Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы
рабочая программа

Хабибуллина Людмила Михайловна

Программа разработана на основе Программы для 1 – 4 классов общеобразовательных организаций Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Краснодар: Перспективы образования, 2018г.Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО

Краснодарский край Муниципальное образование Павловский район

станица Атаманская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета МБОУ СОШ № 4 им. В.В. Шитика                  ст. Атаманской от 31 августа 2021 года протокол №1

Председатель педсовета

__________ Л.В. Бойко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету     кубановедению

Уровень образования  (класс)    начальное общее образование, 1-4 класс 

Количество часов   135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Учитель        Хабибуллина Людмила Михайловна 

Программа разработана на основе Программы для 1 – 4 классов общеобразовательных организаций Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Краснодар: Перспективы образования, 2018г.Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

-воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;

-воспитательного эффекта-того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

-о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

-об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;

-о природных, климатических условиях Краснодарского края;

-об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми-учителями, родителями- как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов предполагает                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения  к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е.в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом  от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

-на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём  наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.

1. Личностные результаты

1.1 Гражданско-патриотическое воспитание:

-становление ценностного отношения к своей Родине - России;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам;

-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

1.2. Духовно-нравственное воспитание:

-признание индивидуальности каждого человека;

-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

1.3. Эстетическое воспитание:

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

1.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

1.5. Трудовое воспитание:

-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

1.6. Экологическое воспитание:

-бережное отношение к природе;

-неприятие действий, приносящих ей вред.

1.7. Ценности научного познания:

-первоначальные представления о научной картине мира;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

2.Метапредметными  результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской  деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);

-активное использование  речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

-осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации  по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-аргументация свое точки зрения и оценка событий;

-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

-освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.

К концу 1 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
  • адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
  • традиции своей школы;
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
  • основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
  • основные достопримечательности родного населённого пункта;
  • профессии жителей своего города ( села, станицы и т.д.);
  • основных представителей растительного и животного мира своей местности;
  • духовные святыни малой Родины.

учащиеся должны уметь

  • выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
  • составлять рассказ-описание по картинке, по увиденному;
  • находить географические объекты на карте-схеме;
  •  приводить примеры Святых мест Кубани;
  • реализовать коллективный исследовательский или творческий проект.

К концу 2 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • особенности времён года, характерные для своей местности;
  • особенности рельефа своей местности;
  • названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
  • названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;
  • значение Красной книги Краснодарского края;
  • особенности труда и быта земляков;
  • родственные связи в семье, уклад семьи;
  • герб, флаг, гимн Краснодарского края;
  • кубанские песни, пословицы и поговорки;
  • основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
  • имена выдающихся людей своего района;

учащиеся должны уметь

  • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
  • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
  • различать растения своей местности;
  • выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
  • природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
  • формы земной поверхности края;
  • разновидности водоёмов края;
  • особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
  • названия и отличительные признаки наиболее распространенных в Краснодарском крае растений и животных;
  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
  • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.;
  • внутреннее и внешнее устройство храма.

учащиеся должны уметь

  • определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных;
  • различать особо охраняемые растения и редких животных;
  • ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
  • объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.

К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• природные зоны Краснодарского края;

  • различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;

• природные богатства родного края и их использование человеком;

• символику Краснодарского края;

• органы местного самоуправления;

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;

• достопримечательности родного края, своего района;

• наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края;

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;

• важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края;

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;

• фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;

уметь

• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России;

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;

• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);

• правильно называть  памятники культуры и истории  края;

• исполнять гимн Краснодарского края.

 Содержание учебного  предмета «Кубановедение»

В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела «Духовные истоки Кубани» в 2021-2022 учебном году 5 продолжается изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые вводятся с 1 по 11 класс. Обязательным условием изучения данного раздела является его безотметочное изучение.

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час)

Раздел 1. Я и моя семья (7 часов)

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект)

Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)

Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)

Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект).

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов)

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская).

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

Традиции казачьей семьи

Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)

Раздел 1. Природа моей местности (12 часов)

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».

Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).

Раздел 2. Населённые пункты (6 часа)

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

 Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».

Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект).

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов)

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».

 Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.

Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать задруги своя"

3 класс (34 часа)

Введение. Изучаем родной край (1 час)

Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань — территория здоровья. Курорты Краснодарского края.  Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект).

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на  карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект)

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства.

4 класс (34 часа)

Введение. Краснодарский край на карте России (1 час)

Раздел 1.  Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов)

Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).

Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко – археологический музей – заповедник имени Е.Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Письменные исторические источники.  История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.  Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. 

Направления проектной деятельности обучающихся

Направления проектной деятельности обучающихся

Срок реализации

Название проекта

1 класс

Творческий проект

ноябрь

«Будем жить одной семьёй»

Творческий проект

декабрь

«Мы такие разные, но так похожи»

Исследовательский проект

февраль

«Какой я житель»

Творческий проект

май

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»

2 класс

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1

сентябрь

«Уж небо осенью дышало»

Исследовательский проект

ноябрь

«Растения и животные в природе и жизни людей»

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2

январь

«Зимушка-зима, зима снежная была»

Исследовательский проект

февраль

«Где я могу проводить свободное время»

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 3

март

«Ласточка с весною в сени к нам летит»

Творческий проект

апрель

«Труд в моей семье»

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 4

май

«Здравствуй, лето!»

3 класс

Творческий проект

ноябрь

«Нет в мире краше Родины нашей»

Исследовательский проект

январь

«Без прошлого нет настоящего»

Исследовательский проект

май

«Казачьему  роду нет  переводу»

4 класс

Исследовательский проект

ноябрь

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Исследовательский проект

февраль

«Земля отцов- моя земля»

Творческий проект

май

«Жизнь дана на добрые дела»

Проектирование содержания

Разделы программы

Авторская программа

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Введение. Мой родной край

1

1

Я и моя семья

7

7

Я и моя школа

6

6

Я и мои родные места

8

8

Я и природа вокруг меня

7

7

Введение. Символика района (города), в котором я живу

1

1

Природа моей местности

12

12

Населённые пункты

6

6

Труд и быт моих земляков

11

11

Введение. Изучаем родной край

1

1

Нет в мире краше Родины нашей

10

10

Без прошлого нет настоящего

9

9

Казачьему роду нет переводу

10

10

Введение. Мой край на карте России

1

1

Береги землю родимую, как мать любимую

9

9

Земля отцов - моя земля

12

12

Жизнь дана на добрые дела

8

8

Духовные истоки Кубани

4

4

4

4

4

4

4

4

Итого:

33

34

34

34

33

34

34

34

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Разделы программы

Темы, входящие в данный раздел

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

1 класс

Введение (1час)

Урок 1.

Мой родной край.

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Раздел 1. Я и моя семья

(7 часов)

Урок 2.

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Урок 3. Рассказ о своём любимом занятии

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Урок 4. Любимые занятия

Урок 5. Моя семья

Составлять рассказ о своей семье, называть её Членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.

Урок 6. Обязанности и увлечения в нашей семье.

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

Урок 7. Семейные традиции,

Праздники, которые мы отмечаем вместе

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.

Урок 8. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.

Раздел 2. Я и моя школа

(6 часов)

Урок 9. Наша школа. Правила поведения в школе.

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

1.2

1.4

Урок 10. Знакомство со школой. Традиции нашей школы

Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

Урок 11. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Урок 12. Мои одноклассники. 

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Урок 13. Правила школьной дружбы

Урок 14. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Раздел 3. Я и мои родные места

 (8 часов)

Урок 15. Главный город Краснодарского края.

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

1.1

1.5

1.7

Урок 16.

Достопримечательности.

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

Урок 17. Мой адрес. Улица, на которой я живу.

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.

Урок 18. Правила поведения в общественных местах.

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно.

Урок 19. Правила поведения на улице, в транспорте.

Урок 20. Труд жителей моего населённого пункта. 

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.

Урок 21. Труд моих родных

Урок 22. Какой я житель (исследовательский проект)

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью.

Раздел 4. Я и природа вокруг меня

(7 часа)

Урок 23. Растения и животные вокруг меня. 

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

1.1

1.6

Урок 24. Что где растёт, кто где живёт.

Урок 25. Забота о комнатных растениях и домашних животных.

Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ).

Урок 26. Красота природы моей местности. 

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

Урок 27. Поэты, писатели, художники о красоте родного края

Урок 28. Милый сердцу уголок (творческая мастерская)

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы.

Анализировать его достоинства.

Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

Урок 29. Милый сердцу уголок (защита работ)

Раздел 5.

Духовные истоки Кубани (4 часа)

Урок 30. Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья.

Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция".

Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.

Характеризовать традиции воскресной и светской школы.

Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях.

Приводить примеры Святых мест Кубани.

1.2

Урок 31. Традиции казачьей семьи.

Урок 32. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Урок 33.Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

2 класс

Введение

 (1 час)

Урок 1. Символика района (города), в котором я живу.

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.

1.3

1.4

1.7

Раздел 1. Природа моей местности (12 часов)

Урок 2. Времена года на Кубани.

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.

Урок 3. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.

Урок 4. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов

Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на ее берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоемов.

Урок 5. Растительный мир моей местности

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

Урок 6. Культурные и дикорастущие растения

Урок 7. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.

Урок 8. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.

Урок 9. Животный мир моей местности.

Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

Урок 10. Дикие и домашние животные.

Урок 11. Красная книга Краснодарского края

Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.

Урок 12. Правила защитников природы.

Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и шкалы.

Урок 13. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект)

Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту.

Раздел 2. Населённые пункты (6 часов)

Урок 14. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка- зима, зима снежная была».

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.

1.1

1.2

1.3

Урок 15. Улицы моего населённого пункта.

Урок 16. История образования города (района). Глава города (района)

Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.

Урок 17. Населённые пункты Краснодарского края

Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их.

Урок 18. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность.

Урок 19. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».(защита проекта)

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов)

Урок 20. Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.

1.1

1.4

1.5

Урок 21. Особенности казачьего быта.

Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.

Урок 22. Особенности казачьего быта. Обобщение.

Урок 23. Уклад кубанской семьи

Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.

Урок 24. Ремёсла на Кубани.

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.

Урок 25. Труженики родной земли

Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».

Урок 26. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.

Урок 27. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.

Урок 28. Семья и семейные традиции.

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.

Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.

Урок 29. Труд в моей семье (творческий проект)

Урок 30. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист

Раздел 4.

Духовные истоки Кубани (4 часа)

Урок 31.Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

Уметь объяснять понятие "Родина", "малая Родина", что такое поклонный крест. Находить информацию о традициях установления поклонных крестов на Кубани, источниках духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др.

Рассказывать о том, что такое «красный угол».

Подготавливать сообщения о почитаемых иконах в православных кубанских семьях и историях написания семейных икон.

Высказываться на тему: «Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей».

Знакомиться в ходе общения о Святых заступниках Руси.

1.2

Урок 32.Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.

 Урок 33. Красный угол. Икона.

Урок 34. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя»

3 класс

Введение

(1 час)

Урок 1.Изучаем родной край

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.

1.1

1.2

1.3

1.4

Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов)

Урок 2. Рельеф Краснодарского края.

Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

Урок 3. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.

Урок 4. Водоёмы Краснодарского края 

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

Урок 5. Типы водоёмов.

Урок 6. Растительный и животный мир Кубани.

 

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты- схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть трибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

Урок 7. Животный мир Кубани.

Урок 8. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет).

Урок 9. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

Урок 10. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 11. Нет в мире краше Родины нашей (защита проекта).

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов)

Урок 12. Прошлое и настоящее. «Лента времени».

Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».

1.3

1.7

Урок 13. Древние города.

Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.

Урок 14. Историческая карта, история на карте. 

Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населенного пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

Урок 15. Переселение казаков на Кубань

Урок 16. С верою в сердце

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе).

Урок 17. Символика Краснодарского края. История и современность.

Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

Урок 18. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.

Урок 19. Без прошлого нет настоящего. Экскурсия в музей

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лепта времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 20. Без прошлого нет настоящего (проектная работа)

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов)

Урок 21. Твоя родословная. История твоей семьи.

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».

1.1

1.2

Урок 22. Ты и твоё имя, имена в моей семье

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей.

Урок 23. Из истории кубанских фамилий

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Урок 24. Семейные ценности.  Мама

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

Урок 25. Твои земляки - труженики.

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях.

Перечислять ремесла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

Урок 26. Кубанские умельцы

Урок 27. Народные обычаи и традиции.

Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Урок 89. Казачий фольклор

Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Урок 30. Казачьему роду нет переводу (проектная работа)

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 31.Казачьему роду нет переводу (защита проекта).

Раздел 4.

Духовные истоки Кубани (4 часа)

Урок 31. Святые источники Кубани.

Объяснять духовный смысл православных праздников.

Участвовать в обсуждении значения крещения, крещенских традиций.

Находить информацию об истории возникновения святых источников, умение определять на карте святых источников края.

Характеризовать устройство храма и его значение, особенности архитектуры, иконостас, храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты).

Подготавливать устную информации о том, что такое именины, день небесного покровителя. Рассказать о традиции имя наречения в своей семье.

Понимание важности материнского труда, уважительное отношение к нему.

Анализировать жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы.

1.2

Урок 32. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.

Урок 33. Именины.

Урок 34. Подвиг материнства.

4 класс

Введение

(1 час)

Урок 1.Мой край на карте России

Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

1.3

1.6

Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов)

Урок 2. Природные зоны Краснодарского края

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Урок 3. Заповедники. Заказники. Школьные лесничества.

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.

Урок 4. Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов

Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов.

Урок 5. Типы почв. Защита и охрана почв.

 

Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями.

Урок 6. Полезные ископаемые края, их использование.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Урок 7. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.

Урок 8. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России

Урок 9. Береги землю родимую, как мать любимую. Экскурсия.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 10. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. Земля отцов - моя земля

 (12 часов)

Урок 11. Как изучают историю Кубани: исторические источники. 

Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

1.2

1.3

1.4

Урок 12. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. 

Урок 13 Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Урок 14. Вещи рассказывают о прошлом.

Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Урок 15. Предметы быта различных эпох

Урок 16. Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.

Урок 17. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках.

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. 

Урок 18. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов.

Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города).

Урок 19. Устная история родного края

Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.

Урок 20. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

Урок 21. Земля отцов - моя земля (проектная работа)

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 22. Земля отцов - моя земля (защита проекта)

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела

(8 часов)

Урок 23. Просветители земли кубанской

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

1.2

1.3

1.5

Урок 24. Защитники Отечества

Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков

Урок 25. Труженики полей

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных – селикционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Урок 26. Радетели земли кубанской. 

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).

Урок 27. Наши земляки - гордость страны

Урок 28. Ты - наследник земли отцов.

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Урок 29. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Урок 30. Жизнь дана на добрые дела (обобщающий урок).

Раздел 4.

Духовные истоки Кубани (4 часа)

Урок 31. Библия. Библиотеки.

Участвовать в обсуждении истории возникновения библиотек при храмах и монастырях.

Характеризовать православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков.

Уметь описывать духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Находить информацию о литературном музее г. Краснодара – сокровищнице старинных духовных и исторических книг.

1.2

Урок 32. Культурное наследие Кубани.

Урок 33. Музеи- хранители материальной и духовной культуры.

Урок 34. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей

                                  СОГЛАСОВАНО                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

                                   Протокол заседания                                                                                               Заместитель директора по УР

                                   методического объединения                                                                                  _____________/Зоткина Л.Н./

                                   учителей начальных классов МБОУ СОШ №4                                                                30.08.2021 года

                                   им. В.В. Шитика ст. Атаманской

                                  от 27.08.2021 года №1

                                   ___________/Оробец Ж.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС

«Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно ...

Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В.  Куб...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при подборе материала.Основная цель курса «Куба...