Главные вкладки

    План-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме:
    Урок "Учимся составлять загадку"

    Евтеева Наталья Александровна
    Представлен урок на котором дети сами пробуют сочинить загадку, предварительно рассмотрев её особенности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon UChIMSYasostZAGADKU.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема :  « Учимся составлять загадку.»

    Цели : - повторить построение загадки, ее признаки;

                - развивать умение составлять загадки, использовать в речи художественные изобразительно-выразительные средства языка ;

               - воспитание чувств  прекрасного.

     

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Постановка цели урока.

    - Сегодня у нас урок развития речи.

      Чему учимся на этих уроках?

    - А сегодня я предлагаю поработать с загадкой.

    Повторим особенности загадок, вспомним, какие средства выразительности используются в загадке, и к концу урока  вы сами попробуете составить загадку.

    1. Работа с загадкой.

    1.Повторение построения загадки, ее признаков.

       - Вспомним признаки загадки. Для этого прочтем загадку.

                 Нарядные сестренки

                Весь день гостей встречают

               Медом угощают.

    - Что это за  сестренки? Почему нарядные?

       - Где встречают? Каких гостей? Чем угощают?

      - Назовем признаки загадки :

                  1. Предмет не назван.

                  2. Назван другой, похожий на него.

                  3. Показаны важные признаки предмета.

                  4. Рифма.

       - Как построена загадка? Какова ее структура?

    - Вспомним.

           1. Не------------------ , а ------------- .

            ( Не кузнец , а с клещами. )

            2. Загадка – вопрос.

             ( Что выше крыши , ловчее мыши? )

             3. Загадка – описание предмета.

              ( Длинноногий , длинношеий.

                 Длинноклювый , телом серый,

                 А затылок голый, красный.

                 Бродит по болотам грязным.)

    2. Языковые средства в загадках.

         - Проследим, какие средства выразительности используются в загадках.

           

    1. Сравнение.

                                       Бел, как снег,

                                       Все его любят,

                                      Целовать станут,

                                     А он тает.

                 - С чем сравнивают сахар? Почему?

                 - Почему он тает, когда его целуют?

             

    1. Метафора.

                          Полон  хлевец белых овец.

                                               Рот и зубы

        - Что видим в этой загадке?

        - Значения каких слов переносятся на другие?

    1. Слова с противоположным значением.

                           В новой стене,

                          В круглом окне,

                      Днем стекло разбито,

                        Ночью вставлено.

                                              Лед в проруби

         - Какие слова употреблены в загадке с противоположным значением? Для чего?

    1. Повторы слов.

                       Бежит, бежит – не выбежит.

                      Течет, течет – не вытечет.

        - Какие слова повторяются? С какой целью?

    4.Совместное сочинение загадки. 

              - Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

                Вернемся к нашей загадке о цветах.

                ( на доске рисунки цветочных растений )

              - Выберем отгадку для нашей загадки.

                  (Проводится лотерея отгадок)

              - Мы выбрали ландыш.

              - Какие цвета мы можем использовать? (белый ,             зеленый)

              -Назовите отличительные признаки ландыша.

                ( душистый , мелкие цветочки  на одном стебельке)

               - На что они похожи?

                 ( на горошки)

                - А стебелек? (ниточка, ножка)

                - Какая рифма может быть в нашей загадке?

                  ( горошки – на ножке)

                - Получаем загадку:

                                 Белые душистые горошки

                                  Висят на зеленой ножке.

    1. Самостоятельная работа учащихся.
    2. Подведение итогов. Чтение загадок.
    3. Домашнее задание.

    Оформить свои загадки на карточках, выполнить рисунок к отгадке.     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

    В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

    Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

    Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....

    презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)

    ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...

    Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

    В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

    Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

    В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

    Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

    В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...


     

    Комментарии