«Привитие любви к родной природе младших школьников»
проект

Воробьёва Светлана Игоревна

Проектная работа "Привитие любви к родной природе младших школьников" включает актуальность, теорию, исследование, опыт по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privite_lyubvi_k_rodnoy_prirode_mladshih_shkolnikov.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Привитие любви к родной природе младших школьников»

Природа не только среда, окружающая нас, но

всенародное достояние и богатство, за которое

каждый гражданин нашего общества в ответе –

это красная нить мировоззренческих

убеждений, от которых завися социально –

политические позиции человека.

Формирование таких позиций,

мировоззренческих убеждений зависят от того,

как человек с детства видит, понимает и

чувствует её, как она входит в его жизнь.

В.А.Сухомлинский

Теоретическая основа опыта

Выдающиеся педагоги разных времен отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека как гражданина.

«Особенно велико влияние природы на формировании детей. Формирование личности в известной мере зависит и от естественной природы. Природное окружение, географическая среда определяют в известной мере темперамент и характер человека, влияют не только на его деятельность, но и на поведение, являются важным воспитательным фактором… Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширят их кругозор, обогащает впечатления» – так считал К.Д.Ушинский.

В.А.Сухомлинский часто повторял: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры».

Особенно важным становится общение с природой для развития личности ребенка, живущего в многомиллионном городе. Редко оказываясь лицом к лицу с миром живой природы, городской ребенок уже в детстве лишается чего-то такого, что с годами восполнить не удается: он не знает прелести восходов и закатов – и всю жизнь остается равнодушным к красоте природных явлений; он не ощутил радости при чудесном появлении ростка от посаженного им в землю семечка – и нет желания созидать живое; попадая в лес, ведёт себя иногда просто варварски, всё круша и уничтожая на своём пути (он самый сильный, умный «царь природы»),- и не умеет быть добрым к ней, не может стать ей другом. А ведь у природы, по словам Л.Леонова, «нет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести и благородству».

Как же вырастить такого совестливого и благородного человека в городе и в деревне, в таежном селе и в шахтерском поселке?

Помочь ребёнку увидеть прекрасное вокруг себя – задача не из легких. Воспитать потребность создавать красивое, сохранять, дарить другому красоту своего труда ещё сложнее.

И вновь в решении этих вопросов появляется вечная проблема взаимоотношения семьи и школы: кто же ответственен за воспитание экологически грамотной личности?

Казалось бы, где, как не в семье, ребенок может получить первые достоверные сведения об окружающей его природе, кто, как не родители, должны воспитывать в сыне или дочери бережное, по-настоящему человеческое отношение ко всем её богатствам?

На самом деле оказывается, что семья чаще всего не в состоянии дать детям элементарные знания природоведческого, экологического характера. Не в состоянии, потому что мы, взрослые, сами порой совершенно безграмотны в области этих острейших современных проблем.

Ещё совсем недавно на лето мы, учителя, давали задания собирать коллекции насекомых и всевозможные гербарии. Сколько же бабочек, жуков, растений уничтожали тогда дети, уверенные, что дело это нужное и полезное!

К счастью, школа исправила свою ужасную ошибку – в учебниках нет подобных заданий. «Для изучения живого во всем многообразии его проявлений говорят педагоги-методисты, - целесообразно использовать живое. Следует учить детей оценивать допустимость своих действий и возможные их последствия, использование даров природы сочетать с заботой о восстановлении и умножении их».

Так что, выходит, семья оказывается неспособной ответить на самые элементарные ребячьи «почему?», не может научить ребенка правильному поведению в природе. Ведущая роль в привитии любви к родной природе на сегодняшний день отводится именно школе.

«Экологическое образование необходимо всем. Каждый человек должен понимать свою ответственность перед будущими поколениями за сохранение природы. Экологическое образование содействует выработки так необходимой каждому активной жизненной позиции» – так считают ученые.

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание непосредственные и опосредованные источники интереса, общественная значимость, его широта или узость служат показателем активности ребёнка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой -–его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени. Известно, что интерес имеет по преимуществу интеллектуально – эмоциональный характер, он всегда связан с положительным эмоциональным состоянием и выражается в направленном внимании школьников.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет.

Интерес к природе включает в себя различные компоненты: стремление познания натуральной природы (живой и неживой); чтение книг о природе; практическую деятельность в природе; интерес к изображению в произведениях искусства (живописи, музыке, поэзии, прозе);увлечения, связанных с природой (рисование, сочинение стихов, изготовление поделок, коллекционирование).

Замечено, что большинства младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. В связи с этим одной из задач работы по привитию любви к родной природе становится расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности (ко всему в природе и о природе, к охране природной среды). При этом доступные средства формирования интереса к природе: прогулки и экскурсии в природу; фенологические наблюдения; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр кино- и видеофильмов о природе.

Изначально содержание работы по привитию любви к родной природе должно иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же новых знаний об оказании помощи природе.

Работа по привитию любви к родной природе строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно - развлекательный,

исследовательский, благотворительный блок практических мероприятий и другие.

Содержание познавательного блока работы по привитию любви к родной природе составляют сведения о природе, её компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Работа с детьми строится таким образом, что правоохранительные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических,

материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который, заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально – волевых качеств.

Один из важнейших принципов работы по привитию любви к родной природе у младших школьников – краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий полезно включать информацию о состоянии природы области, родного города. В ходе работы создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Успех работы по привитию любви к родной природе в значительной степени зависит от умелого использования на уроках в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия экологического воспитания младших школьников.

И действительно, практически нет ни одного предмета, в который органично не впитались бы современные экологические идеи. Каждый предмет имеет свое особое значение в формировании экологической культуры школьника.

История, литература призваны помочь освоить экологический идеал разных социальных эпох, освоить формы экологической культуры в их исторической преемственности и движении, эти предметы формируют любовь к родной природе и уважение к её экологическим традициям.

Природоведение должно систематизировать учебную информацию в соответствии с учением о биосфере и ноосфере и основами экологической этики, чётко характеризовать цели способы, последствия и проблемы природоиспользования.

На уроках труда школьники овладевают навыками практической деятельности в природе на основе познания её законов и умелого применения их с целью сохранения и приумножения природных богатств.

Очень важно при этом, чтобы, получая научные знания о природной среде, ребёнок почувствовал желание изучать и охранять природу, научился оценивать её состояние, умел бы вести пропаганду экологических знаний среди сверстников и взрослых.

Воспитание у школьников потребности участия в общественно-полезной деятельности по охране природы, привитие им навыков и умений этой деятельности должны стать органической составной частью учебно-воспитательного процесса в школе.

Общение с природой у детей начинается в раннем возрасте. Некоторые наши математические понятия и представления сформированы в детстве при общении с природой. Природный материал (листья деревьев, плоды, семена, цветы и т.д.) можно использовать на уроках в начальной школе. Назначение его достаточно многостороннее: он позволяет наглядно представить условие задачи, служит иллюстрацией при её решении, с его помощью ученики могут проверить полученные результаты. Кроме того окружающую нас природу можно охарактеризовать количественно (число лепестков у ромашки, крыльев у жука, мухи, количество семян у растений и т.д.) Использование таких данных на уроке математики позволяет конкретизировать числовой материал, лучше предоставить его, а полученные знания применить потом на практике (в работе на пришкольном участке, в саду, огороде), на уроках природоведения. Природоведческий материал на уроках математики помогает расширить кругозор школьника, понять особенности окружающей действительности, приблизить к ней понятия, изучаемые на уроках математики, привить любовь к родной природе.

Сведения природоведческого характера могут быть включены в различные этапы урока при изучении основных тем («Нумерация», «Арифметические действия над натуральными числами», «Величины» и др.). Данные природоведческого характера для составления задач, упражнений, с таблицами для устной работы, текстов математических диктантов могут быть найдены самими учениками в специальной литературе, при наблюдении объектов, процессов, явлений природы во время экскурсий и практических занятий по природоведению.

На уроках математики, где используется природоведческий материал, можно рассказать детям о вреде браконьерства, об исчезающих растениях и животных, о необходимости их охраны, о заповедниках, о том, что в природе нет абсолютно вредных животных. Такими беседами решаются образовательные задачи уроков природоведения и математики, задачи развития мыслительных операций, творческих способностей и речи детей.

Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. В решении этой важной задачи экологического образования и воспитания младших школьников существенную роль играют комнатные растения, обеспечивающие взаимное согласованное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действительную сферы учащихся. Изучение комнатных растений не только способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, привитию любви к природе, но и осуществляет межпредметные связи (изо, труд, русский язык). При изучении комнатных растений учащиеся знакомятся с внешним видом этих растений, с родиной их происхождения, условиями жизни на родине, значением их для здоровья и жизни человека.

Уроки изобразительного искусства одна из форм познания ребенком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что чувствуют. Эта фиксация явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности.

Процесс творчества приносит учащимся радость, душевное равновесие. Младшие школьники могут «жить» в рисунке, «петь» в нём, «двигаться», «танцевать». Всё это происходит у них по-настоящему. Дети рисуют свободно, не боясь красок и большого листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.

Правильно построенные уроки изобразительного искусства способствуют глубокому формированию чувства любви к природе. Для создания эмоционального настроения учащихся на уроке можно использовать загадки, стихотворения, фотовыставки, прослушивание пластинок, связывая с темой занятия. С помощью этих средств учитель развивает у детей чувство прекрасного и чувство любви к природе.

На уроках природоведения для формирования экологической культуры желательно использовать стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды.

Поэтическое произведение воспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе.

С помощью стихотворений школьники закрепляют и обобщают имеющиеся знания и получают новые. Стихотворения используются не как фон, не как вспомогательное средство, а как предмет анализа диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания. Поэтому стихи можно использовать на любом этапе урока: они выполняют воспитательные, развивающие и познавательные функции и способствуют развитию гуманного, экологически целесообразного отношения к природе.

Обучая поведению в природе, педагог вырабатывает у детей способность к самостоятельному поиску ответов на задаваемые природой вопросы. А это гораздо ценнее, чем просто знакомство с природой. Развивая в школьниках наблюдательность, мы даем им метод познания живой природы. Это универсальный метод применимый для наблюдения в любой обстановке.

На природоведческих экскурсиях в начальной школе нужно не только рассматривать природу, но и наблюдать. Наблюдение в природе способствует развитию ребенка, а умение наблюдать позволит и самому педагогу идентифицировать тот или иной объект природы и дать ему правильное название. Это повысит эрудицию учителя, даст возможность более свободно проводить одну из наиболее сложных форм природоведческой работы – экскурсию, насытив её интеллектуально и эмоционально.

Наблюдательность – черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется. Компенсируя нехватку времени наблюдений на экскурсиях, учитель может дать детям задание по наблюдению на дом, на каникулы.

Кажутся, на первый взгляд, понятными привычные слова о необходимости воспитания любви и бережного отношения к природе, о том, что уже в школьные годы нужно формировать в ребенке качества доброго друга родной природы. Однако при решении этой задачи перед учителем возникает множество вопросов. Например, чем объяснить, что один и тот же ученик может по-разному относиться к природе в зависимости от ситуации? Какова роль научных знаний о природе в выработке высокой культуры отношения к ней, в возникновении потребности участвовать в практической природоохранной деятельности? Как влияют чувственно – эмоциональное восприятие природы и интеллектуальные знания о ней на нравственное становление личности ребёнка? В какой мере эстетическое восприятие природы сочетается с художественным развитием учащихся? В чём отличие непосредственного восприятия красоты природы от восприятия её через искусство и литературу?

Эти вопросы, несомненно, показывают сложность проблемы, захватывающей ряд смежных областей знаний о человеке, и прежде всего педагогику, психологию и социологию межличностных отношений, на фоне которых и можно педагогически правильно формировать отношение к природе.

Новизна и актуальность опыта

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

Главная задача экологического воспитания младшего школьника – формирование начал экологической культуры, т.е. грамотного и искреннего отношения ребёнка к окружающей его природе, понимания им своего места в мире живого и неживого, установления личного влияния каждого на окружающую природу, создания предпосылок для понимания необходимости бережного и доброго отношения к людям как к части живой природы.

Младшему школьнику необходимо дать понятие об окружающем его мире, помочь постичь законы, по которым живет природа, чтобы ребёнок смог понять огромность значения природы для его жизни и сформировать своё личное отношение к окружающей его действительности. Очень важно, чтобы ребенок (конечно, при помощи взрослого) самостоятельно доказал себе необходимость бережного отношения к природе, чтобы сосуществование в мире с окружающей средой, а затем и планетой в целом стало для него необходимостью.

Знания, которые может получить младший школьник, могут касаться взаимосвязей растений и животных между собой и со средой обитания, влияния человека на природу и конкретного влияния каждого из детей и их, близких на загрязнение окружающей среды.

Кроме того, дети, определив своё место в системе природы, смогут понять пагубность невнимательного отношения к среде своего обитания для здоровья и благополучия самого человека, так как он является частью природы и не может существовать без неё.

Уроки, посвященные общению с живой природой, помогают детям развиться эмоционально. Природные объекты, живые или нет, открывают ребенку прекрасный мир нашей планеты, заставляя его сердце радостно биться при виде красоты и сопереживать там, где это совершенство нарушено грубым вмешательством человека.

Кроме получения академических знаний о природе, работа по привитию любви к родной природе принесёт малышам и эмоциональное удовлетворение, помогая им войти в сложный мир средней школы, понять свою значимость как исследователей, научиться работать с дополнительной литературой, получить новые умения и навыки и закрепить те из них, которые уже были получены ранее на уроках.

Практическая основа опыта

Мною запланирован курс внеклассных занятий по экологии с целью привития любви к родной природе. Этот курс рассчитан на все время на все время обучения в начальной школе. Часть проектов этого курса уже реализованы. Есть и первые положительные результаты. Курс предполагает 30-40 минутные занятия, наблюдения, самостоятельную работу учащихся, практические занятия под руководством учителя. При планировании занятий по данному курсу я пыталась учитывать особенности психического, образовательного и психомоторного уровня развития, ведь работа с первоклассниками отличается от работы с учениками выпускных классов.

Весь курс можно разделить на 5 направлений (проектов), по которым ведется работа:

  1. Проект «Вот так растение!» - осуществляет знакомство со строением и функционированием растения, особенностями его существования, условиями обитания и зависимостью от внешней среды, воспитывает потребность в охране растений.
  2. Проект «Знакомьтесь: животные» - учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира планеты, с экологическими группами живых организмов, определяют зависимость их внешнего вида и способа жизни от среды обитания, прививает любовь к животным.
  3. Проект «Подарок маме» - подразумевает работу детей с природным материалом, изготовление поделок и подарков с использованием знаний о природе, воспитывает необходимость бережного отношения к природе.
  4. Проект «Письмо другу» - включает в себя написание писем, изготовление рисунков и плакатов на экологическую тематику с использованием полученных знаний о природе.
  5. Проект «Царь природы» - помогает детям понять положение человека в природе, взаимосвязь и взаимовлияние их друг на друга, знакомит детей с отрицательными последствиями воздействия человека на природу, дает детям возможность предложить первые в их жизни природоохранные мероприятия и реализовать их.

Одним из первых реализуемых проектов является проект «Вот так растение!» Он призван ввести детей в мир ботаники, познакомить их со столь замечательными живыми существами, как растения.

Остановлюсь на этом проекте подробнее.

Цель проекта: изучить строение и условия существования зелёных растений, понять зависимость их жизни от условий среды, воспитать в детях бережное отношение к растениям как живым организмам, показать необходимость и логичность взаимосвязей растений с объектами живой и неживой природы, развивать понятие прекрасного у детей, прививать любовь к природе.

Данный проект включает в себя 10 занятий в период с 1 по 4 класс.

Занятие 1 (1-ый класс) «Давайте знакомиться…»

Данное занятие можно проводить в рамках общеобразовательной программы, при этом получится интегрированный урок «окружающий мир-рисование».

Цель: «закрепить за каждым учеником «зеленого дружка» (растение), вспомнить или выучить названия частей растения, показать их роль в жизни этого организма, учиться рисовать растения с натуры, правильно передавая их внешний вид.

Занятие 2 (1-ый класс) «А ведь они живые…»

Занятие проводится в два этапа с промежутком 1-2 дня.

Цель: показать детям, что растение лучше всего себя чувствует в природе, в естественных условиях обитания; ещё раз заострить внимание на том, что полевые (дикорастущие) цветы, травянистые растения быстро погибают, если их сорвать, не могут нас долго радовать своей красотой, находясь в вазах, поэтому не стоит их рвать понапрасну.

Занятие 3 (1-ый класс) «Позаботься обо мне…» (мини-спектакль)

Цель: выяснить, какие условия необходимы для нормальной жизни растения.

Занятие 4 (2-ой класс) «Ну и ну, оно живое, это семечко простое!»

Работа рассчитана на 4-5 недель.

Цель: поставить опыт по проращиванию семян бобовых (фасоли, гороха и т.д.), выяснить условия прорастания семян, наблюдать за развитием проростков.

Занятие 5 (2-ой класс) «Растения зимой».

Цель: выяснить причины анабиоза многих растений зимой, объяснить понятие «вечнозелёные растения» на примере хвойных деревьев и зимующих под снегом трав, определить значение снегового покрова для жизни растений.

Занятие 6 (3-ий класс) «Села пчёлка на цветок…»

Цель: выяснить значение насекомых в жизни цветковых растений, показать детям глубокую взаимосвязь и взаимо приспособленность этих организмов друг к другу, невозможность их нормального функционирования друг без друга.

Занятие 7 (3-ий класс) «Почва – это живое или нет?»

Цель: изучение строения почвы; рассмотрение процесса её образования и зависимости скорости этого процесса от условий среды; обсуждение значения почвы для жизни растений.

Занятие 8 (3-ий класс) «Ах, листопад, листопад…»

Цель: наблюдение листопада в природе; анализ значения листопада для жизни растений и природы вообще; выявление роли листопада в образовании почвы; показать красоту и неповторимость природы в момент листопада.

Занятие 9 (4-ый класс) «Как они растут?»

Цель: доказать, что растения растут; выяснить влияние условий (освещение и влажность) на скорость роста стеблей растений; воспитание в детях ответственности и наблюдательности; развитие навыков работы в группе.

Занятие 10 (4-ый класс) «Вот какие они разные!»

Цель: познакомить детей с жизненными формами растений; показать способы приспособленности растений к различным условиям обитания; познакомить детей с некоторыми экологическими группами растений.

Внеклассная работа по теме

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Чтобы сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса, необходимо включать в учебную деятельность сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, дидактические игры, создавать свободные формы активности школьников, реализуемые косвенным путем через правила и игровые действия в интеллектуальные силы учащихся.

Хорошо помогают решать задачи экологического воспитания классные часы, проведенные, в форме уроков путешествий, КВНов, уроков – аукционов, вопросов – ответов. Класс делится на знатоков поэзии, пословиц, народных примет, растений, животных, птиц, кроссвордов, знатоков охраны природы. Ведётся большая поисковая работа по сбору интересных материалов о зверях, растениях, собираются кроссворды. Всё это дети с удовольствием красочно оформляют.

Необходимо систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально – чувственную сферу ребенка. Самая главная задача – стать верным другом природы. С этой целью можно проводить природоведческие акции «Сбережем первоцветы», «Помоги берёзке», «Охраняй муравейник». Можно организовать и провести природоведческие выставки: «Люби и охраняй природу!», «Хомяки и попугаи», «Наши любимые кошки», «Собака – друг человека», «Декоративные тыквы», «Дары природы», «Осенний букет», «Комнатные цветы», «Кактусы», выставки эмблем об охране природы, книг о природе. Проведение экскурсий в лес обогащают детей эмоционально, учат видеть прекрасное рядом. Особенно запоминаются экскурсии в зимний, весенний и осенний лес. Особое внимание нужно обращать на форму проведения занятий. Это могу быть игры – аукционы, заочные путешествия, занятия в виде телеигры «Что?» «Где?» «Когда?». Можно ввести традицию, когда каждое занятие начинается с рубрики «В мире интересного».

Максимально приблизить деятельность школьника к условиям реальной жизни вот цель ситуативных (ролевых) игр, одного из вида внеклассной работы по привитию любви к родной природе. В основе таких игр лежит подражание поступкам реальных людей – специалистов, способных решать те или иные вопросы охраны окружающей среды. В создаваемой ситуации ученики сопереживают своим героям, стремятся овладеть их морально – волевыми качествами, развивают навыки выбора альтернативных решений по отношению к природной среде, учатся общаться между собой.

Коллективный характер игр по охране природы, их эмоциональная насыщенность, нередко острая проблематичность обсуждаемого вопроса позволяют придать нравственное направление воображению ученика. Всё это дает основание рассматривать игру как эффективное средство в достижении одной из целей природоохранительного просвещения - воспитания гражданской ответственности личности за принимаемое решение.

При выборе темы игры целесообразно исходить из реального, имевшего место в жизни факта. Особое значение в решении важнейшей задачи экологического образования формирования идеологически верной позиции личности – могут иметь различные местные, государственные или международные события.

Результативность опыта

Мною в классе было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить уровень сформированности их отношения к природе и природным объектам.

Вот некоторые вопросы анкеты:

  1. Что сделал и что смог бы сделать полезного по защите природы?
  2. Какой поступок твоих друзей ты считаешь самым хорошим по отношению к природе? А самым вредным? Почему?
  3. Какой свой поступок ты считаешь самым плохим по воздействию на природу? Почему ты думаешь, что это хуже всего?
  4. Что по твоему мнению. Люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природной среды?

Отвечая на вопросы, школьники, исходят из скромного опыта своего или своих друзей. Единичны такие упоминания, как: «защитил муравейник», «остановил дурной поступок»; больше приводится примеров негативных поступков друзей: «сломал ветку», «жгли костер на траве» и т.д. Из ответов детей видны их довольно ограниченные представления о многообразии действий и поступков, выражающих заботу о природе или причиняющих ей вред. В то же время в лучших ответах второклассники высказывают обоснованные суждения по оценке разносторонней деятельности в области охраны природы. Для большинства ответов характерны непосредственность и откровенность признаний в своих нехороших поступках. Даже если они не так уж вредны для природы. Дети не дифференцируют свои действия и действия других по степени значимости их влияния на природу. Например: «нарвала много цветов и осуждаю себя за это», «нанесла вред нечаянно», «сломала ветку, сорвала листок»…

Есть в анкетах второклассников пожелания «привлекать всех к охране природы», «не ловить насекомых»… Школьники вполне понимают необходимость заботливого отношения к природе и руководствуются при этом нравственно – эстетическими мотивами: «растения радуют», «украшают наш город»… Чисто рационалистический подход к природе звучит очень редко: «птицы поедают вредных насекомых», «из деревьев делают карандаши и линейки». Только некоторые школьники пишут, что «природу надо беречь – она красива и полезна», «природа – это здоровье человека и красота в жизни». В ответах проявляется восприятие природы как общенародного достояния, поэтому «надо её сохранить для будущих поколений», «природа помогает жить человеку».

Изучая ответы на вопросы анкеты, я обнаружила, что школьники озабочены плохими поступками взрослых: «взрослые жгут костры в лесу»», «рубят деревья». Ребята часто предлагают свои меры по борьбе за «сохранность» природы – «посажу три собственных леса и буду охранять их», «спасу всех животных, занесенных в Красную книгу».

Отрадно заметить, что уровень сформированности экологических знаний учащихся постепенно растет. Мониторинг, проведенный в классе, показывает, что количество детей с низким уровнем сформированности экологических знаний упал с 53,5% (конец 1 класса) до 11% (середина 2 класса), а количество детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний возросло с 3,5% (конец 1 класса) до 32% (середина 2 класса).

Главный девиз и главный результат экологического образования можно выразить словами К.Маркса «…оставить её (землю) улучшенной последующим поколением».

Как показывают результаты проведенной работы по теме, процесс становления и развития ответственного отношения к природе не может ограничиваться лишь рамками урока и предметного изучения разных сторон взаимодействия человека и общества с природой. Такое важное свойство личности развивается и формируется в ходе всего учебно–воспитательного процесса в школе, во всех формах его организации. Таких форм много: и уроки в классе – изучение отдельных тем, межпредметные уроки; и уроки в окружающей среде – в природе, на производстве; комплексные экскурсии; внеурочные и внеклассные занятия: кружки, игры, беседы, массовые общешкольные мероприятия. Каждая из этих форм одновременно с решением общеобразовательных задач позволяет решать и специфические задачи в деле становления и развития у школьников ответственного отношения к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к чтению у младших школьников

Данная работа , сопровождаемая презентацией, была выполнена для выступления на городских педагогических чтениях "Молодежь и книга"  21 ноября 2011 года. Не секрет, что в современном мире роль кни...

Обобщение опыта классного руководителя по теме: "Привитие любви к родному краю"

Тема была выбрана исходя из того, что наиболее важно в работе кл. рук. с классом. А мы хотя и здесь живём, но не знаем истории своего села, прошлое своего народа, а именно с этого и начинается привити...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

Из опыта работы "Привитие любви к чтению в младшем школьном возрасте"

Из опыта работы, раскрываем приемы и способы привития учащимся  интереса к чтению...