Знакомство с программой "Тропинки здоровья" во внеурочной деятельности
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Программа "Тропинки здоровья" разработана в Казанском пединституте и рассчитана на 4 года. Есть очень хорошие метод. разработки. Занятие 1 раз в неделю. Сопутствующий материал- небольшая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Тропинки здоровья» открывает цикл оздоровительных занятий для школьников. Она предназначена для учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Данная программа направлена на формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • формирование у детей ценностного отношения к здоровью;
  • получение начальных знаний о здоровье и способах его сохранения и
    укрепления;
  • освоение методов естественного оздоровления;
  • формирование самосознания, позитивного отношения к себе;
  • формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими
    людьми;
  • оптимизация двигательного режима учащихся;
  • профилактика факторов риска дезадаптации школьников к
    образовательной среде.

Программа составлена в форме игры-путешествия. Учитель вместе с учениками «путешествует» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.

В качестве сопровождающего героя вводится Солнечный Зайчик. Он выполняет и роль «экскурсовода», и знакомит детей с правилами здорового образа жизни, и дает ребятам задания творческого и исследовательского характера.

Предложенная форма игры подразумевает составление маршрута путешествия. Он может быть представлен в виде общей настенной или индивидуальной карты, помещаемой в специальный альбом или портфолио ученика. Названия занятий отражают этапы маршрута - знаменательные места Солнечной страны, вместе с тем они согласуются с изучаемой темой программы.

Занятия имеют определенную структуру. Вводная часть содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений и межполушарного взаимодействия.

Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную гимнастику - для профилактики респираторных заболеваний и восстановления работоспособности, пальчиковую - для подготовки к письму и стимуляции развития речи, тренировки внимания, и зрительную гимнастику, которую необходимо проводить регулярно на уроках, психологические игры активно формируют коммуникативную культуру, и двигательные игры.

Форму изложения нового материала определяет учитель исходя из собственного опыта и возможностей учащихся. Это может быть рассказ или беседа. Наиболее эффективными являются поисковые беседы. Излагая материал, учитель обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала.

Физические упражнения имеют оздоровительное, развивающее и воспитательное значение: содействуют правильному физическому развитию детского организма, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют формированию двигательных навыков, физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), правильной осанки, прививают желание заниматься физическими упражнениями для собственного здоровья.

Психологические и двигательные игры улучшают психоэмоциональное состояние младших школьников, способствуют изменению отношения к себе и окружающим людям, активно формируют коммуникативную культуру. Позитивный личный опыт, получаемый ребенком в игре, обуславливает его способность свободно и открыто выражать свои чувства, самостоятельно выдвигать собственные цели, активно добиваться их осуществления в деятельности, а также в общении и взаимодействии со своим социальным окружением. Все эти качества необходимы каждому в жизни для ощущения себя здоровым, самодостаточным, уверенным в себе человеком.

Кроме того, игры развивают внимание, память, мышление, воображение.  способствуют повышению качества усвоения знаний по всем школьным предметам.

В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» - очень хорошее, «солнышко-тучка» - хорошее, «тучка» - не очень хорошее. Фиксировать результаты рефлексии предлагается на специальной страничке в альбоме или в портфолио ученика.

     Альбом или портфолио предназначается так же для накопления разнообразных    продуктов    деятельности    школьников,    занимающихся    по программе «Тропинки здоровья», а именно результаты самостоятельных исследований, рисунки на заданную тему, и другие творческие работы.

Формы реализации программы «Тропинки здоровья» могут быть различны. Это внеклассная работа, интеграция в содержание базовых учебных предметов, а так же комбинированная форма, когда часть материала может быть интегрирована в содержание базовых учебных курсов, часть может применяться во внеклассной работе.

В ходе реализации программы в целях индивидуального подхода к учащимся, имеющим те или иные отклонения в состоянии физического и психического здоровья, желательно взаимодействие учителя со школьным врачом и психологом и родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тропинки здоровья» Программа внеурочной деятельности

Слайд 2

Цель программы: формирование здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.

Слайд 3

Задачи: * формирование у детей ценностного отношения к здоровью; * получение знаний о здоровье и способах его укрепления и сохранения; * освоение методов естественного оздоровления; * формирование самосознания, позитивного отношения к себе; * развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми; * оптимизация двигательного режима учащихся.

Слайд 4

1-й класс .Путешествие в Солнечный город Приветик!

Слайд 6

Замок зоркого орла Река фантазии Город мастеров Нескучный лес Волшебный магазин СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД Тропинки здоровья Шкатулка чудес Лесная полянка Копилка любимых дел Родник радости Цветок здоровья

Слайд 8

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Кольца» «Кулак-ребро-ладонь» «Крестики-нолики» «Рыбки» «Замок» «Змейка» «Колокольчики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс

Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как  внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения,  ученики  мало читают дополнит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Знакомство с методическими новинками в периодической печати о использовании современных педагогических технологий во внеурочной деятельности.

В данной работе указывается методическая литература по внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС, которая поможет в работе учителям и воспитателям....

презентация для внеурочной деятельности "Знакомство с тряпичной куклой"

Эта презентация может быть использована на уроке технологии или на внеурочной, кружковой работе....