Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о важном".
план-конспект

Шабанова Валентина Александровна

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о важном" и воспитательные мероприятия разной тематики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

(1-4 классы)

                                        

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы НОО.         

Цель курса: 

  • формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основными задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

        

Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.

Форма организации: дискуссионный клуб.

Содержание курса внеурочной деятельности

        Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  • День знаний
  • Наша страна – Россия
  • 165 лет со дня рождения К.Э.  Циолковского
  • День музыки
  • День пожилого человека
  • День учителя
  • День отца
  • Международный день школьных библиотек
  • День народного единства
  • Мы разные, мы вместе
  • День матери
  • Символы России
  • Волонтеры
  • День Героев Отечества
  • День Конституции
  • Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
  • Рождество
  • День снятия блокады Ленинграда
  • 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
  • День Российской науки
  • Россия и мир
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
  • День воссоединения Крыма с Россией
  • Всемирный день театра
  • День космонавтики. Мы – первые
  • Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
  • День Земли
  • День Труда
  • День Победы. Бессмертный полк
  • День детских общественных организаций
  • Россия – страна возможностей

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты

базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -        родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование

(1-2 классы)

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Дата

Сентябрь

1

День знаний. Зачем человеку знания?

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

2

Что мы Родиной зовем?

Работа с интерактивной картой

1

3

Мечтаю летать

Работа с интерактивными карточками

1

4

Я хочу увидеть музыку

Музыкальный конкурс талантов

1

Октябрь

5

О наших бабушках и дедушках

Семейные истории

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

6

Мой первый учитель

Групповая работа

1

7

День отца

Творческая мастерская

1

8

Я и моя семья

Строим семейное древо

1

Ноябрь

9

День народного единства

Работа с интерактивной картой

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

10

Память времен

Викторина

1

11

День матери

Творческая мастерская

1

12

Что такое герб?

Работа с интерактивными карточками

1

Декабрь

13

Доброта – дорога к миру

Мультконцерт

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

14

Герои Отечества разных исторических эпох

Работа с галереей героев

1

15

День Конституции

Эвристическая беседа

1

16

Умеем ли мы мечтать?

Конкурс рисунков

1

Январь

17

Светлый праздник Рождества

Творческая работа: елочная игрушка

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

18

Ленинград в дни блокады

Работа с книжным текстом

1

19

Кто такие скоморохи?

Интерактивные карточки

1

Февраль

20

Российские Кулибины

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

21

Россия и мир

Викторина

1

22

Есть такая профессия – Родину защищать

Обсуждение фильма о войне

1

Март

23

Поговорим о наших мамах

Творческая работа: рисунок

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

24

Что такое гимн?

Работа с книжным текстом

1

25

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия

1

26

Я иду в театр

Чтение по ролям

1

Апрель

27

О жизни и подвиге Юрия Гагарина

Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе»

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

28

Память прошлого

Конкурс стихов

1

29

Заповедники России

Виртуальная экскурсия

1

30

День труда. Герои мирной жизни

Беседа с ветеранами труда

1

Май

31

Дети – герои Великой Отечественной войны

Встреча с ветеранами

        

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

32

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами

1

33-34

Мои увлечения

Творческий конкурс

1

Тематическое планирование

(3-4 классы)

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Сентябрь

1

День знаний. Рекорды России

Образовательный квиз

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

2

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

Беседа

1

3

Мечтаю летать

Работа с интерактивными карточками

1

4

Я хочу услышать музыку

Музыкальный конкурс талантов

1

Октябрь

5

О наших бабушках и дедушках

Семейные истории

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

6

Яснополянская школа и ее учитель

Работа с текстом

1

7

День отца

Творческая мастерская

1

8

Петр и Феврония Муромские

Работа с иллюстрациями

1

Ноябрь

9

День народного единства

Работа с интерактивной картой

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

10

Память времен

Групповое обсуждение

1

11

День матери

Творческая мастерская

1

12

Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

Работа с видеорядом

1

Декабрь

13

Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

Групповое обсуждение

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

14

Герои Отечества разных исторических эпох

Работа с Галереей героев

1

15

День Конституции

Эвристическая беседа

1

16

О чем мы мечтаем?

Конкурс стихов

1

Январь

17

Светлый праздник Рождества

Пишем письмо Дедушке Морозу

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

18

Ленинград в дни блокады

Работа с книжным текстом

1

19

Рождение московского художественного театра

Виртуальная экскурсия

1

Февраль

20

День российской науки

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

21

Россия и мир

Викторина

1

22

Есть такая профессия – Родину защищать

Литературная гостиная: конкурс стихов

1

Март

23

8 Марта – женский праздник

Творческий флешмоб

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

24

Гимн России

Работа с книжным текстом

1

25

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия

1

26

Я иду в театр

Чтение по ролям

1

Апрель

27

День космонавтики

Обсуждение фильма «Время Первых»

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

28

Память прошлого

Конкурс стихов

1

29

«Дом для дикой природы»: история создания

Работа с видеоматериалами

1

30

День труда. Мужественные профессии

Беседа с ветеранами труда

1

Май

31

Дорогами нашей Победы

Встреча с ветеранами

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

32

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами

1

33-34

Мои увлечения

Творческий конкурс

1



Предварительный просмотр:

                                                                                                           Автор: Шабанова Валентина Александровна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная катего

                                                                 

                                                                   

Разработка внеклассного мероприятия

«С чего начинается Родина?»

Вступительное слово.

    В конце ноября во многих странах отмечается День Матери. В школах и классах стало доброй традицией проводить  такой замечательный праздник, делать поздравления, устраивать сюрпризы мамам и бабушкам к этому дню. Главная цель этого праздника – воспитать у школьников любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней. Готовясь к празднику, дети выпускают газету, учат стихи, песни, готовят подарки, организуют выставку сувениров, поздравлений. Всей подготовкой они выражают мамам благодарность за любовь, заботу и труд.

Цель праздника День Матери: Воспитать доброжелательное отношение к Женщине - Матери, воспитать чувство уважения, любви к родителям, старшим. Создать теплый нравственный климат между мамами и детьми, пробудить во взрослых и детях желание быть доброжелательными и доверчивыми друг другу.
 Оборудование  Плакаты:"Сегодня праздник - День Матери!", "С праздником Вас, дорогие мамы!"

Восславим Женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни. 
М. Горький

Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается от матери.
Ю. Яковлев

Во всю мою жизнь, сколько я себя помню, я жил, учился, работал, мечтал всегда с думой о счастье матери!.. Всегда она была на первом плане: при всяком успехе, при всяком счастливом обороте дел я думал только о том, как это обрадует маменьку.
Н. Добролюбов

Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя - Мать. 
М. Джалиль
Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и бесконечность
.

Сценарий мероприятия: «С чего начинается Родина?»

1.    Звучит песня «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, слова М. Матусовского). - Прослушаем песню и оживим строчки песни!

Ведущий: Какая красивая, замечательная песня, к сожалению, редко звучащая в наше время. В ходе сегодняшнего мероприятия мы попробуем ответить на вопрос: С чего начинается Родина?

- Давайте оживим строчки этой песни.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.  ( Азбуке)

       Для многих из вас это была самая первая книга, которая дала возможность детям читать любые другие книжки, познавать мир.

- Поиграем в слова, оживим буквы!

Задание: Припомните все слова, которые относятся к школе и назовите в алфавитном порядке. Например, буква А – азбука, Б – букварь, В – ваза, Г – география, Д –дневник, Е – ежедневник …Остановимся на букве Ж. А с детьми мы искали и находили слова на все буквы алфавита.

А сейчас поиграем  «Назови лишнее слово»

Правила игры: из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное смысловое значение группы слов:

  1. Улыбка, радость, грусть, веселье.
  2. Доброта, забота, внимательность, равнодушие.
  3. Цветы, печаль, комплименты, праздник.

( учащиеся называют лишние слова и поясняют почему они его назвали).

2. -Давайте оживим строчки этой песни дальше.

               С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

Ведущий: Верный товарищ, друг - ….. (синоним)

Наверное, нет такого человека, у кого не было бы хотя бы одного друга. Друг – это тот человек, который всегда поймет, примет тебя таким, какой ты есть.

- Ребята, а у Вас есть друзья? Дети рассказывают о своих друзьях.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать друг?

- На парте вы видите лепесток, на котором вам предлагается написать одно качество, важное для  характеристики вашего друга. Обсудите в парах.

- Если вы не сойдетесь во мнениях, то напишите два качества на одном лепестке.

 Во время проведения этого упражнения звучит легкая музыка.

      (Строительство ромашки.  Подведение итогов: обобщенный образ друга нашей группы)

          3.     Скажем дальше слова песни

А может она начинается:

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Ведущий: Мама… какое короткое и важное слово! Без этого слова жизнь на земле невозможна. Проходят годы, мамы стареют и все равно остаются верными и надежными твоими друзьями и помощниками во всех делах и начинаниях.

1 ученик Первое слово ребенок сказал: Мама!

                 Вырос. Солдатом пришел на вокзал. Мама!

                  Вот он в атаке на дымную землю упал. Мама!

                  Встал и пошел. И губами горячими к жизни припал. Мама!

                  Руки мамы…

                  Люблю их с детства.

                  Где б дорога моя ни шла,

                  Никуда мне от них не деться,

                  От душистого их тепла.

                 Руки мамы…

                В морщинках, в родинках,

                Сколько вынесли вы любя…

                С этих рук я увидел Родину,

                 Так  похожую на тебя,

                  МАМА…(стихи А.Дементьева)

2. УЧЕНИК   Мамам – самым близким   в мире людям

Мило   улыбаемся   подчас,

А сказать, что мы   их   любим,

НЕ хватает   часто времени   у   нас.

Главное   надо о мамах   сказать,

Сказать   лишь двумя   словами:

Родину мы называем «мать»,

А маму нежно   - «мама».

Мама, мама, мамочка!

Кто роднее, чем она?

Даже в хмурый день осенний,

У неё в глазах весна.

3  УЧЕНИК  Мама! В этом слове солнца свет!
                            Мама! Лучше слова в мире нет.
                            Мама! Кто роднее, чем она?
                            Мама! У нее в глазах весна!
                            Мама! На земле добрее всех.
                            Мама! Дарит сказки, дарит смех.
                            Мама! Из-за нас порой грустит,
                            Мама! Пожалеет и простит!
                            Мама! В этом слове солнца свет!
                            Мама! Лучше слова в мире нет.
                            Мама! Льется песенка ручьем.
                            Мама! Это мы о ней поем.

4. Игра.   Дополните мои слова, словом   « Мамочка»

Кто пришёл ко мне   с утра? - Мамочка.

Кто сказал: «Вставать   пора?»- Мамочка.

Кашу кто успел сварить?- Мамочка.

Чаю сладкого налить?-   Мамочка.

Кто   косички   мне заплёл? – Мамочка.

Целый дом   один подмёл? – Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?- Мамочка.

Кто меня поцеловал? – Мамочка.

Кто   ребячий любит смех? - Мамочка.

Кто на свете   лучше   всех?- Мамочка

 

- Слово Мама всегда самое дорогое для человека.

С чего начинается детство и сопровождает нас по всей жизни.

5.Презентация  «Мы и наши мамы»   4-Б класа

А вспомните отрывок из три логии  Л.Н.Толстого «Детство»

- Я помню песню, которую мне пела мама на ночь. А вы можете припомнить песню, может вашу любимую, которую вам мама пела на ночь, сидя у постели.

Дети напевают мелодии песен.

- Давайте вернемся из воспоминаний детства.

- С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…

- Скамья как память или предмет, сделанная отцом. О чем могли говорить на скамье?

Ведущий: А что говорят на «заветной скамье»? С чего начинается Родина?

С той самой березки, что во поле

Под ветром склоняясь, растет.

Ведущий: Березку милую, родную, издавна называют символом России, символом Родины. Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.

На фоне рассказа звучит лиричная музыка, и идут кадры берез в разное время года.

Без березы не мыслю России.-

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Поэтому, знайте, березы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зеленой листвою,

То сережками слезы прольют.

                                                            Олег Шестинский

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.  

Гроза ли над ней пронесётся,

Прильнёт ли болотная мгла, -

Дождинки стряхнув, улыбнётся

Берёза- и вновь весела.

 

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.                                 Р.Рождественский

 

5.Продолжим слова песни дальше

А может она начинается

С весенней запевки скворца…

Каких известных птиц вы знаете, обитающих в наших лесах?

А умеете ли вы распознавать голоса птиц?

Звучат голоса разных птиц, ребята стараются угадать голос, какой птицы они слышали.

                          И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Ведущий: Многие свой путь начинали именно с проселочной дороги, ведущей из небольшой деревушки в райцентр, а потом уже в город. Но люди всегда в мыслях возвращаются в то место, где они родились, провели свое детство, где им было хорошо, беззаботно и весело…

Детям рассказывается об истории нашего поселка, подробнее останавливаемся на самых старых улицах поселка: Садовая, Центральная, школьная, Победы, Торфяников, Некрасов. Китаева и т.д. Детям предлагается подумать и объяснить. Почему эти улицы носят такие названия.

С чего начинается родина?

С окошек, горящих вдали.

Ведущий: Горящее окно напоминает нам уютный дом, тепло сердца и очага, родных людей: маму, папу, бабушку, которая рассказывает сказки.

- Ребята, подумайте и скажите, какие ценности должны быть в доме (семье)? Что делает семью крепкой, дружной, сплоченной?

Рассмотрим плакат на стене. Дети писали на листочках семейные ценности и наклеивали их на контур домика.

С чего начинается Родина?

Со старой отцовской буденовке.

Что где – то в шкафу мы нашли

(головной убор солдата Красной армии)

Ведущий: О чем напоминает буденовка?

О военных годах, о защитниках Родины.

Она воскрешает память о погибших на войне. Как еще увековечена память о героях?

Напоминание о прошлом.

В честь них называются улицы, площади, школы, воздвигаются памятники, обелиски, слагают стихи, песни, фильмы.

Я сколько раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне (Ю.Друнина)

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет. (А. Твардовский)

- Мы помним, что в нашей школе учился Герой Советского Союза Александр Михайлович Кузнецов. Мы гордимся своим земляком. На стенде фото и биография героя.

А может она начинается со стука вагонных колес,

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Ведущий: В каких городах нашей огромной Родины вы уже успели побывать?

Идут фото крупных городов России, звучит торжественная музыка, колокольный звон.

- Хороши и своеобразны города нашей страны.

- Верности своей Родины, делать ее красивей и защищать. О какой клятве говорит автор?

С чего начинается родина?

Звучит медленная музыка. На стенде высвечиваются все фотографии и картинки, которые были на протяжении всего мероприятия.

Ведущий: Ребята, давайте подумаем, каждый из вас должен сейчас найти свой ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»

- Кто хочет сказать? (дети высказывают свое мнение)

- Давайте споем эту замечательную песню «С Чего начинается Родина?»

- Для каждого из нас есть свое видение Родины: лес, река, дом, семья, город и т.д. Главное научить детей любить, гордиться своим Отечеством.

- А нам педагогам дает совет учитель истории Нижегородской области Андрей Елисов стихотворением «Мудрость»:

Добро нести, добру учить.

Добиться цели через трудности,

Любовью истине служить –

Я называю это мудростью.

Не в многознании плутать,

А удалять себя от глупости,

Из всех наук – себя познать,

Я называю это мудростью.

Кормушки строить для птенцов,

Счастливой видеть землю русскую,

Быть верным сыном и отцом –

Я называю это мудростью.

Не рабство тленное искать

Среди житейской близорукости,

А сердцем вечности внимать,

Я называю это мудростью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разговоры о важном" 1-4 классы

Программа "Разговоры о важном" направлена на формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, исто...

Примерная рабочая программа "Разговор о важном"

Программа разработана в  соответствии с  требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентиро...

Рабочий лист "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ" 14 ноября 2022 год Тема Мы разные, мы вместе для 1, 2, 3, 4 класса

Продолжаю делать рабочие листы по конспектам цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». В этот раз столько хотелось сделать заданий, но я остановилась именно на путешествиях по субъект...

Рабочий лист "Разговоры о важном" 7 ноября 2022 года Тема День народного единства для 1, 2, 3, 4 класса

Рабочие листы для 1-2, 3-4 классов на День народного единства. Составлены по конспектам цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»....

Рабочий лист Разговоры о важном 21 ноября 1, 2, 3, 4 классы тема День матери

Рабочий лист «День матери» на 21 ноября для 1, 2, 3, 4 классов, составлен по конспекту цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».Также сделала к конспекту 1-2 классов две н...

Рабочий лист Разговоры о важном 21 ноября 1, 2, 3, 4 классы тема День матери

Рабочий лист «День матери» на 21 ноября для 1, 2, 3, 4 классов, составлен по конспекту цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».Также сделала к конспекту 1-2 классов две н...

Рабочая программа "Разговор о важном"

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Разработана для 1 класса....