Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Жаркова Виктория Владимировна

По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 - беглость чтения.  В статье даны рекомендации педагогам для развития беглого и осознанного чтения у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_v_nachalnoy_shkole.pptx1.22 МБ
Файл literaturnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Привитие интереса к чтению у младших школьников

Слайд 2

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.» В.А. Сухомлинский 02.02.2013 2

Слайд 3

Успеваемость более 40 факторов , фактор №1 - беглость чтения. 02.02.2013 3

Слайд 4

Восприятие текстов младшими школьниками фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста; слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия; зависимость от жизненного опыта; связь с практической деятельностью ребенка; ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания; превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме; недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи; преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия. 02.02.2013 4

Слайд 5

«Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему.» Брант Себастиан , немецкий сатирик и моралист Средневековья 02.02.2013 5 Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

Слайд 6

Методы и приемы 1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 2. Отработка дикции. 3 . Интонационная разминка. 4 . Словарная работа. 02.02.2013 6

Слайд 7

Беглое чтение 1. «Жужжащее» чтение. 2 . Ежеурочные пятиминутки чтения. 3 . Многократность чтения. 02.02.2013 7

Слайд 8

Специальный режим чтения Каждодневность упражнений Предупреждения ошибок чтения; Предварительное чтение «про себя» Образцовое чтение учителя. 02.02.2013 8

Слайд 9

Проверка осознанности чтения 1 уровень - фактическое содержание. 2 уровень - понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей. 3 уровень - собственная оценка действующих лиц, их поступков. 02.02.2013 9

Слайд 10

Сухомлинский В. А. пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным». 02.02.2013 10



Предварительный просмотр:

       

Литературное чтение в начальной школе.

Привитие интереса к чтению у младших школьников.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще-учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

 Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

 По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 - беглость чтения. Беглость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА

К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

- зависимость от жизненного опыта;

- связь с практической деятельностью ребенка;

- ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;

- преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

        Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения. Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

        Начало этой системы – в семье. Прежде всего ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки:

        Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараемся убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т. д, очень важно, - призываем родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

 С чего начинаем урок?

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Отработка дикции. Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
  3. Интонационная разминка. Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаем, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения. Выбирать нужный темп чтения - быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетания. Ставить логическое ударение в предложении.

  1. Словарная работа. Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

Так же на уроках применяем методы по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях:

1. «Жужжащее» чтение.

Что же такое «жужжащее» чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

2. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

Ребёнок прочитывает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

3. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз

Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) Каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2) Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.

Проверку осознанности чтения обычно мы проводим в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень - фактическое содержание.

2 уровень - понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень - собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Широко используем работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. При этом пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

ИКТ на уроках в начальной школе как фактор повышения познавательной активности младших школьников

Государственная стратегия образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в...

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...