Презентация к информационно-творческому проекту "Юрта- жилище бурят"
презентация к уроку (3 класс)

Федорова Людмила Николаевна

Цель работы- изучить историю бурятского жилища,его особенности, провести анкетирование среди одноклассников с целью - узнать что они знают по данной теме. Использовать данный материал можно на уроках,классных часах,внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yurta.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как называется жилище из жердей и войлока? Юрта.

Слайд 2

Презентация к сообщению « Юрта-жилище бурят» . Автор: Жамбалов Вова, ученик 3 «в» класса Руководитель: Федорова Л. Н., учитель начальных классов МБОУ « Кяхтинская СОШ № 4»

Слайд 3

Цель - изучить историю бурятского жилища, его особенности, познакомить с этими знаниями других ребят. Задачи: 1.Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме исследования. 2.Выявить у ребят своего класса их знания о бурятском жилище. 3.Разработать анкету «Национальное жилище бурят». 4.Познакомить учащихся своего класса с бурятским жилищем. 5.Провести повторную диагностику, сравнить полученные результаты, сформулировать выводы о результативности проведенного исследования.

Слайд 4

Гипотеза: учащиеся третьего класса будут лучше знать национальное жилище бурят, если: 1.Напишу реферат «Юрта – национальное жилище бурят». 2. Создам макет юрты. 3. Создам презентацию о юрте. Методы: Сбор и анализ информации. Опрос (анкетирование). Сравнительный анализ результатов.

Слайд 5

Продукт проекта

Слайд 7

Бурятское традиционное жилище Ю́рта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Она идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год. Достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью.

Слайд 8

Виды юрт. ВОЙЛОЧНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ

Слайд 9

Из истории. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типа вигвам у северо-американских индейцев. Подобный тип искусственного жилища - один из самых древних в мире. Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища.

Слайд 10

В средние века на просторах центрально-азиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом.

Слайд 11

Из истории. Основное жилище бурят - юрта . Бурятская юрта по своей форме округло-многоугольная и происходит от монгольской войлочной юрты . С появлением в Прибайкалье русских появилась деревянная юрта по типу русских изб. В конце XIX в. юрты, в основном, ставились на летниках , обычно у воды, с сенокосными угодьями и пастбищами. В зимнее время буряты проживали в так называемых, зимниках - обустроенных деревянных жилищах, позаимствованных у русских - избах.

Слайд 12

Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна обычно были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу. Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен - чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна - газари-модон . На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газари-модонами девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен, которые образовывали стену - хана. Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба - тээнги , сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки - хараса , на которых лежала крыша. В столбы втыкались колышки - хаднык , на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т.д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная - доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна. Дымовое отверстие в крыше служило в юрте единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дождь мог залить вещи внутри самой юрты. С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь (например, березку или сосну, использованные во время жертвоприношений).

Слайд 13

Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие. После двери стелили пол - ойор , под полом укладывали брусья - дырэ , на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что с одной стороны избавляло юрту от сырости, а с другой оно, сообщаясь с очагом, служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг - гулумта , устанавливали три камня - дулэ , пол очага, каменную стенку, загородку - галзаха , чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину. В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ , на которой хранились священные предметы: «монгольские камни» - три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха ( богородская трава ), трава с тайлага и другие предметы культа. Справа на эту полку кладут всякие мелкие предметы, не принадлежащие хозяйству и могущие разбиться или затеряться. Над священными предметами вешались онгоны (их еще называли «бурханы») - изображения духов: Бара-онгон - лев, могущественный шаман; Андэн-хубун-ирие-бара - также могущественный шаман. Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы Солбон - вешались для детей, вызывали плодородие. Остальные онгоны вешали снаружи.

Слайд 14

Войлочная юрта. Войлочная юрта выглядит следующим образом: стены ее решетчатые, они сделаны из обработанных ивовых ветвей, которые соединены вместе при помощи кожаных ремешков. От стен вверх идут жерди – это потолок. Один конец упирается в стену, а второй на верху в круглый обод (дымоход), он тоже деревянный. Сверху ее покрывали войлоком в три ряда.

Слайд 16

Внутри бурятское жилище являет собой своеобразную пространственную модель мира. Юрта разделена на четыре условные части в соответствии со сторонами света. Дверь юрты всегда располагается с южной стороны. По бурятской традиции она делилась на две половины: правая – женская, левая – мужская (это если стоять лицом к ее северной части). В мужской половине лежали сбруя, орудия труда и т.п., а в женской – различная домашняя утварь, продукты. Северная сторона юрты ( хоймор ) считалась почетной, в ней принимали гостей. В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

Слайд 17

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят третьего класса Анкета «Национальное жилище бурят» Как называется национальное жилище бурят? Каких видов оно бывает? Для кого образа жизни подходит данное жилище? На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище? Что находится в центре бурятского жилища? Что такое « хоймор »?

Слайд 18

Из проделанного анализа можно сделать вывод: учащиеся третьего класса ответили на все вопросы .

Слайд 19

Преимущества юрты Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную вредную для здоровья человека энергетику -небольшой вес; -быстро собирается и разбирается; -в ней можно жить круглый год; -устойчива

Слайд 20

Заключение Изучая научно-популярную литературу, я смог узнать о бурятской юрте много интересного: каких видов бывает юрта, как она строится, на какие части делится. Сделал вывод, что юрта будет востребована в будущем для реальных земных и космических дел. Своей работой я хотел привлечь внимание других ребят к бурятскому жилищу. На этом мое изучение бурятской культуры не закончено. Следующим этапом своей работы вижу более подробное изучение истории бурятских костюмов, предме тов, орнаментов .

Слайд 21

В родимой степи Здесь, вдали от шума, пыли, воплей, стона, В вечной неге простоты, Под синеющим узором небосклона Юрты юртятся в степи. На степи родимой в травах цветостепи Разыгрались табуны! Степи степят юрты. Юрты юртят степи. Неразрывные мои...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект по технологии(Труду) "Фаянсовый завод"

Особенность программы «Технология» заключается в том, что обучение младших школьников проходит через осмысление ими деятельности человека на земле, на воде, в воздухе, в информационном пространстве. У...

Информационно-творческий проект "Занимательная азбука"

Проект "Занимательная азбука" организован для стимулирования процесса чтения, расширения кругозора обучающихся о Санкт-Петербурге, профессиях, дорожных знаках и музыке, формирования поисковых, библиог...

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология».Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» 

Внеурочная деятельность «Традиции народа Бурятии +Технология». Учитель: Тимофеева О.В. Тема: «Юрта – традиционное жилище бурят» ...

Презентация к уроку ИЗО "Национальное жилище бурят-юрта"

Презентация содержит информацию и фото национального жилища бурят....

Презентация по предмету Окружающий мир " Жилища народов России"

Из презентации учащиеся знакомятся с разными видами жилых строений народов России и  факторами , влияющими на особенности внешнего вида и устройства жилища...

Презентация к проекту по окружающему миру "Бурый медведь"

Данная презентация учащейся  будет полезна  для учеников 4 классов при подборке материала для проекта о буром медведе....

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят"

Исследовательский проект "Юрта - традиционное жилище бурят", можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, изобразительного искусства, технологии....