Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Устинова Белла Анатольевна
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_russkogo.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – аукцион

по русскому языку в 4 классе

Белла Анатольевна Устинова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,  МОУ Степная средняя общеобразовательная школа, поселок Участок № 4, Таловский район, Воронежская область

 

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Цели: I. Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Оборудование: номера для участников, гонг, молот, таблицы – опоры, картинка к сказке, жетоны.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Вводная часть

1.Выделить в предложении грамматическую основу, подчеркнуть имена прилагательные,  указать падежи имен прилагательных, объяснить орфограммы.

                                    Т.п.                  Т.п.                                                              Т.п.

    Осень пришла с первыми рыжими факелами осин, с тонким серебром

паутины

           П.п.

в прозрачном воздухе.

2. Выдача номеров для участия в аукционе по мере выполнения задания.

III. Аукцион

                                           Тут у нас аукцион.

                                           Подведет итоги он:

                                           Кто лучше части речи знает,

                                           Кто вернее отвечает.

          Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

На нашем аукционе  каждый из вас должен «платить» не деньгами, а своими знаниями, то есть правильно отвечать на вопросы, выполнять письменные и устные задания. За  каждый правильный ответ и верно выполненное задание вы получите  жетоны. Старайтесь набрать их как можно больше, они пригодятся вам в конце урока.  

             «Аукцион» в переводе на русский язык значит «возрастание».

   Сегодня на аукцион выставлены имя существительное и имя прилагательное.

ЛОТ № 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Теоретическая часть

1) Что такое имя существительное?

2) На какие вопросы  отвечает?

3) Что обозначает?

4) Какие постоянные признаки имеет имя существительное?

5) Как изменяется имя существительное?

6) Как определить род имени существительного?

7) Как определить склонение имени существительного?

8) Назовите падежи имен существительных.

9) Когда имена существительные имеют окончание  –е, а когда  –и, в каких падежах?

Практическая часть  

1. Просклоняйте имена существительные:

I вариант – осина, март, капель;

II вариант – береза, подснежник, трель.

2. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж имен существительных, выделите окончания:

выглянуло из-за тучки (1 скл., Р.п.);

вернулись из поездк…

подлетел к изгород…

поселились в деревн…

уселся на ветк…

палят с пристан…

3. Запишите ответы на вопросы.

Где распустились листья? (береза, тополь, сирень)

Где сидели воробьи? (крыша, изгородь, дерево)

Где побывали туристы? (Ярославль, Казань, Кострома)

Где мы встретили друзей? (остановка, вокзал, пристань)

     *Указать склонение и падеж имен существительных, выделить окончания.

(Взаимопроверка)

     Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем,

Тихо сядем

И закроем все глаза.

      (шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

ЛОТ №3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Теоретическая часть

1) Что такое имя прилагательное?

2) На какие вопросы  отвечает?

3) Что обозначает?

4) Как изменяется?

5) С какой частью речи связано в предложении?

6) Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

7) Можно ли определить род у имен прилагательных во множественном числе?

Практическая часть

1. (Устно)

   Учитель рассказывает сказку.

C:\Documents and Settings\user\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.bmp

      Встретились в чистом поле имена существительные Небо, Солнце и Дорога.

  - Эх! – сказала Дорога. – Как часто встречаюсь я в школьных сочинениях, но всегда почему-то я ровная, иногда бываю извилистая. Скучно и обидно мне!

  - Вот-вот! – печально промолвило Солнце. – А я всегда  яркое.

  - А я уж только голубое! – возмутилось Небо. – Неужели  школьники не могут придумать другие имена прилагательные?

         Помогите им, ребята.

     Дорога (какая?) широкая, долгая, бесконечная, горная, полевая, луговая, ухабистая, трудная, асфальтированная, шоссейная, …

    Солнце (какое?) жаркое, палящее, летнее, золотое, багровое, лучистое, ласковое, …

    Небо (какое?) лазурное, грозовое, пасмурное, облачное, высокое, чистое, огромное, …

2. Запись под диктовку.

       В мелком кустарнике сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьет ключ. Отсюда берет начало крохотный ручеек. Потом вытекает он на широкий луг. С левой,с правой стороны спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеек тихой речушкой. Течение в ней медленное. На зеркальной поверхности играют лучи летнего солнца.

     *Укажите падежи имен прилагательных, определите их род, выполните морфологический разбор словосочетания «на зеркальной поверхности».

III. Подведение итогов аукциона.   

1. Подсчет полученных жетонов. Выставление оценок в зависимости от набранного количества баллов. (Отрицательные оценки на данном уроке не выставляются)

    За жетоны учащиеся «покупают» карточки с домашним заданием. Тот, у кого жетонов больше, выбирает карточку с  более сложным заданием.  Каждому достается задание, соответствующее  показанным на уроке  знаниям.

2. Учитель благодарит детей за работу.

                                  Окончен наш аукцион.

                                  Показал сегодня он,

                                  Что ребята – молодцы,

                                  Знатоки и мудрецы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...