Рабочая программа по факультативному курсу "Мы дети природы" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по факультативному курсу "Мы дети природы" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4b_my-_deti_prirody.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

 Рассмотрено на заседании                              Согласовано:                                               Утверждено:                                                                        кафедры начального образования                  Зам. дир. по УВР                                         приказом №_____

  Протокол №_____                                           ______Поспелова Т.Б.                               «___»____.2021г.

 Руководитель кафедры                                     «___»____2021г.

 _________/Верхозина А.И./

«_____»________2021г.

                                       

                                        Рабочая программа

по факультативному курсу

«Мы- дети природы»

                                           для 4 «Г» класса

        

                                     Составитель:

                                                                                 Патлина Надежда Леонидовна                          

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                1 квалификационной категории  

     

                                                   

                                                 

                                                 

                                           2021 – 2022 уч. г.  

                                     

                                           1. Пояснительная записка.

        Рабочая программа к курсу «Мы- дети природы» для 4 г класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Т.К.Орлова,  Л.Г. Демус,  Н.Г. Богордаева,  Л.Н. Нечаева (ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 г.)

Цели и задачи курса.

Главная цель курса "Краеведение" "Мы - дети природы":

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

-  воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

-  формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2.Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

2. Общая характеристика факультативного курса.

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
— знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

                   

                3. Место факультативного курса в учебном плане.

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом,  общий объём учебного времени по факультативному курсу «Мы- дети природы» составляет 1 час в неделю, в год 34 часа.

4. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса.

Ценностные ориентиры содержания интегрированного курса краеведения                «Мы – дети природы»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

      Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4Б классе обучаются дети 10-11 лет со средним и высоким уровнем  развития. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках  они активно вступают в дискуссии, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника: 
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;                                                                 -достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;                              -личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;                                                                                          -воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;                                                                                        -понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;                                  -формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции.
   
Среди метапредметных результатов особое место занимают:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);                              регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;                                                                                                                                 коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

ПРЕДМЕТНЫЕ – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;                                                                                                                                           -обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;                                           -овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);                                                                                        -использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;                      -расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

6. Содержание факультативного курса «Мы- дети природы».

Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. 
2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

7. Учебно- тематическое планирование и основные  виды    деятельности    учащихся.

№ п/п

Название раздела.

Кол-во часов

Практические занятия.

Характеристика деятельности                учащихся.

Моя земля - ЮГОРИЯ.

11

Э-3ч

П.р.-2 ч.

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. 

Характеристика понятий «Родина», «родной

 край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по

 России. Узнавание города по его

достопримечательностям

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения.

Природа Югорского края.

12

Э-1ч

П.Р.-2ч

Край таежных рек и озер.

2

П.р.-1ч

Кладовые Югры.

2

П.р.-1ч

Эхо прошлого. Звуки настоящего.

7

Э-1ч

П.Р.-2 ч

Всего:

34 ч.

Э-5 ч

П.Р.-8 ч

8. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК: 1.  Рабочая тетрадь "Мы - дети природы"

2. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения "Мы - дети природы".

Материально-техническое:

1.Компьютер

2.Мультимедиапроектор

3.Экран

   

9. Планируемые результаты изучения факультативного курса.

ЗНАТЬ:

- местонахождение, символы, города и столица округа;

- быт и традиции коренного населения;

-  съедобные и несъедобные грибы;

 - рыб водоемов;

- животных и птиц нашего края;

 - растительный мир Югры;

 - полезные ископаемые Югры;

 - основные профессии округа;

- история формирование округа.

УМЕТЬ:

- ориентироваться по карте Тюменской области;

- рассказывать о наиболее важных событиях округа;

- рассказывать о знаменитых людях Югры - поэтах, писателях, художниках  и других профессий;

- различать грибы;

- называть водоемы нашего края;

Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.

10.Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Мы- дети природы» в 4 б классе.

Дата по плану

Дата по факту

№ п/п

                                         Тема урока.

1

Тема №1.  Моя земля - ЮГОРИЯ  (11 часов)

Экскурсия "День города", "День нефтяника"

2

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

3

Наш край на карте Родины.

4

Столица, герб, флаг  Югры.

5

Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

6

Югра - единая семья народов.

7

Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" "

8

Культура  коренного населения.

9

Быт коренного населения.

10

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

11

Экскурсия в лес.

Тема №2  Природа Югорского края (12 часов)

12

Природная зона Югры.

13

Растительный мир Югры.

14

Экологический урок.

15

Охрана растительности нашего края.

16

Животный мир Югры

17

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

18

Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры"

19

Экологический урок.

20

Красная книга Югры.

21

Лес - природная зона Югры.

22

Лес - "легкие" Югры. Бережное использование богатств края.

23

Грибы - часть живой природы.

Тема №3  Край таежных рек и озер  (2 часа)

24

Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

25

Экологический урок.

Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

Тема № 4 Кладовые Югры.  (2 часа)

26

Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти.

27

Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей.

Тема № 5 Эхо прошлого. Звуки настоящего. (7 часов)

28

Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

29

Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.

30

Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий и возникновений.

31

Современные архитектурные памятники Югорского края.

32

Традиционные праздники северных народов.

33

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

34

Экскурсия в музей изобразительных  искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс

      Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс  составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса

Рабочая программа  по факультативному курсу краеведения "Мы дети природы" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 4 класса " Чудеса своими руками"

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овла...