Социальный проект _Отчий дом - Югра_
проект
Социальный проект _Отчий дом - Югра_
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 1 им. А.С.Пушкина»
Проект
этно - экологического воспитания детей младшего школьного возраста
«Отчий дом – Югра»
Феклистова Полина Игоревна
Нижневартовск
В традициях кочевнической культуры
испокон веков заложен культ почитания Природы
и составляющих её сил, бережное и уважительное отношение к окружающей среде, от которой зависело все существование кочевника,
воспитывалось с молоком матери из поколения в поколение. Сегодня становится очевидным,
что истинными причинами экологического кризиса является именно забвение наших традиций бережного отношения к Природе.
Чингиз Торекулович Айтматов
- Краткая аннотация проекта.
Проект этно - экологического воспитания детей дошкольного возраста «Отчий дом – Югра», направлен на приобщение детей дошкольного возраста к обычаям, традициям, ценностным ориентациям народов ханты и лесные ненцы, способствующих формированию экологической воспитанности детей.
Практическая значимость проекта заключается в создании инновационной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, а так же в создании единой системы этно - экологического воспитания на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать подготовке школьников к жизни в современном обществе
Участниками педагогического проекта являются дети дошкольного возраста и их родители (законные представители) и педагоги, общественные организации. Представленный проект может быть использован педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений, родителями (законными представителями). Материалы, представленные в проекте, могут быть реализованы на процессе непосредственно образовательной деятельности, во время режимных моментов и в свободной деятельности детей.
- Обоснование необходимости проекта
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности школьников.
В изучении глобальных проблем представления о своей малой родине, ее традициях играют важную роль. Понятие «Родина» всегда ассоциируется с национальной культурой. Этно- экологическая составляющая обеспечивает эффективность процесса формирования экологической воспитанности.
Использование этно-экологических представлений и традиций в современной педагогики актуально в различных планах:
-на уровне государства - в решении проблем толерантности и экологического кризиса, в развитии патриотизма и гражданской позиции населения;
-отдельно взятый гражданин, ребёнок самореализуется, находит воплощение своих интересов, обретает своё «Я», национальную самоидентификацию в пространстве родной ему культуры.
Человек любой национальности находится в единении с природой, поэтому задачей каждого является поддержание этой нерасторжимой связи, а также охрана природы.
Важную практическую значимость имеет также создание единой системы этно-экологического воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Базой для реализации проекта является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
Укреплять здоровье школьников и приобщать их к здоровому образу жизни формировать интерес и любовь к спорту помогают национальные подвижные игры, спортивные состязания, где воспитывается так необходимые качества «оленеводу», «охотнику», «рыбаку» - смелость, ловкость, выносливость, ориентировка в пространстве и т.д.
Проект «Отчий дом – Югра» учитывает необходимость развития у ребенка способности погружаться в собственный мир с целью определения своих намерений, прогнозирования будущего, отбора способов и средств для осуществления намеченных целей.
Природа, окружающий мир - вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе отношение, восхитить или неприятно удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании ребенка.
При этом цели проекта реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного детства. В концепции устойчивого развития России - раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания» (1992г.); постановлениях Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994г.); проекте «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.) отмечается, что одним из условий обеспечения развития регионов должно стать формирование экологической культуры населения посредством экологического образования. Это нашло отражение и в концепциях экологического образования на региональном уровне. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра данное направление признано одним из приоритетных и раскрыто в «Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года»
Экологическая политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере формирования экологической культуры населения предполагает осуществление экологического образования и просвещения и требует постоянного развития соответствующих организационных и общественных институтов, а также соответствующего законодательного и нормативно-правового обеспечения.
Совершенствуется региональная нормативно-правовая база по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, приняты нормативные документы, регулирующие общественные отношения в области формирования экологической культуры населения:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2000 № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе Югре»;
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2010 N 248-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года».
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве исследования имеют историко-этнографический характер и не ориентированы на проблему этно -экологического образования детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений не акцентируют особого внимания на экологических проблемах региона и практически не осуществляют этно - педагогический подход к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Изучение опыта прошлого, в том числе взаимодействия с природой, необходимо для теоретического и практического решения экологических проблем. В целях повышения эффективности процесса экологического образования школьников на современном этапе становится очевидной необходимость создания этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия и традиций народной педагогики.
Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народов Севера в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этно - экологическом образовании детей дошкольного возраста, недостаточной научно-методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы проекта.
Мы считаем, что проект «Отчий дом – Югра» является подлинно инновационным с интегрированными в него вопросами содержания, форм, средств и методов регионального компонента.
Данные направления, возможно, реализовать при учете следующих важных закономерностей развития личности ребенка:
- Развитие ребенка осуществляется в процессе совместной деятельности с взрослыми в
ходе усвоения наиболее простых форм общественного опыта (Л.C. Выготский, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
- Развитие личности представляет собой сложный процесс, осуществляемый
одновременно по ряду взаимосвязанных линий: повышение уровня самоорганизации, саморегуляции, возникновении иерархических структур действий, соподчинения основной и вспомогательной цели и др. (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Детский сад «Олененок» посещают 86% детей коренной национальности ханты и лесные ненцы. В соответствии с вышесказанным, в МБОУ является актуальным этноэкологическое образование детей дошкольного возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения. Оно возможно при следующих педагогических условиях:
- отбора содержания этно - экологического образования школьников с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;
- использования идей и традиций народной педагогики народов Севера, способствующих накоплению положительного нравственно-ценностного опыта взаимодействия с природой;
- применения педагогической технологии, обеспечивающей единство познания, переживания и действия, овладение детьми навыками позитивного поведения в природе, развитие способности оценивать отношение других людей к природе и свое собственное поведение;
- осознания воспитателями необходимости этно - экологического образования детей дошкольного возраста.
Проводя анализ деятельности Варьеганского МБМБОУДСКВ «Олененок». Можно выделить следующие ресурсы для создания условий по совершенствованию этно-экологического воспитания, формирования национального самосознания у школьников:
Создана материально-техническая база:
- «Экологическая тропа»;
- «Природные уголки» в группах
- «Мини-музей»;
- «Национальные уголки» в группах.
- Реализуется программа «Бисеринка» по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством народов ханты и лесные ненцы.
Создана система просвещения родителей.
- Заключены договора с:
- Варьеганским СДК;
- Варьеганским «Парком – музеем»;
Педагоги детского сада ведут большую работу по приобщению детей к культуре малой Родины. В детском саду реализуется программа «Северные просторы» которая, предоставляет детям прекрасную возможность познакомиться с историей, бытом и культурой народов Севера. Дружеское чувство и отношение к людям разных национальностей воспитываются благодаря усвоению детьми определённого круга знаний о нескольких народах проживающих в нашей области (ханты, лесные ненцы) - это место жительства каждого из них, климатические и природные условия, труд, быт, народное творчество, а главное это взаимосвязь с природой, то как люди бережно относились к природе, уважали ее, всегда думали о том, что они оставят своим потомкам.
Во всех цивилизациях и у всех народов было представление о необходимости бережного отношения к природе (у одних в большей, у других в меньшей степени), но все понимали, что земля, реки, лес и населяющие Землю животные есть великая ценность, может быть главная ценность, которой обладает природа. Нашими заботливыми предками оставлен богатый опыт общения с природой. Этот опыт доходит до нас благодаря собирателям обычаев, обрядов, традиций, складываясь в стройную систему из крупиц. С глубины исторических времён народы Севера занимались рыболовством и охотой. Они наблюдали за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений. На их основе вырабатывались законы бережного отношения к природе, пользование дарами природы, хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия, в которой сосредотачивался и сохранялся опыт общения с природой многих поколений. Проводя различные народные праздники, такие как: «Прилет Серой вороны», «День охотника и рыболова», «День обласа», «День оленевода» и еще многие другие, мы всегда заостряем внимание детей на природоохранной стороне деятельности.
Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших малышей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, даже на уровне небольшого села, такого, как наше. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. Эти знания обязательно нужно передать нашим детям и внукам.
Проект этно-экологическкого воспитания детей дошкольного возраста «Отчий дом – Югра», играет важную роль в приобщении к обычаям, традициям, ценностным ориентациям народов ханты и лесные ненцы, которые способствуют формированию экологической воспитанности детей.
Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать подготовке школьников к жизни в современном обществе.
Проект этно-экологическкого воспитания детей дошкольного возраста «Отчий дом – Югра», играет важную роль в приобщении к обычаям, традициям, ценностным ориентациям народов ханты и лесные ненцы, которые способствуют формированию экологической воспитанности детей.
Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать подготовке школьников к жизни в современном обществе.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана инновационная модель развивающего образовательного пространства МБОУ.
3.Цель и задачи проекта
Цель: формирования у школьников начального природоохранного опыта через изучение исторического наследия «Малой родины» и приобщения детей к этнической культуре родного края.
Задачи:
- Выявить особенности этно - экологических представлений детей о природе Ханты-Мансийского АО – Югры и отношения к ней;
- создание системы этно - экологического воспитания школьников и условий для её успешной реализации;
- обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей;
- осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах этно- экологического становления и воспитания детей;
- разработка и внедрение программы повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области этно - экологического воспитания.
Сроки реализации проекта: 2013-2017 годы.
Партнеры:
- Администрация дошкольного образовательного учреждения;
- Участники образовательного процесса.
4.Основное содержание проекта
Педагогическая целесообразность проекта заключается в создании инновационной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, а так же в создании единой системы этно - экологического воспитания на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Реализация проекта будет способствовать подготовке школьников к жизни в современном обществе.
В философской литературе взаимодействие этноса с природой рассматривается как комплексная проблема современности на глобальном и национальном уровнях (A.M.Галеева, Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, JI.H. Гумилев, П.С. Гуревич, М.С. Каган, В.Г. Крысько и др.).
Как отмечалось еще в работах западных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, E.H.Водовозова, Е.И. Тихеева и др.),
Представляемый проект сформирован в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;
- принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства;
- принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации, через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей;
- принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам и возможностям (как семей, так и образовательных учреждений как участников воспитательного процесса).
Организация развивающего пространства направленного на формирование у школьников начального природоохранного опыта через изучение исторического наследия «Малой родины» и приобщения детей к этнической культуре родного края осуществляется на основе гуманистического направления в воспитании человека, опирающееся на личностно - ориентированный, компетентностный подходы. В качестве системообразующего принципа выступает принцип гуманизации.
Основой данного проекта является принцип личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагогов, родителей, всей семьи.
5. Механизм реализации проекта
В детском саду была создана инициативная группа по разработке данного проектного замысла в количестве 5 человек.
Реализация проекта «Отчий дом – Югра» рассчитана на 4 года. Для работы с проектом был разработан поэтапный план реализации.
Сроки реализации | Этапы по реализации проекта |
Сентябрь-декабрь 2013г. | Подготовительный Цель: подготовка условий создания модели системы этно-экологического развитие воспитанников. Задачи:
|
Январь 2013г. – февраль 2017г. | Деятельностный Цель: реализация проекта «Отчий дом – Югра» Задачи:
|
Март-май 2017г. | Рефлексивный Цель:
|
В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы детского сада.
Организационно-управленческое обеспечение:
- создание рабочей группы по разработке проекта «Отчий дом – Югра»;
- формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, социальной базы;
- создание консультативно-справочной базы данных, в том числе и электронной, размещение на официальном сайте учреждения информации по организации этно-экологического образования и воспитания;
- приобретение и распространение в МБОУ изданий о современных формах и методах педагогической деятельности, педагогических технологиях этно-экологического развития детей дошкольного возраста.
Научно-методическое обеспечение:
- создание системы взаимодействия; взаимопонимания между участниками работы над проектом, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы участников проектной деятельности, моральное и материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;
- обеспечение подготовки и повышение квалификации кадров (система образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы) по вопросам этно-экологического воспитания детей, экологического просвещения населения;
- проведение мониторинга хода реализации проекта (проведение исследований среди родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);
- организация семинаров и консультаций для участников проекта в соответствии с запланированными мероприятиями по этно-экологического воспитанию детей;
- совершенствование научно-методической базы в МБОУ по реализации проекта;
- совершенствование предметно - развивающей среды по этно-экологического воспитанию детей, совершенствования предметно - информационной среды, способствующей самостоятельности, творческому самовыражению, реализации и развитию творческой инициативы педагогов, социальных партнёров;
- формирование пакета диагностических методик, разработка методологической базы, диагностического инструментария.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- Выработка алгоритма реализации инновационных технологий и продуктивной коммуникации;
- создание социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий для полного выполнения проекта «Отчий дом - Югра»;
- разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию МБОУ и семьи;
- организация в МБОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по основам детской психологии и проблемным вопросам;
- изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
- выявление личностно-педагогических возможностей педагогов и оказание им методической помощи;
- организация и проведение диагностического мониторинга по этно-экологического образованию и воспитанию школьников.
Взаимодействие ОУ с родительской общественностью:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей;
- организация лекторий, круглых столов, родительских конференций - ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
- ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;
- формирование внутренней позиции будущего школьника (для родителей будущих первоклассников);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- совместные творческие дела и мероприятия;
- родительские собрания;
- индивидуальные тематические консультации;
- социологические опросы, диагностика родительских интересов.
- формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по этно-экологического воспитанию школьников;
- внешнее взаимодействие позволяет:
- объединить усилия педагогов, семьи, общества;
- сформировать единое социокультурное и образовательное пространство для этно-экологического развития ребенка;
- формирование системы сотрудничества с родителями в вопросах этно-экологического воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность
Взаимодействие с организациями и структурами
Нижневартовского района
- МАУ «Центр развития образования»
С воспитанниками МБОУ:
- активное участие в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях, общественно полезном труде, создании групповых мини-музеев.
План мероприятий по реализации проекта «Отчий дом - Югра»
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные | |
1 | Воспитание у детей любви к родной природе. | |||
1.1 | Работа с кадрами:
| сентябрь- октябрь 2022г ноябрь 2022г в течение реализации проекта февраль 2022г 2022-2024 В течении реализации проекта 2022-2024г 2022-2024 2022-2024 2022-2024г | рабочая группа рабочая группа участники проекта педагоги педагоги руководитель проекта руководитель проекта педагоги, участники проекта заведующий, старший воспитатель, педагоги, участники проекта участники: руководитель, педагоги, родители, представители общественных организаций | |
1.2 | Работа с детьми:
| октябрь - ноябрь 2022 года в течение реализации проекта 2022-2024 годы
| рабочая группа педагоги, участники проекта | |
1.2.1 | Социальное партнерство в рамках реализации проекта:
| март-май 2023г | научный руководитель, участники проекта, | |
1.3 | Работа с родителями:
| В течении реализации проекта 2022-2024г. | педагоги, участники проекта
| |
2 | 2.Краеведение ознакомление с обычаями, традициями | |||
2.1 | Работа с кадрами:
| В течении реализации проекта 2022-2024г 2022-2023г В течении реализации проекта 2022-2024г Декабрь-февраль 2023г | педагоги
педагоги старший воспитатель, педагоги Заведующая, старший воспитатель, педагоги, участники проекта | |
2.2 | Работа с детьми:
«Парк-музей под открытым небом»;
«Мы – сибиряки»; «Знаменитые земляки нашего села»; «Туристические походы»;
| в течение реализации проекта 2023-2024г. | педагоги, участники проекта | |
2.3 | Работа с родителями:
«Я могу рассказать вам…»
| В течении реализации проекта 2023-2024гг. | педагоги, участники проекта | |
5.Ожидаемые результаты реализации проекта
В качестве результатов проектной деятельности образовательного учреждения предполагаются:
- создание модели этно-экологического воспитания детей, основанной на учете возможностей, потребностей, объединении усилий всех участников педагогического процесса;
- расширение представлений детей об истории родного края, формирование эмоционально-положительного отношения к малой Родине и ее природного богатства;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области этно-экологического воспитания детей;
- разработку перспективных планов по реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми в соответствии с федеральными государственными требованиями, сценариев праздников, развлечений по теме проекта;
- создание предметно-развивающей среды;
- повышение информационной компетентности родителей;
- разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.
6.Критерии оценки эффективности реализации проекта
- Рост удовлетворённости родителей (законных представителей) по духовно-нравственному развитию школьников
- Создание авторских педагогических технологий работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.
- Создание системы по повышению профессиональной компетентности педагогов по теме проекта.
- Создание межсетевого взаимодействия с социумом по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
То есть, реализация деятельности по проекту способствует развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования этно-экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно-образовательного процесса по этно-экологическому воспитанию по проекту обеспечивается единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по этно-экологическому воспитанию школьников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ этно-экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Этно-экологическое образование школьников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование этно-экологической культуры всех членов семьи. Этно-экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Наиболее наглядно промежуточные результаты проекта видны в представленной диаграмме.
Рисунок 1. Динамика сформированости у детей дошкольного возраста начального природоохранного опыта через изучение исторического наследия «Малой родины».
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2016 – 2017учебный год
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2013 год | 8 | 75 | 17 |
2014 год | 50 | 50 | 0 |
Динамика | На 42 увеличился | 25% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.
Итак, детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у школьников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по этно-экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Таким образом, этно-экологические проект «Отчий дом – Югра» играет важную роль в приобщении детей к своей культуре, систематическое использование которой способствует формированию экологической воспитанности у школьников.
7.Перспективы дальнейшего развития проекта
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по ознакомлению школьников с природой ХМАО – Югры и с историей, культурой и бытом народов Севера, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по этно-экологическому развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.
На всех этапах работы: от разработки конспекта занятия, подбора содержания, до организации контрольно-оценочной деятельности, будет использоваться гибкая система мультимедийного, компьютерного, сетевого сопровождения, что позволит существенно повысить эффективность реализации проекта.
8. Возможные риски при реализации проекта
Возможные трудности и риски | Пути обновления деятельности по решению проблемы |
Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для развития среды по этно-экологическому воспитанию школьников | Подготовка и переподготовка кадров Разработка локальных актов. Разработка программного обеспечения: общеобразовательные программы, индивидуальные программы по этно-экологическому воспитанию школьников. Приобретение оборудования для музея, оргтехники, персональных компьютеров. |
Недостаточная компетентность родителей в вопросах этно-экологического воспитания детей. | Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности: экскурсии на природу с детьми; создание гербария растений, произрастающих в лесу нашего края, участие в национальных праздниках, создание музея. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Паспорт проекта "Мы дети ЮГРЫ"
Проект "Мы дети ЮГРЫ" разрабатывался с целью реализовать задачи: расширить и закрепить знания обучающихся, воспитанников о истории ХМАО;способствовать принятию нравственных ценностей коренных нар...

Проект "Красная книга Югры. Журавли"
В проектной работе собран и проанализирован материал о журавлях, обитающих в Югре....

проект Сохраним природу Югры
Выявить, семена каких растений предпочтительнее использовать для успешного восстановления растительного покрова на загрязнённых нефтью землях....

Региональный этап конкурса "Уроки Победы 2023". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"
Региональный этап конкурса "Уроки Победа". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"...


