Урок "Учимся составлять загадку"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Евтеева Наталья Александровна
Представлен урок на котором дети сами пробуют сочинить загадку, предварительно рассмотрев её особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon UChIMSYasostZAGADKU.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  « Учимся составлять загадку.»

Цели : - повторить построение загадки, ее признаки;

            - развивать умение составлять загадки, использовать в речи художественные изобразительно-выразительные средства языка ;

           - воспитание чувств  прекрасного.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

- Сегодня у нас урок развития речи.

  Чему учимся на этих уроках?

- А сегодня я предлагаю поработать с загадкой.

Повторим особенности загадок, вспомним, какие средства выразительности используются в загадке, и к концу урока  вы сами попробуете составить загадку.

  1. Работа с загадкой.

1.Повторение построения загадки, ее признаков.

   - Вспомним признаки загадки. Для этого прочтем загадку.

             Нарядные сестренки

            Весь день гостей встречают

           Медом угощают.

- Что это за  сестренки? Почему нарядные?

   - Где встречают? Каких гостей? Чем угощают?

  - Назовем признаки загадки :

              1. Предмет не назван.

              2. Назван другой, похожий на него.

              3. Показаны важные признаки предмета.

              4. Рифма.

   - Как построена загадка? Какова ее структура?

- Вспомним.

       1. Не------------------ , а ------------- .

        ( Не кузнец , а с клещами. )

        2. Загадка – вопрос.

         ( Что выше крыши , ловчее мыши? )

         3. Загадка – описание предмета.

          ( Длинноногий , длинношеий.

             Длинноклювый , телом серый,

             А затылок голый, красный.

             Бродит по болотам грязным.)

2. Языковые средства в загадках.

     - Проследим, какие средства выразительности используются в загадках.

       

  1. Сравнение.

                                   Бел, как снег,

                                   Все его любят,

                                  Целовать станут,

                                 А он тает.

             - С чем сравнивают сахар? Почему?

             - Почему он тает, когда его целуют?

         

  1. Метафора.

                      Полон  хлевец белых овец.

                                           Рот и зубы

    - Что видим в этой загадке?

    - Значения каких слов переносятся на другие?

  1. Слова с противоположным значением.

                       В новой стене,

                      В круглом окне,

                  Днем стекло разбито,

                    Ночью вставлено.

                                          Лед в проруби

     - Какие слова употреблены в загадке с противоположным значением? Для чего?

  1. Повторы слов.

                   Бежит, бежит – не выбежит.

                  Течет, течет – не вытечет.

    - Какие слова повторяются? С какой целью?

4.Совместное сочинение загадки. 

          - Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

            Вернемся к нашей загадке о цветах.

            ( на доске рисунки цветочных растений )

          - Выберем отгадку для нашей загадки.

              (Проводится лотерея отгадок)

          - Мы выбрали ландыш.

          - Какие цвета мы можем использовать? (белый ,             зеленый)

          -Назовите отличительные признаки ландыша.

            ( душистый , мелкие цветочки  на одном стебельке)

           - На что они похожи?

             ( на горошки)

            - А стебелек? (ниточка, ножка)

            - Какая рифма может быть в нашей загадке?

              ( горошки – на ножке)

            - Получаем загадку:

                             Белые душистые горошки

                              Висят на зеленой ножке.

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Подведение итогов. Чтение загадок.
  3. Домашнее задание.

Оформить свои загадки на карточках, выполнить рисунок к отгадке.     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)

ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Как составлять загадки. ТРИЗ - технологии

1класс (1полугодие) конспект занятия...

Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...


 

Комментарии