Менталитет разный, но мы вместе.
проект (2 класс)

Ерусланова Снежана Валихановна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eruslanova_s.v.docx508.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Югорска

«Менталитет разный, но мы вместе»

Автор проекта: Ерусланова Снежана Валихановна

учитель начальных классов

 

г.Югорск 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………..………………………………...5

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………….......……………………….24

Приложение ………………………………………………………………..25-27

Введение

Наш мир очень многогранен и разнообразен как в политическом, биологическом, так и в культурном отношениях. Россия испокон веков и до сегодняшних дней является многонациональной страной. В Российской Федерации проживает более 145 миллионов граждан. Они представляют более 160 народностей, говорящих на собственных языках и проживающих на определенных территориях. Зачастую незнание и непонимание культурных традиций, религий разных стран и народов, их истоков и развития ведет к недопониманию между людьми – носителями и представителями той или иной расы и культуры, а порой даже создает агрессию во взаимоотношениях. Отсюда и появляется проблема толерантности между людьми разных народов. Если быть точнее, то проблема воспитания толерантности появляется еще в детстве и на сегодняшний день является одной из актуальных в России. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания людей образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. В современном мире мы часто слышим о том, что где-то разворачиваются межнациональные конфликты, которые приводят личным и мировым проблемам.

Цель проекта:

  1. Сформировать у школьников понятия толерантности и дружбы людей разных национальностей на примере нашего класса;

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с национальными костюмами и бытом народов нашего класса;
  2. Сформировать у детей знания об обычаях и традициях народов, находящихся в нашем классе;
  3. Сформировать уважительное отношение к культуре русского народа и народам других национальностей,  представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
  4. Создать презентацию для классного часа на тему «Наш многонациональный класс»;
  5. Провести классный час на тему «Наш многонациональный класс».

Развивающие:

  1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал;
  2. Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями;
  3. Развить кругозор школьников;

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные навыков, дружеских взаимоотношений;
  2. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение к людям разных национальностей;
  3. Воспитывать толерантное отношение, уважение к культуре других народов.
  4. Воспитать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

Этапы проекта:

1этап (организационный) январь 2023 года:

  1. Формулировка проблемы, актуальности данной темы;
  2. Определение целей и задач проекта;
  3. Составление плана работы;
  4. Подбор методической и художественной литературы, дидактических материалов.
  5. Определение необходимых ресурсов и источников их получения;

2 этап (реализация проекта) март 2023 года:

Данный этап предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий, направленных на всесторонние развития личности ребёнка.  

  1. Практическая реализация проекта;
  2. Участие родителей в мероприятиях;
  3. Проведение классного часа на тему «Наш многонациональный класс»;
  4. Контроль и оценка выполнения плана;
  5. Корректировка реализации проекта.

3 этап (итоговый) май 2023 года:

Ожидаемый результат:

  1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх народов нашего класса;
  2. Дети проявляют чувства патриотизма и толерантности;
  3. У детей сформируется стойкий интерес к жизни и традициям разных народов.

Понятие «Народ»

Россия является многонациональной страной. В Российской Федерации проживает более 145 миллионов граждан. Они представляют более 160 народностей, говорящих на собственных языках и проживающих на определенных территориях. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием.

Народ — историческая социальная общность людей, определяемая совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству.

История термина

Термин «народ» применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами». В дальнейшем, особенно с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение. Например, многочисленные племена «варваров» римляне объединяли в галлов, франков, германцев и т. п. При этом римляне прекрасно знали об их внутреннем делении на десятки крупных и мелких родов, что засвидетельствовано в многочисленных римских «хрониках». Например, современный город Париж был основан паризиями. Зачастую объединяющим признаком становился близкий язык.

С появлением ранних государств, создание которых первоначально осуществлялось одним или близкородственными группами (народами), появилась тенденция именовать национально-территориальное объединение по имени такого народа. Со временем при захвате соседних земель и подчинения населявших их народов сложилась практика именовать объединение названием народа-завоевателя. Например, восточно-славянские летописи напавших с Востока захватчиков именовали «татарове».

Народы в нашем классе

Русский народ

Русские — народ, относящийся к восточнославянской этнической группе. Он является государствообразующим этносом Российской Федерации. Это самый многочисленный европейский народ. Количество русских во всем мире исчисляется 133 000 000 человек. В России проживает подавляющее большинство — 80% от этого числа.

Жилье

Старинным традиционным русским жилищем являлась бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол — место с иконами. Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар.

Русский национальный костюм

Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола. Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.

Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.

Обычаи и традиции

Праздники у славян были важной частью общественной жизни. Большинство языческих праздников отмечалось всей деревней с народными гуляньями, плясками, песнями, ритуалами. Каждая такая дата являлась священным днем, который имел магическое значение. В этот день человек ментально связывался с духами, поклонялся божествам, просил у них благополучия, хорошего урожая. В праздники запрещалось выполнять какие-либо работы, нужно было веселиться, участвовать в обрядах. Все славянские праздничные дни привязаны либо к смене сезонов года, началу или окончанию полевых работ, либо наступлению особого магического периода. В зимнее время праздников было больше, так как это время, свободное от сельскохозяйственной работы. Позднее, после прихода христианства, языческие праздники смешались с православными. Зимой русские отмечают такие важные даты:

  1. Новый год.
  2. Рождество — 7 января.
  3. Святочная неделя.
  4. Крещение — 19 января.
  5. Масленица.

Рождество — православный праздник, один из самых значимых у христиан всего мира. Он знаменует рождение Иисуса Христа. На Рождество дарят подарки, что олицетворяет подношение трех волхвов младенцу. Накрывают праздничный стол. На Рождество молодежь устраивает колядки. Молодые люди и дети ходят от дома к дому и исполняют обрядовые песни. За это им дают сладости, угощения.  

В конце зимы отмечается Масленица. Она считается языческим праздником, сохранившим славянскую мифологию. Он посвящается богу Яриле, который символизирует солнце. Масленицу празднуют целую неделю, пекут блины, ходят в гости, народ устраивает гулянья. Ее отмечают за 7 недель до Пасхи. Праздник выпадает на конец февраля или начало марта. В последний день Масленицы сжигают чучело зимы, чтобы ускорить ее уход.

Также русские традиционно отмечают такие праздники:

  1. Вербное воскресенье.
  2. Пасха.
  3. День Ивана Купалы.
  4. Яблочный спас.

Очень интересным является День Ивана Купалы. Его отмечают почти во всех европейских странах. Корни праздника берут начало в языческих обрядах очищения. До христианизации его праздновали в день летнего солнцестояния. Он был посвящен богу Яриле и максимальному расцвету природы. Со следующих за этим днем суток ночное время прибавляется, а дневное идет на убыль. Некоторые историки считают, что название Купала является трансформированным именем Иоанна Крестителя. Ночь на Купалу наполнена различными ритуалами. Обязательным действием было массовое купание в реке или озере. Нечистая сила оставляла воду, и она приобретала чудодейственные свойства.

Девушки гадали на венках. Если венок, положенный в воду, не утонет, это предсказывает долгую жизнь, счастье. Также существовал обряд с огнем. На берегу разводили высокий костер, вокруг него водили хороводы, пели и танцевали. Затем прыгали через него, иногда вдвоем — парень с девушкой. Удачный прыжок означал, что в будущем они поженятся. Если женщина не приходила к костру, то ее могли обвинить в том, что она ведьма. Девушки собирали травы, которые наделялись магической силой. Из них делали целебные снадобья.

Таджикский народ

Таджики — иранский народ, является вторым многочисленным этносом Средней Азии, по оценкам ООН и данным Книги фактов ЦРУ. Таджики — один из наиболее древних народов Центральной Азии. Прямыми предками народности являются бактрийцы, согдийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, парканцы, сако-массагетские племена. Общая численность таджиков во всем мире составляет около 20 000 000 человек. Примечательно, что в Афганистане живет больше представителей этого народа, чем в Таджикистане.

Жилье

Селения таджиков отличаются компактностью. Они тесно застроены, улицы похожи на лабиринты, с тесными тупиками. В основном стоят глинобитные дома, обнесенные забором. В горных районах жилища возводят из камня. Крыша плоская, иногда в доме есть терраса айвон.

Жилище таджиков делится на женскую и мужскую половины. Женская — внутренняя часть дома, куда нельзя входить посторонним. В комнате для гостей пол застилают коврами, паласами, кошмами. По периметру помещения на ковровых покрытиях раскладывают стеганые, узкие одеяла «курпача», на которых сидят. В центре постелена скатерть для приема пищи. Стены в комнате украшены вышивкой, коврами. Ниши у стен часто используются у равнинных таджиков в качестве шкафов.

В полу для обогрева делают «сандали», который представляет собой яму, куда кидают горячие угли. Сверху ямы устанавливают невысокий столик квадратной формы, покрытый одеялом. Жители дома рассаживаются вокруг него, ноги просовывают под одеяло. В домах устанавливают камины касаба с одним или двумя очагами для кипячения чая.

Если дом трехкамерный, позади к нему пристраивают небольшое помещение для кухни, где обустраивают камин. Хозяйственные постройки примыкают к жилищу или строятся во дворе. Есть кладовая, помещение для дров «уезумхона», помещение для мытья и омовения (обхона), хлев, уборная. Недалеко от дома устанавливают печь «танур», где выпекают хлеб.

Сегодня в домах появились столы, стулья, кровати, пользуются которыми в основном молодое поколение. Старики предпочитают сидеть и спать на полу, считая, что так удобнее. На столы часто ставят радио, книги, письменные принадлежности. Современные таджики начали строить у дома бани с цементированным полом, устанавливать водосток, топки с вмазанным котлом, современные плиты с конфорками.

Таджикский национальный костюм

У всех костюмов имеется единый покрой – туникообразный и свободный. Однако они удивляют множественным разнообразием вышивок, цветов, украшений и тканей. Национальные костюмы тюркских народов известны своими яркими цветами. Также и в таджикской культуре: считается, чем богаче владелец, тем ярче будет его костюм. И наоборот, если у человека низкий доход – то его костюм отличает скромность, тёмная однотонность и В национальный костюм мужчин входит рубашка из хлопка, халат, пояс и шаровары. Также, как о богатстве женщины можно узнать из её платья, так и о состоянии мужчины можно узнать по его поясу.

Состоятельные мужчины носят широкие, бархатные пояса с золотыми узорами, а мужчины победнее – обычные или же сложенные вдвое из платка. Помимо роли украшения, пояс также играет и роль кармана, так как в шароварах подобная функция отсутствует. Поверх, вне зависимости от погоды, надевается стеганый халат. Его удобно носить летом – он удерживает прохладу в теле. Зимой его заменяют на ватный – он отлично сохраняет тепло.

Цвета и узоры халатов зависят не только от финансового состояния владельца. Они так же указывают на принадлежность мужчины к какой-либо местности.

Например, мужчин горных поселений отличают однотонные халаты из неокрашенной шерсти. Их единственное украшение – вышивка на вороте.

Несмотря на все изменения – так в современности халаты делают из бархата – он все ещё остается главнейшем элементом национального таджикского костюма мужчин. Мужчины до сих пор ходят на важные мероприятия – свадьбы или похороны – в традиционных халатах.

В женский национальный костюм, по традиции, входит длинное платье-рубашка, шаровары и халат. Так как таджики придерживаются мусульманской религии – они не поощряют облегание фигуры. Поэтому вся одежда, не только женская, но и мужская – свободного кроя.

Элементы женской одежды имеют куда более сакральное значение по сравнению с мужской. Например, разноцветные вставки на платье-рубашке издревле были оберегом для плодовитости женщины.

Форма воротника также имела большое значение. Для незамужних женщин делались платья с горизонтальным вырезом. Замужние же женщины должны носить платья с вертикальными вырезами. Под низ надевалось простое белое платье со стоячим воротником. И вырез на верхней одежде открывал вид только на белый ворот нижнего платья.

Халат женщин отличался от мужского тем, что на рукавах был сборки, а воротник отсутствовал. Это придавало ему изящную форму и не такой грубый покрой. Также среди женщин была распространена паранджа. Если раньше это был обязательный атрибут для девушки, которая живет в городе, то сейчас паранджу носят лишь невесты, беременные и кормящие. Потому что паранджа считается символом чистоты и невинности, защищает от дурного сглаза и позволяет скрытно кормить ребенка в обществе.

В обыденные дни женщины должны носить чалму, шапочку и платок. Существует множество вариаций для комбинирования этих трех элементов. Их можно носить как вместе, так и отдельно.

И мужчины, и женщины носили специальные легкие сапоги из козьей кожи – ичиги. Однако в сельской местности помимо ичиг, носили тяжелые сапоги на высоком каблуке или же деревянные башмаки – выбор зависел от погоды.

Обычаи и традиции

У народа существует огромное количество различных традиций, уникальные свадебные церемонии. Свадьба длится 7 дней, на первый день жених с невестой проводят праздник по отдельности, каждый со своей семьей. Длятся такие банкеты 3 дня. На пятый день жених вместе с родственниками и друзьями идет в дом невесты. Молодожены пьют стакан воды, съедают кусочек мяса с солью. Это необходимо для связи их обязательств перед имамом. Только после проведения обряда молодожены могут быть месте. Потом начинается великое празднование, все танцуют, поют до полуночи.

Народ очень гостеприимен, гостя всегда сажают на почетное место в мехмонхона — большую гостиную в доме. При строительстве жилья таджики обязательно строят такую комнату в знак того, что гости в этом доме всегда желанны. Есть принято сидя на полу, застеленным ковром или специальными матрасами курпача. Такие матрасы набиты очищенным хлопком или ватой, сшиты из красивых тканей. Нельзя сидеть с вытянутыми в сторону или вперед ногами, лежать. На пол стелют скатерть дастархан, когда все расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствие гостя, который повторяют в конце застолья.

Если в доме люди молятся, в это время нельзя смеяться, громко разговаривать. В доме, где недавно умер человек, нельзя смеяться, улыбаться, громко говорить, слушать музыку, смотреть телевизор.

Главный праздник у народа — мусульманский Новый год — Новруз. Празднуют его в день весеннего равноденствия. Новруз знаменует собой новые надежды, новую жизнь для людей. К празднику готовятся всей деревней. Столы ломятся от угощений, готовят главное блюдо — сумалак.

Отмечают таджики праздник тюльпанов Гули Лола. В этот день проводятся выступления с танцами и хоровым пением. Тюльпаны и маки 1 это родные цветы Таджикистана, именно от них произошли голландские тюльпаны.

Часто чай пьют в местной чайхане — специальное заведение, где собираются люди всех возрастов, беседуют, обсуждают важные вопросы. Как только человек напился чая, он должен пустую чашку перед собой перевернуть вверх дном. Это является знаком, что он больше не хочет чаю.

Удмуртский народ

Народ Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья, формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью. В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.

Жилье

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах.

Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Удмуртский национальный костюм

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией.

Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья.

Мужской удмуртский национальный костюм был очень похож на русский. Он состоял из белой или позднее из пёстрой холщовой рубахи до колен (косоворотка), которая подхватывалась плетённым поясом с красивыми узорами или ремнём. На мужских рубахах вышивались символы, связанные с родом занятий. В праздничные дни и для молитвы надевали широкий радужный тканый пояс путо и штаны с большим шагом, которые чаще всего отшивали из синей в белую полоску ткани. Зимой мужчины носили кафтаны, которые в праздничном варианте были отрезные по талии и присборенные, а в повседневном – неотрезные и без сборок, но приталенные.

Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной. Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет).

Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки.

Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой(толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна расшивалась красными нитками.

Национальная одежда южной удмуртки изготавливалась из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы. Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка.

В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырёхугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.

Обычаи и традиции

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Понятие «Толерантности»

Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  1. Гендерная толерантность;
  2. Расовая и национальная толерантность;
  3. Толерантность по отношению к инвалидам;
  4. Религиозная толерантность;
  5. Сексуально-ориентационная толерантность;
  6. Политическая толерантность;
  7. Образовательная толерантность;
  8. Межклассовая толерантность.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Далятрактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.

В отличие от «терпимости», толерантность — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.

Толерантность по отношению к другим народам

О высоком уровне толерантности по отношению к другим национальностям могут свидетельствовать такие высказывания как «с этим человеком приятно общаться», «представители данной нации зачастую прекрасные люди». Об отсутствии толерантности могут свидетельствовать такие высказывания как «я ненавижу этого человека», «меня раздражает его присутствие».

Национальная идентичность – совокупность представлений, на основе которых люди, принадлежащие к одной нации, считают себя неким сообществом, видят свое место в мире и могут различить «своего» и «другого». Членам одной группы свойственны общие взгляды, традиции и культура, а те, кто не входит в их группу, представляются как чужие, отличные от них.

С теми, кто отличается от нас, чаще всего труднее общаться, сложно понять их мировоззрение и язык, видеть не такие, как у нас традиции. И из-за этого между разными народами возникает непонимание. Особенно часто проблема толерантности стоит в отношениях между подростками. От их умения уважать друг друга, их открытости и доброжелательности зависит психологический климат в коллективе, что влияет на способность группы обучаться и действовать сообща.

Дружба народов

Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей.

Дружба народов — тип социальных, политических духовных, культурных связей между людьми разных национальностей и социально-этническими общностями в целом, отражающий единство их коренных интересов и целей, чаяний и устремлений. Это определенное качественное состояние межнациональных отношений, характеризующееся устойчивой взаимной симпатией их участников, сотрудничеством и взаимопомощью. Дружба народов предполагает отношения откровенности и открытости друг другу, доверительность, взаимный интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.

В единстве и дружбе народов заключена сила и мощь России, ее территориальная и общекультурная целостность.

Заключение

Для того чтобы отследить результативность работы были использованы следующие диагностические методы: наблюдение; анкетирование и опрос родителей. Родители проявили высокую заинтересованность в реализации проекта и приняли активное участие в мероприятии. Особенно заинтересовало подготовка к фестивалю «Национальные блюда».  Воспитанникам так же интересна тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали активное участие в мероприятии. Проект сплотил не только детский коллектив, но и родителей. Повысился уровень степени участия родителей в совместной творческой деятельности. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, но и в социальном развитии детей.

Используемая литература

  1. Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2002.
  3. Афонькин С. Ю., Народы России. – СПб.: «БКК», 2012.
  4. лешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.

Приложение 1

Анкета для родителей

  «Народные традиции  в вашей  семье» 

1. Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с культурными  традициями и обычаями народов?

· Да                                                                         · Нет

 

2.С традициями проведения  какого праздника Вы хотели бы познакомить детей?

__________________________________________________________________

3. Используете ли Вы народный фольклор в развитии вашего  ребенка?

· Да                                                                         · Нет

4. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

_________________________________________________________________

5. Какие народные праздники Вы отмечаете в вашей семье?

_______________________________________________________________

6.Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода,  утварь, передающие национальный колорит? Укажите какие. 

________________________________________________________________

   

7.Имеете ли Вы необходимость получить информацию о том, как организовать поликультурное  воспитание ребенка в семье.

·  Да                                                                            ·  Нет

8. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

__________________________________________________________________

9.Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения  совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 2

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$9749\image-05-10-23-08-53-1.jpegC:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$53335\image-05-10-23-08-53-2.jpegC:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$66399\image-05-10-23-08-53-3.jpegC:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$7838\image-05-10-23-08-53-4.jpegC:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$88123\image-05-10-23-08-53-5.jpegC:\Users\User\AppData\Local\Temp\Tmp$34997\image-05-10-23-08-53-6.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Социальный проект для учащихся 4 класса: "Мы разные, но мы вместе"

Поэтапная разработка работы над проектом. Разнообразные творческие задания для учащихся. Отчет по проектной деятельности....

Занятие-игра о толерантности "Мы такие разные, но мы вместе" 2 класс

Занятие в доступной игровой форме расширяет знания второклассников о толерантности. Ситуации из жизни, любимые герои мультфильмов помогут ребятам вывести главное правило толерантности. Учащиеся учатся...

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.Стимулир...

Презентация "Мы разные ,но мы вместе"

Количество слайдов:17.Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007.Цель использования презентации: предоставить информацию ученикам в полном объеме (картинки, фото) и максимально комфортно – наглядно и...

"Мы разные, но мы вместе!"

Сценарий праздника...