Конспект внеклассного занятия для начальной школы «Волгоград - современный индустриальный город».
план-конспект занятия (3 класс)

Аношко Галина Алексеевна

Цель занятия: Формировать представление о крупнейшем индустриальном и культурном центре страны – городе Волгограде.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится: называть сферы развития  города, получит возможность

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия  успешности учебной деятельности.

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение моделировать сюжетную ситуацию , понимать заданный вопрос, в соответствии с  ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действияна уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; распределять роли в группе, взаимно контролировать действия друг друга.

Основное содержание темы, термины и понятия: толерантность

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид урока : экскурсия по Волгограду.

Межпредметные связи: литература, математика, окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_volgograd.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия для начальной школы «Волгоград - современный индустриальный город».

Цель занятия: Формировать представление о крупнейшем индустриальном и культурном центре страны – городе Волгограде.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится: называть сферы развития города, получит возможность

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение моделировать сюжетную ситуацию , понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действияна уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; распределять роли в группе, взаимно контролировать действия друг друга.

Основное содержание темы, термины и понятия: толерантность

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид урока : экскурсия по Волгограду.

Межпредметные связи: литература, математика, окружающий мир.

Ресурсное обеспечение: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Power Point;

Глобус ; физическая карта России; карточки для работы в группах; набор цифр; 2 карточка – настроение»( для проведения рефлексии).

-1-

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

а) Работа с физической картой.

- Давайте посмотрим на карту и вспомним то, что уже изучали.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Показать границы нашего государства.

- Посмотрите, какая большая наша страна, какую большую территорию она занимает.

- А как можно преодолеть это большое пространство?

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Каким видом транспорта мы воспользуемся, угадайте:

Что за птица: песен не поёт,

Гнёзда не вьёт, а людей и груз везёт?

(самолёт)

Слайд №1. ( Изображение самолёта)

-Докажите необходимость именно этого вида транспорта.

Целеполагание

-Нас ждёт сегодня интересное путешествие. Успех ждёт того, кто будет любознательным, активным и внимательным.

- Работать мы будем в группах. Каждая группа имеет своё название: «Промышленность», «Транспорт», «Культура», «Образование и здраоохранение», «Архитектура».

б) Работа с толковым словарём.

Найдите в толковом словаре объяснение названия вашей группы.

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня узнаем? Чему будет посвящено наше занятие?

-Какую цель поставим перед собой на данном занятии?

- Начнём мы своё путешествие на самолёте. И первой остановкой в нашем путешествии будет город- герой Волгоград.

- Покажите, на физической карте, где расположен город Волгоград?

III Физминутка.

Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт,

Мах крылом туда – сюда,

Делай - раз, и делай - два

Руки в стороны держите ,

Друг на друга посмотрите.

Опустили руки вниз,

И на место все садись.

IV Учебно-познавательная деятельность.

Слайд №2 ( Волгоград. Снимок из космоса,)

Раскинулся вдоль Волги Волгоград,

Среди степей цветущий нежный сад.

Проспекты, улицы, тенистый мир аллей...

Любимый город, нет тебя родней!

Сообщение учащегося:

- Волгоград - это областной центр нашего родного края, который расположен в степной зоне. Волгоград — один из самых протяжённых городов России. Протяжённость города

вдоль Волги составляет около 90 км. Основная часть города расположена на правом берегу Волги, но в городскую черту также входит малонаселённый остров Сарпинский и ряд мелких необитаемых островов: Голодный, Денежный и другие.

Слайд 3-4 ( Волжская ГЭС, мост)

В городской черте есть мост через Волгу, к северной окраине города примыкает переход, проходящий по плотине Волжской ГЭС. Он соединяет Волгоград с городом-спутником Волжский. В 2009г. открыт современный мост, который соединяет правый и левый берег Волги.

Рассказ учителя :

Слайд 5 ( Герб Волгограда)

Современный герб Волгограда представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». Верхняя половина герба представляет собой символическое изображение неприступной крепости на Волге. Она представлена в виде зубцов крепостной стены, окрашенной в красный цвет. Красный цвет символизирует мужество, державность, кровь, пролитую за отечество, силу, энергию. Дополняет это медаль «Золотая Звезда», которой награждён город, изображённая золотистым цветом на общем красном фоне. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность и индустрию города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет по всему полю в этой части герба символизирует Волгу.

Авторы эскиза: Г. А. Ханов, А. Г. Бровко, В. Г. Ли

-Представители каждой группы приготовили сообщения. Сейчас мы узнаем об архитектуре города.

Сообщение учащегося:

Волгоград – современный город, население которого превышает более миллиона жителей. В городе проживает 120 национальностей, при этом 90 % жителей составляют русские и все они живут в мире и согласии.

- Как вы думаете, можно ли считать, что один народ лучше чем другой?

- Я сейчас хочу познакомить вас с новым словом, а каким вы догадаетесь сами, когда из карточек, на которых написаны цифры образуете натуральный ряд чисел, перевернув карточки вы прочтёте это слово.

толерантность

в) Практическая деятельность в группах

- Это трудное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантны по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга.

Сообщение учащихся в группах:

Слайд 6-13 (Современный город)

Группа «Архитектура»

Величествен и прекрасен сегодня Волгоград. Поднятый из пепла и руин, он стал красивее, наряднее, чем был до войны. Это город с высотными современными зданиями, с красивой набережной и фонтанами, широкими улицами и проспектами, уникальным по

своей архитектуре вокзалом, который встречает своей красотой гостей города. Очень

много в Волгограде Памятников героям Великой Отечественной войны, а самым главным является высота Мамаеве кургана.

Слайд 14-17 (Мамаев курган)

Я с детства помню каждый уголок,

Ты от столицы Родины далёк.

Стоишь на дальних южных рубежах.

Не раз за сотни лет ты утопал в слезах.

Скорбел о павших воинах в бою,

О тех, кто Родину не предавал свою.

Стоишь ты словно гордый великан,

Мамаев возвенчал тебя седой курган.

Слайд 18 ( Руины мельницы. Памятники Волгограда)

Здесь был как крепость каждый дом ,

Здесь оживали вдруг руины,

Сметая яростным огнём фашистов чёрную лавину.

В разрывах видима едва, непокорённая вставала

Стальная высота «102» , как сгусток огненный металла.

Смешались дым, огонь и чад, но всюду смерть врага косила.

И отстояли Сталинград сыны недрогнувшей России.

Слайд 19 (тракторный завод)

Группа «Промышленность»

В Волгограде насчитывается 161 крупное и среднее промышленное предприятие. Широко развита металлургическая промышленность, химическая, машиностроительная. На металлургических заводах выплавляют высококачественный металл, из которого машиностроители делают тракторы, оборудование к нефтяным буровым установкам, троллейбусы и автобусы, которые широко известные за пределами нашей страны.

Ведущее предприятие топливной промышленности — ООО «Лукойл», на котором работает более 3 тыс человек.

Далеко за пределами нашей области знают и любят сладкую продукцию кондитерской фабрики «Конфил».

В наших квартирах создаёт уют и комфорт мебель фабрики «Волгоградмебель».

Группа «Транспорт»

Цветенье абрикосовых садов,

Ковыль, полынь, разгул шальных ветров,

Трамвайчик, что грохочет под землёй...

Я в нём, как много лет назад, спешу домой.

Степной простор и синева небес:

Здесь моё детство, мать, седой отец.

Здесь Волга-матушка, здесь вольная земля,

В бездонных снах сюда летит душа моя.

Городской наземный общественный транспорт города представлен автобусами, троллейбусами, трамваями.

Слайд 20 (метротрам)

С 1984 года действует единственный в России метротрам. Его линия протяжённостью 17,3 км проходит вдоль главной магистрали, проспекта Ленина, и соединяет Центральный и Ворошиловский районы города с северными промышленными — Тракторозаводским и Краснооктябрьским. В центральной части города линия проходит под землёй. Планируется продолжение подземной линии на юг до Волгоградского государственного университета (по территории Советского района).

Действует городская электричка, линии которой соединяют все районы города. Центром сети является вокзал Волгоград-1

Все районы города Волгограда, а также Волжский и многие районные центры и населённые пункты Волгоградской области связывает сеть маршрутных такси, где проходят около ста пятидесяти маршрутов.

Слайд 21. (железнодорожный вокзал)

Город является железнодорожным узлом пяти направлений. Все железные дороги в городе относятся к Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги.

Все поезда дальнего следования отправляются со станции Волгоград-1.

Речной транспорт на Волге старейший в Волгограде. Благодаря географическому

положению города он играет очень важную роль в его развитии.

Слайд 22- 23 (речной вокзал, Волго- Донской судоходный канал)

Речной вокзал — крупнейшее сооружение подобного типа в Европе.

Группа «Образование и здравоохранение»

В Волгограде 240 детских садов, 102 общеобразовательных школы, 20 гимназий, 13 лицеев, 12 школ-интернатов, 18 школ искусств, 31 спортивная школа, 10 музыкальных школ. 5 университетов, 4 академии, 7 институтов, а также множество филиалов различных вузов.

Слайд 24 (университет)

В городе действуют: 21 городская больница, 20 поликлиник, 1 амбулатория, 14 детских поликлиник и 12 стоматологических поликлиник, а также станция скорой медицинской помощи.

Одним из крупнейших поставщиков лекарственных средств на фармацевтическом рынке Волгоградской области является «Волгофарм»

В Волгограде функционируют три санатория: «Волгоградский», «Волжская здравница», «Ергенинский».

Группа «Культура

Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького имеет статус филиала Президентской Библиотеки им. Б.Ельцина

Слайд 25 ( Панорама «Сталинградская битва»)

В Волгограде действуют несколько музеев. Наиболее известен среди них Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва». Он объединяет— здание музея-панорамы, исторический памятник «Руины мельницы Гергарда», экспозиция образцов военной техники под открытым небом и другие памятники.

Слайд 26 (музей Обороны Царицына)

Другие музеи города: Волгоградский областной краеведческий музей , мемориально-исторический музей (бывший музей Обороны Царицына), музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта».

Слайд 27 - 29 (планетарий, театры)

На улице Мира, первой из восстановленных улиц Сталинграда, расположился Волгоградский планетарий.

В городе работает 8 театров. Театр музыкальной комедии расположен в здании на набережной Волги. Театр юного зрителя открывает двери для детей города и его гостей.

В Волгограде работает большое количество кинотеатров.

V Итог занятия.

-Что нового узнали на занятии?

- Какую цель ставили?

- Достигли её?

- Какие знания, полученные на занятии, могут пригодиться вам в жизни?

- Наше путешествие подошло к концу.

- А теперь оцените свою деятельность на занятии, используя « карточку – настроение», работу своей группы.

Ну вот и всё, урок к концу подходит

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

- Надеюсь, что мы в нашем классе, в школе будем толерантны друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе «Путешествие в загадочный город»

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе  "Путешествие в загадочный город"...

Сборник конспектов внеклассных занятий для начальной школы

1. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕРЕГИ глаз как алмаз"  (беседа из тематического цикла бесед  «Твое здоровье в твоих руках»)2. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ...

Конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности"

Данная папка содержит конспект внеклассного занятия в начальных классах на тему: "Планета в опасности" 3 класс....

Конспект внеклассного занятия по теме: Путешествие по городу Минску

Конспект внеклассного занятия по теме: "Путешествие по городу Минску"...

Конспект внеклассного занятия для слабослышащих учащихся на тему "Памятники города Санкт - Петербурга".

Конспект разработан на основе рабочей программы по курсу "Мир вокруг нас (краеведение) для слабослышащих детей  начальных классов и на основе авторской программы для общеобразовательных школ...