Проект "Мир Югры"
проект

НОВИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Проект с социальными партнёрами "Мир Югры"  решает важные задачи воспитания подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст проекта21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Социальный проект

Проект «Мир Югры»

Обоснование для разработки проекта:

Живя в Сибири, дети недостаточно хорошо знают особенности природы родного края, не осведомлены об уникальности и многообразии растительного и животного мира Югры, затрудняются в вопросах о разновидностях растений и определении животных сибирского леса. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт, они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы. Поэтому нужно как можно больше дать детям, познавательной информации о природе Югры и исторических фактах нашего края, соприкасаясь непосредственно с изучаемыми объектами и событиями, через «погружение» в мир природы и истории. Самый лучший способ «погружения» – это проведение занятий в музее при участии научных сотрудников.

Инновационные идеи проекта: музейная педагогика.

Практическая значимость: Создание атласа – определителя «Растительный и животный мир Югры», организация школьного клуба «Югорские знатоки», создание настольных/электронных игр.

Предметная область: окружающий мир.

Организатор проекта: Учитель начальных классов - Новикова Н.В.

Целевая аудитория проекта: Дети младшего школьного возраста.

Период реализации проекта: 3 года

Сотрудничество: МБУ «Музей Природы и Человека».

Посещаемость: 1 раз в месяц.

Финансирование: Проект не требует затрат на покупку абонемента для посещения музея (по договорённости).

Форма работы: Урочная и внеурочная (ряд тем совпадает с программным материалом), на базе музея Природы и Человека.

Развивающие методы обучения: Мнемотехника, коллажи, моделирование, алгоритмы, творческие задания, проблемные ситуации

Исследовательские методы и приёмы: Использование разнообразных источников получения информации (научная и познавательная литература, Интернет-ресурсы, получение информации от специалистов музея) для создания атласа – определителя «Растительный и животный мир Югры».

Цель проекта: Расширение кругозора детей о природном многообразии древней Югры через систематизацию знаний.  

Задачи проекта:

1. Формировать комплекс знаний о растительном и животном мире Югры.

2. Развивать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.  

Познавательная литература: Энциклопедии, журналы.  

Формируемые компетентности:

Игровая деятельность:

Формировать умение принимать игровую задачу.

Формировать умение вступать в игровое общение со сверстниками, проявлять воображение, творчество. (Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, творческие, сюжетные, словесные, пальчиковые игры).

Умение следовать нормам и правилам, необходимым при общении с окружающими (умение сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях, выражать словом свои чувства, согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёров). 

Трудовая деятельность:

Формирование стремления помогать взрослым.

Сбор коллекций, природного материала, привезенного из отпусков и путешествий по Югре, для изготовления гербария.

Уход за растениями в природе 

Коммуникативная деятельность:

Обогащение речевого словаря за счёт новых понятий и терминов.

Развивать монологические формы речи в составлении рассказов о мире Югре с использованием, макетов, схем. 

Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия (проведение экскурсий).

Стимулирование речевого творчества детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Инсценировка произведений с помощью разных видов театра, разучивание стихотворений, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок. 

Изобразительная деятельность:

Изготовление макетов, рисование, лепка, аппликация, ручной труд. 

Двигательная деятельность:

Подвижные игры, физкультминутки. 

Безопасность: Закрепление правил безопасного поведения в природе
Ожидаемый результат:

1. Разработан атлас-определитель «Растительный и животный мир Югры».

2. Создан клуб «Югорские знатоки».

3. Напечатана электронная мини-книга «Спасти и сохранить».

4. Подготовлена группа детей-экскурсоводов.

5. Создана электронная игра «Югорские знатоки»

Направленность проекта: Приобщение детей к познанию растительного и животного мира Югры, родного края. В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной работе, т.е. создании данного проекта. Именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать у детей знания о растениях и животных Югры. Проектная работа пробуждает желание заботиться о природе, охранять богатство Сибирского края, изучать историю непосредственно соприкасаясь с артефактами. 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный 2020 год:

- составление плана мероприятий, игр и других видов детской деятельности;

- приобретение наглядно-иллюстративного материала;

- подбор детской и методической литературы по теме;

- приобретение энциклопедий;

- систематизация материала по реализации проекта. 

2. Основной 2021-2022 учебный год:

Формы работы с детьми: 

Наблюдение. Словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие игры, викторины, развлечения, беседы, рассказы, просмотр видеофильмов
изготовление макетов, фотоальбомов, книжек-малышек, коллекций и музейных экспонатов, подбор иллюстраций, экскурсии, посещение музея, фотовыставки, участие в НОД, просмотр презентаций, составление кроссвордов.

Формы работы с семьями воспитанников: Конкурсы, выставки, творческие задания, буклеты, индивидуальные консультации, устный журнал, родительская конференция (с использование ИКТ-технологий), творческий клуб «Югорские знатоки», создание домашних мини-музеев, изготовление совместно с детьми коллекций, музейных экспонатов, мастер-класс (обмен опытом), портфолио семейного успеха, аукцион «Я умею, я могу». «День открытых дверей» – совместная деятельность (участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности на тему «Мир Югры», изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов по данной теме, для пополнения мини-музея и атласа-определителя «Растительный и животный мир Югры»), фоторепортаж («Путешествие по Югре»), выпуск газеты «Югорские знатоки», создание плаката в защиту обитателей лесов Югры комплектование библиотечек родителями.

3. Итоговый 2022-2023 учебный год:

Обработка и оформление материалов проекта. 

Презентация атласа-определителя «Растительный и животный мир Югры», электронных/настольных игр «Югорские знатоки», интеллектуального клуба «Югорские знатоки».

Проведение детьми экскурсий в музее «Мир Югры» для сверстников и родителей.

План реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Цели

Сроки проведения

1 этап – Подготовительный 2020 г.

1

Подбор детской художественной и познавательной литературы о животных Югры
Создание презентаций по данной теме
познакомить с художественными произведениями о растительном мире Югры

Расширять кругозор детей. 
Формировать представления детей о многообразии растений  и животных с использованием презентаций

Сентябрь - октябрь

2

Подбор дидактического материала, игр, упражнений по ознакомлению детей с миром растений и животных Югры.

Обогащение и расширение знаний о мире растений и животных Югры 

ноябрь

3

Подготовка видеоматериала для показа мультимедийной презентации о многообразии растений и животных Югры, в разное время года

Обогащение и расширение знаний и представлений о растительном и животном мире Югры 

ноябрь

4

Изготовление дидактических игр

Расширять кругозор детей, воспитывать желание оказывать посильную помощь в изготовлении дидактических пособий. 

декабрь

5

Совместная НОД на тему: «Растительный мир и животный мир Югры» с использованием ИКТ технологий
Организация и проведение 
совместной непосредственно образовательной деятельности

Воспитывать заботливое отношение к природе Югры. 
Формировать представления детей о разновидностях растений и животных сибирского леса. 
Помощь в подборе наглядного материала.

декабрь

2 этап Основной – 2021 год

1

Создание дидактических игр: - «Грибы, ягоды, цветы Югры»

- «Животные Югры»

Закрепить названия разных видов растений, животных. Создать условия для игровой деятельности 

январь

2

Рассказ – путешествие «Разновидности растений и животных Югры» с использованием материалов музея «Природы и Человека»

Расширять представления детей о разновидностях растений и животных Югры 

февраль

3

Знакомство с «Красной книгой Югры»

Экскурсия в музей «Редкие растения Югры», с использованием ИКТ.

Показ презентации. Выставка совместных рисунков «Редкие растения Югры» для мини -музея

Формировать представления детей о редких и исчезающих видах растений и животных Югры 

март

4

Сюжетно – ролевая игра «Аптека Югорский целитель»

Викторина «Югорские знатоки» (электр.)

Формировать умение детей самостоятельно развивать сюжет игры, распределять роли. Создание фотоальбома о лекарственных растениях Югры.

Закрепить знания детей о растительном и животном мире Югры)

апрель

5

Литературный сборник «Путешествие по Сибирскому краю»

Формировать умение детей составлять творческий рассказы, активизировать словарный запас 

май

6

Создание электронных игр:

«Югорские знатоки»

Обогащать представления о природе, истории Югры.

сентябрь

7

Участие родителей в создании плаката, подбор наглядного материла на тему «История Югры»

Создать условия для творческой деятельности

октябрь

8

Традиционные игры народов Югры

Познакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси

ноябрь

9

Монументы и памятники г. Ханты-Мансийска

Расширять кругозор детей. 

декабрь

10

Музейное кольцо г.Ханты - Мансийска

Формирование творческой инициативы учащихся. Создание карты для квест – игры

декабрь

2 этап Основной – 2022 год

11

Улицы города

Работа с картой. Умение ориентироваться, определять месторасположение объектов. Познакомить с историей имён улиц города.

январь

12

Символика Городов Югры

Особенности геральдики наших городов.

февраль

13

Писатели Югры

Творческая встреча и знакомство с писателями Югры

март

14

Создание книг-самоделок «Улицы города», «Памятники города.  Совершенствовать навыки в изготовлении книжек - малышек Презентация книжек – малышек. 

Создать условия для творческого процесса

апрель

15

Подготовка и оформление мини-музея для экскурсии.

Способствовать развитию познавательного интереса детей к музейной работе. Создать условия. Помощь в оформлении мини-музея

май

16

Организовать экскурсию в мини-музей «Моя Югра» для сверстников.

Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству Создать условия для проведения экскурсии Закрепить знания детей о исторических фактах Югры

май

3 этап – итоговый 2022 – 2023 учебный год

1

Викторина «Растительный и животный мир Югры»

Изготовление фотоальбома «Путешествуем по Югре всей семьёй»

Закрепить знания детей о растениях

сентябрь

2

Показ презентации «Красная книга Югры». Показ презентации. Посещение выставки детских работ в мини - музее

Закреплять знания о редких и исчезающих видах растений и животных Югры

октябрь

3

Дидактические игры «Собери картинку», «Назови герб города Югры», «Назови животное и растение Югры»

Закрепить знания детей о разных видах растений, животных, о геральдике городов Югры, достопримечательностях родного города.

ноябрь

4

Беседа «Путешествие по карте Югры»

Изготовление карты.

Развивать кругозор, умение ориентироваться по карте.

декабрь

5

Составление кроссворда «Мир Югры». Изготовление коллажа «Моя Югра»

Закрепить знания о Югре

Январь-февраль

6

Организовать экскурсию в мини-музей «Растительный мир и животный мир Югры» для сверстников.

Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсию, развивать связную монологическую речь, развивать интерес к музейному искусству. Создать условия для проведения экскурсии Закрепить знания детей о растениях и животных Югры

март

7

Составление мини – книжки «Спасти и сохранить»

Закрепить знания детей о разных видах растений, животных

апрель

8

Клуб «Югорские знатоки», игра «Что? Где? Когда?»

Закрепить знания детей. Заинтересовать родителей и детей других классов для сбора вопросов о Югре, с целью участия в игре в качестве соперников клуба знатоков, а также организацию традиционно проводимых игр по краеведению в школе.

май


Перспектива проекта: Организация школьного клуба знатоков, распространение полученного опыта для организации внеурочной деятельности школьников, как своей школы, так и школ города (использовать электронные/ настольные игры, созданные в период совместной работы с музеем «Природы и Человека»), реализация совместных научно-исследовательских проектов.

Заключение:

Проект программы совместной деятельности «Мир Югры» позволяет решать не только задачи в рамках образовательной программы, но и реализацию задач социально-образовательной практики школьников. Предусматривает образовательные эффекты для школьников и образовательной организации в целом. Анализируя возможности социального партнёрства с МБУ «Музей Природы и Человека», используя ресурсы музея, решаются важные стратегические вопросы развития образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"

Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....

Внеклассное мероприятие "Моя Югра"

Быт и культура народов ХАНТЫ....

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Постановление ХМАО-Югры "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 9 октября 2013 г. N 430-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"...

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...