конспект урока эрзянского языка в 3 классе "Тиринь мода"
план-конспект урока (3 класс)

Пиянзина Елена Васильевна

конспект урока эрзянского языка в 3 классе "Тиринь мода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_erzyanskogo_yazyka_v_3_klasse_tirin_moda.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по эрзянскому языку в 3 классе

Тема урока

Тиринь мастор

Тип урока

Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом. Комбинированный урок.

Цель

Овладение наиболее употребительными понятиями урока: сведениями о Республике Мордовия, его символах, городах РМ, умение использовать лексико-грамматический материал в речевых ситуациях.

Задачи

  1. Расширить представления детей о родной стране, родном крае:  символами РМ, городами, реками мордовского края; познакомить с новыми словами: прявтош, пелькс, лей, од, сыре; закрепить слова и грамматические конструкции, изученные ранее; формировать навыки использования электронной базы словарей.
  2. Развивать  умение сравнивать, делать выводы, развитие творческого воображение, образного мышления, памяти, расширение словаря; умения воспринимать знакомые лексические единицы из речи, музыкальных произведений. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.
  3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край». Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, к государственным символам РМ, культурному наследию мордовского народа, бережного отношения к природе родного края через музыку, живопись.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

  1. Формирование системы знаний о географическом положении, административном устройстве, символах Республики Мордовия;
  2. Овладение навыками использования электронной базы словарей для решения учебных задач.
  3. Пополнение лексического запаса учащихся новыми словами: прявтош, пелькс, лей, од, сыре;

Закрепление слов и грамматических конструкций, изученных ранее;

  1. Развитие умения разгадывать ребусы, работать по картине, отвечать на вопросы.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности,  творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. 

Методы и формы работы

Объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. 

Оборудование урока

  • Эрзянский язык. 3 класс. Второй год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся / С.Ю. Дмитриева  и др.– Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 144с.
  • Листы с пословицами на русском и эрзянском языке
  • Интерактивная доска СМАРТ
  • Проектор
  • Презентация для интерактивной доски СМАРТ

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ребята, представьте себе, что вы поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Найдите на небе самую яркую звезду. И загадайте желание на сегодняшний урок.

Подготовка класса к работе.

Дети читают хором:

Ушодтано минь урок

Ды минек весе анок:

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Синтез, сравнение, обобщение

Языковая гимнастика. - Кода тонь леметь?

 - Тон кие?

 - Кодамо классо тон тонавтнят?

 - Зяро тон иеть?

 - Косо тон эрят?

  - Кодамо иень шкане тонь чачома чит?

- Кодамо иень шкась ушосо?

Повторение ранее изученной лексики

- Нама, эйкакшт, ушосо тундо. А кодамо эрси тундось?

Выберите слова, характерные для весны (лембе, мазый, маней, пси, пиже, ожо, сёрмав, цецяв, ловов, даволов).

-Эйкакшт, а кодат нармунть сыть лембе масторсто тунда?

Дети отвечают на вопросы,

вспоминают прилагательные, названия перелетных птиц; выполняют действия на интерактивной доске.

Общеучебные осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; активизация лексического запаса уч-ся

III.

Постановка учебной задачи.

Введение в тему.

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. 

Постановка задач  и целей урока.

Ребята, о чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, выполнив следующее задание: перенесите названия чисел на эрзянском языке под их численное обозначение.

Какое слово у нас получилось?

Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название.

-  Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е.  часть страны, где проживаем мы с вами.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

– На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить?

Рассказ учителя с демонстрацией на карте.

Мордовия - национальная республика. Она  расположена в центре европейской части России. На севере граничит с Нижегородской областью, на юге - с Пензенской, на западе - с Рязанской, на востоке - с Ульяновской, и на северо-востоке - с республикой Чувашия.

У нашей республики есть свой герб, флаг и гимн.  В Мордовии 3 государственных языка: русский, эрзянский и мокшанский.

Государственный гимн РМ представляет собой торжественную песню, состоящую из трёх куплетов, исполненных на трёх государственных языках Автор слов С.В. Кинякин, музыку написала Н.В. Кошелева. 

Организовывает беседу по вопросам:

- Вы знаете, как нужно слушать гимн?

Прослушивание гимна РМ

- Как называется столица нашей республики?

Ставят  цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети вспоминают числительные в пределах ста, переносят числа на интерактивной доске, воспроизводят высказывание, которое получилось (Мордовия)

Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, карту  и отвечают на вопросы.

Отвечают  на вопросы учителя.

Высказывания обучающихся: стоять тихо, слушать внимательно и серьезно, мальчики должны снять головные  уборы, Саранск

Слушают гимн РМ 

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта).

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления.

Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания рассказа, формирование чувства гордости за свой родной край;

осознание своей этнической принадлежности.

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Ребята, а как вы понимаете слово столица? Где мы можем узнать толкование  этого слова?

- Я предлагаю вам посмотреть какое определение этому слову дается в толковом словаре Ожегова (ссылка: Главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений.)

- А на эрзянском языке это слово звучит так: прявтош.  Повторите это слово за мной. Это сложное слово. А из каких простых слов, изученными нами, оно состоит?

Знакомство с новыми словами:

 Также мы с вами познакомимся со словами:

пелькс – часть

лей – река

од - молодой

сыре – старый. (сл.8)

Эйкакшт, панжинк словаренк ды сермадынк валтнэнь.

Физкультминутка для глаз

Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете.

Повторяют  новые слова на эрзянском языке за учителем, записывают их в словарики

Выполняют физминутку для глаз

Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнительного анализа значения слова и дословного перевода, формулировка выводов.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия.

Организует обучающихся на исследование.

Работа с учебником: чтение текста с. 89, упр.1

- Эйкакшт, панжинк книганть: страницась кавксонькемень вейксэце, упражнениясь васенце. Ловносынек текстэнть ды ютавтсынек рузонь кельс.

Организует беседу по прочитанному:

- Сколько в Мордовии городов? -  Какой из городов самый старый?

 - А какой самый молодой? - А какой город является большим железнодорожным центром?

А в каком районе родился С. Эрьзя?

Ребусы: Реки Мордовии.

 Ребята, а разгадав ребусы, вы узнаете названия крупных рек нашего края.

Читают тест и переводят на русский язык.

Отвечают на вопросы (семь, Темников, Ковылкино, Рузаевка,  в Ардатовском районе)

Разгадывают ребусы на интерактивной доске (Сура, Мокша, Исса, Вад, Алатырь)

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о родном крае;  

Регулятивные: ориентирование в учебнике,  планирование;

Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

VI. Первичное  осмысление и закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Установление правильности и осознанности нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция пробелов в осмыслении материала.

Первичное закрепление с комментированием.

 Работа в группах

Через века, из поколения в поколение передавалась любовь народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках.

У каждой группы на партах пословицы на эрзянском языке. Переведите их и выберите те, которые относятся к теме нашего урока.

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

 - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее?

- Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине?

Мы должны любить наш край.

 Физкультминутка с элементами самомассажа

Оперирование изученными понятиями.

Переводят пословицы, сопоставляют их с переводом, доказывают свое мнение, объясняют их значение,

прикрепляют листы с пословицами на эрзянском языке на доску.

Ответы на вопросы:

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.

Выполняют самомассаж.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, освоение способов решения проблем поискового характера;; логические – осуществление поиска необходимой информации; умение анализировать объекты с целью выделения признаков;  

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует творческую деятельность по применению новых знаний.

Работа по картине Ю. Бакаевой «Деревенский пруд. Старое Синдрово.» 

Родной край для любого человека  самое любимое место, место, в которое всегда хочется вернуться.

Село Старое Синдрово -  место, в которое всегда хочется вернуться мордовской художнице Юлии Бакаевой.

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Ю. Бакаевой «Деревенский пруд. Старое Синдрово.»

Что вы видите на переднем плане?

А что на втором плане?

Что изображено на заднем?

- Какие краски преобладают на картине?

- Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?

 Подводит итог, общий вывод.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Ответы на вопросы по картине:

На переднем плане тихий деревенский пруд, берега которого заросли кустарником. На втором плане - сельские дома, мостик для спуска к воде.

На заднем плане чернеет лес и небо с перистыми облаками.

Картина выполнена в голубовато - зеленой гамме

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое устное высказывание; логические – построение логической цепи рассуждений, рассказа.

Личностные: самоопределение; творческое самовыражение; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Прослушивание песни «Эрзянь мастор» в исполнении Бакич Видяя»

Я предлагаю вам прослушать песню на эрзянском языке в исполнении Бакич Видяя.

 Бакич Видяй (настоящее имя певца - Виктор Чичайкин) выступает как автор-исполнитель собственных сочинений.

Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Организует беседу по прослушиванию:

- Какие знакомые слова вы  смогли разобрать из текста песни?

 Какой вывод вы можете сделать: о чем поется в этой песне?

- Ребята понравилась вам песня? Какие чувства она вызвала у вас?

- От песни веет теплом и радостью, она пронизана чувством безграничной любви автора  к родной земле, природе.

Подводит к формированию понятия «Родной край».

- Можно ли сказать, что край,  в котором мы живём, это наша родина?

- Что можно назвать Родиной?

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

И мы все любим свой родной край.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

 -А как мы можем заботиться о своей Родине, родном крае?

Дает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению: подобрать стихи мордовских поэтов о Родине.

Слушают песню

Высказывания обучающихся: тиринь мастором, эрзянь мастором, морась, паро, мазый.

Участвуют в обсуждении:

Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил.

Высказывания уч-ся: беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга.

Слушают инструктаж, записывают в дневник

Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение;  во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край,

осознание своей этнической принадлежности,  уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

IX. Итоги урока. Рефлексия

Инициирование рефлексии учащихся.

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

- Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам особенно понравилось?

Рефлексия. Итак, ребята, выясним,  какую звезду вы сегодня смогли достать.

 - Те из ребят, кто считает, что сегодня был не их день, у них что-то не получилось,  а сегодня ваших сил и знаний хватило, чтобы поймать маленькую звездочку.

- Те, кто работал хорошо, в целом собой доволен, но допустил немного ошибок, смог достать звезду среднего размера.

- Те ребята, кто сегодня работал увлеченно, может по полному праву считать что, достал большую звезду.

Оценивают себя, выкладывают звезды на интерактивной доске

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения. 

Список используемой литературы.

  1. Лексикология современных мордовских языков: учеб. пособие. — Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1983. 294 с.
  2. Методические рекомендации к учебному пособию «Эрзянский язык. 3 класс» / Дмитриева С.Ю., Ломакина Л.Ф.;МО РМ, МРИО. – Саранск, 2010.- 143с.
  3. Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. — Саранск.
  4. сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com

сайт: geraldika.ru/i/Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса учащихся к урокам эрзянского языка

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся....

Конспект урока эрзянского языка в 3 классе Тема урока: «Тиринь мастором»

Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является многоязычное образование. Данное направление очень важное, актуальное и востребовано системой регионального образования и,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...

Урок эрзянского языка в 3 классе "Эрзянь авань оршамопель"

Открытый урок  в разделе "Культурное наследие мордвы"...

Конспект урока эрзянского языка в 4 классе "Кшись - весементень прявт.

На уроке дети расширяют знания о хлебе, о профессии хлебороба....

конспект урока эрзянского языка в 4 классе "С.Д.Эрьзя"

конспект урока эрзянского языка в 4 классе "С.Д.Эрьзя"...