Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области
план-конспект

Манузина Вероника Васильевна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области».

Цель деятельности учителя: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер школьников в процессе знакомства с Красной книгой Челябинской области.

Планируемые результаты

Предметные: расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить школьников с причинами их исчезновения.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: Проблемное обучение, проектная деятельность.


Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: словесный

1 мин

-Здравствуйте, ребята!  В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

-Ребята, я раздаю эти лучики вам, чтобы они грели каждого из вас на протяжении всего занятия.

Приветствуют учителя.

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: словесный (рассказ)

М: словесный (диалог)

2 мин

-Сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь вы получите удовольствие от приобретенных знаний.

-Когда ты идешь по тропинке,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой ныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

Развитие интереса.

-В путь!

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

М: наблюдение


М:
словесный (диалог)

М: проблемное обучение

3 мин

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!

-В парах разделите эти фотографии на 2 группы.

-Что их объединяет, Ваши предположения?

-Вы предложили несколько вариантов, молодцы!

-На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что еще их объединяет.

-Продолжаем работать в парах. На партах у вас лежат разрезанные карточки с каким-то предметом. Соберите этот предмет.

-Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?

-Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги.

 

 

-Мир животных и растений.

-Эти фото относятся к миру живой природы. Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека.

-Это книга.

-Красная книга.

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV.Открытие нового знания

М: словесный (рассказ, объяснение)

М: наглядный (показ презентации)

М: словесный (рассказ)

М: словесный (рассказ, объяснение)

М: наглядный (показ презентации)

10 мин

-Почему эту книгу назвали красной? Где вы встречались с красным цветом?

-Правильно, сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой?

-Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причем более половины из них-за последние 50 лет.

-Давайте  поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?

-А теперь послушайте одну историю:

Однажды дети пошли гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница стала их ругать: «Зачем вы ландыши набрали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и…

«Но почему?» - чуть не плачут дети. «Они же такие красивые». «Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит-всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое, - мы в результате себя же и губим».

-Итак, как вы думаете, кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?

-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является человеческий фактор.

-Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948 году. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный – орнитолог.

-Давайте обратимся к доске фактов и посмотрим, что означает слово «орнитолог»

-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга. и даже для школьников создали справочник.

-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете – почему?

-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.

-На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, Уссурийский тигр.

-На желтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.

-На белых – сведения о редких видах. Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.

На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живет моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.

На зеленых – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению

Черными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полету. В течение столетия шло безжалостное истребление этих птиц.

-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные (на слайде: белый медведь, зубр, дальневосточный леопард, снежный барс).

-Красная книга содержит не только сведения о животных. Большое место в ней занимают растения. Вы помните историю, которую я прочитала вам в начале урока.

-Почему люди рвут цветы?

-То есть из-за красоты. А вы знаете, что в древние времена о цветах слагали стихи, песни и легенды.

Учащиеся рассказывают эти легенды.

-Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора-опасность, переходить дорогу нельзя.

-Меняется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. животные умирают, находя себе корма).

-Человек.

-Ученый, специалист по орнитологии, науки – которая изучает птиц и их географическое распространение)

- Для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам.

-Они красивые и яркие.

Л: смыслообразование

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: волевая регуляция в ситуации затруднения

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации

Р: составление плана и последовательности действий

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: словесный (беседа)

М: поисковый

М: групповая работа

2 мин

-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?

-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?

-Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы. а помогут нам в этом экологические знаки, которые вы составили дома.

Защита правил.

Молодцы, Вы придумали очень интересные правила природы. если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

-Нет, надо охранять всю природу.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р : саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолеванию препятствий

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации

П: структурирование знаний

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический

10 мин

Учащиеся в группах выполняют творческое задание – создают свою красную книгу.

 

VII. Включение систему знаний

М: наблюдение

8 мин

-А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию. Я надеюсь, что она вам понравится и вы будете вести себя культурно.

VII.Рефлексия деятельности

М: рефлексия

М: словесный (анализ)

2 мин

-Вы очень хорошо поработали сегодня. Сейчас мы соберем наше яркое солнышко. Те, кому понравилось занятие, было легко и интересно, прикрепляют лучики.

Мне хотелось бы закончить наше занятие словами Б. Заходера:

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, - злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

И если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Самооценка своей деятельности.

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект внеклассного мероприятия по краеведению в начальной школе Звездный час Растения и животные Кировской области

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”

Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...

книжки -малышки по охране растений и животных Рязанской области

книжкка -малышка по охране растений и животных Рязанской области...

Животные Челябинской области

quot;Познавайте свою страну, свою горушку или реченку!"-прислушайтесь к совету академика А.Ферсмана.Всестороннее изучение родного края называется краеведением.Чем лучше человек знает свой край, ...

Конспект внеурочной деятельности "Животные Челябинской области: звери" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты: Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о животных Челя...

Конспект внеурочной деятельности "Животные Челябинской области: насекомые". Курс «Моя малая Родина», 2 класс

Планируемые результаты: Личностные:- уметь планировать работу на уроке;- устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся о насекомых ...

Технологическая карта по технологии 1 класс на тему: "Дикие животные. Дикие животные Челябинской области"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование у обучающихся умения лепки из пластилина объемных фигур....