Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы
статья по чтению по теме
На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babaeva_n_e.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы
В воспитании любви к природе у младших школьников большую роль призваны сыграть учителя. И в этом деле ближайший помощник познавательно-художественная литература о природе. На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.
Проблема формирования интереса младших школьников к природе при работе с познавательно-художественной литературой возникла уже давно. Еще Я.А.Коменский в «Великой дидактике» уделял этому большое внимание. Огромную роль проблеме придавал Ж.-Ж.Руссо. В России этому также уделялось немаловажное значение, а этой проблемой занимались такие выдающиеся ученые, как Н.И.Пирогов, И.Н.Новиков, М.А.Данилов, Я.Лернер и многие другие.
И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания. Многие учителя используют познавательно-художественную литературу о природе в своей деятельности.
Одновременно с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Интерес - это сложное психическое образование, представляющее собой единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека [1]. Сложностью и значимостью этого явления можно объяснить, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках.
Следовательно, интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его (человека) существования и развития. Отсюда вытекает необходимость развития интересов у людей различных социальных и возрастных групп. Естественно, для общества не безразлично, какие интересы будут формироваться у подрастающего поколения. Ему необходимо, чтобы эти интересы были социально-полезными.
При чтении познавательно-художественной литературы приобретенные учащимися новые знания возбуждают пытливость, интерес к дальнейшему чтению. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки мировоззренческих убеждений. Таким образом, работа с познавательно-художественной литературой является двигателем не просто мышления, а мышления творческого, осознания.
Первоначальным стимулом того, что ребенок берет читать научно познавательно-художественную книгу является его любопытство и любознательность. В дальнейшем по мере удовлетворения любопытства и любознательности идет становление, развитие и укрепление познавательного интереса, который постепенно дифференцируется в интерес к определенной отрасли знаний. Наличие же интереса является важнейшей качественной характеристикой личности и, одновременно, серьезным стимулом к самообразованию, самосовершенствованию. Следовательно, работа с познавательно- художественной литературой формирует потребности и навыки самообразовательной деятельности.
Признается, что наиболее широкое воспитательное воздействие на читателя имеет художественная литература. Познавательно-художественная литература содействуют формированию гражданско-патриотических мотивов отношения к природе, что формирует в человеке любовь к Родине, проявляется в личной культуре поведения человека в природе.
Последнее является важнейшей качественной характеристикой экологически образованной личности. Видное место в патриотическом воспитании читателя занимают книги о географических открытиях и географах-путешественниках. В них не только захватывающая информация о том или ином географическом открытии, но и описание трудностей походов, стремление преодолевать эти трудности ради идеи, ради возвеличения своей Родины. Географы-путешественники - люди, как правило, с высокими гражданскими, нравственными позициями, люди, красивые своей духовностью, что вызывает непременное стремление к подражанию.
Особую гордость за родной край вызывает у учащихся краеведческая литература. С помощью такой литературы читатель осознает свой нравственный долг перед той природой, которая его окружает, осознает ее значимость, непременный стимул для гордости за свою малую Родину.
Н.Н. Светловская в своем исследовании отмечает еще одно положительное влияние познавательно-художественной литературы на учащихся. Прочитанная книга вызывает у некоторых из них стремление заняться практическим делом.
Чтение познавательно-художественной литературы развивает в детях такие качества как целеустремленность, настойчивость, силу воли, личную ответственность за судьбу природы, воспитывает к ней интерес. Эти качества непосредственно связаны с формированием экологической культуры.
Литература:
Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1970. - 142 с.
Сведения об авторах :
Новикова Инна Владимировна – студентка 4 курса педагогического факультета БелГУ , отделение бакалавриата
Марущенко Ирина Александровна - студентка 4 курса педагогического факультета БелГУ , отделение бакалавриата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по воспитанию любви к родному краю
Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...
Воспитание любви к родной природе на материалах текстов о заповедниках Белгородчины
Охраняемые природные территории Белгородской области...
Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы
На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к родной природе"
Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, ...