Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Зелёная Бурятия" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Содержание программы  «Зеленая Бурятия» создаёт возможность для воспитания культурного, грамотного и заинтересованного гражданина, знающего   и оберегающего природу  своей республики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelenaya_buryatiya_kuriganovaav_2023-2024_4g_kl.docx130.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ

МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ

«Принято»

на Педагогическом совете

МАОУ ДО «ГДДЮТ»

Протокол №1

«30» августа 2023 г.

Утверждаю»

       Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»

___________ Пихеева О.Я.

Приказ № 46

 от «30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

название детского объединения

«Зеленая Бурятия»

Направленность: естественно- научная

Возраст учащихся: 9-10лет

Срок реализации программы: 1год

                   количество лет обучения

Уровень: ______базовый________________________________________

стартовый, базовый, предпрофильный

Автор -составитель:

Куриганова Аюна Валерьевна,

педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ

2023

Оглавление

I.        Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы        

1.1.        Пояснительная записка                                                                      

3

1.2.        Цель, задачи, ожидаемые результаты                                          

5

1.3.        Содержание программы                                                              

6

II.        Комплекс организационно педагогических условий        

2.1.        Календарный учебный график                                                      

7

2.2.        Условия реализации программы                                                  

8

2.3.        Формы аттестации                                                                          

9

2.4.        Оценочные материалы                                                                  

10

Список литературы                                                                                

11

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы

Нормативно-правовое обоснование программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.        Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);

2.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

3.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

4.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

5.        Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

6.        Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

7.        Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

8.        Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;

9.        Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;

10.        Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;

11.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

12.        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года).

13.        Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06);

14.        Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);

15.        Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)

16.        Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;

17.        Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.

18.        Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;

19.        Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;

20.        Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;

21.        Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих   образовательный процесс.

   

  Программа реализуется в соответствии с  естественно - научной направленностью образования: В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. ФГОС начального образования также включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения на уроках послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности, для творческого расширения знаний. В экологическом воспитании важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы Бурятии и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри нее.

1.2.Актуальность программы обусловлена отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Вид программы: модифицированная

Направленность программы: естественно-научная 

Адресат программы:

Младшие школьники: 9-10лет

Срок и объем освоения программы:36 недель,72часа

Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.

2.1. Объем программы – 72ч.

2.2. Срок реализации программы – 36 недель

Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM, (локальный акт))

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (ученики 4кл.)

Режим занятий:младшая группа,второй год обучения: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель программы: углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны ;

формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

Задачи:

Обучающие

  • Учить причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
  • Познакомить с проектной технологией для формирования

                          и   развития ключевых компетентностей учащихся;

  • Познакомить с единством живой и неживой природы;
  • Научить ориентироваться в информационном пространстве;
  • Формировать исследовательские навыки;
  • Научить публичным выступлениям;
  • Научить правилам поведения в природе,
  • соответствующим        принципам экологической этики.

Развивающие

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса,

                     любознательности, стремления к опытнической

                     деятельности,  желания самостоятельно найти

                     ответ, способствовать обогащению навыков общения

                        и умений совместной деятельности;

  • способствовать развитию интеллектуальных и практических умений по  изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  • способствовать расширению кругозора, принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах «Портфолио».

Воспитательные

  • формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природы;
  • способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
  • способствовать развитию стремления к улучшению состояния окружающей среды своей местности, своего образа жизни.

Ожидаемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

-  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-  осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость. 

Метапредметными  результатами будут являться формирование универсальных учебных действий. (УУД)

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Предметные УУД

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного, растительного  мира  Бурятии

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Крупные реки и горные массивы Бурятии

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать растения, животных и птиц Бурятии в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов, проектов;

Способы и формы проверки результатов

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции). Результативность и целесообразность работы по программе  выявляется с помощью тестирования и анкетирования учащихся; в течение учебного года осуществляется  наблюдение и анализ творческих работ детей(рисунки, плакаты, сообщения, сочинения, памятки, проекты, поделки, модели). Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» , «Вторая жизнь мусора» и др.

     

1. Тестирование.

2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

3. Дискуссия.

4. Проектно-исследовательская работа.

Оценка знаний и умений учащихся

Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой

темы), отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.

Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, республиканских конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ,  через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)

п/п

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

2 год обучения

1

Теоретические занятия

48

45

2

Практические занятия

24

27

3

Форма контроля

Педагогические наблюдения, сам.работы, тест

ВСЕГО ЧАСОВ

72 ч.

72ч.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения; целесообразное распределение часов по темам)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Раздел1

Введение в экологию

9

1.1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1

1

Беседа

1.2

Вводное занятие: что такое экология

1

1

Беседа, обсуждение,

дискуссия

1.3

Безопасное поведение на               природе

1

1

Нарисовать памятку

1.4

Окружающая среда человека.

1

1

Беседа

1.5

Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес

1

1

Наблюдение, беседа

1.6

Как узнать хвойные деревья?

Опытное исследование опавших листьев.

(лиственных и хвойных)

1

1

Конкурс «Узнай по листьям-растение.

1.7

Экологическая безопасность

1

1

Беседа, опрос

1.8

Природа и мы

1

1

Разработка памятки

« Береги природу»

Раздел 2

«История Байкала"

7

2.1

    «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

1

1

Беседа, опрос просмотр видео

2.2

«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

1

1

Беседа

2.3

«Возникновение и формирование Байкала».

1

1

Беседа,рассказ

2.4

«Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

1

1

Беседа

2.5

«Воды Байкала»

1

1

Наблюдение,

опыт

беседа

2.6

Экология. «Сбережём  воду Байкала»

1

1

опыт

2.7

Экологическая викторина «История Байкала»

1

1

Викторина

Раздел 3. « Растительный мир озера Байкал  и его берегов»

6

3.1

«Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

1

1

беседа

3.2

  «Лекарственные растения»

1

1

беседа

3.3

«Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»

1

1

Беседа, рассказ,просмотр видео

3.4

«Редкие и исчезающие виды растений»

1

1

Защита реферата

3.4

« Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии.

2

1

1

Составление

книжки»Моя Краснаякнига»

Раздел 4  «Животный мир озера Байкал и его берегов»

11

4.1

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

1

1

Составление кроссворда

4.2

«Нерпа».

1

1

Беседа

4.3

«Редкие и исчезающие виды животных»

1

1

выступления с сообщениями

4.4

"Красная книга Бурятии ".

Исчезающие виды животных.

1

1

Экскурсия

в этног.музей

4.5

«Птицы озера Байкал и его побережья»

1

1

Защита реферата

4.6

«Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии

1

1

Беседа, составление

ребусов

4.7

«Насекомые   озера Байкал»

1

1

Беседа, составление загадок

4.8

«Исчезающие виды насекомых»

1

1

Викторина

4.9

«Рыбы  озера Байкал»

1

1

Беседа, выступления с сообщениями

4.10

«Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии

1

1

Беседа, выступления с сообщениями

4.11

 КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

1

1

Игра, квн

Раздел 5. «Человек на Байкале» - 5 час.

5

5.1

«Экологические проблемы озера Байкала».

2

2

Беседа,обсуждение,

диагностика

5.2

Виртуальные  путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал

2

2

Беседа,

вирт.экскурсия

5.3

«Влияние человека на озеро Байкал». Думаем, творим, играем

1

1

Беседа

Наблюдение

Раздел 6. Экология и здоровье

13

6.1

 Влияние экологии на

здоровье человека

1

1

Беседа

6.2

Что такое здоровье?

1

1

Беседа,

просмотр фильма

6.3

Что такое болезни?

1

1

Беседа,

обсуждение

6.4

Почему важна гигиена?

1

1

Беседа

6.5

Чистота-залог здоровья

1

1

Беседа

6.6

Здоровый образ жизни

1

1

Беседа,

Конкурс рисунков,

коллажей

6.7

Что такое ЗОЖ?

1

1

Выступления с сообщениями

6.8

Режим дня и нужен ли он?

1

1

Составление плакатов

6.9

Способы укрепления здоровья

1

1

Практ.работа

6.10

Питание и здоровье

1

1

Беседа,

выступление

6.11

Правильное питание

1

1

Беседа,конкурс

6.12

Как человек обеспечивает себя пищей?

1

1

Беседа

6.13

Режим питания

1

1

Составление меню

«Здоровое питание»

Раздел 7. Охранять и защищать

6

7.1

 Глобальное

производство

1

1

беседа

7.2

Как мы влияем на нашу планету?

1

1

Беседа

наблюдение

7.3

Заводы, электростанции и  массовые производства в Бурятии

1

1

Беседа,

сообщения

7.4

Что загрязняет окружающую среду? Как с этим бороться?

1

1

Беседа,

Экскурсия

7.5

 Переработка мусора и

добыча нефти

1

1

беседа

7.6

Мусор… а что с ним делать дальше?

1

1

выставка

Раздел 8. Живой мир

6

8.1

Заповедники Бурятии, национальные парки и их содержание

1

1

Беседа,

рассказ

8.2

Лесные пожары

1

1

Беседа,

конкурс рисунков

8.3

Вырубка лесов

1

1

Беседа,

составление стенгазеты

8.4

Переработка бумаги

1

1

Беседа,

обсуждение

8.5

Условия необходимые для развития растений. Отбор семян для экспериментального исследования

1

опыт

8.6

Посадка семян. Наблюдение.

Эксперимент.

1

наблюдение

Раздел 9. Экологическая культура

9

9.1

Понятие экологической культуры

1

1

беседа

9.2

Роль экологической культуры в жизни человека

1

1

беседа

9.3

Раздельный сбор мусора

1

1

Обсуждение,

дискуссия

9.4

Виды сортировки мусора

1

1

Беседа,

выступления с сообщениями

9.5

Экодефиле «Костюм из бросовых материалов»

1

1

Творч.задание

Модель костюма

9.6

Что такое макулатура?

1

1

беседа

9.7

Сбор макулатуры. Зачем?

1

1

обсуждение

9.8

Проектирование экологической акции

1

1

проект

9.9

Итоговое занятие

1

1

Диагностика

Выставка работ

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Учебный план

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Введение в экологию

6

3

9

Составление правил поведения в природе

Экологические

конкурсы, викторины, КВН-ы,конкурс поделок и природного материала.

2

История Байкала

4

3

7

Тест,сообщения,викторина»История Байкала».

3.

 « Растительный мир озера Байкал  и его берегов»

4

2

6

Экологические

праздники, акции,конкурсы,сообщения

4.

«Животный мир озера Байкал и его берегов»

5

6

11

Экологические

праздники, акции,сообщения

5.

«Человек на Байкале» - 8 час.

4

1

5

Конкурс рисунков

6.

Экология и здоровье

       9

4

13

Составление коллажа

«Как быть здоровым»

7.

Охранять и защищать

        4

2

6

Участие в конкурсах скворечников, кормушек, презентаций

и т.д.

8.

Живой мир

3

3

6

Конкурс поделок из природного материала, составление правил

поведения в природе

9.

Экологическая культура

6

3

9

проекты, изготовление

эколого- информационных

стендов,конкурс «Экомода»

45

27

72

Содержание обучения

Вводное занятие

Теория: Цели и задачи объединения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Вводное тестирование.

Раздел 1. Что такое экология? Тема 1. Введение в экологию

Теория: понятие экология, правила поведения на природе, экологическая

безопасность. Окружающая среда человека и ее компоненты. Живое и неживое окружение человека, круговорот воды в природе.

Практика: игра «Экологика». Составление коллажей по темам. Сообщения по темам, игра «Экологическая ромашка»

Теория: последствия неосознанного отношения человека к окружающей среде Практика: КВН «Экологические проблемы», ролевая игра «СоХРАНИ природу»  Красная книга

Теория: определение важности всего животного мира в мире. Влияние экологии на виды животных.

Практика: составление «Красной книги» своего региона.

Раздел 2 История Байкала

   «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

   «Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

   «Возникновение и формирование Байкала».

   «Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

  «Воды Байкала»

    Экология. «Сбережём  воду Байкала»

Экологическая викторина «История Байкала»

 Представление  о положении озера Байкал на  глобусе и географической карте. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов родного края. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Действия во время землетрясения Явления природы. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников. .

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

 Источники информации об озере Байкал: наблюдение,  книги, интернет. Исследовательская работа.

Практическая работа: №1 Работа с географической картой и глобусом. №2  «Сбережём  воду Байкала»  № 3  Экологическая викторина «История Байкала»

Лабораторная работа:  Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников.

Раздел 3. Растительный мир озера Байкал и его берегов

   «Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

 «Лекарственные растения»  «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений.   Лишайники.»

 «Хвойные и цветковые растения».

 «Редкие и исчезающие виды растений»

« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгой Бурятии»

Многообразие растений  и их роль в жизни человека. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Особенности их внешнего строения и распространения. Растения, нуждающиеся в защите. Лекарственные растения и их охрана

Практическая работа: « Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгой Бурятии» (сообщения)

Раздел 4. Животный мир озера Байкал и его берегов

 «Животный мир озера Байкал и его берегов»

 Разнообразие животного мира, условия обитания.    Особенности их внешнего вида, распространения, поведения

  «Нерпа».

Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

 «Редкие и исчезающие виды животных»

 Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

 «Красная книга Бурятии»

«Птицы озера Байкал и его побережья»

Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала

«Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии.

«Насекомые   озера Байкал»

Особенности строения, среды обитания. Роль в экосистеме Байкала

 «Исчезающие виды насекомых»

«Рыбы  озера Байкал»

 Общая характеристика обитающих в Байкале рыб

«Редкие и исчезающие виды рыб»

«Исчезающие виды  рыб» . Красная книга Бурятии.

 КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов»

  Экскурсия  в музей Бурятии.

Практическая работа:  КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов»,  Экскурсия  в музей Бурятии.

Раздел 5.Человек на Байкале

«Экологические проблемы озера Байкала».

«Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал»

 «Влияние человека на озеро Байкал».

« Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»

«Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей)

 Экскурсия  в Этнографический музей

       Национальные парки, заповедники, заказники, Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений, Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Роль человека в сохранении озера Байкал, загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Виртуальные путешествия:№7-8 Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал.

Практическая работа:  Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»,  «Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей),

 Экскурсия  в Этнографический музей

Раздел 6. Экология и здоровье

 Влияние экологии на здоровье человека.

Теория: возникновение болезней из-за экологической ситуации. Почему важна гигиена. Понятие о здоровье. Чистота – залог здоровья.

Практика: игра-квест «Мое тело»

 Здоровый образ жизни.

Теория: что такое ЗОЖ? Движение, спорт, активность. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Режим дня.

Практика: составление режима дня. Игра-экскурсия «Спортивная площадка».

Ролевая игра «Спортсмены», тренинг «От кого зависит твой режим дня?»

 Питание и здоровье

Теория: что такое правильное питание? Почему человеку, особенно растущему, требуется разнообразное питание? Как человек обеспечивает себя пищей? Что включает в себя режим питания?

Практика: ментальная карта «Здоровое питание», викторина «Правильно ли ты питаешься?»

7 раздел . Охранять и защищать

 Глобальное производство

Теория: как мы влияем на нашу планету? Автомобили, массовые производства, заводы, электростанции. Что загрязняет окружающую среду?

Практика: игра «Путешествие на землю», мозговой штурм «Экологический кодекс жителей земли».

 Переработка мусора и добыча нефти

Теория: переработка мусора, современные способы переработки. Где используется переработанный мусор?

Практика: игра-викторина «Враг природы – это мусор!», экологическая игра

«Бытовые отходы».

Раздел 8. Живой мир

       Теория: содержание животных в заповедниках, исчезающие животные, очистка загрязненных водоемов и поддержание в чистоте.

Практика: разработка проектов, игра-экскурсия «Заповедники моего региона», экологическая игра «Листая страницы Красной книги…»

  Теория: лесные пожары, вырубка лесов, причины лесных пожаров. Переработка бумаги.

Практика: игра-викторина «В лесу пожарам скажем – НЕТ!», игра «Сохраним леса России».

Раздел 9. Экологическая культура

Теория: последствия неосознанного отношения человека к окружающей среде Практика: КВН «Экологические проблемы», ролевая игра «СоХРАНИ природу»

Тема: Экологическая культура

Теория: что такое экологическая культура? Определение, роль, цель, задачи.

Практика: коллаж «Экокультура», составление портрета экологически культурного человека.

           Тема: Разделяй и собирай.

Теория: раздельный сбор мусора. Виды сортировки. Для чего сортируют мусор?

Практика: экологическое дефиле «Костюм из бросовых материалов», организация акции в школе по сбору и сортировке отходов, изготовление информационных брошюр.

Тема : Макулатура

Теория: что такое макулатура? Сбор макулатуры, пункты приема. Что делают из переработанной бумаги?

Практика: игра «Разделяшки», проведение акции.

Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов работы за два года. Контроль ожидаемых результатов.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме таблицы.

1 группа 2 года обучения(Первое полугодие)

п/и

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

5

17.20-18.20

Инструк-

таж

1

Раздел 1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Кабинет №22

Беседа

2

6

Занятие

1

Вводное занятие: что такое  экология

Беседа, обсуждение,дискуссия

3

12

Практ.

(творчес.)

работа

1

Безопасное поведение на                 природе

Нарисовать памятку

4

13

Занятие

1

Окружающая среда человека.

Беседа

5

19

Экскурсия

1

Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес

Наблюдение, беседа

6

20

Практ.

работа

1

Как узнать хвойные деревья?

Опытное исследование опавших листьев.

(лиственных и хвойных)

Конкурс «Узнай по листьям-растение.

7

26

Занятие

1

Экологическая безопасность

Беседа,опрос

8

27

Практ.

(творчес.)

работа

1

Природа и мы

Разработка памятки

« Береги природу»

9

октябрь

3

Занятие

1

   Раздел 2. «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

Беседа, рассказ,

просмотр видео

10

4

Занятие

1

«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

Беседа, опрос

11

10

Занятие

1

«Возникновение и формирование Байкала».

Беседа

12

11

Занятие

1

«Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

Беседа

13

17

Занятие

1

«Воды Байкала»

Беседа

14

18

Практ.

Работа

(опыт)

1

Экология. «Сбережём  воду Байкала»

Наблюдение,

беседа

15

24

Викторина

1

Экологическая викторина

 «История Байкала»

Викторина

16

25

Занятие

1

Раздел 3 «Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

беседа

17

31

Занятие

1

  «Лекарственные растения»

беседа

18

ноябрь

1

Занятие

1

«Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»

Беседа, рассказ

19

7

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды растений»

Защита реферата

20

8

Занятие

1

« Значение растений на Земле.

Красная книга Бурятии.

Беседа, просмотр видео

21

14

Практ.

(творчес.)

работа

1

« Значение растений на Земле.

Красная книга Бурятии.

Выпуск листовок»Они занесены в Красную книгу»

22

15

Практ.

(творчес.)

работа

1

Радел 4 «Животный мир озера Байкал и его берегов»,  «Нерпа».

Составление кроссворда

23

21

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды животных»

Беседа

24

22

Занятие

1

"Красная книга Бурятии ".

Исчезающие виды животных.

выступления с сообщениями

25

28

Занятие

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

Беседа

26

29

Занятие

1

«Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии

Защита реферата

27

декабрь

5

Практ.

(творчес.)

работа

1

«Насекомые   озера Байкал»

Беседа, составление

ребусов

28

6

Практ.

творч.

работа

1

«Исчезающие виды насекомых»

Беседа,составление загадок

29

12

Викторина

1

«Рыбы  озера Байкал»

Викторина

30

13

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии

Беседа, выступления с сообщениями

31

19

Игровое занятие

1

 КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

Игра, квн

32

20

Занятие

1

Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала».

Беседа,обсуждение,

диагностика

33

26

Практ.

работа

1

Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала».

Составление

Мини-проекта

34

27

Виртуальная экскурсия

1

Виртуальные  путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал

Виртуальная

экоэкскурсия

2 группа, 2 года обучения(Первое полугодие)

п/и

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Сентябрь

7

Чт.17.20-18.20

Пт 16.30-17.30

Инструк-

таж

1

Раздел 1.Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Кабинет №11

Беседа

2

8

Занятие

1

Вводное занятие: что такое  экология

Беседа, обсуждение,дискуссия

3

14

Практ.

(творчес.)

работа

1

Безопасное поведение на природе

Нарисовать памятку

4

15

Занятие

1

Окружающая среда человека.

Беседа

5

21

Экскурсия

1

Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес

Наблюдение, беседа

6

22

Практ.

работа

1

Как узнать хвойные деревья?

Опытное исследование опавших листьев.

(лиственных и хвойных)

Конкурс «Узнай по листьям-растение.

7

28

Занятие

1

Экологическая безопасность

Беседа,опрос

8

29

Практ.

(творчес.)

работа

1

Природа и мы

Разработка памятки

« Береги природу»

9

октябрь

5

Занятие

1

   Раздел 2. «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.

Беседа, рассказ,

просмотр видео

10

6

Занятие

1

«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал

Беседа, опрос

11

12

Занятие

1

«Возникновение и формирование Байкала».

Беседа

12

13

Занятие

1

«Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах

Беседа

13

19

Занятие

1

«Воды Байкала»

Беседа

14

20

Практ.

Работа

(опыт)

1

Экология. «Сбережём  воду Байкала»

Наблюдение,

беседа

15

26

Викторина

1

Экологическая викторина

 «История Байкала»

Викторина

16

27

Занятие

1

Раздел 3 «Разнообразие  растений   озера Байкал  и его побережья»

беседа

17

ноябрь

2

Занятие

1

  «Лекарственные растения»

беседа

18

3

Занятие

1

«Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»

Беседа, рассказ

19

9

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды растений»

Защита реферата

20

10

Занятие

1

« Значение растений на Земле.

Красная книга Бурятии.

Беседа, просмотр видео

21

16

Практ.

(творчес.)

работа

1

« Значение растений на Земле.

Красная книга Бурятии.

Выпуск листовок»Они занесены в Красную книгу»

22

17

Практ.

(творчес.)

работа

1

 Радел 4 «Животный мир озера Байкал и его берегов»,«Нерпа».

Составление кроссворда

23

23

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды животных»

Беседа

24

24

Занятие

1

"Красная книга Бурятии ".

Исчезающие виды животных.

выступления с сообщениями

25

30

Занятие

1

«Птицы озера Байкал и его побережья»

Беседа

26

декабрь

1

Занятие

1

«Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии

Защита реферата

27

7

Практ.

(творчес.)

работа

1

«Насекомые   озера Байкал»

Беседа, составление

ребусов

28

8

Практ.

творч.

работа

1

«Исчезающие виды насекомых»

Беседа,составление загадок

29

14

Викторина

1

«Рыбы  озера Байкал»

Викторина

30

15

Занятие

1

«Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии

Беседа, выступления с сообщениями

31

21

Игровое занятие

1

 КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов».

Игра, квн

32

22

Занятие

1

Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала».

Беседа,обсуждение,

диагностика

33

28

Практ.

работа

1

Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала».

Составление

Мини-проекта

34

29

Виртуальная экскурсия

1

Виртуальные  путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал

Виртуальная

экоэкскурсия

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Площадь кабинета (зала)

характеристика помещений для занятий по программе;

- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, учебная литература (при наличии)

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Компьютер

- Многофункциональное оборудование

- Интерактивная доска

-Лабораторное оборудование(частично)

2. Учебно – практическое оборудование

- Простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик

-Материалы: тетради, бумага писчая

- Гербарии, коллекции

-Лабораторное оборудование(частично)

3. Оборудование класса 

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий.

- Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Получено по Программе «Новые места»:

Информационное обеспечение

Ссылки:

-аудио

Видео https://yandex.ru/video/preview/1116148352456661144

- фото https://pibig.info/96665-priroda-burjatii.html

Кадровое обеспечение

Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, «ПДО детей и взрослых», ПДО с уровнем образования и квалификационной категорией (дата аттестации0

Методическое обеспечение программы

Сетевая форма реализации программы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формами аттестации являются: тестирование, творческая работа на основе проекта,  соревнования, конкурсы, викторины,выставки, фестивали и т.д.

Критерии освоения программы, раздела

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Предметная диагностика:

Уровень способностей детей

Разрабатываются ПДО самостоятельно

Личностная диагностика:

Уровень сформированности личности

Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ

Метапредметная диагностика:

уровень сформированности компетенций

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Сроки аттестации

Сроки промежуточной аттестации

(по УТП) входная- октябрь

Промежуточная- декабрь

Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

(по УТП) в конце ___года обучения (май)

От 1 до 8 лет обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.

Гусев О.К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. М.:Агропромиздат, 1986.

Крикунов Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.

Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

Демьянков Е.Н. Биология.Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

 Красная книга Республики Бурятия,2013

Наймушина Л.И.  Путешествуя по Байкалу. Занимательный материал для детей и их родителей.- Иркутск: Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования. НОУ школа Леонова, 2000.

13. Республика Бурятия. Краткий энциклопедический справочник.

            - Улан-  Удэ: Изд- во БНЦ СО РАН, 1998. - 304 с.

14.Тахтеев В.В. Байкаловедение. Материалы к семинарским занятиям:    Учебное пособие. – Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2000.- 104с.

15.Тахтеев В.В. Рассказы об озере Байкал – Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2001.

15.Удивительные путешествия Сибирячка по Байкалу. Малая энциклопедия Сибирячка/ Составители: Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Художественное оформление Муравьев А.М. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2002, - 96 с

16.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Республики_Бурятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 3 класса «Читалочка»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Книжкин клуб 3 класс"

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная. Уровень: базовый Возраст обучающихся: 9 - 10 лет. Срок реализации: 9 месяцев. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» 1 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Робототехника» имеет техническую направленность.Программа направлена на развитие креативного творчества, техн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Книжкин клуб 4 класс"

Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения и самостоятельной работы с книгой....