Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скопина Елена Валерьевна

Цель:

- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;

- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;

- развитие речи;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие навыка самопроверки;

- тренировка в применении своих знаний при выполнении тестовых заданий;

- воспитание дружеской атмосферы и умения быть корректными по отношению к одноклассникам.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме « Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных» 4 класс

Учитель: Скопина Е.В

Цель:

- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;

- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;

- развитие речи;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие навыка самопроверки;

- тренировка в применении своих знаний при выполнении тестовых заданий;

- воспитание дружеской атмосферы и умения быть корректными по отношению к одноклассникам.

Оборудование:

- тест для каждого ученика;

- карточка один на десяте (для написания числа);

- карточки со словами: существительное, прилагательное;

- карточки со словами: чудесное, февральском, алмазных, хрустальный;

- карточки со словами: обозначает, признак предмета, предмет,

отвечает на вопросы, кто? что? падежные ?, какой? – ая? – ое? -ие?

бывает, собственное, нарицательное, м.р., ж. р., ср.р., 1, 2, 3 склонения

изменяется по , числам, падежам, м.р., ж. р., ср.р.,

роль в предложении,                  - - - - -, -  -  -  -   -  -,                         .

- схема  сущ.         прилаг.

            род             род

            число         число

            падеж        падеж          

- лист с домашним заданием по обобщению тех знаний, которые повторялись на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Проверка домашнего задания

- определить род, падеж существительных и прилагательных, выделить у них окончание

от среднего уха – ср.р., Р.п.

в чистом белье – ср.р., П.п.

по опасному месту – ср.р., Д.п.

о нижнем болоте – ср.р., П.п.

в раннем детстве – ср.р., П.п.

с диким зверем – м.р., Т.п.

о важном петухе – м.р., П.п.

дующему ветру – м.р., Д.п.

до южного загара – м.р., Р.п.

в зимнем парке – м.р. П.п.

Ребята разбирают по одному словосочетанию, осуществляется самопроверка и исправление допущенных ошибок.

 Работа в тетрадях

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску

- Как у меня записано число? один на десяте

- Оказывается, чтобы обозначить число 11, в древнерусском языке нужно было написать сразу три слова: один на десяте, что означало «один сверх десятка». С течением времени под влиянием произношения это словосочетание слов преобразовалось в одно слово одиннадцать. Можем ли мы теперь ответить на вопрос: почему в слове одиннадцать надо писать две буквы нн ? (Да)

- Запишите в тетрадях:

Одиннадцатое февраля. (орфограммы обозначены)

                                   Классная работа.   (орфограммы обозначены)

2. Чистописание

На доске написано: Обобщение знаний об именах

- Чтобы узнать тему нашего урока запишите слоги:

га, тель, ла, при, е, но, ви , су, щест  (запись в тетрадях)

- Составьте из этих слогов два слова, те слоги, которые я обвела нужно использовать два раза. Какие слова получились? – Существительное, прилагательное.

3. Тема нашего урока: Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.

- Послушайте описание части речи и определите её.

*Это самая представительная (по количеству слов) часть речи, из 9 тысяч наиболее частотных слов их – 4 тысячи. Она даёт имена всем предметам и явлениям окружающей действительности. Почти каждое второе слова в нашей речи - …………(Ответ детей: имя существительное).

* В самом названии части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему – то «прилагаться», присоединяться. По количеству употребляемых слов занимает третье место – 1500 слов из 9 тысяч. Какая это часть речи? (Ответ детей: имя прилагательное).

 - Посмотрите, на доске у меня написано стихотворение (учитель читает стихотворение, в стихотворение пропущены имена прилагательные и закрыты орфограммы).

……………утро в …………………л…су

Где в ж…зни увидишь такую красу!

В …………….наки…ках притихли б…рёзы

Их (в) иней ………….укрыли м…розы.

- Каких слов не хватает? (имён прилагательных)

- Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? (Делают нашу речь более выразительной, помогают лучше представить предмет или явление, о котором идёт речь)

- У меня есть корточки с именами прилагательными чудесное, февральском, алмазных, хрустальный. Давайте подумаем, где их место в стихотворении. (ответы детей, учитель прикрепляет слова на доске).

- У нас получилось стихотворение:

Чудесное утро в  февральском л…су

Где в ж…зни увидишь такую красу!

В алмазных наки…ках притихли б…рёзы

Их (в) иней  хрустальный укрыли м…розы.

-Посмотрите, какие орфограммы пропущены в словах, назовите их, подберите проверочные слова.  Ребята называют орфограммы, подбирают проверочные слова.

                                  (лесу – лес – безударная гласная, проверяемая ударением;

                                   жизни – сочетание жи;

                                   накидках- накидочка – парная согласная;

                                   берёзы – сл.сл. - безударн.гласн. непровер.удар.

                                   (в ) иней- в (серебристый) иней -раздельное написан. Предлога;

                                    морозы– сл.сл. - безударн.гласн. непровер.удар.)

- Найдите в стихотворении словосочетания, поставьте вопросы. (Ребята объясняют и выполняют в тетрадях, учитель – на доске)

Чудесное утро в  февральском лесу

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы

Их в иней  хрустальный укрыли морозы.

- С какой частью речи связано имя прилагательное, как мы устанавливаем эту связь? ( с существительным, при помощи вопроса)

- Обратите внимание, что в русском языке принят порядок слов – сначала прилагательное, потом существительное (чудесное утро, февральском лесу, алмазных накидках), но может быть и наоборот (иней хрустальный).

- Прочитайте ещё раз стихотворение, нужны ли в нём знаки препинания? Почему? (сложные предложения. Ребята объясняют, где надо поставить запятую, называют грамматические основы сложных предложений, рисуют схемы.)

Чудесное утро в  февральском лесу

Где в жизни увидишь такую красу!

В алмазных накидках притихли берёзы

Их в иней  хрустальный укрыли морозы.

- Ребята, если бы нам надо было выполнить задание, определить род, число, падеж имени сущ. и имени прилаг., стали бы вы это делать отдельно для каждой части речи или определяли бы один раз? (один раз)

- Какое правило мы знаем? Прочитайте по схеме. (В каком роде, числе и падеже стоит имя сущ. в том же роде, числе и падеже стоит имя прилаг.)

- схема  сущ.         прилаг.

            род             род

            число         число

            падеж        падеж          

-Физ. мин.

-Давайте запишем под диктовку предложение:

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.

- Где поставили запятую? Почему? (однородные сказуемые)

- Находим в предложении сущ. и прилаг., выделяем у них окончания, определяем род, число, падеж. (выполнение работы с комментированием)

- Давайте дадим характеристику предложения :повеств., невосклиц., простое, осложнено однор.сказ., распростр.( проговаривание характеристики хором)

- Посмотрите на доску на доске у меня схема, которую мы должны заполнить ответами. Она поможет нам ещё раз вспомнить то, что мы знаем об имени существительном  и имени прилагательном. 

существительное                                                                     прилагательное

                                                     обозначает

                                                          бывает

                                              отвечает на вопросы

                                                     изменяется по

                                                 роль в предложении

(учитель читает задание – обозначает………… у ребят на партах ответы, тот, чей ответ подходит, выходит к доске, читает его и прикрепляет к доске)

В результате работы должна получиться схема:

 существительное                                                                     прилагательное

    предмет                                 обозначает                             признак предмета

   кто? что? падежные?      отвечает на вопросы             какой? – ая? – ое? -ие?

собственное, нарицательное     бывает

м.р., ж. р., ср.р.,

1, 2, 3 склонения

                                                     изменяется по                   родам      м.р., ж. р., ср.р.,

                                                         числам

                                                        падежам        

                                             роль в предложении

         - - - - -, -  -  -  -   -  -,                        

4. Итог урока .Обобщение.

-Для того, чтобы увидеть, как вы усвоили знания об именах сущ. и именах прилаг. напишем тест (ребята выполняют работу на листах, ставя напротив цифры вопроса букву варианта ответа, который они считают верным)

- Самопроверка:

1. В

2. Б

3. В

4. В

5. А

6. А

7. Б

8. В

9. Б

-подсчёт количества набранных баллов.

5.Домашнее задание 

- Опираясь на те знания, которые мы сегодня повторяли, напишите, что нам известно об именах сущ. и именах прилаг.

- Морфологический разбор звериных (следов), блеском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном

Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)

Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....