Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Зелёная Бурятия" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Содержание программы «Зеленая Бурятия» создаёт возможность для воспитания культурного, грамотного и заинтересованного гражданина, знающего и оберегающего природу своей республики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 130.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ
«Принято» на Педагогическом совете МАОУ ДО «ГДДЮТ» Протокол №1 «30» августа 2023 г. |
| |||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
название детского объединения
«Зеленая Бурятия»
Направленность: естественно- научная
Возраст учащихся: 9-10лет
Срок реализации программы: 1год
количество лет обучения
Уровень: ______базовый________________________________________
стартовый, базовый, предпрофильный
Автор -составитель:
Куриганова Аюна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2023
Оглавление
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3. Содержание программы | 6 |
II. Комплекс организационно педагогических условий | |
2.1. Календарный учебный график | 7 |
2.2. Условия реализации программы | 8 |
2.3. Формы аттестации | 9 |
2.4. Оценочные материалы | 10 |
Список литературы | 11 |
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Нормативно-правовое обоснование программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
7. Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
8. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 21 июня 2021 г. N р-126 об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»;
9. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
10. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года).
13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Приложение к письму Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 г. N1ДГ 245/06);
14. Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06);
15. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» от 13 декабря 2013 года № 240-v (с изменениями на 6 марта 2023 года)
16. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 512-р от 24 августа 2015 г. N 512-р. Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия;
17. Распоряжение Правительства Республики Бурятия N 285-р от 25 мая 2017 г. Стратегия развития воспитания в республике Бурятия на период до 2025года.
18. Распоряжение Правительства Республики Бурятия №247-р от 26.05.21 г. План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года;
19. Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
20. Программа развития МАОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества г. Улан – Удэ»;
21. Иных локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ, регламентирующих образовательный процесс.
Программа реализуется в соответствии с естественно - научной направленностью образования: В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. ФГОС начального образования также включают в себя программу экологического образования и воспитания школьников. Все это предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и является основой для поиска и разработки эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные экологические знания и умения на уроках послужат базой или фундаментом дальнейшей экологической и культурологической грамотности, для творческого расширения знаний. В экологическом воспитании важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы Бурятии и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри нее.
1.2.Актуальность программы обусловлена отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Вид программы: модифицированная
Направленность программы: естественно-научная
Адресат программы:
Младшие школьники: 9-10лет
Срок и объем освоения программы:36 недель,72часа
Даты начала и окончания учебного года: с 4 сентября 2023 по 31 мая 2024 г.
2.1. Объем программы – 72ч.
2.2. Срок реализации программы – 36 недель
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе ZOOM, (локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (ученики 4кл.)
Режим занятий:младшая группа,второй год обучения: 2час (45 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы: углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны ;
формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
Обучающие
- Учить причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;
- Познакомить с проектной технологией для формирования
и развития ключевых компетентностей учащихся;
- Познакомить с единством живой и неживой природы;
- Научить ориентироваться в информационном пространстве;
- Формировать исследовательские навыки;
- Научить публичным выступлениям;
- Научить правилам поведения в природе,
- соответствующим принципам экологической этики.
Развивающие
- способствовать развитию у детей познавательного интереса,
любознательности, стремления к опытнической
деятельности, желания самостоятельно найти
ответ, способствовать обогащению навыков общения
и умений совместной деятельности;
- способствовать развитию интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
- способствовать расширению кругозора, принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах «Портфолио».
Воспитательные
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природы;
- способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
- способствовать развитию стремления к улучшению состояния окружающей среды своей местности, своего образа жизни.
Ожидаемые результаты:
3.1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Метапредметными результатами будут являться формирование универсальных учебных действий. (УУД)
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Предметные УУД
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного, растительного мира Бурятии
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Крупные реки и горные массивы Бурятии
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать растения, животных и птиц Бурятии в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов, проектов;
Способы и формы проверки результатов
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции). Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью тестирования и анкетирования учащихся; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей(рисунки, плакаты, сообщения, сочинения, памятки, проекты, поделки, модели). Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» , «Вторая жизнь мусора» и др.
1. Тестирование.
2. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
3. Дискуссия.
4. Проектно-исследовательская работа.
Оценка знаний и умений учащихся
Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой
темы), отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.
Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, республиканских конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов по годам обучения на теоретические и практические занятия)
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | 1 год обучения | 2 год обучения |
1 | Теоретические занятия | 48 | 45 |
2 | Практические занятия | 24 | 27 |
3 | Форма контроля | Педагогические наблюдения, сам.работы, тест | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 72 ч. | 72ч. |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения; целесообразное распределение часов по темам)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Раздел1 Введение в экологию | 9 | |||
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | Беседа | |
1.2 | Вводное занятие: что такое экология | 1 | 1 | Беседа, обсуждение, дискуссия | |
1.3 | Безопасное поведение на природе | 1 | 1 | Нарисовать памятку | |
1.4 | Окружающая среда человека. | 1 | 1 | Беседа | |
1.5 | Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | |
1.6 | Как узнать хвойные деревья? Опытное исследование опавших листьев. (лиственных и хвойных) | 1 | 1 | Конкурс «Узнай по листьям-растение. | |
1.7 | Экологическая безопасность | 1 | 1 | Беседа, опрос | |
1.8 | Природа и мы | 1 | 1 | Разработка памятки « Береги природу» | |
Раздел 2 «История Байкала" | 7 | ||||
2.1 | «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале. | 1 | 1 | Беседа, опрос просмотр видео | |
2.2 | «Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал | 1 | 1 | Беседа | |
2.3 | «Возникновение и формирование Байкала». | 1 | 1 | Беседа,рассказ | |
2.4 | «Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах | 1 | 1 | Беседа | |
2.5 | «Воды Байкала» | 1 | 1 | Наблюдение, опыт беседа | |
2.6 | Экология. «Сбережём воду Байкала» | 1 | 1 | опыт | |
2.7 | Экологическая викторина «История Байкала» | 1 | 1 | Викторина | |
Раздел 3. « Растительный мир озера Байкал и его берегов» | 6 | ||||
3.1 | «Разнообразие растений озера Байкал и его побережья» | 1 | 1 | беседа | |
3.2 | «Лекарственные растения» | 1 | 1 | беседа | |
3.3 | «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.» | 1 | 1 | Беседа, рассказ,просмотр видео | |
3.4 | «Редкие и исчезающие виды растений» | 1 | 1 | Защита реферата | |
3.4 | « Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии. | 2 | 1 | 1 | Составление книжки»Моя Краснаякнига» |
Раздел 4 «Животный мир озера Байкал и его берегов» | 11 | ||||
4.1 | «Животный мир озера Байкал и его берегов» | 1 | 1 | Составление кроссворда | |
4.2 | «Нерпа». | 1 | 1 | Беседа | |
4.3 | «Редкие и исчезающие виды животных» | 1 | 1 | выступления с сообщениями | |
4.4 | "Красная книга Бурятии ". Исчезающие виды животных. | 1 | 1 | Экскурсия в этног.музей | |
4.5 | «Птицы озера Байкал и его побережья» | 1 | 1 | Защита реферата | |
4.6 | «Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии | 1 | 1 | Беседа, составление ребусов | |
4.7 | «Насекомые озера Байкал» | 1 | 1 | Беседа, составление загадок | |
4.8 | «Исчезающие виды насекомых» | 1 | 1 | Викторина | |
4.9 | «Рыбы озера Байкал» | 1 | 1 | Беседа, выступления с сообщениями | |
4.10 | «Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии | 1 | 1 | Беседа, выступления с сообщениями | |
4.11 | КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов». | 1 | 1 | Игра, квн | |
Раздел 5. «Человек на Байкале» - 5 час. | 5 | ||||
5.1 | «Экологические проблемы озера Байкала». | 2 | 2 | Беседа,обсуждение, диагностика | |
5.2 | Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал | 2 | 2 | Беседа, вирт.экскурсия | |
5.3 | «Влияние человека на озеро Байкал». Думаем, творим, играем | 1 | 1 | Беседа Наблюдение | |
Раздел 6. Экология и здоровье | 13 | ||||
6.1 | Влияние экологии на здоровье человека | 1 | 1 | Беседа | |
6.2 | Что такое здоровье? | 1 | 1 | Беседа, просмотр фильма | |
6.3 | Что такое болезни? | 1 | 1 | Беседа, обсуждение | |
6.4 | Почему важна гигиена? | 1 | 1 | Беседа | |
6.5 | Чистота-залог здоровья | 1 | 1 | Беседа | |
6.6 | Здоровый образ жизни | 1 | 1 | Беседа, Конкурс рисунков, коллажей | |
6.7 | Что такое ЗОЖ? | 1 | 1 | Выступления с сообщениями | |
6.8 | Режим дня и нужен ли он? | 1 | 1 | Составление плакатов | |
6.9 | Способы укрепления здоровья | 1 | 1 | Практ.работа | |
6.10 | Питание и здоровье | 1 | 1 | Беседа, выступление | |
6.11 | Правильное питание | 1 | 1 | Беседа,конкурс | |
6.12 | Как человек обеспечивает себя пищей? | 1 | 1 | Беседа | |
6.13 | Режим питания | 1 | 1 | Составление меню «Здоровое питание» | |
Раздел 7. Охранять и защищать | 6 | ||||
7.1 | Глобальное производство | 1 | 1 | беседа | |
7.2 | Как мы влияем на нашу планету? | 1 | 1 | Беседа наблюдение | |
7.3 | Заводы, электростанции и массовые производства в Бурятии | 1 | 1 | Беседа, сообщения | |
7.4 | Что загрязняет окружающую среду? Как с этим бороться? | 1 | 1 | Беседа, Экскурсия | |
7.5 | Переработка мусора и добыча нефти | 1 | 1 | беседа | |
7.6 | Мусор… а что с ним делать дальше? | 1 | 1 | выставка | |
Раздел 8. Живой мир | 6 | ||||
8.1 | Заповедники Бурятии, национальные парки и их содержание | 1 | 1 | Беседа, рассказ | |
8.2 | Лесные пожары | 1 | 1 | Беседа, конкурс рисунков | |
8.3 | Вырубка лесов | 1 | 1 | Беседа, составление стенгазеты | |
8.4 | Переработка бумаги | 1 | 1 | Беседа, обсуждение | |
8.5 | Условия необходимые для развития растений. Отбор семян для экспериментального исследования | 1 | опыт | ||
8.6 | Посадка семян. Наблюдение. Эксперимент. | 1 | наблюдение | ||
Раздел 9. Экологическая культура | 9 | ||||
9.1 | Понятие экологической культуры | 1 | 1 | беседа | |
9.2 | Роль экологической культуры в жизни человека | 1 | 1 | беседа | |
9.3 | Раздельный сбор мусора | 1 | 1 | Обсуждение, дискуссия | |
9.4 | Виды сортировки мусора | 1 | 1 | Беседа, выступления с сообщениями | |
9.5 | Экодефиле «Костюм из бросовых материалов» | 1 | 1 | Творч.задание Модель костюма | |
9.6 | Что такое макулатура? | 1 | 1 | беседа | |
9.7 | Сбор макулатуры. Зачем? | 1 | 1 | обсуждение | |
9.8 | Проектирование экологической акции | 1 | 1 | проект | |
9.9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Диагностика Выставка работ |
- СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Учебный план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие Введение в экологию | 6 | 3 | 9 | Составление правил поведения в природе Экологические конкурсы, викторины, КВН-ы,конкурс поделок и природного материала. |
2 | История Байкала | 4 | 3 | 7 | Тест,сообщения,викторина»История Байкала». |
3. | « Растительный мир озера Байкал и его берегов» | 4 | 2 | 6 | Экологические праздники, акции,конкурсы,сообщения |
4. | «Животный мир озера Байкал и его берегов» | 5 | 6 | 11 | Экологические праздники, акции,сообщения |
5. | «Человек на Байкале» - 8 час. | 4 | 1 | 5 | Конкурс рисунков |
6. | Экология и здоровье | 9 | 4 | 13 | Составление коллажа «Как быть здоровым» |
7. | Охранять и защищать | 4 | 2 | 6 | Участие в конкурсах скворечников, кормушек, презентаций и т.д. |
8. | Живой мир | 3 | 3 | 6 | Конкурс поделок из природного материала, составление правил поведения в природе |
9. | Экологическая культура | 6 | 3 | 9 | проекты, изготовление эколого- информационных стендов,конкурс «Экомода» |
45 | 27 | 72 | |||
Содержание обучения
Вводное занятие
Теория: Цели и задачи объединения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Вводное тестирование.
Раздел 1. Что такое экология? Тема 1. Введение в экологию
Теория: понятие экология, правила поведения на природе, экологическая
безопасность. Окружающая среда человека и ее компоненты. Живое и неживое окружение человека, круговорот воды в природе.
Практика: игра «Экологика». Составление коллажей по темам. Сообщения по темам, игра «Экологическая ромашка»
Теория: последствия неосознанного отношения человека к окружающей среде Практика: КВН «Экологические проблемы», ролевая игра «СоХРАНИ природу» Красная книга
Теория: определение важности всего животного мира в мире. Влияние экологии на виды животных.
Практика: составление «Красной книги» своего региона.
Раздел 2 История Байкала
«Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале.
«Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал
«Возникновение и формирование Байкала».
«Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах
«Воды Байкала»
Экология. «Сбережём воду Байкала»
Экологическая викторина «История Байкала»
Представление о положении озера Байкал на глобусе и географической карте. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов родного края. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Действия во время землетрясения Явления природы. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников. .
Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Источники информации об озере Байкал: наблюдение, книги, интернет. Исследовательская работа.
Практическая работа: №1 Работа с географической картой и глобусом. №2 «Сбережём воду Байкала» № 3 Экологическая викторина «История Байкала»
Лабораторная работа: Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Сравнение воды Байкала с водами других источников.
Раздел 3. Растительный мир озера Байкал и его берегов
«Разнообразие растений озера Байкал и его побережья»
«Лекарственные растения» «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.»
«Хвойные и цветковые растения».
«Редкие и исчезающие виды растений»
« Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгой Бурятии»
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Особенности их внешнего строения и распространения. Растения, нуждающиеся в защите. Лекарственные растения и их охрана
Практическая работа: « Значение растений на Земле. Знакомство с Красной книгой Бурятии» (сообщения)
Раздел 4. Животный мир озера Байкал и его берегов
«Животный мир озера Байкал и его берегов»
Разнообразие животного мира, условия обитания. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения
«Нерпа».
Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.
«Редкие и исчезающие виды животных»
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.
«Красная книга Бурятии»
«Птицы озера Байкал и его побережья»
Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала
«Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии.
«Насекомые озера Байкал»
Особенности строения, среды обитания. Роль в экосистеме Байкала
«Исчезающие виды насекомых»
«Рыбы озера Байкал»
Общая характеристика обитающих в Байкале рыб
«Редкие и исчезающие виды рыб»
«Исчезающие виды рыб» . Красная книга Бурятии.
КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов»
Экскурсия в музей Бурятии.
Практическая работа: КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов», Экскурсия в музей Бурятии.
Раздел 5.Человек на Байкале
«Экологические проблемы озера Байкала».
«Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал»
«Влияние человека на озеро Байкал».
« Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!»
«Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей)
Экскурсия в Этнографический музей
Национальные парки, заповедники, заказники, Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений, Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
Роль человека в сохранении озера Байкал, загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
Виртуальные путешествия:№7-8 Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал.
Практическая работа: Экологическая акция "Спасем озеро Байкал!», «Мама, папа, я- экологическая семья» (конкурсная программа для детей и их родителей),
Экскурсия в Этнографический музей
Раздел 6. Экология и здоровье
Влияние экологии на здоровье человека.
Теория: возникновение болезней из-за экологической ситуации. Почему важна гигиена. Понятие о здоровье. Чистота – залог здоровья.
Практика: игра-квест «Мое тело»
Здоровый образ жизни.
Теория: что такое ЗОЖ? Движение, спорт, активность. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Режим дня.
Практика: составление режима дня. Игра-экскурсия «Спортивная площадка».
Ролевая игра «Спортсмены», тренинг «От кого зависит твой режим дня?»
Питание и здоровье
Теория: что такое правильное питание? Почему человеку, особенно растущему, требуется разнообразное питание? Как человек обеспечивает себя пищей? Что включает в себя режим питания?
Практика: ментальная карта «Здоровое питание», викторина «Правильно ли ты питаешься?»
7 раздел . Охранять и защищать
Глобальное производство
Теория: как мы влияем на нашу планету? Автомобили, массовые производства, заводы, электростанции. Что загрязняет окружающую среду?
Практика: игра «Путешествие на землю», мозговой штурм «Экологический кодекс жителей земли».
Переработка мусора и добыча нефти
Теория: переработка мусора, современные способы переработки. Где используется переработанный мусор?
Практика: игра-викторина «Враг природы – это мусор!», экологическая игра
«Бытовые отходы».
Раздел 8. Живой мир
Теория: содержание животных в заповедниках, исчезающие животные, очистка загрязненных водоемов и поддержание в чистоте.
Практика: разработка проектов, игра-экскурсия «Заповедники моего региона», экологическая игра «Листая страницы Красной книги…»
Теория: лесные пожары, вырубка лесов, причины лесных пожаров. Переработка бумаги.
Практика: игра-викторина «В лесу пожарам скажем – НЕТ!», игра «Сохраним леса России».
Раздел 9. Экологическая культура
Теория: последствия неосознанного отношения человека к окружающей среде Практика: КВН «Экологические проблемы», ролевая игра «СоХРАНИ природу»
Тема: Экологическая культура
Теория: что такое экологическая культура? Определение, роль, цель, задачи.
Практика: коллаж «Экокультура», составление портрета экологически культурного человека.
Тема: Разделяй и собирай.
Теория: раздельный сбор мусора. Виды сортировки. Для чего сортируют мусор?
Практика: экологическое дефиле «Костюм из бросовых материалов», организация акции в школе по сбору и сортировке отходов, изготовление информационных брошюр.
Тема : Макулатура
Теория: что такое макулатура? Сбор макулатуры, пункты приема. Что делают из переработанной бумаги?
Практика: игра «Разделяшки», проведение акции.
Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов работы за два года. Контроль ожидаемых результатов.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный̆ учебный график отражает периоды проведения теоретических и практических занятий, процедур контроля результатов. Отображается в форме таблицы.
1 группа 2 года обучения(Первое полугодие)
№ п/и | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 5 | 17.20-18.20 | Инструк- таж | 1 | Раздел 1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Кабинет №22 | Беседа |
2 | 6 | Занятие | 1 | Вводное занятие: что такое экология | Беседа, обсуждение,дискуссия | |||
3 | 12 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Безопасное поведение на природе | Нарисовать памятку | |||
4 | 13 | Занятие | 1 | Окружающая среда человека. | Беседа | |||
5 | 19 | Экскурсия | 1 | Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес | Наблюдение, беседа | |||
6 | 20 | Практ. работа | 1 | Как узнать хвойные деревья? Опытное исследование опавших листьев. (лиственных и хвойных) | Конкурс «Узнай по листьям-растение. | |||
7 | 26 | Занятие | 1 | Экологическая безопасность | Беседа,опрос | |||
8 | 27 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Природа и мы | Разработка памятки « Береги природу» | |||
9 | октябрь | 3 | Занятие | 1 | Раздел 2. «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале. | Беседа, рассказ, просмотр видео | ||
10 | 4 | Занятие | 1 | «Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал | Беседа, опрос | |||
11 | 10 | Занятие | 1 | «Возникновение и формирование Байкала». | Беседа | |||
12 | 11 | Занятие | 1 | «Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах | Беседа | |||
13 | 17 | Занятие | 1 | «Воды Байкала» | Беседа | |||
14 | 18 | Практ. Работа (опыт) | 1 | Экология. «Сбережём воду Байкала» | Наблюдение, беседа | |||
15 | 24 | Викторина | 1 | Экологическая викторина «История Байкала» | Викторина | |||
16 | 25 | Занятие | 1 | Раздел 3 «Разнообразие растений озера Байкал и его побережья» | беседа | |||
17 | 31 | Занятие | 1 | «Лекарственные растения» | беседа | |||
18 | ноябрь | 1 | Занятие | 1 | «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.» | Беседа, рассказ | ||
19 | 7 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды растений» | Защита реферата | |||
20 | 8 | Занятие | 1 | « Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии. | Беседа, просмотр видео | |||
21 | 14 | Практ. (творчес.) работа | 1 | « Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии. | Выпуск листовок»Они занесены в Красную книгу» | |||
22 | 15 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Радел 4 «Животный мир озера Байкал и его берегов», «Нерпа». | Составление кроссворда | |||
23 | 21 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды животных» | Беседа | |||
24 | 22 | Занятие | 1 | "Красная книга Бурятии ". Исчезающие виды животных. | выступления с сообщениями | |||
25 | 28 | Занятие | 1 | «Птицы озера Байкал и его побережья» | Беседа | |||
26 | 29 | Занятие | 1 | «Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии | Защита реферата | |||
27 | декабрь | 5 | Практ. (творчес.) работа | 1 | «Насекомые озера Байкал» | Беседа, составление ребусов | ||
28 | 6 | Практ. творч. работа | 1 | «Исчезающие виды насекомых» | Беседа,составление загадок | |||
29 | 12 | Викторина | 1 | «Рыбы озера Байкал» | Викторина | |||
30 | 13 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии | Беседа, выступления с сообщениями | |||
31 | 19 | Игровое занятие | 1 | КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов». | Игра, квн | |||
32 | 20 | Занятие | 1 | Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала». | Беседа,обсуждение, диагностика | |||
33 | 26 | Практ. работа | 1 | Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала». | Составление Мини-проекта | |||
34 | 27 | Виртуальная экскурсия | 1 | Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал | Виртуальная экоэкскурсия | |||
2 группа, 2 года обучения(Первое полугодие)
№ п/и | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 7 | Чт.17.20-18.20 Пт 16.30-17.30 | Инструк- таж | 1 | Раздел 1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Кабинет №11 | Беседа |
2 | 8 | Занятие | 1 | Вводное занятие: что такое экология | Беседа, обсуждение,дискуссия | |||
3 | 14 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Безопасное поведение на природе | Нарисовать памятку | |||
4 | 15 | Занятие | 1 | Окружающая среда человека. | Беседа | |||
5 | 21 | Экскурсия | 1 | Лиственные и хвойные деревья региона. Экскурсия в осенний ближайший лес | Наблюдение, беседа | |||
6 | 22 | Практ. работа | 1 | Как узнать хвойные деревья? Опытное исследование опавших листьев. (лиственных и хвойных) | Конкурс «Узнай по листьям-растение. | |||
7 | 28 | Занятие | 1 | Экологическая безопасность | Беседа,опрос | |||
8 | 29 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Природа и мы | Разработка памятки « Береги природу» | |||
9 | октябрь | 5 | Занятие | 1 | Раздел 2. «Озеро Байкал. Легенды и сказания о Байкале. | Беседа, рассказ, просмотр видео | ||
10 | 6 | Занятие | 1 | «Географическое положение озера Байкал». История открытия озера Байкал | Беседа, опрос | |||
11 | 12 | Занятие | 1 | «Возникновение и формирование Байкала». | Беседа | |||
12 | 13 | Занятие | 1 | «Климатические условия на Байкале». Легенды и сказки о ветрах | Беседа | |||
13 | 19 | Занятие | 1 | «Воды Байкала» | Беседа | |||
14 | 20 | Практ. Работа (опыт) | 1 | Экология. «Сбережём воду Байкала» | Наблюдение, беседа | |||
15 | 26 | Викторина | 1 | Экологическая викторина «История Байкала» | Викторина | |||
16 | 27 | Занятие | 1 | Раздел 3 «Разнообразие растений озера Байкал и его побережья» | беседа | |||
17 | ноябрь | 2 | Занятие | 1 | «Лекарственные растения» | беседа | ||
18 | 3 | Занятие | 1 | «Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники.» | Беседа, рассказ | |||
19 | 9 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды растений» | Защита реферата | |||
20 | 10 | Занятие | 1 | « Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии. | Беседа, просмотр видео | |||
21 | 16 | Практ. (творчес.) работа | 1 | « Значение растений на Земле. Красная книга Бурятии. | Выпуск листовок»Они занесены в Красную книгу» | |||
22 | 17 | Практ. (творчес.) работа | 1 | Радел 4 «Животный мир озера Байкал и его берегов»,«Нерпа». | Составление кроссворда | |||
23 | 23 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды животных» | Беседа | |||
24 | 24 | Занятие | 1 | "Красная книга Бурятии ". Исчезающие виды животных. | выступления с сообщениями | |||
25 | 30 | Занятие | 1 | «Птицы озера Байкал и его побережья» | Беседа | |||
26 | декабрь | 1 | Занятие | 1 | «Исчезающие виды птиц» . Красная книга Бурятии | Защита реферата | ||
27 | 7 | Практ. (творчес.) работа | 1 | «Насекомые озера Байкал» | Беседа, составление ребусов | |||
28 | 8 | Практ. творч. работа | 1 | «Исчезающие виды насекомых» | Беседа,составление загадок | |||
29 | 14 | Викторина | 1 | «Рыбы озера Байкал» | Викторина | |||
30 | 15 | Занятие | 1 | «Редкие и исчезающие виды рыб» Красная книга Бурятии | Беседа, выступления с сообщениями | |||
31 | 21 | Игровое занятие | 1 | КВН: «Животный мир озера Байкал и его берегов». | Игра, квн | |||
32 | 22 | Занятие | 1 | Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала». | Беседа,обсуждение, диагностика | |||
33 | 28 | Практ. работа | 1 | Раздел 5 «Экологические проблемы озера Байкала». | Составление Мини-проекта | |||
34 | 29 | Виртуальная экскурсия | 1 | Виртуальные путешествия по национальным паркам, заповедникам, заказникам озера Байкал | Виртуальная экоэкскурсия | |||
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Площадь кабинета (зала) характеристика помещений для занятий по программе; - перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, учебная литература (при наличии) 1. Технические средства обучения - Классная магнитная доска - Компьютер - Многофункциональное оборудование - Интерактивная доска -Лабораторное оборудование(частично) 2. Учебно – практическое оборудование - Простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, линейка, ластик -Материалы: тетради, бумага писчая - Гербарии, коллекции -Лабораторное оборудование(частично) 3. Оборудование класса - Ученические столы двухместные с комплектом стульев - Стол учительский с тумбой - Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий. - Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
Получено по Программе «Новые места»: | |
Информационное обеспечение Ссылки: | -аудио Видео https://yandex.ru/video/preview/1116148352456661144 - фото https://pibig.info/96665-priroda-burjatii.html |
Кадровое обеспечение | Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, «ПДО детей и взрослых», ПДО с уровнем образования и квалификационной категорией (дата аттестации0 |
Методическое обеспечение программы | |
Сетевая форма реализации программы |
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: тестирование, творческая работа на основе проекта, соревнования, конкурсы, викторины,выставки, фестивали и т.д.
Критерии освоения программы, раздела
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Предметная диагностика: Уровень способностей детей | Разрабатываются ПДО самостоятельно |
Личностная диагностика: Уровень сформированности личности | Разработанная форма Методической службы ГДДЮТ |
Метапредметная диагностика: уровень сформированности компетенций | |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Сроки аттестации
Сроки промежуточной аттестации | (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 и т.д. года обучения |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | (по УТП) в конце ___года обучения (май) От 1 до 8 лет обучения |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
Гусев О.К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. М.:Агропромиздат, 1986.
Крикунов Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
Демьянков Е.Н. Биология.Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
Красная книга Республики Бурятия,2013
Наймушина Л.И. Путешествуя по Байкалу. Занимательный материал для детей и их родителей.- Иркутск: Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования. НОУ школа Леонова, 2000.
13. Республика Бурятия. Краткий энциклопедический справочник.
- Улан- Удэ: Изд- во БНЦ СО РАН, 1998. - 304 с.
14.Тахтеев В.В. Байкаловедение. Материалы к семинарским занятиям: Учебное пособие. – Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2000.- 104с.
15.Тахтеев В.В. Рассказы об озере Байкал – Иркутск: Изд.-во Иркут. Ун.-та, 2001.
15.Удивительные путешествия Сибирячка по Байкалу. Малая энциклопедия Сибирячка/ Составители: Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Художественное оформление Муравьев А.М. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок», 2002, - 96 с
16.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Республики_Бурятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для 3 класса «Читалочка»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина.О...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОФП» Срок реализации 1 год Возраст учащихся 7 – 10 лет (2 – 4 класс )
Рабочая программа кружка "ОФП" Возраст учащихся 7 – 10 лет (2 – 4 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Книжкин клуб 3 класс"
НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная. Уровень: базовый Возраст обучающихся: 9 - 10 лет. Срок реализации: 9 месяцев. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» 1 класс
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Робототехника» имеет техническую направленность.Программа направлена на развитие креативного творчества, техн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Книжкин клуб 4 класс"
Программа занятий – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения и самостоятельной работы с книгой....