки

Этапы программы

Сентябрь

(01.09 – 29.11)

Подготовительный (создание условий для реализации проекта, постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию, подбор иллюстрированного, художественного, аудио-видео материала по теме проекта, составление с учащимися плана реализации проекта, знакомство с темой проекта родителей и информационный материал для них).

Сентябрь – май

(01.09 – 29.05)

Исследовательский, творческий (знакомство с материалами проекта, поиск решения проблемы, оформление информационного уголка, индивидуальные консультации, подбор литературы и иллюстраций по теме, организация работы через виды деятельности).

Май

(01.05 – 29.05)

Презентационный (презентация социального проекта через фото, видео материалы о родном городе, представленное участниками проекта, создание альбома, проведение и участие в праздниках).

Объем и содержание работы:

Творческое и речевое развитие: составление творческих рассказов «Дом, в котором я живу», «Семейные традиции», «Мой лучший друг», «Кто работает в школе?», «Мое любимое занятие», «Я горжусь трудом своих родителей», разъяснение пословиц о Родине, загадок, чтение стихов лабинских и кубанских поэтов о родном городе, крае.

Чтение  произведений: отрывок из книги Л. Воронковой «Солнечный денек», чтение рассказов «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Маша-растеряша», «О мальчиках и девочках» С. Маршака, «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила – не право» К. Ушинский, Н. Носов «Школьная жизнь», Д. Родари «Какого цвета ремесла?», Э. Мошковская «Жил-был учитель», В.Д. Дмитриева «Главные правила поведения», В. Степанов «Моя Родина – Россия», Красная книга Кубани (том 1 и 2).

Мультипликационных фильмов, русских сказок: «Мойдодыр», «Трубка и медведь», «Мама для мамонтенка». «Царевна-лягушка», «Морозко», «Дикие лебеди», «Цветик – семицветик», 12 месяцев, «Невежливый бобренок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Чтение и заучивание стихов, песен: Е. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Не мешайте мне трудиться», «Подарки осени» Е. Благининой, «Учат в школе», В. Маяковский «Кем быть?», М. Пляцковский «Чему учат в школе», В. Берестов «Читалочка», С. Михалков «Кто на лавочке сидел».

Просмотр презентаций «Символы Лабинска», заочная экскурсия «Достопримечательности нашего города»;

Развивающие и дидактические игры: «Семья», «Мой дом», «Ласковые слова», «Где я живу?», «Где ты живешь?», «Что нужно для работы», «Назови свой адрес», «Кем быть?», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как мы живем в школе», «Мое имя».

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Кафе», «Больница», «Поликлиника», «Дочки-матери».

Работа с родителями: оформление информационного уголка, индивидуальные консультации, совместное изготовление костюмов, декораций к праздникам, анкетирование «В чьих руках его судьба».                           

Декоративно-прикладное творчество: рисование по теме «Я и моя семья», «Самый красивый дом», «Моя мама лучшая на свете», выставки поделок, аппликаций, фотографий  на День Матери,  8 Марта, 23 февраля, День Победы.

Экскурсия в центральную детскую библиотеку имени А.С. Пушкина, посещение краеведческого музея, экскурсия в осенний лес «Золотая карусель», в зимний лес «Зимушка – зима в Лабинск пришла» (операция «Забота» - помощь птицам).

Планируемые продукты проекта:

1. Творческое составление рассказов по темам: «Дом, в котором я живу», «Семейные традиции», «Мой лучший друг», «Кто работает в школе?», «Мое любимое занятие», «Я горжусь трудом своих родителей»; просмотр презентации «Символы Лабинска», «Достопримечательности нашего города»; чтение стихов лабинских и кубанских поэтов о родном городе, крае. Чтение художественных произведений, заучивание стихов и песен, просмотр мультипликационных фильмов и русских народных сказок.

2. Сюжетно-развивающие игры: «Парикмахерская», «Кафе», «Больница», «Поликлиника»; развивающие и дидактические игры: «Семья», Мой дом», «Ласковые слова», «Где я живу?», «Где ты живешь?», «Что нужно для работы», «Назови свой адрес», «Кем быть?», «Мой имя», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

3. Выставка художественного творчества: рисунки на темы «Я и моя семья», «Самый красивый дом», «Моя мама лучшая на свете», фотовыставка «Самая красивая из женщин», поделки «Букетик для мамы», аппликация «Открытка для папы к 23 февраля»,

Оформление альбома «Мой Лабинск».

4. Встреча с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, оказание помощи и участие в праздничных днях «День Матери», «День Победы».

5. Анкетирование родителей «В чьих руках его судьба».

6. Экскурсия в центральную детскую библиотеку имени А.С. Пушкина, посещение краеведческого музея, экскурсия в осенний лес «Золотая карусель», в зимний лес «Зимушка – зима в Лабинск пришла» (операция «Забота» - помощь птицам).

Оценка результатов проекта

Реализация данного проекта приводит:

- решению поставленной цели и задач, проблемы между семьей и школой;

- обеспечению благоприятного эмоционального благополучия учащихся и родителей;

- повышению уровня знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом»; «Мой город»;

- подбору литературного материала о малой Родине;

- пополнению развивающей среды группы альбомом о нашем городе «Мой Лабинск».

Апробация проекта: ГКОУ школа №8 г. Лабинска.

Результативность проектной деятельности

 в рамках нравственно-патриотического воспитания

в условиях школы №8 г. Лабинска

В ходе реализации социального проекта были получены следующие результаты:

  1. В школе как образовательной системе

- заложена основа для формирования системы нравственно-патриотического воспитания;

- обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

- в познавательной сфере: повысилась мотивация к изучению ряда предметов (чтение, изобразительное искусство, труд, ознакомление с окружающим

- в социальной: формирование неравнодушного отношения к происходящей действительности; развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, повышение уровня речевой активности.

Итоги реализации проекта

  1. Знание учащимися информации о своей семье, доме, об истории родного города.
  2. Понимание значимости, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительнице очага.
  3. Умение организовывать развивающие игры на основе имеющихся знаний.
  4. Воспитание любви к родным местам, к малой Родине, развитие толерантности.
  5. Реализация потребности учащихся в продуктивных видах деятельности.