Воспитание любви к родной природе на материалах текстов о заповедниках Белгородчины
статья по окружающему миру по теме

 

Охраняемые природные территории Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4

г. Шебекино Белгородской области»

Воспитание  любви к родной природе на материалах текстов о заповедниках Белгородчины

   

Охраняемые природные территории Белгородской области

Подготовила Сорокина О.А.

        учитель начальных классов

2009

В Белгородской облас ти в 2005 году был создан государственный заповедник «Белогорье», в который вош ли: Лес на Ворскле и Острасьевы яры площадью 1128 га; три от дельных участка (Ямская степь, Лысые горы и Стенки-Изгорья) об щей площадью 1005 га.

Наиболее значительный участок заповедника «Белогорье» - Лес на Ворскле, расположенный в юго-западной части Белгородской области, близ районного центра Борисовка, на правом берегу р. Ворсклы - притока Днепра. Площадь его - 1021 га. Основная терри тория занята 80 - 100-летним дубовым лесом. Хорошо сохранивши еся участки 250-300-летней дубравы занимают около 160 га и пред ставляют собой замечательный природный объект заповедника. Его можно рассматривать как уникальный памятник природы, дающий представление о тех могучих лесах - «нагорных» дубравах, кото рые когда-то занимали обширные территории на правых высоких берегах южных русских рек.

«Лес» с трех сторон ограничивают реки: с юга и востока - Ворскла, с запада - Готня (приток Ворсклы) с притоком Локней. С юго-восточной стороны крутой береговой обрыв и Ворскла отделя ют его от пас. Борисовка. У границ леса - селения Дубина на юго-западе и Красный Кут на северо-востоке.

В историческом прошлом «Лес» входил в «засечную» черту, служившую преградой от набегов татаро-монгольской орды и крым ских татар. В XV111 веке дубрава использовалась для поставки древе сины для строительства русского флота. По указу Петра 1 лес строго охранялся, что способствовало сохранению его в качестве заповед ного. После революции решающую роль в спасении уникального леса сыграл С.И. Малышев - местный энтомолог, благодаря которому на месте бывшего графского леса был создан заповедник. Заповедник был передан Зоопсихологической станции Естественнонаучного ин ститута им. Лесгафта, которая начала здесь исследования по энтомо логии. С 1934 г. заповедник становится Лесостепной научно-иссле довательской станцией при Ленинградском университете под руко водством академика В.Н.Сукачева.

        Видовой состав растительности составляет около 550 ви дов. Лесная основная порода дубравы - дуб черешчатый с не большой примесью других широколиственных пород. 200-300 летние дубы достигают 30-35 м в высоту.

     Острасьевы яры- новый лесостепной участок  заповедника «Белогорье».

Эта лесостепная балка занимает около 100 га, в которой со хранился полный комплекс растительных сообществ, характерных для балок лесостепной зоны. Он включает байрачные леса, луго вые поляны и заросли кустарников в верховьях, луга и степные участки в низовьях, болотные и прибрежно-водные сообщества на днище яра и в его устьевой части. Видовой состав растений насчи тывает здесь около 400 видов, что составляет почти треть флоры области.

Ямская степь - теперь часть государственного биосферного заповедника «Белогорье», занимает площадь в 566 га и находится в 8 км от г. Губкина - известного железорудного центра России.

        История Ямской степи связана с историей Ямской слободы г. Ста рого Оскола. Ямщики и ямы (стоянки для смены лошадей на до рожных трактах) находились в ведении царского приказа и обеспе чивали передвижение государственных чиновников и почты. Старо оскольская слобода имела собственные жалованные угодья, ис пользовавшиеся под выпас и сенокошение, благодаря чему этот участок целинной степи сохранился до наших дней. После револю ции усилиями крупных ботаников В.Н. Сукачёва, В. Н. Хитрова этот участок с 1935 года стал заповедным в составе государственного Центрально-чернозёмного заповедника им. В.В Алехина.

На Ямском участке пески и мел залегают близко к поверхно сти. Особую ценность заповедника составляют почвы. По запа сам питательных веществ ямские черноземы не имеют себе рав ных в Европе. Под степями заповедника толщина гумусового слоя достигает 1 м и даже более. На всем земном шаре не найти места с подобным природным ландшафтом, и поэтому они слу жат эталоном и представляют большой научный интерес в каче стве экспериментальной модели.

Основное богатство заповедника - луговые целинные степи, представляющие коренной тип травянистой растительности. Об щее число видов растений Ямской степи - 500 (38,8°/о от всей флоры об ласти). На Ямском участке есть своеобразная группа растений меловых обнажений: ластовень меловой, чабрец меловой, онос ма донская, солнцецвет монетолистный, истод гибридный, васи лек русский, лен желтый и украинский, мордовник обыкновен ный, качим высокий и метельчатый, подмаренник меловой и др., среди которых некоторые занесены в Красную книгу. Из них проломник Козо-Полянского - эндемичный реликтовый вид лед никовой эпохи. Это обычное растение сниженно-альпийских груп пировок. В ямском участке оно растет на остепненных склонах южной, юго-восточной и юго-западной экспозиций. Цветет еже годно в первой половине мая, довольно часто образует аспект. Его вегетативные розетки плотно смыкаются и образуют как бы зеленое покрывало.                                                                                      Особую ценность представляет растительность своеобразных луговых степей на выходах мела. Основу травостоя здесь составля ют осока низкая, ковыль перистый, типчак, овсец пустынный, чаб рец меловой, оносма донская, володушка серповидная, солнцецвет монетолистный и др. Среди этих видов встречаются растения энде мичные для средней части Среднерусской возвышенности. К ним относятся проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, эфедра двуколосковая. Все они родственны горным растениям Монголии, юга Сибири, Южного Урала и отчасти Средней Европы. Такие сообщества называют «сниженными альпами». Растения этих местообитаний произрастали и во время оледенений и дожили до наших дней как «живые ископаемые» на меловых субстратах.

Лысые горы. Заповедный участок организован в 1993 г. в Губ кинском районе и является составной частью заповедника «Бело горье». Его площадь 170 га. Главная его ценность - фрагменты степей и естественный широколиственный лес. Урочище Лысые горы давно известно в научных кругах как одно из местообитаний ред ких видов растений Среднерусской возвышенности, приуроченных к сообществам «сниженных альп» с уникальным ландшафтом, где процессы активного рельефообразования идут до сих пор.

Стенки - Изгорья. В 1997 г. урочище присоединено к Цент рально-Черноземному заповеднику, а теперь - к «Белогорью». Оно известно с момента его открытия проф. Б.М.Козо-Полянс ким (1926 г.) как местообитание реликтовых меловых сосен. Уча сток расположен на левых крутых берегах р. Оскол, между села ми Песчанка и Слоновка, в 10 км от г. Новый Оскол. Здесь отме чается до 17 живых деревьев сосны и около 90 экземпляров вегетирующего подроста. Средний возраст взрослых особей со ставляет около 200 лет.  В ландшафтном отношении Стенки-Изгорья - это сочетание не скольких взаимосвязанных урочищ с дубравной, степной, мело вой, а по днищам логов - водно-болотной растительностью. Во флоре указанных сообществ произрастают 356 видов только цветковых растений, в том числе (кроме меловой сосны) некото рые орхидные, ковыли, оносма, волчеягодник Софии, относящи еся к редким, краснокнижным растениям.

Бекарюковский бор. Находится вблизи села Мало-Михай ловка Шебекинского района. Это наиболее сохранившееся место нахождение меловой сосны в области. Растет она здесь на мело вых склонах под углом 42° на высоте 70-100 м над долиной реки Нежеголь, на голом или слегка покрытом травянистой раститель ностью мелу (площадь 66 га). Общий видовой состав участка на считывает до 368 видов цветковых растений, в том числе редких: дремлик темно-красный, пыльцеголовник красный, ковыли, онос ма, астрагалы пушистоцветковый и белостебельный, василек рус ский, сон-трава, лен украинский, копеечник крупноцветковый, го рицвет весенний, ломонос цельнолистный и другие. Ранее отме чался волчеягодник Софии.

Помимо отмеченных уже значительных участков, где она произрастает (Стенки-Изго рья, Бекарюковский бор), небольшие участки ее встречаются в 56 кв. Ржевского лесничества (4,4 га), группа сосен на трех хол мах (3,3 га) вблизи с. Архангельское Шебекинского района с реликтами травянистой растительности; несколько сосен на мелу в с. Чураево (в том же районе), здесь же растут сон-трава, онос ма донская, другие типичные степняки и меловики; Аркатов лог» (5,9 га) вблизи с. Крапивное; меловой бор в с. Логовое, где ин тенсивная разработка мела представляет роковую угрозу для ее дальнейшего произрастания; меловые сосны на выезде из пос. Чернянка (3 га). Славится область и деревьями-долгожителями. На сорок мет ров в диаметре раскинул свои ветви могучий великан-дуб в с. Дубо вое Белгородского района, посаженный в 1654 году в знак дружбы между Россией и Украиной.

Лесные ресурсы

Площадь лесов области составляет 248,3 тыс. га, в том чис ле покрытая лесом - 233,1 тыс, га. Белгородские леса на 80°/о представлены ценными сообществами - дубравами, в то время как в России на дубравы приходится только 1,2°/о. Все леса области госу дарственного фонда отнесены к 1-ой группе и к следующим катего риям защитности: противоэрозионные - 81,4°/о, лесопарковая часть зеленых зон - 18,0°/о, лесные заповедные участки - 0,6°/о. В лесных заповедных участках рубки ухода как постоянное плановое меропри ятие не проводятся. Лесоводы уделяют большое внимание защитно му лесоразведению. В 1999 г. было создано 55 га лесных полезащитных полос и 1008 га лесных противоэрозионных насаждений. В лесах области осуществляется лесопатологический мониторинг на площади 44,0 тыс, га. Специальный надзор проведен за 9 видами наиболее опасных насекомых, в том числе: рекогносцировочный - на 237 и детальный - на 54 поднадзорных участках.

Природа Белгородской области богата, разнообразна и живо писна и может быть полезной не только сегодня, но при бережном к ней отношении и последующим поколениям.

Воспитание  любви к родной природе на материалах текстов о заповедниках Белгородчины

   

         Текст – это сложная и многоаспектная единица речи. Текст обладает определенными законами построения. Связанный текст имеет свои формы организации. А.А.Леонтьев рассматривал текст как функционально завершенное речевое целое. Он отметил, что целостность текста лингвистически определить невозможно, что она определяется содержанием. Связанность – это неотъемлемый признак всякого текста. Текст от латинского text us означает ткань, сплетение, соединение, и поэтому в центре внимания науки о тексте находятся высказывания, состоящие из нескольких предложений, объединенных смысловой и грамматической связью.

       Признаки текста:

1.  Текст рассматривается как продукт речи,

2.  Текст реализуется в письменной и устной форме;

3.  Текст представляет собой законченной, завершенное произведение;

4.  Текст состоит из группы предложений, которые связаны по смыслу;

      а) единством предмета речи, то есть темы;

      б) наличием основной мысли и ее развитием.

5.  Текст имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.

         Анализ текста, проводимый систематически способствует:

1)  более глубокому пониманию содержания, идеи текста и техники его создания;

2)  скорости и понимания текста, то есть воспитанию высокой культуры слушания и чтения;

3)  развитию логического мышления;

4)  практическому освоению языка в различных его применениях, в том числе и при анализе ученического текста, нуждающегося в редактировании.

           Аналитическую работу надо вести в системе, начиная с 1 класса. Дети в 1 классе улавливают лишь некоторые и не всегда главные смысловые звенья. Когда в тексте говорится о знакомом объекте, они могут пополнять сообщения известными им сведениями, не учитывая, следует ли это делать, требует ли это тема или идея. Младшие школьники чутки к образному слову и высоко оценивают необычное слово. Дети стараются употребить «красивое» слово и в своей речи.

            От того, как слушатель или читатель воспринимает текст, зависит общая эффективность передачи знаний. Основным методом в формировании текстовых умений является анализ текста. Проблема анализа текста в школе – одна из важнейших проблем современной методики русского языка.

             Если текст является материалом о заповедных местах, то его значение на уроках родного языка трудно переоценить. Текст, содержащий материал о родной природе, будет сочетать в себе три идеи – овладение родным языком, обогащение знаний о родном крае, воспитание любви к природе.

                Поэтому дети продолжают знакомство с текстом во 2 классе более углубленно, чем в 1 классе. Первый признак, который усваивают дети, знакомясь с понятием текст, это то, что он состоит из нескольких предложений. Затем я подвожу детей к осознанию понятия «Текст» в совокупности всех других его признаков. Проводится работа над понятием опорные слова.

               К концу 2 кл. у учащихся  развиваются следующие умения:

1.  Умение отличить текст от набора отдельных предложений;

2.  Умение разделить четкий по структуре текст-повествование на 3 части: начало, основную часть, концовку – и употребить красную строку;

3.  Умение озаглавить текст, опираясь на то, о чем говорится в тексте (то есть на тему).

               В 3 кл. дается понятие о теме текста. Дети узнают, что конкретное содержание текста называется темой. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Так же в 3 кл. вводится понятие об узкой и широкой теме. Например, широкая тема «Весна», узкая  - «Первые весенние цветы». В 4 кл. углубляется понятие о теме текста. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема объединяет предложения в тексте.

               По итогам работы над понятием «тема», выделим формулируемые умения:

Понятийная часть

Формирование умения

Тема текста

Заглавие текста

Опорные слова

Тематический словарь

Широкая и узкая тема

Тема и микротемы ее частей.

Соответствие текста теме.

Умение определять, планировать тему текста.

Умение озаглавливать текст в соответствии с темой, т.е. выбирая точное слово для заголовка, отражающего тему.

Умение выделять, планировать важные слова, которые несут большую смысловую нагрузку в раскрытии темы текста, указывая, кто, что и где делает, использовать их как средство связи.

Умение подбирать к будущему тексту тематический словарь, помогающий отбирать наиболее точные и уместные слова.

Умение определять, планировать границы темы: дополнить нужными деталями и убрать лишние.

Умение членить темы на микротемы, выделять (планировать соответствующие им части текста. Умение находить в тексте части, соответствующие определенной микротеме).

Умение исправлять текст с позиции темы.

     

        В 3-4 кл. учащиеся учатся составлять план текста. План – краткая запись содержания текста. Пунктам плана соответствуют заголовки подтем. План – это система заголовков и частей.

        Упражнения учебников «Русский язык» в основном представлены разнообразными текстами. Начинаем с чтения текста   и его краткого анализа как единицы речи.

         Формируя у учащихся понятие текст, ориентируюсь на его существенные признаки:

1.  Тематическое единство текста, т.е. в любом тексте есть своя тема, все предложения связаны между собой по смыслу.

2.  Смысловая завершенность текста.

3.  Структурная целостность текста: наличие в тексте взаимосвязанных частей, композиционная завершенность.

4.  Различные типы текстов, безусловно имеют свою структуру. Повествование – вводная часть и концовку.

Рассуждение – тезис, доказательство, вывод.

Описание, повествование – отражают мир таким, каким мы его видим, знаем.

В рассуждении говорится о том, что мы думаем о мире, что мы знаем о нем. Рассуждение – это наши мысли об окружающих нас предметах.

        Чаще всего в тексте сочетаются несколько типов речи. Надо обучать не строению текста, а строению определенного типового фрагмента текста. Под типовым фрагментом понимается несколько связанных между собой предложений с общим грамматическим типовым значением, отвечающих на один и тот же вопрос.

Название типового фрагмента

Значение, вопрос

1. Повествование.

2. Описание предмета

3. Описание места

4. Описание состояния окружающей среды

5. Описание состояния

6. Оценка действительности

7. Рассуждение – доказательство

8. Рассуждение - объяснение

9. Рассуждение - размышление

Динамика действий.

Что делает предмет.

Характеристика предмета, персонажи.

Какой предмет?

Характеристика места посредством указания на то, какие предметы и как расположены на нем? Где, что находится?

Состояние окружающей среды – природы, или любой другой среды обитания.

Каково здесь?

Физическое или душевное состояние лица. Каково ей? Ему?

Субъективно-оценочное восприятие предметов, явлений, лиц, их действий.

Обоснование истинности того или иного суждения (тезиса).

Толкование понятия, объяснение сути какого-либо явления.

Что это такое?

Раздумья под разными жизненными ситуациями. Как быть?

Что делать?

                       

          В результате анализа учебника я пришла к выводу, что в учебниках тексты, воспитывающие любовь к родной природе есть, но совсем нет материалов о заповедниках. А ведь тексты о заповедниках Белгородчины являются не только материалом о природе, но именно, о природе своего края, своей малой Родины.

          Итак, общая коммуникативная направленность образовательного процесса в школе непосредственно связана с аналитической работой текста. Главнейшей задачей для современного школьного обучения является формирование текстовых умений, что помогает развить, расширить и углубить коммуникативные возможности и умения учащихся.

         Включение регионального компонента в процессе обучения родному языку на материале заповедников Белгородчины – актуальная проблема современной школы южно-русского региона.      

Использование текстов о заповедниках Белгородчины на уроках родного языка, как основа воспитания любви к родной природе

         При всем очевидном значении связи уроков русского языка с окружающей жизнью, разработкой краеведческого аспекта, в частности материалов о природе, о заповедных местах Родины в преподавании родного языка, к сожалению занимаются немногие учителя. Подобный опыт работы еще мало кому известен, поэтому пока не получил должного обобщения и распространения. Однако новый государственный общеобразовательный стандарт предполагает  обязательное включение в программу по русскому языку этнокультуроведческого, лингвокраеведческого материала, который представляет блестящую возможность реализовать в учебном процессе идею межпредметных связей, соединить ежедневную урочную работу с внеклассной.

          Основным средством приобщения к обучению признается формирование интереса. Художественное чувство и патриотизм оказывают многостороннее, гармоничное воздействие на разум и чувства учащихся, развивают воображение, фантазию, дают возможность формировать личность, проявлять интерес к родной природе. Безусловно, будущее – за программами, учебниками и учебными пособиями, созданными с учетом краеведческого аспекта. Ведь школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках будущее страны.

           Использование текстов о заповедниках нужно вести не только на уроках родного языка, но и на всех уроках. Цель – воспитать любовь к родному краю. Я работаю над этой темой 6 лет. Я даю детям на уроках теорию о характере текста и его строении. Такой урок я строю с использованием одного текста, чтобы экономнее осуществлять в дальнейшем разные виды учебной деятельности. Но уроки теоретико-практические интересны учащимся, привлекают к изучению русского языка больше. Именно такие занятия дарят мне радость.

            К сожалению, на уроках родного языка сведения о природе, в частности о заповедниках, используется слабо и эпизодически. Я же стараюсь это делать регулярно - это и связанная работа, и работа над связной речью, упражнения по словообразованию, грамматики, орфографии, пунктуации.

            Например, на уроке, тема которого «Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. Зимние изменения в природе» (2 кл.), я помогаю детям увидеть красоту родной природы и закрепить полученные знания при написании слов с безударными гласными:

- Посмотрите на этот текст:

Зимняя картина. Засыпаны снегом ели, б..резы, ..сины. Тр..щ..т на м..розе стволы д..рев..ев. Прыгают по деревенским д..рогам в..р..б..и, ищ..т корм.

- Какие словарные слова встретились? Запиши их.

- Объясни устно написание слов с безударной гласной в корне. Подбери проверочные.

              Далее предлагаю написать диктант с необычным заданием: запиши в конце каждого предложения нужные по смыслу слова:

Живет зимний лес. Здесь промчался трусливый ________. Сверкнула на солнце яркая шубка ____________. Белочка грызет приготовленные летом грибы, __________. Стучит по стволу дерева_________. Только лежит в своей берлоге и сосет лапу _________.

            На последних этапах предлагаю объяснить пропущенные орфограммы и определить предложения по цели высказывания.

З..мой кругом л..ж..т сне..  .Как красив ду..   ! как х..р..ши ели!

            Работая над развитием речи, даю детям задание:

- обогатите текст «красивыми» словами.

Вот пришла __________ зима (волшебница).

Снег ___________  покрыл землю (пушистый).

В _____________ лесу тихо (сосновом).

Хлопья ________снега лежат на спящих деревьях (искристого).

           Готовясь к уроку я составляю связные тексты, ориентируясь на  программу.

           Через текст я провожу и синонимическую работу, которую веду на каждом уроке.

Реализация воспитания любви к родной природе на материале текстов о заповедниках Белгородчины

            Работать над этой темой я начала 6 лет назад, у меня тогда был 3 «Б» класс (1-4). В классе было 20 человек. Приступая к работе, я ставила задачи:

- проверить уровень знаний учащихся о тексте

- выяснить, знают ли дети, что такое краеведческий текст

- проверить, знают ли дети о заповедниках своего края.

Я предложила анкету:

№воп.

Содержание вопросов и ответов

Кол-во детей и анализ

 результатов

1.

2.

Что такое текст?

- это рассказ

- это длинное предложение

- несколько предложений, связанных по смыслу

- несколько предложений, стоящих рядом

Обязательно ли предложения в тексте должны быть связаны по смыслу?

- да

- нет

- не знаю

            9 (45%)

            1 (5%)

            6 (30%)

            4 (20%)

             12 (60%)

               4 (20%)

              4 (20%)

        Мне очень нравится учебник русского языка для 4 класса под ред. С.В. Иванова. В нем много текстов, позволяющих не только привлечь материал по природоведению и по чтению, и по изобразительному искусству, но и провести эффективную работу по синонимике имен существительных.

        Приведу   фрагменты  уроков.  Интегрированный урок русского языка и окружающего мира, повторение материала за 2 класс по теме «Текст», 1 четверть 3 класса.

 - На сегодняшнем уроке мы будем повторять тему «Текст». Вспомним, что такое текст, какие он имеет особенности и каковы виды текста. Прочитаем информацию на стр. 9.

- Тексты   бывают   разные,   большие   и   маленькие,    стихотворные   и прозаические. Главное при этом... (Дети добавляют: чтобы предложения были связаны по смыслу).

- Прочитайте упражнение 13 (Один из детей читает вслух).

- В  этом упражнении  всего  два  предложения.  Можно  ли  их  назвать текстом?

- Да, это текст потому, что предложения связаны по смыслу. А какое слово помогает связать эти предложения?

- Правильно, это слово ее. Это новая для вас часть речи - местоимение. В этом году мы будем ее изучать.

- Около нашей школы есть деревья. Кто посадил их? Маленькие деревца выращивают   в   специальном   питомнике,   потом   весной   или   осенью   их выкапывают и сажают в огороде вдоль улиц, во дворах, на территориях детских садов, школ. А зачем люди сажают деревья?

- Деревья и цветы - это не только красиво, но и полезно. В чем польза от растений   человеку?   Об   этом   мы   говорили   в   прошлом   году   на  уроках окружающего мира    (Через   эпидиаскоп   демонстрируется  таблица   питание   и дыхание растений)

 - Правильно, растения на свету поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,  а выделяют кислород, а он необходим для дыхания людям и животным.

- А теперь вспомним, какие бывают виды текста, прочитаем об этом на странице 9-10 (Один из учеников читает вслух).

- Перед нами текст или отдельные предложения? Почему это текст?

- А какой это текст? Повествование, описание или рассуждение? На какой вопрос он отвечает?

- Правильно, это описание. А какие особенности совы подчеркивает автор? (Учащиеся отвечают, опираясь на текст).

-Кто-нибудь из вас видел живую сову?

- Нет, ребята, живую летящую сову мы могли бы увидеть только ночью в лесу, потому, что сова днем спит, спрятавшись в ветвях деревьев, а ночью охотится. Вспомним, как выглядит наша лесная сова (Учитель показывает) Но совы живут по всей территории России. Посмотрите, как выглядит полярная сова. (Учитель показывает)

- А теперь поработаем над орфографией текста «Сова». Выпишите слова с пропущенными орфограммами и проверьте их. (Комментированное письмо).

-Переходим к другому тексту (упражнение 15). Сначала прочитаем то название. Понятно ли из заголовка, о какой птице пойдет речь? Теперь прочитайте текст. (Один из учеников читает).

- Текст про сову был описательным. А этот какой?

- Правильно, это повествование. В нем рассказывается о том, как коршун схватил добычу. Как же выглядит коршун? Вы его могли видеть над полем, над лесом. Это большая птица коричневого цвета, крупнее ворон, которые парят в воздухе высматривая добычу. У коршуна хвост с вырезом посредине (показ рисунка коршуна). Охотятся коршуны на зайцев, мышей, сусликов.

- А теперь сравним оба текста. Какой текст не очень удачно написан? (Если дети затрудняются ответить, я   читаю текст упражнения 14, выделяя голосом слово сова. Как видите повторяется одно и то же слово. А теперь посмотрим, какими словами заменяется слово коршун в тексте упражнения 15. (Птица, он, хищник). Какими же словами можно заменить слово сова? (Она, хищница, ночная разбойница).

-А теперь поработаем над орфографией. Выпишите из упражнения 15 слова с пропущенными орфограммами, проверьте их. (Комментированное письмо).

- Переходим к тексту упражнения 16, прочитаем его.

-Правильно, это рассуждение. В нем доказывается, почему... (Дети продолжают: стриж покидает родные края). Стрижей мы видим постоянно: они живут в городе. Это очень быстрые маленькие птицы, черные с белым брюшком, резво мелькающие в воздухе. Из-за длинных крыльев они не могут находиться на земле, поэтому отдыхают, сидя на проводах. Мы с вами уже знакомились с жизнью стрижей на уроках чтения. Как назывался этот рассказ? («Стрижонок Скрип» В.П. Астафьева).

- Где жил стрижонок Скрип? ( В норах на обрыве у реки).

- Чем  кормила мама-стрижиха  своих детей?  (Мошками,  которых  она ловила в воздухе.)

- А кто не дал стрижатам умереть с голоду, когда погибла их мама? (Другие стрижи)

- А как чувствовал себя Скрип, когда мальчишки вытащили его из норки? (Он испугался).

- Вот, видите ребята, нельзя трогать птенцов, даже если вам кажется, что они выпали из гнезда и могут погибнуть. Ведь Скрип не погиб. Кто помог ему научиться летать? (Другие птицы).

-    Дома составьте текст о птице или о поведении ее.

Далее я  приведу только те фрагменты уроков, которые позволяют провести комплексную работу над текстом упражнений: и работу по синонимике существительных, и орфографическую работу в интеграции   со   сведениями   по   другим   предметам,   либо   дополняющими информацию учебников по природоведению, чтению, либо актуализирующими уже полученные знания.

Например, на уроке повторения темы «Члены предложения» выполнение упражнения 10 позволяет проработать над тематической группой существительных с темой «Лес» в интеграции со сведениями природоведческого характера.

- Перечитаем упражнение 10

- Почему так озаглавлен текст? Докажите.

- Какие полезные дела выполнили школьники в лесу?

-    В задании к упражнению 10 сказано, что это сочинение ученицы. Если автор учебника не дает образцовый текст из произведений писателей, значит, в этом сочинении есть недостатки, которые вы должны исправить. Кто заметил этот недостаток? (Если дети затрудняются отметить повтор слов лес, лесной, я сама читаю текст, выделяя голосом эти слова),

- Повторение слов делает текст однообразным, невыразительным. Какими словами мы можем заменить слово лес? (Слово лес записывается на доске и в тетрадях)

- Для того, чтобы детям было легче ориентироваться в подборе синонимов, я читаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Бор».

- Итак, каким словом можно заменить слово лес? Бор (слово записывается на доске после тире). Но не всякий лес можно назвать бором. Послушайте, какое толкование слова бор дает словарь: «Бор - это сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте». ( Учащиеся сами работают с толковыми словарями ).

Как же выглядит бор? (Учитель показывает)

 Если сосновый лес частый, молодой, его называют сосняк, (записывают после слова бор, через запятую)

- А если лес березовый, то как его можно назвать? (слово березняк также записывается с проверкой орфограмм).

- Но есть и еще одно название для березового леса. Послушайте еще одно стихотворение С.Я. Маршака. (Я или один из подготовленных учеников читает «Березовая роща»).

- Не всякий лес можно назвать рощей. Роща - это небольшой березовый лес в поле. Березы в ней большие, стоят довольно далеко друг от друга, в роще светло и чисто, много цветов, грибов. (На доске и в тетрадях с проверкой орфограмм записывается слово роща).

- А как можно назвать осиновый лес? (записывают и разбирают по составу слово осинник),

- А как называется дубовый лес? Можно сказать и дубняк, но лучше подобрать другое слово. Послушайте, какое слово употребляет А.С.Пушкин:

Чуть слышится ручей,

Бегущий в сень дубравы.

( Записывают слова дубняк, дубрава)

- Есть и еще один тип леса. Его можно найти на севере Нижегородской области. Прочитайте текст упражнения 61.

- Какой же лес мы называем тайгой? «Тайга - это дикие непроходимые леса на севере Европы, в Сибири, в Канаде». (Записывают слово тайга) В результате на доске и в тетрадях должна быть запись:

- Лес - бор, сосняк, березняк, роща, осинник, дубняк, дубрава, тайга.

- А теперь посмотрим, в каком из предложений можно заменить слово лес, чтобы оно не повторялось. (Мы прочистили участок леса).

- Теперь запишем первое предложение текста и разберем его по членам.

- Дома,   вы  перепишите  это  упражнение,  заменив  в  найденном  нами предложении слово лес на слово роща (дубрава), а слово мы на слова ребята, школьники, ученики, они, следя за тем, чтобы эти слова не повторялись.

Закрепить полученные сведения по теме «Лес» и расширить знания учащихся я предлагаю при выполнении упражнения 61. (Тема: «Повторение правописания ь и ъ»

Этот текст можно использовать в качестве вводного при переходе от первой части урока к теме «Правописание ь и ъ».

-    Прочитаем текст упражнения 61

-    Зачем медведь отъедается?

-    Мы уже встречались со словом тайга. Что такое тайга?

-    А какие виды леса вы еще помните?

-    Чем питается медведь, если судить по этому тексту?

-    Посмотрим, а какие еще животные живут в тайге. Откройте учебник природоведения на стр. 64 (Иллюстрация "В тайге"). Так кто же там живет? (Дети перечисляют). Но здесь нет тетерки. Посмотрим еще одну иллюстрацию «Детская энциклопедия» Как выглядят тетерев и тетерка?

-    А теперь посмотрим, как составлен текст. Перечитайте его про себя и ответьте, сколько раз употребляется слово медведь? (Два). Какими словами оно заменено в тексте? (Никакими). Вот мы и узнали еще один способ не повторять одно и то же слово. Если описывают действия одного и того же человека, животного, то можно просто пропустить подлежащие.

-    А теперь посмотрим, какие буквы пропущены в тексте? Кое-что мы уже повторили, а что-то будем повторять на этом уроке. Кто помнит правило о написании разделительных ъ и ь?

        Итак, опыт  показывает, что такой комплексный подход к текстам помогает превратить разрозненные сведения об окружающем мире, о природе в то живое знание, за которое ратовал В.П. Зинченко.        

Реализация проблемы воспитания любви к родной природе на

материалах текстов о заповедниках Белгородчины

        Работу я начала  проводить в 3 классе «Б», в 2003-2004 уч. году. В классе 20 человек. Они работали по системе 1-4. Работа проходила в три этапа. Первый этап - констатирующий. Приступая к нему, я ставила следующие задачи:

- проверить уровень знаний учащихся о тексте.

- выяснить, знают ли дети, что такое краеведческий текст.

- проверить, знают ли дети о заповедниках своего края.

Чтобы узнать, какие представления имеют дети о тексте, я предложила анкету.

Анкета № 1.

воп

Содержание вопросов и ответов

Количество детей и

анализ результатов

1

Что такое текст?

-    это рассказ

-    это длинное предложение

-    несколько предложений связанных по

смыслу

-    несколько      предложений,      стоящих

рядом

9 (45%)

1 (5%)

6 (30%)

4 (20%)

2

Обязательно ли предложения в тексте должны

быть связаны по смыслу?

-    да

-    нет

-    не знаю

12 (60%)

4 (20%)

4 (20%)

3

Должна          ли           быть          определенная

последовательность предложений в тексте, или они могут располагаться свободно?

-    предложения      могут     располагаться

свободно.

-    Последовательность нужна

-    Могут последовательно и свободно

-    Не знаю

3 (15%)

10 (50%)

5 (25%)

2 (10%)

4

Знаешь ли ты, что такое краеведческий текст?

-    знаю

-    не знаю

13 (65%)

7 (35%)

Средствами   выявления   знаний   о   заповедниках   послужили   следующие вопросы.

Анкета №2

воп

Содержание вопросов и ответов

Количество детей и

анализ результатов

1

Ты знаешь, что такое заповедник?

-    да

-    нет

18 (90%)

2 (10%)

2

Знаешь ли ты заповедники страны?

-    да

-    нет

6 (30%)

14 (70%)

3

Знаешь     ли     ты     названия     заповедников

Белгородчины?

-    да

-    нет

-

20 (100%)

4

Если к нам придут иностранцы, ты сможешь

им рассказать о заповедниках своего края?

-    да

-    нет

-

20 (100%)

        Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что:

1)  дети знакомы с понятием текст, но дали верно определение только 30%, 45%   учащихся   заменили    его   другим   понятием   (рассказ),    25% школьников не знают, что такое текст.

2)  60% учащихся ответили верно на второй вопрос, 40% ответили не верно, так 20% детей считают, что не обязательно предложения в тексте должны быть связаны по смыслу, а 20% не знают, как должны быть связаны предложения в тексте.

3)  отвечая на третий вопрос, 50% класса ответили правильно, остальные 15% считают, что предложения в тексте могут располагаться свободно, 25%     детей     считают,     что     предложения     могут    располагаться последовательно и свободно, а 10% не знают, как ответить на этот вопрос.

4)  учащиеся знают, что такое краеведческий текст, а 35% школьников затрудняются ответить на 4 вопрос анкеты № 1.

Проанализировав первую анкету, я выявила: высокий уровень имеют 8 человек (40%), средний уровень - 4 человека (20%) и низкий уровень - 8 человек (^0%)

Из проведенного анкетирования во второй анкете можно сделать вывод, что:

1)  90%   учащихся   могут   определить,   что   такое   заповедник,   а   10% затрудняются ответить,

2)  30% детей не могут назвать заповедники страны, 70% - их не знают,

3)  100% учащихся класса не смогли ответить на третий и четвертый вопрос анкеты № 2.                  

        Проанализировав ответы детей на вопросы второй анкеты, я выявила, что учащиеся данного класса не имеют высокого уровня, средний уровень 6 человек (30%), а низкий уровень имеют 14 человек ( 70%).

Исходя из анализа результатов первого этапа, я сформулировала цели формирующего этапа эксперимента:

1) работать над формированием понятия текст;

2)    знакомить   учащихся   на   уроках с заповедниками   Белгородчины, развивая интерес к родному краю.

Чтобы обогатить сведения школьников, я разработала методику проведения уроков с использованием текстов о заповедниках Белгородской области, по-моему, мнению, это будет способствовать:

1) повышению уровня владения языком;

2) умению анализировать тексты;

3) воспитанию любви к родной природе.

        В начале эксперимента я дала задание найти в словаре С.И. Ожегова определения слова заповедник. Сообщила детям, что у нас пройдет цикл уроков под названием «Заповедники Белгородчины». Я ввела в уроки русского языка новую рубрику, под которой будут  идти тексты определенной направленности.

Разрабатывая вопрос о содержании и последовательности работы над текстами о заповедниках, я руководствовалась следующими соображениями:

1)  вначале необходимо дать наиболее важное, доступное для понимания учащихся;   учитывать   уровень   интуитивного   использования   определенных элементов синтаксиса текста в письменной речи школьников; рассмотреть типы текста;

2) необходимо    иметь    в    виду    целесообразность    обращения    к краеведческому тексту для более глубокого усвоения изучаемой по программе темы.

        Примечательной чертой работы над текстами о заповедниках является то, что дети не только списывают тексты, вставляя пропущенные буквы или слова, изменяя форму или подчеркивая те или иные элементы, но и узнают новое о родном крае.

        Например, строю урок  объяснения нового грамматического   материала на основе одного текста о заповеднике. Для этого  следует разделить текст на части с таким расчётом, чтобы каждая из них отвечала определённому этапу урока. А также предлагаю с самого начала работы привлечь внимание учащихся к заголовку, объяснить, в связи, с чем выбран для работы именно тот текст. Можно целиком читать текст в конце занятия и тогда же проводить заключительную беседу по его содержанию. Этой точки зрения существует модель урока: «Объяснение нового с опорой на текст о природе».

Схема урока.

1.  Запись под диктовку части текста с предварительным объяснением того, почему именно данный текст взят на урок (определить тип текста ), и выполнением   в   ходе   записи   грамматической   работы,   актуализирующей учебный материал.

2.  Запись следующей части текста, которая даёт возможность привлечь внимание к нужной грамматической категории и поставить задачу (определить цель, сформулировать проблему и т.д.).

3.  Запись темы и объяснения нового материала (с помощью учебника, путём анализа таблицы на доске и другими способами).

4.   Продолжение   записей  текста,   лучше   с   использованием   доски   и выделением в тексте изученных категорий.

5.  Самостоятельная запись заключительной части текста (под диктовку, с предупредительным или пояснительным комментарием с выполнением, а затем проверкой грамматического задания по изученному материалу).

6. Вывод по грамматической теме .

7. Чтение текста целиком по записи, сделанной в тетради, и беседа по его содержанию.

8. Д/з, объединяющее, образовательную и воспитательную задачи.

Для  данной  модели  урока я использовала следующий текст:

Лес на Ворскле.

«Лес на Ворскле» - старейший заповедник Белгородской области. Он находиться на правом берегу реки Ворскла.

        Разнообразна растительность заповедника. Большую часть её составляют дубы. Поблекшая листва на них почти всю зиму.

        Рядом с дубами растут клёны, липы, дикие яблони и груши, ясени и кустарники: шиповник и бересклет.

        Удивительно красив заповедник вначале лета, когда всё расцветает. Лес наполняется ароматами цветов и молодых листьев. Под кронами деревьев рассыпаны фиалки, купены, колокольчики.

        Берега Ворсклы заросли камышами и ирисом. На воде виднеются жёлтые кувшинки и белые лилии.

        А вы, ребята, бывали в заповеднике «Лес на Ворскле».

        Таким образом,    можно последовательно решить и осуществить несколько задач:

- изложение новой грамматической темы;

- закрепление уже  изученного,  совершенствование орфографических  и

пунктуационных навыков;

- закрепление полученных знаний по новой теме;

- воспитания у школьников любви и гордости к родной природе, внимания к окружающему нас миру и чувству ответственности за этот мир.

        Не следует исключать введение текста целиком и в начале урока, что, по-моему мнению, позволит развить идею урока в нужном направлении. В связи с этим может иметь место следующая модель урока: «От опорного текста к новому значению и последующему речевому высказыванию».

Схема урока.

1.Анализ краеведческого текста, представленного учащимися на доске или другим способом: прочтение, определение типа текста, выяснение    главной мысли, анализ языковых единиц.

2.Наблюдение (или эксперимент, задача, вопрос) с целью привлечения внимания к одной из единиц текста (особенности текста), связанной с новой темой.

3.Формирование   темы   и   её   рассмотрение   на   специальном   учебном материале.

4.Упражнение, позволяющие научить применять новые знания.

5.Самастоятельная работа творческого   характера, требующая речевого высказывания, продолжающего    идею    проанализированного    в   начале   урока   текста   и построенного с учётом нового знания .

6. Выводы по уроку и домашнее задание.

Главное в этой схеме - работа над таким текстом о заповеднике, который был бы интересен детям, позволял повторить изученное и подойти к новой теме. Для проведения такого урока я предложила следующий текст:

        История Ямской степи связана с историей Ямской слободы города Старого Оскола. Ямщики и ямы( стоянки для смены лошадей на дорожных трактах) находились в ведении царского приказа и обеспечивали передвижение государственных чиновников и почты.

        Слобода имела собственные угодья - для выпаса и сенокоса. Общинные земли нельзя было продавать. Это сохранило целину Ямской степи до наших дней.

        Приведу фрагменты некоторых уроков с использованием краеведческих текстов. На уроке русского языка по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» на этапе чистописания я предложила детям поработать с толковыми словарями, найти и записать, что такое заповедник. Далее на этапе закрепления материала было дано задание учащимся решить орфографическую задачу( на доске записан текст):

        Бекарюковский бор находится вблизи се/ила Мало-Михайловка Шебекинского района. Это наиболее сохра/онившееся местонахо/аждение ме/иловой со/асны. Растет о/ана здесь на ме/иловых склонах над долиной ре/ики Нежеголь, на голом или сле/игка покрытом тра/овянистой растительностью ме/илу.

- Спишите текст, вспомнив, как правильно написать безударную гласную в корне слова.

 (Дети выполняют работу в тетради )

- Давайте  проверим  задание.  Докажите,  какие  безударные  гласные  вы вставили в текст.

- (Дети доказывают правильность своего выбора.)

- А теперь докажите, что вы записали текст?

- О чём этот текст?

- Где находится Бекарюковский бор?

- Село Мало-Михайловка находится недалеко от нашего города, и наверное, у вас есть родственники, живущие в этом селе.

-Так вот, возле этого села есть заповедник «Бекарюковский бор». Видно

ли из нашего текста, как называют сосны и почему именно так?

Меловые сосны

-Их охраняют в заповеднике, потому что такие сосны уникальны, их можно встретить очень редко.

        На этом уроке я не только решала грамматические и орфографические  цели, но и познакомили детей с заповедником своего

района.

На уроке по теме «Правописание приставок и предлогов» был использован текст об истории заповедника «Ямская степь». На этом уроке мы развивали умение детей различать предлоги и приставки, правильно писать их, знакомя детей с историей заповедника.

. У каждого на парте лежал текст. Я предложила также задания учащимся:

1. История Ямской степи (с)вязана (с) историей Ямской свободы города Старого Оскола. В 18-19 веках (в) этой слободе жили ямщики, которые (на)ходились (в)ведении ямского приказа. Слобода имела собственные угодья - для выпаса и сенокоса. Общинные земли нельзя было (про)давать. Это (со)хранило целину Ямской степи (до) наших дней. Усилиями крупных ботаников В.Н. Сукачёва, В.Н. Хитрово, В.В. Алехина этот участок становится в 1935 году заповедным.

После взаимопроверки провела беседу по содержанию:

2.  Что вы узнали о заповеднике «Ямская степь»? Где он находится?

Посмотрите  на  карте  Белгородской  области  туда,  где  я  отмечаю  этот заповедник.

3.   Усилиями каких крупных ботаников «Ямская степь» стала заповедником?

4.  В каком году «Ямская степь» стала охраняться?

В продолжении урока на этапе закрепления правописания приставок и предлогов/  предлагаю выборочный диктант

-Я буду диктовать предложения, а вы внимательно слушайте и выписывайте в 1 -й столбик слова с приставками, выделяя их графически, а во 2-ой столбик — с предлогами.

«Ямская степь» - это безбрежный простор. Беззвездной ночью здесь тишина, нарушаемая лишь криком чирка или кряквы. На рассвете нас разбудит заливистая песня жаворонка. Рядом из зарослей осоки вспорхнет птица, расправит крылья и взлетит в вышину. Наступит знойный безоблачный день.

После проверки выполненного детьми задания обязательно проводится работа по восприятию текста.

-    Докажите, что прочитанный мною отрывок- текст

-    Какой это тип текста? Докажите.

-    Почему заповедник называется безбрежным простором?

-    Почему летним днем в степи знойно?

-    О каких птицах идет речь в тексте?

На уроках я применяла и другие развивающие приемы и упражнения. На закрепляющем уроке по теме «Имя существительное» сообщаю тему урока и говорю о том, что весь урок они будут работать с одним текстом и знакомиться с новым заповедником «Лысые горы», отмечая его на карте Белгородской области. Приведу фрагменты этого урока.

На этапе ознакомления с текстом прошу прочитать текст сначала про себя, а затем его читает вслух один ученик:

В заповедник «Лысые горы» я вошел осенним солнечным днем. Лес погон шорохов. Я слышу шепот опавших листьев. Ветер, резкий и жесткий, подхватил разноцветные листья и закрутил в воздухе. Промелькнула между деревьями лисица с рыжей пушистой шерсткой. Под желтым листком скрылась мышка. Пошел дождь, и я накинул капюшон, чтобы не промокнуть.

Лес полон жизни, но скоро здесь все замрет, а земля станет черной в ожидании зимы.

-Каким увидел автор заповедник, когда вошел в него?

        На этапе повторения сведения о роде и числе существительного предлагаю распределить по столбикам существительные в единственном числе и во множественном числе; 1-ый ряд выписывает существительные мужского рода, 2-ой ряд - женского рода, 3-й ряд - среднего рода.

        После проверки этого задания я на этапе закрепления и повторения материала о склонении имен существительных даю задание по вариантам: 1-й вариант просклоняет слово заповедник, 2-й вариант- лисица.

        -Дети, проверьте друг у друга это задание и поставьте карандашом оценку своему товарищу.

        -А теперь выборочное списывание. Выписываем только существительные и определяем их падеж. Задание выполняем по «цепочке».

В конце урока  предлагаю детям   пересказать этот текст от лица автора.

        И так, во время формирующего эксперимента я неоднократно знакомила детей с материалами о заповедниках Белгородчины, стараясь на этих текстах знакомить детей с программным материалом по русскому языку и давая новые знания о своем родном крае.

После формирующего этапа я перешла к контрольному этапу эксперимента. Для проверки и контроля умений, которые приобрели учащиеся, было проведено анкетирование, аналогичное тому, которое было дано на первом этапе.

Анкета № 1

воп

Содержание вопроса

Количество детей и

анализ результатов

На III этапе

На I этапе

1.

Что такое текст?

- это рассказ;

- одно длинное предложение;

- несколько предложений связанных по

смыслу;

-   несколько   предложений,   стоящих

рядом.

2(10%)

-

17(85%)

1 (5%)

9 (45%)

1 (5%)

6 (30%)

4 (20%)

2.

Обязательно ли предложения в тексте

должны быть связаны по смыслу?

-да;

- нет;

- не знаю.

18(90%)

2(10%)

-

12 (60%)

4 (20%)

4 (20%)

3.

Должна      ли       быть       определенная

последовательность     предложений     в

тексте,   или   они   могут  располагаться

свободно?

-   предложения   могут   располагаться

свободно;

- последовательность нужна;

- могут последовательно и свободно;

- не знаю.

-

16(80%)

4 (20%)

-

3(15%)

10 (50%)

5 (25%)

2 (10%)

4.

Знаешь ли ты, что такое краеведческий

текст?

- знаю;

- не знаю.

19(80%)

1 (5%)

13 (65%)

7 (35%)

Анкета №2

вопр

Содержание вопроса

Количество детей и

анализ результатов

На III этапе

На I этапе

1.

Ты знаешь что такое заповедник?

-да;

-нет;

20(100%)

-

18(90%)

2(10%)

2.

Знаешь ли ты заповедники страны?

-да;

- нет;

12 (60%)

8 (40%)

6 (30%)

14 (70%)

3.

Знаешь ли ты название заповедников

Белгородчины?

-да;

- нет;

20(100%)

-

-

20(100%)

4.

Если   к  нам  приедут  иностранцы,  ты

сможешь им рассказать о заповедниках

своего края?

-да;

- нет.

18(90%)

2(10%)

-

20(100%)

        Данные, обобщенные в таблицу, по первой анкете, показывают, что:

1)  85%  детей верно определяют, что такое текст, 10%   путают с понятием рассказ, 5%   считает, что текст   - это несколько предложений, стоящих рядом;

2)  90%      учащихся правильно ответили на второй вопрос анкеты, а  10% ответили неверно;

3)  на третий вопрос анкеты ответили 80% правильно и 20%   неверно;

4)  95%   школьников знают что такое краеведческий текст. Проанализировав ответы учащихся по первой анкете, я выявила высокий уровень знаний у 70%   детей, средний уровень, у 25%  , а низкого уровня знаний о тексте дети не показали.

        Аналогично проанализировали ответы учащихся по второй

1)  100% знают, что такое заповедники;

2)  60% знают заповедники страны;

3)  100% знают названия заповедников своего края;

4)  90% детей могут рассказать о заповедниках Белгородчины.

Подводя итог по второй анкете, я выявила высокий уровень у 60% детей, средний уровень у 40% , низкого уровня нет. Проведенное в начальной школе экспериментальное исследование убедило меня в том, что использование текстов по теме «Заповедники Белгородской области» позволяют  достигать нескольких важнейших целей в обучении учащихся: обучающей, развивающей и воспитательной.

Цели:

Обучающая

На основе текстов осуществляется обу чение по предмету: орфографии, пункту ации, различных видов анализа текста (как тематических так и комплексных.)

Развивающая

Расширяет познава тельный кругозор учащихся, их знания о природе Белогорья, о флоре и фауне родного края.

Воспитательная

Данные тексты прививают любовь к родному краю, к родной природе, а следовательно, к Родине в целом; воспитывают чув ства патриотизма у школьников.

        

Лес на Ворскле.

        «Лес на Ворскле» - старейший заповедник Белгородской области. Он находиться на правом берегу реки Ворскла.

        Разнообразна растительность заповедника. Большую часть её составляют дубы. Поблекшая листва на них почти всю зиму.

        Рядом с дубами растут клёны, липы, дикие яблони и груши, ясени и кустарники: шиповник и бересклет.

        Удивительно красив заповедник вначале лета, когда всё расцветает. Лес наполняется ароматами цветов и молодых листьев. Под кронами деревьев рассыпаны фиалки, купены, колокольчики.

        Берега Ворсклы заросли камышами и ирисом. На воде виднеются жёлтые кувшинки и белые лилии.

_____________________________________________________________________________

Ямская степь

        История Ямской степи связана с историей Ямской слободы города Старого Оскола. Ямщики и ямы  стоянки для смены лошадей на дорожных трактах) находились в ведении царского приказа и обеспечивали передвижение государственных чиновников и почты.

        Слобода имела собственные угодья - для выпаса и сенокоса. Общинные земли нельзя было продавать. Это сохранило целину Ямской степи до наших дней.

_____________________________________________________________________________

Бекарюковский бор

        Бекарюковский бор находится вблизи се/ила Мало-Михайловка Шебекинского района. Это наиболее сохра/онившееся местонахо/аждение ме/иловой со/асны. Растет о/ана здесь на ме/иловых склонах над долиной ре/ики Нежеголь, на голом или сле/игка покрытом тра/овянистой растительностью ме/илу.

______________________________________________________________________________

Ямская степь

         История Ямской степи (с)вязана (с) историей Ямской слободы города Старого Оскола. В 18-19 веках (в) этой слободе жили ямщики, которые (на)ходились (в)ведении ямского приказа. Слобода имела собственные угодья – для выпаса и сенокоса. Общинные земли нельзя было (про)давать. Это (со)хранило целину Ямской степи (до) наших дней. Усилиями крупных ботаников В.Н. Сукачёва, В.Н. Хитрово, В.В. Алехина этот участок становится в 1935 году заповедным.

_____________________________________________________________________________

Ямская степь

        «Ямская степь» - это безбрежный простор. Беззвездной ночью здесь тишина, нарушаемая лишь криком чирка или кряквы. На рассвете нас разбудит заливистая песня жаворонка. Рядом из зарослей осоки вспорхнет птица, расправит крылья и взлетит в вышину. Наступит знойный безоблачный день.

______________________________________________________________________________

Лысые горы

        В заповедник «Лысые горы» я вошел осенним солнечным днем. Лес полон шорохов. Я слышу шепот опавших листьев. Ветер, резкий и жесткий, подхватил разноцветные листья и закрутил в воздухе. Промелькнула между деревьями лисица с рыжей пушистой шерсткой. Под желтым листком скрылась мышка. Пошел дождь, и я накинул капюшон, чтобы не промокнуть.

Лес полон жизни, но скоро здесь все замрет, а земля станет черной в ожидании зимы.

 Текст

        Заповеднику «Белогорье» - 80 лет. В 1705 году Борисовская слобода перешла во владение Борису Шереметьеву. Заповедные места строго охранялись, запрещалось даже собирать грибы и ягоды.

Сегодня Белгородский заповедник объединяет 5 уникальных участков: «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки – Изгородья», «Острасьевые яры» и «Лес на Ворскле».


Лес на Ворскле.

        Участок «Лес на Ворскле» расположен в юго-западной части Белгородской области. С трёх сторон заповедник ограничивают реки. При правительстве Петра1 дубравы охранялись очень строго, так как для строительства морского флота нужно было много дубовой древесины. Вырубка дуба, вяза, ясеня на другие цели каралась смертной казнью.


Ямская степь.

        История «Ямской степи» связана с историей Ямской слободы г. Старого Оскола. Ямщики и Ямы(стоянки для смены лошадей на дорожных трактах) обеспечивали передвижение чиновников и почты. Старооскольская слобода имела свои угодья под выпас и сенокошение, благодаря чему этот участок степи сохранился до наших дней.

______________________________________________________________________________

Проломник.

        На Ямском участке есть группа меловых растений: ластовень меловой, чабрец меловой, солнцецвет монетолистый и другие. Проломник занесен в Красную книгу. Цветет ежегодно в первой половине мая. Его розетки плотно смыкаются и образуют как бы зеленое покрывало. Это растение называют снижено-альпийским. Оно произрастало во времена оледенений и дожило до наших дней.

________________________________________________________________________

Зимняя картина. Засыпаны снегом ели, б..резы, ..сины. Тр..щ..т на м..розе стволы д..рев..ев. Прыгают по деревенским д..рогам в..р..б..и, ищ..т корм.

Живет зимний лес. Здесь промчался трусливый ________. Сверкнула на солнце яркая шубка ____________. Белочка грызет приготовленные летом грибы, __________. Стучит по стволу дерева_________. Только лежит в своей берлоге и сосет лапу _________.

З..мой кругом л..ж..т сне..  .Как красив ду..   ! как х..р..ши ели!

Вот пришла __________ зима (волшебница).

Снег ___________  покрыл землю (пушистый).

В _____________ лесу тихо (сосновом).

Хлопья ________снега лежат на спящих деревьях (искристого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природыЗадачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродског...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Изучение имён существительных на материалах текстов о родном крае

Тексты с заданиями по русскому языку для 4 класса на материалах текстов о родном крае...

"Природа родного края" по материалам стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки

Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе. Изучение природы родного края по материалам стихов Григоря Григорьевича Кукареки...

Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством р...

Сти-я о родной природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс

Конспекти презентация урока по чтению Сти-я о родной  природе. С.Маршак "Апрель". Рассказы о природе М.Пришвин "Лесная капель", 1 класс...