"Оленевод и Золотая Рыбка". Экологическая сказка
методическая разработка

Головкова Таисия Петровна

Экологическая сказка "Оленевод и Золотая рыбка" нацелена на формирование представления об особенностях экосистемы нашей тундры; на формирование понимания глобальных экологических проблем арктического региона, на привлечение внимания обучающихся к поиску путей выхода из экологического кризиса в Арктике. Занятие построено в комбинированной форме с презентацией сказки и беседы, что соответствует рекомендуемому младшему школьному возрасту. В ходе занятия предусмотрено выполнение дидактических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Оленевод и Золотая Рыбка"

Экологическая сказка

Учитель МБОУ НШ с. Айон

Головкова Т.П.

Цель занятия - сформировать представление об особенностях экосистемы нашей тундры, проблемах сохранения и выживания.

Задачи занятия:

- формирование понимания глобальных экологических проблем арктического региона;

- привлечении внимания обучающихся к поиску путей выхода из экологического кризиса в Арктике.

Форма проведения занятия:

занятие построено в комбинированной форме с презентацией сказки и беседы, что соответствует рекомендуемому возрасту. В ходе занятия предусмотрено выполнение дидактических заданий.

Необходимое оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft Power Point, презентация, макет Золотой Рыбки, рабочие листы.

Рекомендации для педагогов: на этапе занятия с большим объемом теоретического материала педагогу рекомендуется варьировать предлагаемый подстрочный текст в зависимости от уровня сформированности познавательных интересов обучающихся, материалом для которых может послужить информация, предложенная в методических рекомендациях.

Подстрочный текст учителя для демонстрации слайдов презентации

Слайд 2 Жил на свете Оленевод. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний Пастух. Таких в тундре много. Оленей выпасал, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, речную воду чистую пил, закатами любовался.

Слайд 3 Вот однажды ловил пастух рыбу в речке. Долго над водой сидел, даже задремал, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Оленевод  не выронил удочку из рук. Проснулся он и давай скорее добычу из воды тянуть. Вытянул — и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке. «Ты кто?» — Пастух шепотом спрашивает, а сам глаза протирает: не почудилось ли?

Слайд 4 «Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?». Оленевод  от удивления сказать ничего не может, только головой кивает. «Между прочим, — продолжает Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить — раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню».

Задумался Пастух: отпустишь Рыбку — без ужина останешься, а съешь ее — всю жизнь жалеть будешь. Да и маленькая она какая-то, даже на уху, пожалуй, не хватит. «Ладно, — говорит, — отпущу я тебя. А первое желание у меня таким будет: надоело мне жить в этой яранге. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Слайд 5  Вернулся Оленевод в стойбище, а на месте его яранги стоит дом белокаменный. Травы и кустов  вокруг, правда, поменьше стало, зато столбы с проводами появились.

В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Оленевод. «Вот это жизнь», — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в тундре реже гулять стал. А потом и вовсе решил: зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки можно квадроцикл попросить?

Слайд 6  Сказано — сделано. Появилась у Пастуха техника, тундра   асфальтом  покрылась. Доволен Оленевод, гуляет, запах бензина вдыхает. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше стало. Но он на это даже внимания не обратил. «Зачем мне вообще эта тундра? — думает.

Слайд 7  Ну-ка, Рыбка, сделай так, чтобы на  месте тундры поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».

Слайд 8  Исчезла тундра — как и не бывало. На её месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человечий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. Не пожалел на них отравы, всех извел до единой. А заодно с ними и бабочек с птицами. «Не беда, — думает, — главное — урожай спасти. А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу».

Живет он так — горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к речке ходить не надо. Все вроде бы хорошо, но хочется оленеводу чего-нибудь новенького.

Слайд 9  Думал он, думал и решил завод построить. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Пастух к Рыбке: хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб, значит, все как у людей было. Вздохнула Рыбка печально и спрашивает: «Тебе какой завод: химический или металлургический?» — «Да мне все равно, — Пастух отвечает. — Лишь бы прибыль побольше была». — «Будет тебе завод, — вильнула Рыбка хвостом. — Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил внимания Пастух на эти слова, а зря.

Слайд 10  Возвратился он домой, видит — стоит возле его дома завод огромный, труб — видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух пускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум, грохот. «Ничего, — думает Пастух, — привыкну, главное — разбогатеть побыстрее».

Слайд 11  Заснул он в тот день счастливым, и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Речка чистая шумит, птицы поют. Ходит Пастух по тундре, со зверюшками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, чистой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Слайд12  Проснулся Пастух утром с улыбкой, а вокруг — дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Пастух, подбежал к крану водички попить. Глядь, вода-то из крана грязная бежит.

Вспомнил Пастух о речке своей с хрустальной водой. Побежал в тундру. Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал речку. Смотрит — а вода в ней мутная, с запахом неприятным. «Как же так? — удивился Пастух. — Куда же водичка прозрачная исчезла?» Огляделся вокруг — дым, смрад, грохот. От травы одни мертвые стебли остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, вся тундра  бензином залита, ни одного цветочка не видать.

Слайд 13  Вспомнил Пастух свой сон. «Что же я наделал? — думает.- Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал-звал — нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг у берега блеснуло что-то. Кинулся Пастух — а это и впрямь Рыбка...

задание детям: придумать конец сказки. Предлагаем два варианта ее окончания.

Вариант первый. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Пастух, говорит Рыбке: «Не надо мне ничего, верни только тундру мою зеленую и реки чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду». — «Нет, Пастух, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться». Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Вариант второй. Взмолился Пастух: «Не нужно мне ничего, только верни тундру мою зеленую и реки чистые. Сделай, прошу, все, как было, больше ни о чем просить не буду». Молчит Рыбка, не отвечает. Пригляделся Пастух пристальней — а Рыбка-то неживая уже, кверху брюшком плывет...Мертвая рыбка по мертвой реке.

обсуждение текста

  • Как изменилась тундра, после того как Золотая Рыбка начала исполнять желания Пастух?
  • Почему Пастух так себя вел?
  • Правильно ли он поступал?
  • Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свою тундру?
  • Что в сказке волшебного, а что бывает и в нашей жизни?
  • Видели ли вы заводы, поля, которые описаны в сказке?
  • Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?
  • А как бы вы поступили на месте Пастух?
  • Как вы думаете, что будет с этим Оленеводом?

В заключение обсуждения учитель подчеркивает, что человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала.

Задание 1

Учитель: В сказке Золотая Рыбка выполняла желания Оленевода.

О чем могла бы сама Рыбка попросить людей?

Возьмите Золотую Рыбку. Передавайте ее по кругу.

Каждый из вас продолжите предложение: «Если бы я был Золотой Рыбкой, я бы попросил у людей...» (далее следует конкретное предложение ребенка).

Задание 2

Учитель:  У вас на парте листы бумаги, разделенные линией пополам.  Нарисуйте слева природу, какой она была до исполнения желаний Пастуха, а справа — какой она стала после того, как Золотая Рыбка выполнила его желания.

 Обсуждение рисунков

-  Нарисуйте природу такой, какой вы хотели бы ее видеть, и расскажите, что нужно сделать для того, чтобы она была именно такой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока: А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и золотой рыбке

Этот  методический материал можно использовать на уроке литературного чтения при изучении творчества А. Пушкина...

Тест "Сказка о золотой рыбке", А. С. Пушкин

Проверочный тест по сказке А. С. Пушкина....

Технологическая карта урока "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс , программа "Школа России". Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения на тему: "Сказка о золотой рыбке"

Дети очень любят сказки.Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина " Сказка о золотой рыбке"....

Конспект урока Сказка о золотой рыбке 2 класс УМК Школа России

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №583 Приморского района Санкт-Петербурга    Конспект урока по предмету «Литературном...