Классный час Коми орнамент
классный час (1 класс)

Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Используется в проекте "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_komi_ornament.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Коми орнамент.

Цель: Познакомить с орнаментом в костюмах коми народа.

Технологии: Технология совместной деятельности (КТД), технология ИКТ

Личностные УУД

  • Сформировать любовь к своему народу

 Регулятивные УУД

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
  • Умение проговаривать последовательность действий
  • Сформированность умения работать по предложенному плану.

  Познавательные УУД

  • Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками и взрослыми

   Коммуникативные УУД

  • Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности
  • Сформированность умений осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации и работать с ней
  • Способность слушать и понимать речь других

Ход занятия:

1.Организационный момент

- Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Ребята, как можно встретить дорогих гостей? (Видза оланныд,чолом, пырой-пуксьой, шойччой-шонтысьой) Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и начнем наш классный час, посвященный чему? Почему мы так нарядно сегодня оделись? (ответы детей)

2. Мотивация

-Я сегодня к вам на занятие пришла в необычном образе. В образе кого? (предположения)

-Сегодня я пришла к вам в гости в образе коми мастерицы-рукодельницы.

- А вы знаете, кто такая рукодельница? (шила одежду, вышивала, вязала, всё делала своими руками)

3. Актуализация знаний

-Давайте посмотрим, как воспитывали в коми семье с детства рукодельницу.

(иллюстрации: девочка за прялкой, женщина девушка вышивает, женщина сидит за ткацким станком)

-Кто знает, сколько коми девочке было лет, когда её усаживали за прялочку и учили прясть? (6-7 лет)

-В коми крестьянской семье девочки уже в возрасте 6-7 лет садились за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь ткать на ткацком станке. И глядя на нарядно одетую девушку, соседские коми ребята понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой.  С такого раннего возраста коми люди готовили своих дочерей быть хорошими хозяйками и рукодельницами.

-Ребята, скажите, пожалуйста, в гости ходят с пустыми руками? (нет) 

- И я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой сундук. Вы, его видите? (нет)

-Да, с Бадьельска мне сложно было принести сундук и я решила показать вам его виртуально.

- Откуда я могла взять этот сундук? (из музея, из избы)

-Что коми мастерицы рукодельницы хранили в сундуках? (одежду, полотенца, инструменты для вязания, вышивки, шитья)

-Вам интересно узнать, что в моём сундуке?  (да)

-Сундук покажет вам, что в нём хранится, если вы отгадаете загадки:

Загадки

1.  Я на плечиках держусь,

     Повернёшься – я кружусь. (сарафан) САРАПАН

4. Не сшиты, не кроены,

     А на ниточке собраны. (чулки) ЧУЛКИ

2. Входишь в одну дверь,

А выходишь из трёх,

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошёл.

(рубашка, рубаха) ДӦРӦМ

5 Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(варежки,  рукавицы) КЕПЫСЬ

3. Я на поясе держусь.

    Я на кухне пригожусь. (передник)

Водздора

6.  Надену - ободом сведёт,

Сниму - змеёю упадёт,

Тепла не даёт,

А без него холодно.

(пояс) Вӧнь

-Как можно одним словом обозначить что это? (одежда)

-Мы сейчас такую одежду носим? (нет)

-А когда её носили? (в давние времена)

-А какой народ её носил, если наш классный час посвящен краеведению? (коми)

- Посмотрите внимательно, предметы одежды нарядно украшены. Как называется украшение одежды?  (узор)

- А как по-другому, как можно назвать узор? (орнамент)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какая, тема сегодняшнего занятия? ( коми орнамент) 

    (Тема: «Коми орнамент»)

5.Планирование

-Посмотрите на меня. Я в коми национальном костюме, украшенным коми орнаментом. Глядя на меня, какие вопросы у вас могут возникнуть по нашей теме «Коми орнамент»? (ответы)

-Я вас поняла. Вы, наверное, хотели бы узнать:

  • Что такое орнамент?
  • Из чего состоит коми орнамент?
  • Где наносили орнамент в коми костюме?
  • Зачем нужен коми орнамент?
  • Какой бывает орнамент?

- Важно ли вам про всё это знать? Почему?

 (Мы живём в коми крае, мы коми люди, должны знать о бабушках, дедушках, должны знать традиции коми народа.)

5. Открытие новых знаний

- Как вы считаете, откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было красочных журналов, книг, телевидения? (придумывали сами)

-  Узор состоит из элементов. Каждый элемент имел свое название (показ по слайду)

- А вы хотите попробовать сами нарисовать элемент? Берите листочки, попробуйте начертить сами и потом рассказать, как ваш элемент называется.

Практическая работа

- Кто помогал мастерицам придумывать такие узоры? (сама природа)

- Теперь используя элементы, попробуем расшифровать письмо мальчика.

- Если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Повторим все хором. (Орнамент – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов)

Вывод: Орнамент состоит из узора, а узор из элементов.

- На какие вопросы мы ответили? (что такое орнамент и из чего он состоит)

(иллюстрации: мужчина и женщина в коми костюмах)

- Ребята, где рукодельница вышивала на своём костюме коми орнамент? (внизу рукавов, на вороте рубахи, кайма по подолу сарафана, нижнюю часть фартука, пояс, головной убор)

- Давайте рассмотрим мужской костюм и посмотрим, где наносили коми орнамент.  (На косом вороте рубахи, поясе)

- На какой вопрос мы постарались найти ответ? (Где наносили орнамент в коми костюме?)

- Чей костюм был больше украшен орнаментом? (женский)

-Почему? (женщина должна быть красивой, она показывала, какая она рукодельница)

-Значит, какую функцию нёс орнамент? (украшения)

-Какая деталь коми костюма как женского, так и мужского была украшена полностью коми орнаментом? (пояс)

(Показ поясов учителем)

-Почему? (Он был оберегом. Оберег – происходит от слова беречь, оберегать, защищать и хранить)

- В старину верили, что с помощью орнамента можно защитить себя от разных бед. Пояс и ленточка обладают волшебной силой. Без пояса ни старый, ни малый не выходили на улицу. На ребенка пояс надевали, когда у него начинали прорезываться зубки.

- От чего люди оберегали себя, свою семью? (От болезней, бед и неудач. Оберег помогал охотникам на охоте, чтобы в лесу не заблудиться, рыбакам на рыбалке, приносил счастье и удачу)

- Ребята, хотите мы с вами сейчас сделаем обереги на пояса и на ленточки?

- Создавая обереги, нужно соблюдать некоторые правила:

1) Они не могут быть изготовлены для себя;

2) Изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

- Девочки украшают пояса для мальчиков, а мальчики – ленточки для девочек. На что обращаем внимание? (орнамент должен быть точным, все линии одинаковой длины, между ними одинаковое расстояние)

Практическая работа.

- Значит коми орнамент, какую ещё функцию нёс? (он служил оберегом)

-На какой вопрос мы нашли ответ? (Где наносили орнамент в коми костюме? Зачем нужен коми орнамент?)

Физминутка «У оленя дом большой»

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

Тук-тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай,

Лапу подавай!

6.Закрепление изученного.

-Ребята, а какие задания вы сами можете придумать на тему сегодняшнего урока? (версии)

-А можем ли мы с вами все это сохранить?

- Для вас я придумала следующее задание. Для этого мы должны разделиться на группы.

Практическая работа. Работа в группах.

- Каждой группе задание: отгадать загадку и с помощью спичек выложить элемент коми орнамента.

1 группа:

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?

(солнце)

2 группа:

Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
(олень)

3 группа:

Нет у него ни острых клыков,

Нет ни когтей, ни мощных рогов,

Но всех он может победить,

И все в природе покорить!

 (человек)

Проверка практической работы, анализ ошибок.

-Можно ли закрыть сундук, раз мы ответили на вопросы, будем ли мы ещё обращаться к сундуку?

7.Рефлексия

-Я вас благодарю за работу, и хочу вас спросить, на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что интересного?

- Чему научились?

8.Самооценка

-Встаньте ребята, кому сегодня было интересно на занятии.

- Кто считает, что был сегодня помощником.

- Теперь вы, наверное, можете себя назвать рукодельницами и мастерами. И я вам хочу подарить одежду коми костюма, а вы дома попробуйте нарисовать на них коми орнамент.

(Детям дарятся рубахи и фартуки коми костюмов. и предлагается дома нарисовать на них орнамент)    

- Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

  1. Грибова Л.С, Савельева Э.А. Народное искусство коми. Коми йозкоста искусство.– Москва. 1992.
  2. Ярасова Е.К.Методическое пособие. Краеведение. Сыктывкар.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коми орнамент

Составные части Коми орнамента...

Презентация "Народный Коми орнамент"

Данная презентация хороший помощник к урокам краеведения (ИЗО)....

Проект "Вышивание салфетки коми орнаментом"

Данный проект используется на уроке технологии....

Использование коми орнамента в бисероткачестве

В данной презентации масер-класс на тему "Использование коми орнамента в бисероткачестве"....

Приёмы симметричного вырезания «Закладка с Коми орнаментом» (Сыктывдинский район) 2 класс

Карточка-задание для самостоятельной работы. Приёмы симметричного вырезания: «Закладка с Коми орнаментом» (Сыктывдинский район) 2 класс...

Внеурочное занятие. Изготовление Коми малицы. Украшение Коми орнаментом.

Сохранение традиций Коми края. Расширять представления детей о Коми республике, как о своей малой Родине, познакомить с историей Коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить ра...

Народный коми орнамент

Цель: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном коми орнаменте...