Конспект урока "Марийская национальная кухня. Команмелна"
план-конспект урока (3 класс)

Зыкова Елена Семёновна
Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mariyskaya_natsionalnaya_kuhnya._komanmelna.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Марийская национальная кухня. Команмелна

Урок истории и культуры народов Марий Эл в 3 классе

Цель урока: знакомство обучающихся с особенностями марийской национальной кухни.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1) Образовательные: расширить знания обучающихся о марийском национальном блюде – команмелна;

2) Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом, видеозаписью;

развивать инициативность обучающихся в процессе урока, интерес к истории развития национальных блюд.

3) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к национальной кухне и людям разных национальностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника о взаимопомощи и толерантном отношении друг к другу.

Регулятивные: формировать у обучающихся умения управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность товарища.

Познавательные: читать и понимать основное содержание текста, находить в них нужную информацию, использовать приём коммуникативного извлечения необходимой информации из просмотренного видеоролика.

Коммуникативные: научиться применять полученные знания умения и навыки в речевой практике.

Технологии:

- коммуникативная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- информационно- коммуникационная технология.

Методы обучения:

- наглядно- иллюстративный;

- фронтальный;

- групповой;

- частично-поисковый;

- методы эмоционального стимулирования.

Оборудование урока:

- проектор;

- компьютер;

-  презентация;

- видеозапись;

- раздаточный материал;

- выставка книг;

- «блинчики» из цветной бумаги жёлтого и коричневого цветов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационное начало

Приветствие

Настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. И сейчас у нас с вами урок ИКН.  Присаживайтесь. 

- Для начала, я вам предлагаю посмотреть друг на друга, улыбнуться, подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

- Приветствуют учителя, проверяют рабочее место.

2.Вступительная часть

Актуализация знаний

Подведение к теме

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Подумайте, как этот видеоролик связан с нашим уроком, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Марийцы. Будни и праздники. (2.00 - 2.49)

- Ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Верно, тема нашего урока  «Марийская национальная кухня. Команмелна». Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.

1 слайд

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Мы на уроке познакомимся с национальной кухней марийского народа, а именно с национальным блюдом команмелна. Выпустим с вами книжечку «Марийская национальная кухня. Команмелна ».

- Мы будем говорить о кухне, марийской кухне

- Ответы детей

3.Основная часть

Физкультминутка

Рассказ об особенностях национальной марийской кухни

Просмотр видеоролика «Команмелка – рекорд Гиннеса»

4. Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Домашнее задание

 

- Поднимите руки те, кто любит кушать

- Давайте порассуждаем, для чего нужна пища человеку?

- Вы правы, без пищи, так же как и без воды жить невозможно.

- Ребята, вы все знаете, что наша республика является многонациональной республикой. А как вы понимаете термин многонациональная республика?

2 слайд

- Правильно. Многонациональная республика- это республика, где проживают люди разных национальностей.

Это мари, русские, татары, чуваши, удмурты и т.д. У каждого своя культура, традиции, национальная кухня. Наш класс тоже можно назвать многонациональным. Абдолгхафуриан Али познакомит нас национальной едой иранцев.

3 слайд

- Какие блюда вы знаете из марийской кухни?

В первую очередь на столах имеется все то, что даруется марийской природой. Это всевозможные ягоды, грибы. Также популярно мясо, молочные изделия, всевозможные колбасы, злаки и, конечно же, здешняя рыба.

Что касается мучных изделий, то тут в буквальном смысле глаза разбегаются.  Частым гостем стола является выпечка. Это всевозможные блинчики, лепешки, ватрушки, пирожки. Ребята, давайте посмотрим на экран. Перед вами несколько  блюд марийской национальной кухни.  Попробуем прочитать вместе со мной названия этих блюд  на марийском языке.

4 слайд

- Ну, конечно же, самое распространенное блюдо – знаменитые трехслойные блины- команмелна.

5 слайд

 Этот продукт подается каждому гостю.  И мы на уроке подробно поговорим об этом блюде, выпустим книжечку Как я уже сказала, наша книжка будет состоять из 3 разделов. Первая группа будет историками, подготовит материал для первого раздела. Вы познакомите нас с историей блинов. Вторая группа- корреспондентами, поделится с нами интересными фактами. Ну а третья группа- поварами. Вы поделитесь рецептом приготовления команмелна, т.е. трёхслойных блинов.

Работа по группам. Из каждой группы выходит один ученик и читает выполненную работу. Листы вкладывают в книжечку. 

  1. группа.

Прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос: в  каком году появились блины?

В выделенном предложении найти имена существительные, сверху укажи род и число.

Некоторые историки утверждают, что блюдо появилось примерно в 1005 году. Если верить легендам, то в один прекрасный вечер милая барышня, разогревая кисель из овса, засмотрелась в оконце и вместо сладкого напитка получился подрумяненный кругляш. Попробовав неожиданно получившийся кулинарный шедевр, хозяйка оценила его вкус. Рецепт в мгновение ока разлетелся по селению.

В соответствии с традициями блины необходимо есть руками. Если проткнуть его вилкой или порезать ножом, можно накликать беду. На Руси человека,  посмевшего совершить подобный проступок, забивали палками.

  1. группа.

- Вторая группа готовит материал ко второму разделу нашей книжечки. Раздел называется «Необычный мировой рекорд». Ребята, а вы знаете, что такое рекорд? Мировой рекорд?

Рекорд- это высший показатель.

Мировой рекорд- наивысшее зарегистрированное и проверенное достижение в мире в любом виде деятельности.

Выбрать правильный вариант ответа, что такое  Книга рекордов Гиннеса. Посмотреть видеоролик. Записать подходящие по смыслу слова и цифры.

Книга рекордов Гиннеса

-это ежегодный справочник, раскрывающий информацию о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.

- это книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.

Самая высокая стопка блинов  создана в городе________________________. Для создания аппетитной инсталляции использовались трехслойные марийские блины под названием________________________

Зарегистрированная высота: _______________________(140 сантиметров).
20 октября_________ (2017) года

3 группа. Повара. Вы должны поделиться с нами рецептом приготовления команмелна, т.е. трёхслойных блинов. Прочитайте текст. Чтобы узнать дозировку ингредиентов, нужно вычислить равенства.

  • Мука ржаная  —                   18:9= ______  стакана;
  • Яйцо  (1 тесто)  —                 1+1= ________ штуки;
  • Соль - по вкусу;
  • Мука овсяная  (2 тесто)  —     80-79= _________стакан;
  • Кефир  (2 тесто)  —                9:9=__________стакан;
  • Геркулес  (3 тесто)  —             80:40 =______________стакана;
  • Сметана  (3 тесто)  —               1-0= _________ стакан;
  • Растительное масло —             16:8=_________ столовые ложки

Просмотр видеофильма изготовления команмелна 

- Ребята, посмотрите, какую замечательную книжечку мы выпустили. Я считаю, команмелна- это визитная карточка народа мари в национальной кухне.  Дома вы тоже попробовали себя в роли поваров. Вместе с родителями приготовили блины. Я бы хотела услышать ваши впечатления. Может кто- то помнит рецепт своих блинов?

- У каждого на столах лежат кружочки в виде блина желтого цвета и коричневого. Кому урок понравился, поднимите желтый блин, а кому урок не понравился,  и ничего нового для себя не узнал, поднимите коричневый, подгоревший блин.

Блины складывают в одну стопку.

- Посмотрите, какая стопка блинов у нас получилась, ни одного подгоревшего блина. Поэтому за работу на уроке все получают «5» .

- Ребята, дома вам нужно нарисовать любое национальное блюдо марийского народа, написать рецепт. А кто хочет получить дополнительную отметку, можете попробовать вместе с родителями приготовить это блюдо, запечатлеть. Все мы поддерживаем связь с детским журналом «Кече- Солнышко». Отправим ваши материалы в детский журнал.

- Чтобы у человека появлялась энергия, чтобы в организм поступали вместе с пищей различные  витамины.

- Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Бэлеш – оригинальное блюдо татарской национальной кухни»

Кулинарное искусство татарского народа богато своими национальными традициями, уходящими в глубь веков...

Блюда национальной кухни народов Урала

Контрольные измерительные материалы для проверки результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы в части учёта этнокультурных особенностей Челябинской области по т...

Урок английского языка во 2 классе по теме : Английская и башкирская национальная кухня

В конспекте представлен подробный план урока, игровые технологии на усвоение лексических единиц....

Мастер-класс на тему "Коми национальная кухня"

Данный сценарий может использоваться и в начальной школе, и в системе дополнительного образования...

Технологическая карта урока окружающего мира «Особенности северной кухни. Кавказская кухня» (УМК «НШ XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений об особенностях северной кухни, кавказской кухни.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об особенностях северной и кавказской кухни.2. Вспомнить, что т...

Кулинарный алфавит «вкусных» слов татарской национальной кухни

Проектная работа   «Кулинарный алфавит «вкусных»  слов  татарской национальной кухни»....

Башкирская национальная кухня

Исследовательская работа...