КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ.
статья

    В статье рассказывается о том, как у учащихся начальных классов воспитать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, её людей. 

   Проблема  воспитания любви к родному краю - одна из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, перед семьёй.  Важность воспитания любви к родине, родному краю отражает и ФГОС НОО. О важности воспитания любви к родному краю говорится и в Программе воспитания.

  Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности…»  и с ним нельзя не согласиться. 

   Одним из средств воспитания любви к своей малой родине могут и должны стать экскурсии по родному краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskie_ekskursii.docx845.54 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ  КРАЮ

Савинова  Светлана Владимировна, к. п. н,  учитель  начальных классов высшей  квалификационной категории МОУ «Лицей № 2

Краснооктябрьского  района Волгограда

Волгоградская область,

Край тюльпанов степных,

Ты похожа на сердце

В очертаньях своих.

Сколько солнца, бездонного неба.

Степь без края, белёсый ковыль...

Словно горы чистейшего снега –

Солончак средь зелёной травы.

Море красных и жёлтых тюльпанов

Разливается ранней весной.

Свежим утром от запахов пряных

Сердце тает, находит покой.

Виктор Урин , Татьяна Лаврова

   Одна из важнейших проблем, стоящих перед современной школой, перед семьёй - проблема  воспитания любви к родному краю.

 Важность воспитания любви к родине, родному краю отражает и ФГОС НОО.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

О важности воспитания любви к родному краю говорится и в Программе воспитания.

  Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности…»  и с ним нельзя не согласиться.

   Мы, волгоградцы, живём в таком крае, о котором знают не только в других городах нашей страны, но и в других странах.

Но знают ли его наши ученики? Знают ли его хорошо  родители наших учеников?

Знаем ли его мы?

 Каждый учебный год в первые дни сентября дети рассказывают  о том, какие интересные места посетили во время каникул вместе с родителями, со своей семьёй.

 Ребята с интересом слушают друг друга, рассматривают  фотографии, смотрят видеоролики. Так они знакомятся  со своим родным краем, со своей малой родиной.

На каникулах мы часто совершали с детьми экскурсии   в природу, по району по городу, в музеи.

19 ноября, в День Контрнаступления Советских войск под Сталинградом и 2 февраля – день Победы в Сталинградской битвы проходят торжественные линейки и классные часы, ребята возлагают цветы к памятникам. Рядом с нашим лицеем два таких памятника: воинам Таращанского и Богунского полков (наш Лицей стоит на улице Богунской) и памятнику Михаилу Паникахе – морскому пехотинцу.

   В урочной  деятельности в УМК системы Л.В. Занкова, «Школа России»  и др. также имеется материал, который способствует формированию познавательного интереса детей к родному краю, воспитанию чувства гордости за свой край, свой народ.

   Рассмотрим некоторые странички учебников.

На уроке  окружающего мира в 1 классе при  изучении темы «Что вы знаете о своей стране» (учебник  «Окружающий мир» 1 класс,  авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, с. 100-101)  дети рассматривают «живую карту».

  Затем,  выполняя  задание  в рабочей тетради, они  находят  карточку с изображением животного, обитающего в нашей местности, и описывают его.

  Ребята описывают свой любимый уголок России, рассказывают, за что они любят свою Родину, свой край, свой город.

  На одном из фото первоклассники видят фото Мамаева Кургана (скульптура «Стоять насмерть»), они вспоминают о героическом прошлом нашего края, рассказывают о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы или тружениках тыла, детях войны.  

В 3-ем  классе, изучая зону степей (учебник  «Окружающий мир» 3 класс часть 1,  авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), ребята делятся своими впечатлениями о путешествиях по родному краю, рассказывают, какие цветы и травы видели в степи, готовят проекты и заочные экскурсии.

При изучении  раздела  «Развитие русской культуры» (учебник  «Окружающий мир» 3 класс часть 2,  авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков  с. 72-76), учащиеся  готовят проект (экскурсию) по монастырям и храмам Волгоградской области.

В 4 классе   при знакомстве с разделом «Горное дело», тема  «Полезные ископаемые» (учебник  «Окружающий мир» 4  класс часть 1,  авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков с. 107-121),  ребята проводят исследование, связанное с  поиском полезных ископаемых, которыми богат наш край, выполняют проект.

Говоря о символах и праздниках России (учебник  «Окружающий мир» 4  класс часть 2,  авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков с.108-113),  ученики рисуют герб своей местности, своего города.

Не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках, ребята знакомились со своим краем.

Например, на одном из первых уроков обучения грамоте (учебник «Азбука», авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец с. 8-9), при изучении  темы «Твоя Родина», ребята рассказывают о том, где они живут, о своей малой родине.

   Таким образом,   и на уроках и во внеурочной деятельности создавались  условия для актуализации знаний учащихся о своей малой родине, расширения  кругозора (представления)  о родном крае, народах, проживающих на территории малой родины – Волгоградской области;

   Наши ученики были активны и любознательны, с интересом открывали новое о родном крае.

   Казалось бы, что дети  уже достаточно хорошо (для своего возраста) знают историю края, его исторические места.

 Но… оказалось, что это не так.

На одном из уроков окружающего мира при изучении темы «Водные богатства» (учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 2 автор                             А.А. Плешаков, с. 82 – 85) дети отвечали на вопросы  в учебнике о различных водных объектах. На вопрос: «Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду.  Так появился  ?

Теперь из одной реки на теплоходе можно проплыть в другую».

Дети должны были ответить «канал».

   Чтобы ребятам было легче ответить на вопрос, на экран была выведена  фотография  Волго-Донского канала.

Ученикам  очень понравилась и величественная арка, и природа, и …корабль.

Но никто из них не мог  представить, что фото сделано в нашей области. Многие решили, что это другой город или даже другая страна.

Дети никогда не слышали о Волго-Донском судоходном канале и не видели его. Часть из них  удивилась и тому, что река Дон протекает в нашей области.

  С  точки зрения педагогической  практики  возникло  противоречие:  

 дети много путешествуют по родному краю, но знают только те места, которые являются наиболее известными  либо места, которые связаны с их окружением, семьей.

Таким образом,  определилась проблема: выявить какие педагогические средства, формы и методы, способствуют эффективному формированию познавательного интереса к родному краю и краеведческой грамотности у младших школьников.

  Данная проблема является актуальной  не только для учеников и  учителей, но  и для общества в целом, потому что перед нами стоит задача воспитать личность, любящую свою страну, народ, свой край.

То, что проблема актуальна не только для учителей,  подтверждают и слова нашего губернатора А.И. Бочарова, который предложил с 2023 года реализовать в школах новый пилотный проект по родному краю.

«Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. Мы должны подчеркнуть место Волгоградской области, Волгограда в истории России на протяжении времён и поколений», – отметил губернатор.

  Понимая важность воспитания любви  родному краю, привитию знаний о своём крае, нами была разработана программа  «Мой край – мой дом родной»,  направленная на  формирование краеведческой грамотности младших школьников.

Цель программы: способствовать воспитанию гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Для достижения поставленной цели мы используем различные формы работы:

- это и игры, и викторины, и конкурсы.

- Уже  2 года мы проводим межрегиональный конкурс «Люблю тебя, мой край родной!», который пользуется большой популярностью и у детей, и у учителей, и у родителей.

 - Это проектная и исследовательская деятельность.

 - И, конечно, это экскурсии. Экскурсии  по родному краю.

   Потому что, как выяснилось,  не только дети, но и большая часть родителей знают наш край, в основном, как город – герой, город, где  произошёл коренной перелом в Великой Отечественной войне.     Но, к сожалению, даже не все коренные жители города и области знают об уникальных  местах области.  

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

И таким уникальным средством, где и дети, и взрослые могут своими глазами увидеть уникальные места нашего края стали экскурсии.

Нами разработан целый цикл экскурсий по  Волгограду и области:

Условно мы разделили их на блоки:

Волгоград (Сталинград) героический

Волгоград уникальный

Природные памятники Волгоградской области

Блок Волгоград (Сталинград) героический

представляют экскурсии

* на  Мамаев Курган, 15 октября этого года исполнилось 55 лет со дня открытия этого величественного комплекса, памятника – ансамбля героям Сталинградской битвы

Сотни лет

расходиться широким кругам

по огромной воде

молчаливой реки…

Выше всех Эверестов —

Мамаев курган!

 Ты цветами пророс.

Ты слезами пророс.

Ты стоишь,

поминальные муки терпя.

Синеватые молнии

медленных гроз,

будто в колокол памяти,

бьются в тебя!

*в музей-заповедник «Сталинградская битва»

*на Пост № 1

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тем,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

*в Музей «Память», музей расположен в подвале универмага, где в годы Сталинградской битвы располагался штаб  командующего 6-й немецкой Армией фельдмаршала Паулюса.

*на Остров Людникова

*на Солдатское Поле и др.

 Блок Волгоград уникальный представлен экскурсиями

*в город Пятиморск (посещение музея Волго -Донского канала, 2-х часовая прогулка на кораблике с проходом через шлюзы),

*в музей - заповедник  «Старая Сарепта»

*в Волгоградский планетарий

*в Музей  казачьего  быта « Казачий курень»

*в Музей «Русской сказки»

* в Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь и Гусёвский женский монастырь Ахтырской Божией Матери  и др.

Блок  Природные памятники Волгоградской области

представлен  экскурсиями

*на меловые горы Ольховского района, к  дубам-великанам;

*в Волжскую Швейцарию (Щербаковскую балку);

*к Камышинским горам «Уши»

* в Сады Придонья и др.

   В конце лета и начале  сентября можно совершить поездку  к цветущим лотосам (это  уникальное явление природы можно встретить совсем рядом от Волгограда, в Среднеахтубинском районе).

 Кроме того, что дети посещают экскурсии, на которые уже вместе с нами  стали ездить и многие родители, которые также с радостью познают свой край, ребята и сами с помощью учителей и родителей готовят экскурсии (очные и заочные) и выступают в роли экскурсоводов.

Такая работа, несомненно, не только расширяет кругозор школьников, формирует познавательный интерес к родному краю , к его истории, местам, населению; дети испытывают чувство гордости за свой край, свою малую родину.

Тобой гордиться вечно буду!

России сын - великий Град!

И никогда не позабуду

Тебя, любимый Волгоград!
Мы, учителя, ученики и родители -  участники проекта (сообщества) «Город на Волге» приглашаем к нам, в наш удивительный край: подняться к вершине главной высоты России, пройти через шлюзы из Дона в Волгу и из Волги в Дон, полюбоваться величественными дубами великанами и посетить уникальные монастыри и храмы.

Ведь Волгоград – это не только героический, уникальный, но и гостеприимный город.

Нас можно найти по ссылкам:

в ВК   https://vk.com/wall710290047_481    и

в Telegram    https://t.me/+1RiWddmo5bdhNDIy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по воспитанию любви к родному краю

Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...

Воспитание любви к природе на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья помможет учителям начальной школы  найти материал для подготовки к урокам  русского языка с элементами экологического воспитания....

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе в семье»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Воспитание любви к природе в семье»...