РП КРАЕВЕДЕНИЕ Башкортостан
рабочая программа (4 класс)

Султанова Гульнара Мансуровна

Рабочая программа по культуре родного края разработана на основе:
1. Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
2. Учебного плана МОБУ ЦО « Знание» с.Зубово Республики Башкортостан;
3. Образовательной программы по культуре Башкортостана и авторской программы М.Х. Идельбаева, А.М.Сулейманова и др. – Уфа: Китап, 2010, «Культура Башкортостана»: Программа для 1-10 классов школ, лицеев и гимназий. Идельбаева М.Х., Сулейманова А.М. «Живые родники» (История и культура Башкортостана): 2-4 классы.– Уфа: Китап, 2006.
На основе рабочей программы составлено календарно-тематическое планирование для 2-4 классов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kraevedenie_bashkortostan.docx29.61 КБ
Файл rp_kraevedenie_bashkortostan.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по культуре родного края разработана на основе:
1. Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
2. Учебного плана МОБУ ЦО « Знание» с.Зубово Республики Башкортостан;
3. Образовательной программы по культуре Башкортостана и авторской программы М.Х. Идельбаева, А.М.Сулейманова и др. – Уфа: Китап, 2010, «Культура Башкортостана»: Программа для 1-10 классов школ, лицеев и гимназий. Идельбаева М.Х., Сулейманова А.М. «Живые родники» (История и культура Башкортостана): 2-4 классы.– Уфа: Китап, 2006.
На основе рабочей программы составлено календарно-тематическое планирование для 2-4 классов начальной школы.

Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе. В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан.

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.

Основные задачи курса:

  1. Содействовать всестороннему гармоничному межнациональному развитию учащихся, их эстетическому, нравственному, патриотическому, интернациональному, трудовому воспитанию.
  2. Содействовать гармонизации межнациональных отношений.
  3. Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, прививать любовь и вкус к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций.  
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур, воспитание нового гражданина Башкортостана.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, окружающего мира).

1. Общая характеристика курса

Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.

В 3 классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учителя и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправленная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Учащиеся получают более широкую, в сравнении с 2 классом, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой, Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, художников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.

Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах.

2. Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа по культуре родного края составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ ЦО « Знание»   с.Зубово Республики Башкортостан. На изучение предмета отводится по 1ч в неделю. Курс рассчитан   во 2 - 4 классах – по 34ч  

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

будут сформированы:

чувство сопричастности с жизнью своего народа и республики;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

эстетическое чувство на основе знакомства с культурой, литературой и историей родного края.

будут сформированы:

познавательная мотивация учения;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;чувство понимания и любви к родному краю, бережное отношение к нему;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

будут сформированы:

представления о культуре, литературе и истории Республики Башкортостан.

понимать произведения, изучаемые в рамках предмета, как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознавать духовно-нравственные ценности башкирской литературы и литературы многонациональной России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

получат возможность научиться:

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведѐнной работы;

планировать свою деятельность.

Познавательные

научатся:

находить нужную информацию;

сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным критериям.

получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме.

Коммуникативные

научатся:

работая в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать еѐ с позицией партнѐров при выработке решения;

точно и последовательно передавать партнѐру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

получат возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

2. Содержание учебного курса

2-4  КЛАССЫ

Во 2-4 классах продолжается работа по закреплению навыков усвоения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель постепенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства.

Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной школе, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш. Бабич. Книга.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школьные годы».

Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отличительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домашникова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».

Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирском государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были разучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»).

Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются иллюстрации, открытки, видеоматериалы и др.

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биографии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произведениях, написанных для детей.

Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?»

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом музее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепродукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.

Г. Давлетов. Город на горе.

Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение сказок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица старика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном академическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биографии народного артиста СССР А. Мубарякова. Рассказ о кинофильме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли.

На уроке используются альбомы, снимки из театральных спектаклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев».

Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.

Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере различных профессией родителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отмеченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

А. Ахметкужин. Грабли.

Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народаи поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Салавата Юлаева и Юлая Азналина. Чтение стихотворений Салавата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джигиту», «Битва».

Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля».

Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Мухаметьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им звания Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. Герои Советского Союза Иглинского района РБ

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отношение, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого .

А. Ягафарова. Колючее платье.

Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совместной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасакале, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г.

Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин».

Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскадрон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение башкирской сказки «Камыр-батыр» и беседа о смелости, храбрости, мудрости, товарищество сказочных персонажей. Используются иллюстрации к сказке.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведений изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.

Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми.

Узоры года

Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Баш-книгоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая информация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике.

В поход на природу

Беседа о местных достопримечательностях природы, топонимике местности, знакомство с их историей и легенда

Календарно-тематическое планирование по краеведению

Тема урока

дата

план  факт

примечание

                                             Здравствуй, родная школа! ( 2 часа)

1

Здравствуй, родная школа!

02.09

2

Золотая осень

09.09

Рассказы Фарита Исянгулова (2 часа)

3

Рассказы Фарита Исянгулова

16.09

4

Фарит  Исянгулов. «Лесная девочка»  

23.09

                                                  В мире танца.Курай  ( 3 часа)

5

В мире танца

30.09

6

День Республики Башкортостан

07.10

7

Курай - башкирский национальный  инструмент

14.10

                                                Славные люди Башкортостана( 15часов)

8

Славные люди Башкортостана

08.11

9

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

15.11

10

М. Карим. «Туда или сюда?»

22.11

11

По памятным местам

29.11

12

Уфа – столица Башкортостана

06.12

13

Детский фольклор

13.12

14

Народный артист А. Мубаряков  

20.12

15

Уральская зима

27.12

16

Башкирские народные игры

17.01

17

Наше счастье - в труде

24.01

18

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

31.01

19

Стихи С. Юлаева

07.02

20

Праздник в ауле

14.02

21

На страже мира

21.02

22

А. Матросов и М. Губайдуллин - Герои Советского Союза.

28.02

                                           День 8 Марта( 2 часа)

23

День 8 Марта

07.03

24

Башкирские песни о маме

14.03

                                     Из прошлого Башкортостана ( 3 часа)

25

Родная республика

21.03

26

Из прошлого Башкортостана Р. Бикбаев. Заветное слово.

04.04

27

Композитор 3. Исмагилов

11.04

Башкирские сказки ( 7 часов)

28

Сказки о животных

18.04

29

Башкирские богатырские сказки

25.04

30

Сказка «Камыр-батыр».  

02.05

31

Салют Победы

16.05

32

Башкирские писатели – детям

23.05

33

Узоры года

30.05

34

В поход на природу

30.05



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по культуре родного края разработана на основе:
1. Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
2. Учебного плана МОБУ ЦО « Знание» с.Зубово Республики Башкортостан;
3. Образовательной программы по культуре Башкортостана и авторской программы М.Х. Идельбаева, А.М.Сулейманова и др. – Уфа: Китап, 2010, «Культура Башкортостана»: Программа для 1-10 классов школ, лицеев и гимназий. Идельбаева М.Х., Сулейманова А.М. «Живые родники» (История и культура Башкортостана): 2-4 классы.– Уфа: Китап, 2006.
На основе рабочей программы составлено календарно-тематическое планирование для 2-4 классов начальной школы.

Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе. В предлагаемой программе, где краеугольным камнем стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан.

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.

Основные задачи курса:

  1. Содействовать всестороннему гармоничному межнациональному развитию учащихся, их эстетическому, нравственному, патриотическому, интернациональному, трудовому воспитанию.
  2. Содействовать гармонизации межнациональных отношений.
  3. Формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, прививать любовь и вкус к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций.  
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур, воспитание нового гражданина Башкортостана.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, окружающего мира).

1. Общая характеристика курса

Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.

В 3 классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учителя и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправленная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Учащиеся получают более широкую, в сравнении с 2 классом, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой, Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, художников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.

Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах.

2. Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа по культуре родного края составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МОБУ ЦО « Знание»   с.Зубово Республики Башкортостан. На изучение предмета отводится по 1ч в неделю. Курс рассчитан   во 2 - 4 классах – по 34ч  

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

будут сформированы:

чувство сопричастности с жизнью своего народа и республики;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

эстетическое чувство на основе знакомства с культурой, литературой и историей родного края.

будут сформированы:

познавательная мотивация учения;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;чувство понимания и любви к родному краю, бережное отношение к нему;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

будут сформированы:

представления о культуре, литературе и истории Республики Башкортостан.

понимать произведения, изучаемые в рамках предмета, как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознавать духовно-нравственные ценности башкирской литературы и литературы многонациональной России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

получат возможность научиться:

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведѐнной работы;

планировать свою деятельность.

Познавательные

научатся:

находить нужную информацию;

сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным критериям.

получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме.

Коммуникативные

научатся:

работая в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать еѐ с позицией партнѐров при выработке решения;

точно и последовательно передавать партнѐру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач;

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

получат возможность научиться:

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

2. Содержание учебного курса

2-4  КЛАССЫ

Во 2-4 классах продолжается работа по закреплению навыков усвоения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель постепенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства.

Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной школе, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш. Бабич. Книга.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школьные годы».

Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отличительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домашникова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».

Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирском государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были разучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»).

Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются иллюстрации, открытки, видеоматериалы и др.

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биографии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произведениях, написанных для детей.

Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?»

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом музее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепродукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.

Г. Давлетов. Город на горе.

Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение сказок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица старика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном академическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биографии народного артиста СССР А. Мубарякова. Рассказ о кинофильме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли.

На уроке используются альбомы, снимки из театральных спектаклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев».

Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.

Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере различных профессией родителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отмеченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

А. Ахметкужин. Грабли.

Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народаи поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Салавата Юлаева и Юлая Азналина. Чтение стихотворений Салавата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джигиту», «Битва».

Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля».

Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Мухаметьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им звания Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. Герои Советского Союза Иглинского района РБ

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отношение, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого .

А. Ягафарова. Колючее платье.

Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совместной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасакале, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г.

Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин».

Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскадрон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение башкирской сказки «Камыр-батыр» и беседа о смелости, храбрости, мудрости, товарищество сказочных персонажей. Используются иллюстрации к сказке.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведений изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.

Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми.

Узоры года

Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Баш-книгоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая информация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике.

В поход на природу

Беседа о местных достопримечательностях природы, топонимике местности, знакомство с их историей и легенда

Календарно-тематическое планирование по краеведению

Тема урока

дата

план  факт

примечание

                                             Здравствуй, родная школа! ( 2 часа)

1

Здравствуй, родная школа!

02.09

2

Золотая осень

09.09

Рассказы Фарита Исянгулова (2 часа)

3

Рассказы Фарита Исянгулова

16.09

4

Фарит  Исянгулов. «Лесная девочка»  

23.09

                                                  В мире танца.Курай  ( 3 часа)

5

В мире танца

30.09

6

День Республики Башкортостан

07.10

7

Курай - башкирский национальный  инструмент

14.10

                                                Славные люди Башкортостана( 15часов)

8

Славные люди Башкортостана

08.11

9

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

15.11

10

М. Карим. «Туда или сюда?»

22.11

11

По памятным местам

29.11

12

Уфа – столица Башкортостана

06.12

13

Детский фольклор

13.12

14

Народный артист А. Мубаряков  

20.12

15

Уральская зима

27.12

16

Башкирские народные игры

17.01

17

Наше счастье - в труде

24.01

18

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

31.01

19

Стихи С. Юлаева

07.02

20

Праздник в ауле

14.02

21

На страже мира

21.02

22

А. Матросов и М. Губайдуллин - Герои Советского Союза.

28.02

                                           День 8 Марта( 2 часа)

23

День 8 Марта

07.03

24

Башкирские песни о маме

14.03

                                     Из прошлого Башкортостана ( 3 часа)

25

Родная республика

21.03

26

Из прошлого Башкортостана Р. Бикбаев. Заветное слово.

04.04

27

Композитор 3. Исмагилов

11.04

Башкирские сказки ( 7 часов)

28

Сказки о животных

18.04

29

Башкирские богатырские сказки

25.04

30

Сказка «Камыр-батыр».  

02.05

31

Салют Победы

16.05

32

Башкирские писатели – детям

23.05

33

Узоры года

30.05

34

В поход на природу

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межнациональное согласие в Республике Башкортостан

Этот классный час был посвещен  к году межнационального согласия в Республике Башкортостан....

презентация классного часа "День республики Башкортостан"

Презентация классного часа на тему "День республики Башкортостан"...

Презентация к уроку краеведения "Что такое краеведение.Я родился в Заполярье"

Презентация предназначена для уроков краеведения, учителям школ Мурманска и области...