Табан хушуун мал
план-конспект занятия (1 класс)

Занятие по теме "Табан хушуун мал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Табан хушуу мал»

Цель: Закрепить знания детей о пяти драгоценных животных у бурят, активизировать словарь по данной теме, развивать познавательные интересы, прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.

Задачи:

Образовательные: Обобщить знания детей о пяти драгоценных животных, активизировать и расширять словарь, повторить цвета, счет. 

 Развивающие: Развивать память через разучивание сказки, речь через художественное слово (бурятский фольклор), развивать мышление, умение отвечать на заданный вопрос, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к бурятскому языку, к культуре, обычаям своего народа, бережное отношение к животным, улучшать взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познание.

Предварительная работа: Беседа о жизни животных с использованием иллюстраций, чтение художественной литературы о животных, дидактические игры «4 лишний», «Назовите детенышей животных», отгадывание загадок.

Табан хушуу мал – буряад зоной урдандаа үдхэжэ байһан мал. Тэрэ мал ямар ашаг туһатай, юугээрээ үнэтэй сэнтэй байгааб, мүнөө үеэдэ ямарыень хүн үдхэнэб гэхэ мэтэ ойлгосонуудые үгэхэ. Табан хушуу малһаа гадуур үшөө гэрэй амитадтай, шубуудтай танилсуулха. Тэдээнһээ ямар аша туһа, хэрэгтэй юумэ абанаб гэжэ ойлгосо үгэхэ.

Материал: Лэпбук «Табан хушуун мал», аудиозапись со звуками животных, карточки, игра «Домино», презентация «Табан хушуун мал»

Организационный момент:

- Сайн байна, үхибүүд! Мүнөөдэр бидэндэ айлшаар Дашима ерээ. Таанаттай хөөрэлдэхэ hанаатай. Зай, хөөрэлдэе!

- Теперь на мгновение закроем глазки и откроем. Мы оказались в степи, где стоит юрта. В этой юрте живут скотоводы, у них пасётся вокруг скот. Давайте послушаем, какие звкуки вы слышите?

1. Звук мычания коровы. Энэ юун дуугарнаб?

- Үнеэн

- Зүб хэлэнэт. Энэ Үнеэн  (1 слайд – корова)

2. Звук блеяния овечки. Энэ юун дуугарнаб?

- Хонин. (Слайд № 2)

3. Звук блеяния козы. Энэ юун дуугарнаб?

Ямаан.

4. Звук верблюда. Энэ юун дуугарнаб?

Тэмээн.

5. Звук лошади. Энэ юун дуугарнаб? Тиимэ, зүб хэлэнэт, энэ морин.

Знакомство с новой темой: Табан хушуун мал- пять драгоценных животных были основными в кочевой культуре бурят. В эту почетную «пятерку» входят верблюд, лошадь, корова, овца, коза.  Теперь, ребята, скажите, какие же звуки они издают, яагаад дуугарнаб?

Үнеэн мөөрэнэ

Хонин маарана

Ямаан бабанана

Тэмээн буйлана

Морин инсагаална

Лэпбук харанабди. Изучаем иллюстрированный лэпбук. Для знакомства со священными животными бурятского народа, на отдельных листах имеется картинка с изображением животного (корова - үнеэн, коза - ямаан, овца - хонин, лошадь - морин, верблюд - тэмээн, также на листах расположены карманы с загадками

Игра: На одном из листов лэпбука на картонный круг наклеены фигурки взрослых животных, на прищепки прикреплены изображения детёнышей животных. Дети  должны рассмотреть и назвать животных, изображённых на нём. Ребёнок выбирает детёныша, прикрепляет его к маме и правильно произносит.

- Энэ гэрэй амитад юу эдидэг бэ? Домашние животные чем питаются?

- Ямар туhа хүргэдэг бэ?  Ребята, подскажите, пожалуйста, а чем полезны эти животные?

- Корова даёт нам молоко. На лошади мы катаемся. Овечка, коза, верблюд дают нам шерсть. Кто скажет на бурятском языке эти слова? Почему они драгоценные животные? Наши предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжки, теплую, удобную одежду. Из шерсти производили войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки, варежки, одеяла, подушки, матрацы. Из сухожилий делали нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а так же, это был лечебный материал. Из костей изготавливали украшения, игрушки. И конечно, в пищу употребляли мясо, внутренности, молоко животных.

Дети выполняют задание на слайде: дидактическая игра 5 хушуу мал УДОБА (Сэлмэг)

Малай түл. Детеныши .

Игра в лэпбуке  и на слайде: найти детенышей каждого животного и правильно прочитать и произнести: унаган, эшэгэн, хурьган, тугал, ботогон.

Теперь заполняем данную таблицу:

Малай нэрэ

Юу эдидэг бэ?

Ямар туhа хүргэдэг бэ?

Малай түл

Яадаг бэ?

МОРИН

Обеос

Үбhэ

Ногоо

Талха

Ашаа

Нооhо

Мяха

Арhа

унаган

инсагаалдаг

ҮНЕЭН

тугал

мөөрэдэг

ЯМААН

эшэгэн

бабанадаг

ХОНИН

хурьган

маарадаг

ТЭМЭЭН

Халаахай

ботогон

буйладаг

- Табан хушуун мал тухай ямар оньhон үгэ, жороо үгэ мэдэнэбди? Какие пословицы, поговорки, скороговорки мы знаем о пяти драгоценных животных?

  1. hайн мориндо эзэн олон,

hайн хүндэ нүхэр олон

  1. Хүн болохо багаhаа

Хүлэг болохо унаганhаа

  1. Тэмээн, тэмээн тэбэрюухэй,

Тэмээнэй хүбүүн Табарюухай.

  1. Ямаадай,

Маадай,

Мөөдэй,

Жороодой,

Тэмээдэй

Минии эбтэй нухэд

Итог занятия: Каждый ребёнок берёт в руки рисунок или само животное и говорит на бурятском языке: морин, тэмээн, үнеэн, хонин, ямаан.

Кто мне скажет? Что нового мы сегодня узнали на занятии? А как называть по бурятски? Чем полезны эти животные

Ребёнок: Сегодня мы познакомились с 5 драгоценными животными. Мы узнали, что они очень полезные животные и поэтому они драгоценные.

  1. Ямар амитадые табан хушуун мал гэдэг бэ?
  2. Угтэhэн амитад сооhоо 5 хушуун мал олохо. 5 хушуун малые зуб буряад хэлэн дээрэ нэрлэгты: морин, ухэр, хонин, ямаан, тэмээн
  3. Буряад хэлэн дээрэ амитадые тоологты.
  4. Амитадай түлыень нэрлэгты. Унаган, тугал, хурьган, эшэгэн, ботогон.



Предварительный просмотр:

Аннотация к занятию

Фамилия, имя, отчество педагога предоставившего педагогическую практику

Михайлова Туяна Дабаевна

Название занятия

Пять драгоценных животных «Табан хушуун мал»

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости человека, живущего на земле. Беречь и развивать свой родной язык и с уважением относиться к другим языкам - долг и обязанность каждого гражданина, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности. Данное занятие  дает возможность реализовать творческий потенциал учащихся т.к. построено в соответствии с индивидуальными интересами, потребностями и с учетом возрастных особенностей школьников.

Новизна занятия рассматривается как система использования бурятского языка в развитии индивидуальности школьника через применение личностно ориентированного подхода в обучении.

Цель

Закрепить знания детей о пяти драгоценных животных у бурят, активизировать словарь по данной теме, развивать познавательные интересы, прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.

Задачи

Образовательные: Обобщить знания детей о пяти драгоценных животных, активизировать и расширить словарь по данной теме.

 Развивающие: Развивать познавательные интересы, развивать память, мышление, зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.

Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к бурятскому языку, к культуре, обычаю своего народа, прививать интерес и любовь к познанию родного языка, бережное отношение к животным, улучшать взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения,

Планируемые результаты

Ознакомить детей с новыми словами на бурятском языке через рассказ о пяти домашних животных (унеэн, морин, хонин, ямаан,тэмээн). В результате освоения данного занятия обучающиеся должны: понимать на слух речь учителя на бурятском языке, уметь отвечать на заданные вопросы, работать над правильным произношением каждого слова. Активизировать любознательность и стремление в познании, все домашние животные полезные животные и поэтому они драгоценные.

Время

9 минут

Участники (возрастные и индивидуальные особенности обучающихся)

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Учебно-методическое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Амар Мэндэ-э»,

Материально-технические  средства

  • магнитно-маркерная доска;
  • компьютер, магнитофон, проектор, принтер;
  • обучающий интерактивный плакат «Бурятский алфавит»;
  • Говорящая кукла
  • ЛЭПБУК

Используемые образовательные технологии, формы, методы  и средства обучения и воспитания

Игровые, ИКТ - технологии.

Форма обучения: групповая

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (метод иллюстрации), практические (дидактическая игра, Средства обучения: словесные (учебники, пособия), интерактивное пособие, наглядные (плакаты, картотека, лэпбук)

Источники информации при подготовке занятия

Буряад хэлэн Г-Х Ц Гунжитова учебник, рабочая тетрадь

Рабочая программа

https://www.maam.ru/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табан хурган. 1 класс

Табан хурган.  1 класс...

Хэшээл 1 анги Табан хурган

Урок бурятской литературы в 1 классе А.А. Тороев "Табан хурган" сказка...