Рабочая программа"Тропинка к профессии" курса внеурочной деятельности.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Шабанова Валентина Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка к профессии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»

Социальное направление

1 - 4 класс Пояснительная записка

    Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих документов:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Задачи:

  • формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.
  • развитие организационных и коммуникативных компетенций,  механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Краткая характеристика.  Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Срок реализации программы составляет 4 года.

Основные принципы отбора материала.  

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности -  определяет взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход;  - уровневая дифференциация; - информационно-коммуникативные;  - здоровьесберегающие;  – игровые.

Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.

Формы обучения:  беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала;  экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.

Формы работы на уроках: 

  • фронтальная работа,
  • групповая работа,
  • индивидуальная, в паре.

Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению   «Тропинка к профессии» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа,  2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.

1-й год обучения  1час в неделю.

2-й год обучения  1 час в неделю.

3-й год обучения  1час в неделю.

4-й год обучения  1час в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:

1 уровень

Приобретение обучающимся социальных знаний

Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей.

2 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности. 

3 уровень

Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности.

4.Содержание курса внеурочной деятельности

                                       

1 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

33 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

14

9

5

2

Человек - природа

4

2

2

3

Человек - техника

3

1

1

4

Человек – художественный образ

5

Литературные произведения

5

5

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

7

7

2 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

8

4

4

2

Человек - природа

7

3

4

3

Человек - техника

9

5

4

4

Человек – художественный образ

2

1

1

5

Литературные произведения

3

3

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

5

5

3 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

5

3

2

2

Человек - природа

8

4

4

3

Человек - техника

8

4

4

4

Человек – художественный образ

5

3

2

5

Литературные произведения

4

4

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

4

4

4 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

12

7

5

2

Человек - природа

6

1

5

3

Человек - техника

8

4

4

4

Человек – художественный образ

5

Литературные произведения

4

4

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

4

4

5. Тематическое планирование

1 класс – 33 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Давайте познакомимся!

1

07.09

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Приобретение учащимися социальных знаний. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Приобретение школьниками знаний:

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения района, города

- приобретение социальных знаний

2

Стихи о профессиях.

1

14.09

Беседа - обсуждение

Работа с карточками

3

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

1

21.09

Работа с карточками

Иллюстрации

4

Сборник народного творчества о труде. Пословицы, загадки.

1

28.09

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

5

Профессии наших родителей.

1

05.10

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Мой труд каждый день дома.

1

12.10

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Дидактическая игра «Одежда для работы

1

19.10

Работа с карточками

Презентация

Иллюстрации

8

Профессии, охраняющие здоровье людей. Врач.

1

26.10

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

9

Какие бывают врачи?

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Дидактическая игра «Аптека»

1

Работа с карточками

Практическая работа

11

Анализ произведения К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Профессия – продавец.

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Ролевая игра «Магазин».

1

Практическая работа

14

Профессия «Строитель»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

15

Дидактическая игра «Стройка»

1

Практическая работа

Просмотри видеофрагментов

16

Игра « Инструменты строителя»

1

Практическая работа

Просмотр видеофрагментов

17

Анализ текста С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Профессии, защищающие жизнь и имущество граждан. Полицейский.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Профессия – пожарный.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

20

Профессия – спасатель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Дидактическая игра « На защиту жизни!»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Практическая работа

22

Анализ текста В. Маяковский «Кем быть?»

1

Презентация

Иллюстрации

23

Профессия – повар.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

24

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с работниками школьной столовой.

1

Экскурсия

25

Дидактическая игра «Поварята»

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

26

Воспитывающие профессии. Профессия – учитель.

1

Презентация

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

27

Профессия – воспитатель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

28

Ролевая игра «Учитель – ученик»

1

Практическая работа

29

Профессии, делающие наш мир прекраснее. Садовник.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

30

Уход за растениями.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

31

Облагораживание участка на школьной территории.

1

Практическая работа

32

Посадка рассады культурных растений на школьном участке.

1

Практическая работа

33

Викторина « Угадай профессию?»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

2 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Стихи, рассказы, пословицы о профессиях.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим.

 Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию.

Приобретение школьниками умений:

 - оперировать основными понятиями и категориями;

 - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

 - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

 - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

2

Викторина «Угадай, чей предмет?»

1

Беседа - обсуждение

3

Профессия – строитель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Игра «Стройка из конструктора»

1

Игра со строительными игровыми материалами

5

Игра «Строим дачный домик»

1

Аппликация из картона и бумаги

6

Кто трудится в больнице? Профессия – Врач.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

1

Практическая работа

игра

8

Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с медицинской сестрой.

1

Экскурсия

9

Профессия - парикмахер

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Игра « Парикмахерская»

1

Практическая работа

11

Анализ произведения Д. Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Профессии наших родителей и близких родственников.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Воспитывающие профессии. Педагог.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

14

Игра «Классный уголок»

1

Практическая работа

15

Библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Экскурсия

16

Бережное хранение книг. Акция «Помоги книжке!»

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

17

Профессии, охраняющие закон и порядок. Полицейский

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Инспектор ГИБДД

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Викторина «Правила дорожного движения!

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

20

Профессии людей, управляющие транспортом.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Водитель. Тракторист.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

22

Машинист. Пилот. Капитаны морских судов.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

23

Викторина « Угадай, чей транспорт?»

1

Практическая работа

24

Профессии защитников Отечества.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Пограничник. Лётчик. Моряк

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

26

Игра « Назови профессию»

1

Практическая работа

Игра

27

Мир рабочих профессий. Дворник.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

28

Уборка пришкольной территории.

1

Практическая работа

29

Работа технического персонала.  

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

30

Уборка класса и коридора школы.

1

Практическая работа

31

Профессия «Садовник»

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

32

Правила ухода за растениями класса  школы

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

33

Облагораживание школьной территории

1

Презентация

Иллюстрации

34

Игра «Волшебный мешок»

1

Игра – определить на ощупь предметы

3 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Что такое профессия. Роль труда в жизни человека

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим.

 Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию.

Приобретение школьниками умений:

 - оперировать основными понятиями и категориями;

 - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

 - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

 - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

2

Стихотворения, пословицы, загадки о профессиях.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

3

Знакомство с понятием «инструмент».

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Игра « Чей инструмент?»

1

Практическая работа

5

Строительные профессии. Столяр.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Плотник. Сварщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Конкурс-эстафета «Кто быстрее забьет гвоздь?»

1

Практическая работа

Игра

8

Игра « Строим из спичек»

1

Практическая работа

Игра

9

Профессии, связанные с сельско-хозяйственным трудом.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Доярка. Животновод.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

11

Фермер. Агроном.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Животноводство в нашем крае.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Игра « Я ухаживаю за животными»

1

Практическая работа

14

Рабочие профессии. Маляр.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

15

Плиточник. Кровельщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

16

Игра «Трудовой десант»

1

Практическая работа

17

Профессия – портной.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Конкурс «Юная швея»

1

Практическая работа

19

Профессия – повар.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

20

Кондитер. Пекарь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Кухонный работник.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

22

Игра «Кто быстрее накроет на стол?»

1

Практическая работа

23

Конкурс «Лучший рецепт»

1

Практическая работа

24

Автомастерская. Профессия – автослесарь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Игра «Почини машину»

1

Практическая работа

26

Посадка семян для выращивания рассады.

1

Практическая работа

27

Анализ стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

28

Профессии, без которых не обойтись.

1

Практическая работа

29

Правила выбора профессии.

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

30

Игра « Волшебный мешок»

1

Практическая работа

игра

31

Знакомство со стихами про профессии Бориса Заходера.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

32

Высадка рассады на пришкольную территорию.

1

Практическая работа

33

Облагораживание пришкольной территории.

1

Практическая работа

34

Викторина « Мир профессий»

1

Викторина

4 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Знакомство со стихотворением «Неумейка» Аким Яков

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия

 Приобретение опыта:

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения, презентации).

- организации своего рабочего места в школе и дома;

- публичного выступления перед одноклассниками;

- организации совместной деятельности с другими детьми;

- проявления  положительных моральных качеств в достойном поведении, поступках;

- проявления тактичности и доброжелательности в общении.

2

Все профессии важны, все профессии нужны.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

3

Профессия – почтальон.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Современные профессии связи. Загадки и почтовый транспорт.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

5

Ролевая игра «Телефон»

1

Практическая работа

6

Рабочие профессии.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Обувщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

8

Как ремонтируют обувь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

9

Игра « Ремонт обуви»

1

Практическая работа

10

Портной.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

11

Игра «Ателье».

1

Практическая работа

12

Конкурс «Пришей пуговицу»

1

Практическая работа

13

Часовщик. Как ремонтируют часовые изделия?

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

14

Человек трудом красен

1

Викторина

15

Продавец. Какие бывают магазины?

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

16

Игра «Магазин»

1

Практическая работа

Игра

17

Слесарь

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Столярная мастерская. Знакомство с инструментами.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

1

Экскурсия

20

Игра « Найди нужный инструмент»

1

Игра

21

Игра «Веселые мастерские»

1

Игра-состязание

22

Профессия - Электромонтер.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

23

Осторожно, электричество!

1

Беседа – обсуждение

Презентация

24

Правила безопасности рабочих специальностей

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Знакомство со стихотворением А. Кравченко «Честный ответ»

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

26

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

27

Дворник. Правила уборки пришкольной территории.

1

Практическая работа

28

Профессия – цветовод.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

29

Разнообразие цветов горного Урала.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

30

Цветовод. Правила ухода за цветами.

1

Практическая работа

31

Садовник. Правила ухода за растениями.

1

Практическая работа

32

Озеленение пришкольной территории.

1

Практическая работа

33

Облагораживание пришкольной территории.

1

Практическая работа

34

Моя будущая профессия.

1

Беседа - обсуждение

6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Методическая литература

  1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
  2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
  4. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
  5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
  6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
  9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
  11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.

 Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии»

Социальное направление

1 - 4 класс Пояснительная записка

    Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность,  рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих документов:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Задачи:

  • формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.
  • развитие организационных и коммуникативных компетенций,  механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Краткая характеристика.  Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Срок реализации программы составляет 4 года.

Основные принципы отбора материала.  

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности -  определяет взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход;  - уровневая дифференциация; - информационно-коммуникативные;  - здоровьесберегающие;  – игровые.

Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.

Формы обучения:  беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала;  экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.

Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре.

Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению   «Тропинка к профессии» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа,  2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.

1-й год обучения  1час в неделю.

2-й год обучения  1 час в неделю.

3-й год обучения  1час в неделю.

4-й год обучения  1час в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:

1 уровень

Приобретение обучающимся социальных знаний

Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей.

2 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности. 

3 уровень

Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности.

4.Содержание курса внеурочной деятельности

                                       

1 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

33 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

14

9

5

2

Человек - природа

4

2

2

3

Человек - техника

3

1

1

4

Человек – художественный образ

5

Литературные произведения

5

5

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

7

7

2 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

8

4

4

2

Человек - природа

7

3

4

3

Человек - техника

9

5

4

4

Человек – художественный образ

2

1

1

5

Литературные произведения

3

3

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

5

5

3 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

5

3

2

2

Человек - природа

8

4

4

3

Человек - техника

8

4

4

4

Человек – художественный образ

5

3

2

5

Литературные произведения

4

4

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

4

4

4 класс

Наименование  разделов

Кол-во часов

34 ч

Кол-во часов

теория

практика

1

Человек - человек

12

7

5

2

Человек - природа

6

1

5

3

Человек - техника

8

4

4

4

Человек – художественный образ

5

Литературные произведения

4

4

6

Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

4

4

5. Тематическое планирование

1 класс – 33 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Давайте познакомимся!

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Приобретение учащимися социальных знаний. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Приобретение школьниками знаний:

- основные сферы профессиональной деятельности человека;

- основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

- предприятия и учреждения района, города

- приобретение социальных знаний

2

Стихи о профессиях.

1

Беседа - обсуждение

Работа с карточками

3

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

1

Работа с карточками

Иллюстрации

4

Сборник народного творчества о труде. Пословицы, загадки.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

5

Профессии наших родителей.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Мой труд каждый день дома.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Дидактическая игра «Одежда для работы

1

Работа с карточками

Презентация

Иллюстрации

8

Профессии, охраняющие здоровье людей. Врач.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

9

Какие бывают врачи?

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Дидактическая игра «Аптека»

1

Работа с карточками

Практическая работа

11

Анализ произведения К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Профессия – продавец.

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Ролевая игра «Магазин».

1

Практическая работа

14

Профессия «Строитель»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

15

Дидактическая игра «Стройка»

1

Практическая работа

Просмотри видеофрагментов

16

Игра « Инструменты строителя»

1

Практическая работа

Просмотр видеофрагментов

17

Анализ текста С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Профессии, защищающие жизнь и имущество граждан. Полицейский.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Профессия – пожарный.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

20

Профессия – спасатель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Дидактическая игра « На защиту жизни!»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Практическая работа

22

Анализ текста В. Маяковский «Кем быть?»

1

Презентация

Иллюстрации

23

Профессия – повар.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

24

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с работниками школьной столовой.

1

Экскурсия

25

Дидактическая игра «Поварята»

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

26

Воспитывающие профессии. Профессия – учитель.

1

Презентация

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

27

Профессия – воспитатель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

28

Ролевая игра «Учитель – ученик»

1

Практическая работа

29

Профессии, делающие наш мир прекраснее. Садовник.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

30

Уход за растениями.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

31

Облагораживание участка на школьной территории.

1

Практическая работа

32

Посадка рассады культурных растений на школьном участке.

1

Практическая работа

33

Викторина « Угадай профессию?»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

2 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Стихи, рассказы, пословицы о профессиях.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим.

 Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию.

Приобретение школьниками умений:

 - оперировать основными понятиями и категориями;

 - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

 - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

 - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

2

Викторина «Угадай, чей предмет?»

1

Беседа - обсуждение

3

Профессия – строитель.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Игра «Стройка из конструктора»

1

Игра со строительными игровыми материалами

5

Игра «Строим дачный домик»

1

Аппликация из картона и бумаги

6

Кто трудится в больнице? Профессия – Врач.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

1

Практическая работа

игра

8

Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с медицинской сестрой.

1

Экскурсия

9

Профессия - парикмахер

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Игра « Парикмахерская»

1

Практическая работа

11

Анализ произведения Д. Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Профессии наших родителей и близких родственников.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Воспитывающие профессии. Педагог.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

14

Игра «Классный уголок»

1

Практическая работа

15

Библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Экскурсия

16

Бережное хранение книг. Акция «Помоги книжке!»

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

17

Профессии, охраняющие закон и порядок. Полицейский

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Инспектор ГИБДД

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Викторина «Правила дорожного движения!

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

20

Профессии людей, управляющие транспортом.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Водитель. Тракторист.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

22

Машинист. Пилот. Капитаны морских судов.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

23

Викторина « Угадай, чей транспорт?»

1

Практическая работа

24

Профессии защитников Отечества.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Пограничник. Лётчик. Моряк

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

26

Игра « Назови профессию»

1

Практическая работа

Игра

27

Мир рабочих профессий. Дворник.

1

Беседа - обсуждение

Презентация

Иллюстрации

28

Уборка пришкольной территории.

1

Практическая работа

29

Работа технического персонала.  

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

30

Уборка класса и коридора школы.

1

Практическая работа

31

Профессия «Садовник»

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

32

Правила ухода за растениями класса  школы

1

Беседа - обсуждение

Практическая работа

33

Облагораживание школьной территории

1

Презентация

Иллюстрации

34

Игра «Волшебный мешок»

1

Игра – определить на ощупь предметы

3 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Что такое профессия. Роль труда в жизни человека

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим.

 Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию.

Приобретение школьниками умений:

 - оперировать основными понятиями и категориями;

 - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

 - пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

 - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

2

Стихотворения, пословицы, загадки о профессиях.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

3

Знакомство с понятием «инструмент».

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Игра « Чей инструмент?»

1

Практическая работа

5

Строительные профессии. Столяр.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

6

Плотник. Сварщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Конкурс-эстафета «Кто быстрее забьет гвоздь?»

1

Практическая работа

Игра

8

Игра « Строим из спичек»

1

Практическая работа

Игра

9

Профессии, связанные с сельско-хозяйственным трудом.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

10

Доярка. Животновод.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

11

Фермер. Агроном.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

12

Животноводство в нашем крае.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

13

Игра « Я ухаживаю за животными»

1

Практическая работа

14

Рабочие профессии. Маляр.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

15

Плиточник. Кровельщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

16

Игра «Трудовой десант»

1

Практическая работа

17

Профессия – портной.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Конкурс «Юная швея»

1

Практическая работа

19

Профессия – повар.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

20

Кондитер. Пекарь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

21

Кухонный работник.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

22

Игра «Кто быстрее накроет на стол?»

1

Практическая работа

23

Конкурс «Лучший рецепт»

1

Практическая работа

24

Автомастерская. Профессия – автослесарь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Игра «Почини машину»

1

Практическая работа

26

Посадка семян для выращивания рассады.

1

Практическая работа

27

Анализ стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

28

Профессии, без которых не обойтись.

1

Практическая работа

29

Правила выбора профессии.

1

Беседа - обсуждение

Иллюстрации

30

Игра « Волшебный мешок»

1

Практическая работа

игра

31

Знакомство со стихами про профессии Бориса Заходера.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

32

Высадка рассады на пришкольную территорию.

1

Практическая работа

33

Облагораживание пришкольной территории.

1

Практическая работа

34

Викторина « Мир профессий»

1

Викторина

4 класс – 34 ч

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

1

Знакомство со стихотворением «Неумейка» Аким Яков

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия

 Приобретение опыта:

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения, презентации).

- организации своего рабочего места в школе и дома;

- публичного выступления перед одноклассниками;

- организации совместной деятельности с другими детьми;

- проявления  положительных моральных качеств в достойном поведении, поступках;

- проявления тактичности и доброжелательности в общении.

2

Все профессии важны, все профессии нужны.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

3

Профессия – почтальон.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

4

Современные профессии связи. Загадки и почтовый транспорт.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

5

Ролевая игра «Телефон»

1

Практическая работа

6

Рабочие профессии.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

7

Обувщик.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

8

Как ремонтируют обувь.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

9

Игра « Ремонт обуви»

1

Практическая работа

10

Портной.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

11

Игра «Ателье».

1

Практическая работа

12

Конкурс «Пришей пуговицу»

1

Практическая работа

13

Часовщик. Как ремонтируют часовые изделия?

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

14

Человек трудом красен

1

Викторина

15

Продавец. Какие бывают магазины?

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

16

Игра «Магазин»

1

Практическая работа

Игра

17

Слесарь

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

18

Столярная мастерская. Знакомство с инструментами.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

19

Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

1

Экскурсия

20

Игра « Найди нужный инструмент»

1

Игра

21

Игра «Веселые мастерские»

1

Игра-состязание

22

Профессия - Электромонтер.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

23

Осторожно, электричество!

1

Беседа – обсуждение

Презентация

24

Правила безопасности рабочих специальностей

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

25

Знакомство со стихотворением А. Кравченко «Честный ответ»

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

26

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

27

Дворник. Правила уборки пришкольной территории.

1

Практическая работа

28

Профессия – цветовод.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

29

Разнообразие цветов горного Урала.

1

Беседа – обсуждение

Презентация

Иллюстрации

30

Цветовод. Правила ухода за цветами.

1

Практическая работа

31

Садовник. Правила ухода за растениями.

1

Практическая работа

32

Озеленение пришкольной территории.

1

Практическая работа

33

Облагораживание пришкольной территории.

1

Практическая работа

34

Моя будущая профессия.

1

Беседа - обсуждение

6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Методическая литература

  1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
  2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
  4. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
  5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
  6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
  9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
  11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018.

 Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность

Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная  деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие  артистических ...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...

Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...