Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Стрелкова Марина Александровна

     

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    развивающих занятий внеурочной деятельности

    социальной направленности

    «Знакомство с самим собой»

     

    Третий год обучения

    возраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс.

     

     

     

     

    Педагог-психолог:

    Стрелкова Марина

    Александровна

     

     

    2013

    Раздел 1.

    Пояснительная записка

    Направленность дополнительной образовательной программы

    • название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
    • вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.  
    • направленность – социальная работа.

    Первая ступень школьного обучения рассматривается как один  из главных образовательных резервов,  по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая     ни одной из последующих ступеней.          

    Цели и задачи программы

    Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

    Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:

    - создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

    - создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе,  принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;

    - организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества,  развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    - исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.

    С сентября 2011 года введен в действие Федеральный  государственный  стандарт  начального  общего образования второго поколения,  который  определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу  его положен  системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие  личности ученика является целью и основным  компонентом  образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности. 

    Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3_klass.docx62.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода

    «Согласовано»
    Руководитель МО «СОШ №4»

    г. Белгорода

    ________ Леонова И.Н.              

    Протокол № 1

    от «____» июня 2013г.

    «Согласовано»
    Заместитель директора школы

    по УВР МБОУ «СОШ №4»

     г. Белгорода

    ___________ Медведева Л.И.

    от «___»___________2013г.

    «Утверждено»

    Директор МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода

    __________ Самойлова Т.Н.

    Приказ № ___

    от «____»августа 2013г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    развивающих занятий внеурочной деятельности

    социальной направленности

    «Знакомство с самим собой»

    Третий год обучения

    возраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс.

    Педагог-психолог:

    Стрелкова Марина

    Александровна

    2013

    Раздел 1.

    Пояснительная записка

    Направленность дополнительной образовательной программы

    • название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
    • вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.  
    • направленность – социальная работа.

    Первая ступень школьного обучения рассматривается как один  из главных образовательных резервов,  по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая     ни одной из последующих ступеней.          

    Цели и задачи программы

    Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

    Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:

    - создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;

    - создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе,  принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;

    - организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества,  развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    - исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.

    С сентября 2011 года введен в действие Федеральный  государственный  стандарт  начального  общего образования второго поколения,  который  определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу  его положен  системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие  личности ученика является целью и основным  компонентом  образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.  

    Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

    Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и  публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.

    Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях г.Белгорода:

    - «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;

    - «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу  в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;

    - «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».

    Раздел 2.

    Общая характеристика учебного предмета.

    В основу данной программы «Знакомство с самим собой» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2010-11 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ-лицей №10 г. Белгорода и программа занятий по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.

    Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».

    Программа  социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является  комплексной развивающей программой,  так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.

    Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих  программ:

     – соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;

    - содержание программы  выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);

    - достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;

    - в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.

            Формы, методы и приемы работы

    Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся  в изучаемой области знаний и имеет большой развивающий потенциал, так  как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся. 

    Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и  ведение портфолио.

    Элементы тренинга  были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это  особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии.  Введение элементов тренинга позволяют  создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.

    Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:

    - малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;

    - большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;

    - ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.

    Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.

    Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение  к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка  реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).  Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.

    Ведущими методами на занятиях являются:

    - игра;

    - тренинговые упражнения;

    - творческие задания;

    - арт-терапия;

    - сказкотерапия;

    - музыкотерапия;

    - диагностика.

            В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:

    исследование - получение знаний на исследовательской основе.  

    наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

    упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

    словесные методы беседа, рассказ, описание, объяснение.

    На занятиях используются следующие приемы:

    - творческие задания;

    -  реверсированная мозговая атака;

    - ассоциации;

    - коллективная запись;

    - эвристические вопросы;

    - приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор

    Раздел 3.

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

    Сроки реализации  программы

            Программа  психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:

    1. Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 66 занятия);
    2. Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);
    3. Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия);
    4. Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).

    Формы и режим  занятий

    Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 2 часа в неделю (1 классе один час занятий  равен 35 минутам,  во 2—4 классах —45 минутам)

    Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).

    Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:

    I.  Разминка (направлена на включение детей в тренинговый процесс);

    П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.

    III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).

    При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:

    - соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    - психолого-педагогические аспекты   работы с детьми начального школьного возраста;

    -  достижения в области практической психологии.

    При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося»,  «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А.,  Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы  построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

            Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:

    1.  готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
    2. мотивации к обучению и познанию;
    3. основ гражданской идентичности;
    4. ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

    Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей,  способах самостоятельного поиска и обработки информации.

    Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.

    Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.

    Раздел 4.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

    Актуальность и  педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и  личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.

    Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:

    - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

    - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    - признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

    - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

    - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

    - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

    Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

    - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    - уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

    - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Раздел 5.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

    Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.

    В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.

    Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

    Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.

    Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.

    Показателями  сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:

    – умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;

    – умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;

    – работать с моделями и схемами;

    – оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.

    Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.

    Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.

    Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.

    Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.

    Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.

    К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.

    Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).

    Раздел 6.

    Содержание учебного предмета.

    Содержание программы

    При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:

    - соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    - психолого-педагогические аспекты   работы с детьми начального школьного возраста;

    -  достижения в области практической психологии.

    При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося»,  «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А.,  Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы  построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.  

    Содержание деятельности в 3 классе.

    1. Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. (1 ч.) Введение правил работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Выполнение устава школы и законов класса. Сплочение группы.

    2. Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли (1 ч.) Знакомство с портфолио. Заполнение страниц портфолио. Мотивационный настрой на обучение.  Изменения личности. Все мы разные. Сплочение группы.

    3. Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей (3 ч.) Семья – это 7 Я и все мы. Чему я учусь у папы и мамы. Профессии моих родителей. Мои бабушки и дедушки, братья и сестры. О братьях наших меньших.

    4. По лестнице знаний и интересов (6 ч.) Мое прилежание и поведение. Мои отношения с одноклассниками. Мир школьных предметов. Мои интересы и увлечения. Ярмарка профессий. Чему я могу научить одноклассников.

    5. Мое дерево желаний (1ч). Мечты и желания. Мои стремления.

    6.  Мир вокруг меня (5 ч). Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше. Как стать дружелюбным. В прекрасном мире искусства. Мастерская природы и человека.

    7. Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции (4 ч). Чувства и эмоции. Волевая регуляция деятельности. Что я могу сделать, чтобы воспитать волю.

    8. Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь) (6 ч). Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. Тренировка - путь к успеху.

    9. Создание  и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (6 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я закончил третий класс.

    Раздел 7.

    Тематическое планирование.

    Блок для обучающихся 3 классов «Я – третьеклассник»

                     

     п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

    1

    2

    Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли

    1

    3

    Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей

    3

    4

    По лестнице знаний и интересов

    6

    5

    Мое дерево желаний

    1

    6

    Мир вокруг меня

    5

    7

    Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции.

    5

    8

    Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь)

    6

    9

    Создание  и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.

    6

    Всего

    34

    Календарно - тематическое планирование программы

    с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

    социально-психологического развития личности учащихся

    «Знакомство с самим собой»

    № п/п

    Тема раздела

    Тема занятия

    Характеристика основных видов деятельности

    Кол

    час. на

    тему зан.

    Всего часов

    на раздел

    Теор. часть зан.

    Практ. часть зан.

    Дата

    по плану

    по факту

    1

    Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

    1.Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях.

    Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. 

    Практика: «Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо».

    1

    1

    1

    0

    2

    Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли.

    1.Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли.

    Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, заполнение страницы «Моё второе школьное лето».  Изменения, которые со мной произошли.

    1

    1

        1

    0

    3

    Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей.

    1.Диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи.

    Теория: понятие «семья», «внутрисемейные отношения». Я и мои родители.

    Практика: диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Психологические упражнения «я умею просить прощения». Заполнение портфолио.

    1

    3

    2

    1

    2.Я и мои родители.

    1

    3.Я умею просить прощения.

    1

    4

    По лестнице знаний и интересов

    1. Мое прилежание и поведение.

    Теория: понятие «лень». Мои отношения с одноклассниками.

    Практика: диагностика

    социально-психологического статуса в классе.

    Как справиться с «Немогучками»? Заполнение портфолио.

    1

    6

    2

    4

    2. Мои отношения с одноклассниками.

    1

    3.Диагностика социально-психологического статуса в классе.

    1

    4. Мои интересы и увлечения.

    1

    5. Что такое лень?

    1

    6.Как справиться с «Немогучками»?

    1

    5

    Мое дерево желаний.

    1.Мое дерево желаний.

    Теория: понятие «желание». Какие желания мне помогают в жизни.  

    Практика:  Заполнение страницы портфолио «Дерево желаний».

    1

    1

    0

    1

    6

    Мир вокруг меня

    1. Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше.

    Теория: понятие «дружба». Почему возникают ссоры и драки.

    Практика:  Заполнение портфолио. Как стать дружелюбным. Создание мастерской природы и человека.

    1

    5

    2

    3

    2. Как стать дружелюбным.

    1

    3.Ссора и драка.

    1

    4.Настоящий друг.

    1

    5. Мастерская природы и человека.

    1

    7

    Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции.

    1.Что такое сотрудничество?

    Теория: понятие «чувства», «эмоции». Способы саморегуляции.

    Практика:  Заполнение страницы портфолио «Моё настроение». Развитие самоконтроля и саморегуляции через психологические упражнения.

    1

    5

    2

    3

    2.Я умею понимать другого.

    1

    3.Я умею договариваться с людьми.

    1

    4.Умею ли я дружить?

    1

    5.Трудности в отношениях с друзьями.

    1

    8

    Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь).

    1.Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь.

    Теория: понятие «мышление», «восприятие», «память», «воображение», «речь». Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь.

    Практика:  Заполнение портфолио. Тренировка - путь к успеху. Развиваем память, внимание, воображения, мышление и речь.

     

    1

    6

    2

    4

    2.Тренировка - путь к успеху.

    1

    3.Развитие воображения и мышления.

    1

    4.Развитие памяти и внимания.

    1

    5.Развитие восприятия и речи.

    1

    6.Я умею сочинять!

    1

    9

    Создание  и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения.

    1.Как составить проект?

    Теория: Как составить проект?

    Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».

    Подведение итогов учащимися 3 –го класса.

    Практика:  Заполнение страницы портфолио «Мои достижения».  Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины».

    1

    6

    2

    4

    2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».

    1

    3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины»

    1

    4.Мои достижения.

    1

    5.Подведение итогов по портфолио учащимися.

    1

    6.Подведение итогов учащимися 3 –го класса.

    1

    Всего

    34

    Раздел 8.

    Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

    Бланковые диагностические методики

    п/п

    Название

    Автор

    Назначение

    Целевая

    аудитория

    Кол-во

    В наличии

    % доля

    1

    «Рукавички» Г.А.Цукерман

    «Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.).

    Г. А. Цукерман,

    Бурменская Г. В.

    Диагностика сотрудничества и взаимодействий одноклассников между собой.

    3 классы

    55

    55

    100

    2

    «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-Строитель»).

    «Архитектор-Строитель»

    Изучение коммуникативно–  речевых действий.

    3 классы

    55

    55

    100

    3

    Рисунок «Моя семья».

    Н. Ольшевская

    Диагностика внутрисемейных отношений.

    3 классы

    55

    55

    100

    Программы для осуществления коррекционно-развивающей и профилактической деятельности

    № п/п

    Название программы

    Автор

    Целевая

    аудитория

    Производитель,

     год выпуска

    Кол-во

    В наличии

    % доля

    Коррекционно-развивающие программы

    1

    Коррекционно-развивающие работы

    И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг, Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.

    1-11 классы

    Белгород, 2011 год

    1

    1

    100

    Учебные программы по психологии

    1

    «Знакомство с самим собой»

    И.М. Узянова

    3-е классы

    Белгород, 2011 год

    1

    1

    100

    Диагностические программы

    1

     Диагностика.

     Дидактическое электронное пособие по видам деятельности педагога-психолога образовательного учреждения

    И.В. Возняк,

    И.М. Узянова,

     С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг,

    Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева.

    1-11 классы, учителя, родители

    Белгород, 2011 год

    1

    1

    100

    Материалы для осуществления просветительской деятельности с участниками образовательного процесса

    п/п

    Название

    Целевая аудитория

    Форма

    (консультация, беседа, доклад, стендовый материал или др.)

    Кол-во

    В наличии

    % доля

    1

    Психолого – социологическая служба (стенд в учительской комнате).

    учителя

    Информационно– просветительское (стендовый материал).

    1

    1

    100

    2

    Здоровый образ жизни (стенд в кабинете педагога-психолога).

    учащиеся, учителя

    Профилактическое (стендовый материал).

    1

    1

    100

    3

    Первый раз – в первый класс! (стенд в кабинете психолога).

    учащиеся первых классов

    Информационно– просветительское (стендовый материал).

    1

    1

    100

    Игрушки и настольные игры

    п/п

    Название

    Целевое использование

    Кол-во

    В наличии

    % доля

    1

    Клубок, мягкие игрушки – «Сердце», различные животные

    Методика «Паутина комплиментов»,  пожелания, игротерапия.

    12

    12

    100

    2

    Лото, домино, настольный бильярд

    Развитие мышления, памяти, логики.

    3

    3

    100

    Материалы для проведения коррекционно-развивающей деятельности

    п/п

    Название

    Количество

    В наличии

    % доля

    1

    Бумага

    300 листов

    300 листов

    100

    2

    карандаши

    20 простых и набор цветных

    20 простых и набор цветных

    100

    3

    краски

    2 упаковки

    2

    100

    4

    пластилин

    2 упаковки

    2

    100

    5

    кубики

    9 шт

    9

    100

    6

    пирамида

    3 шт

    3

    100

    7

    мячи

    3 шт

    3

    100

    8

    мягкие  игрушки

    12

    12

    100

    9

    фломастеры

    3 набора

    3

    100

    Библиотека практического психолога

    п/п

    Автор

    Название

    Место и год издания

    Кол-во

    В наличии

    % доля

    1

    Абрамова Г.С.

    Психологическое консультирование: теория и опыт.

    2000 год

    1

    1

    100

    2

    Автор-составитель Т.А. Шишковец

    Осложнённое поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция.

    2006 год

    1

    1

    100

    3

    Айзенк Ганс Юрген

    Проверьте свои способности

    1995 год

    1

    1

    100

    4

    Ануфриев А.Ф.,

    Костромина С.Н.

    Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.

    1998 год

    1

    1

    100

    5

    Бодалев А.А.,

    Столин В.В.

    Общая психодиагностика.

    2000 год

    1

    1

    100

    6

    Волков Б.С.,

    Волкова Н.В.

    Психология общения в детском возрасте.

    2003 год

    1

    1

    100

    7

    Галина И.В.

    Нервный ребёнок: каприз или болезнь?

    1982 год

    1

    1

    100

    8

    Годовникова Л.В.

    Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб.пособие.

    2006 год

    1

    1

    100

    9

    Демиденко М.В.,

    Клюева А.И.

    Педагогическая психология: Методики и тесты.

    2004 год

    1

    1

    100

    10

    Дьяченко М.И.,

    Кандыбович Л.А.

    Психологический словарь-спарвочник.

    2004 год

    1

    1

    100

    11

    Зак А.З.

    600 игровых задач для развития логического мышления детей.

    1998 год

    1

    1

    100

    12

    Зак А.З.

    Развитие умственных способносткей младших школьников.

    1994 год

    1

    1

    100

    13

    Захаров А.И.

    Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).

    1995 год

    1

    1

    100

    14

    Зинченко В.П.,

    Мещариков В.Н.

    Психологический словарь.

    1999 год

    1

    1

    100

    15

    Истратова О.Н.,

    Эксакусто Т.В.

    Справочник психолога средней школы.

    2006 год

    1

    1

    100

    16

    Калугин М.А.,

    Новотворцева Н.В.

    Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки.

    1996 год

    1

    1

    100

    17

    Кащенко В.П.

    Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.

    1994 год

    1

    1

    100

    18

    Клейберг Ю.А.

    Писхология девиантного поведения.

    2001 год

    1

    1

    100

    19

    Клюева Н.В.,

    Касаткина Ю.В.

    Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.

    1996 год

    1

    1

    100

    20

    Коломинский Я.Л.,

    Панько Е.А.

    Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.

    1988 год

    1

    1

    100

    21

    Короткова Л.Д.

    Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации.

    2006 год

    1

    1

    100

    22

    Лэндрет Г.Л.

    Игровая терапия: искусство отношений.

    1994 год

    1

    1

    100

    23

    Меновщиков В.Ю.

    Психологическое консультирование

    2001 год

    1

    1

    100

    24

    Нагель О.П.

    Технология развития коммуникативной компетентности педагога.

    2008 год

    1

    1

    100

    25

    Нагель О.П.,

    Бочарова И.А.

    Организация деятельности специалистов по комплексному сопровождению ребёнка в образовательном учреждении.

    2007 год

    1

    1

    100

    26

    Нечаев М.П.

    Диагностика воспитанности школьников.

    2006 год

    1

    1

    100

    27

    Овчарова Р.В.

    Справочная книга школьного психолога.

    1996 год

    1

    1

    100

    28

    Овчарова Р.В.

    Практическая психология в начальной школе.

    1996 год

    1

    1

    100

    29

    Н. А. Волкова.

    Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.

    1992 год

    1

    1

    100

    30

    Петрусинский В.В.

    Игры – обучение, тренинг, досуг…

    1994 год

    1

    1

    100

    31

    И.В. Дубровина

    Рабочая книга школьного психолога.

    1991 год

    1

    1

    100

    32

    Дубровина И.В.

    Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.

    1995 год

    1

    1

    100

    33

    И.В. Возняк,

    И.М. Узянова,

    С.В. Ле6бедева,

    Н.И. Сафонова,

    Е.А. Симонова,

    Д.Н. Кудрикова,

    И.В.Адонина,

    О.Н. Богданова,

    О.А. Родченко

    Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

    Белгород 20011 год

    1

    1

    100

    34

    Ольшевская Н.

    Психологические тесты. На все случаи жизни.

    Владимир: ВКТ, 2010 год

    1

    1

    100

    35

    М. Шевченко

    Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых.

    Владимир: ВКТ, 2010 год

    1

    1

    100

    36

    О. Сергеева

    Как научиться разбираться в людях.

    Москва 2010 год

    1

    1

    100

    37

    Н.Е. Щуркова

    Школа и семья.

    Москва 2004

    1

    1

    100

    38

    Эксмо.

    Графология.

    Москва 2009

    1

    1

    100

    39

    В.Н. Куликов

    Тайна имени – ключ к судьбе человека (мужские имена).

    Москва 2010

    1

    1

    100

    40

    В.Н. Куликов

    Тайна имени – ключ к судьбе человека (женские имена).

    Москва 2010

    1

    1

    100

    41

    С.А. Левашова

    Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг

    Ярославль 2006

    1

    1

    100

    42

    Мария Бриль

    Читаем язык жестов

    Санкт – Петербург 2010 год

    1

    1

    100

    43

    В.П. Шейнов

    Искусство убеждать

    Минск «Харвест» 2010 год

    1

    1

    100

    44

    Тагирова Г.С.

    Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.

    2005 год

    1

    1

    100


    Итого: материально-техническая база педагога – психолога 100 %.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеурочная деятельность социальное направление "Помощники" 2 класс ФГОС

    тематическое планирование кружка "Помощники" по ФГОС 1-2 класс...

    Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"

    Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...

    Программа внеурочной деятельности социального направленности "100 добрых дел" для 1-3 классов

    Программа предназначена для обучающихся 1-3 классов. Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего ...

    Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/

    Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

    Открытое занятие по внеурочной деятельности социального направления «Полезные привычки» на тему: «Что такое здоровье»

    "Что такое здоровье» Цель: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытияЗадачи:- сформировать у ребят необх...

    Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".

    Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы....

    Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов» для обучающихся 2 класса

    Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов»  разработано для обучающихся 2 класса образовательных...