Памятки к урокам русского языка для 3-4 класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Казанкова Светлана Геннадьевна

Материал содержит памятки для работы на уроках русского языка  в 3-4 классе. Можно использовать как компактный  справочный материал или как памятку для работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PAMYaTKI.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки по русскому языку для 3-4 класса.

1.Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Зажглась первая звезда.

2.Пропуск букв. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Звонок, ученик.

3.Слог. Запиши слово. Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

Уиель – 3 сл. Ка/сса- 2 сл. Пой/дёт – 2 сл.

4.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса всеми возможными способами. Ма-шина, маши-на. Май-ка. Суб-бота, суббо-та. Ко-ньки, конь-ки.

5.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Собрались, пеньки, стулья, умываться, ткань, октябрь.

6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Шишка, расчудесно, этажи, чашка, щучки, щавель.

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв.  Дочка, точно, мощный, солнечный.

8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Выпиши слово. Подбери проверочное и запиши рядом. Обозначь орфограмму.  Золотой – золото, позолоченный.

9.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Выпиши слово 3 раза. Подчеркни гласную и запомни её написание. Ягода, ягода, ягода.

10.Парные звонкие и глухие согласные.  Запиши слово, в котором ошибся. Рядом запиши проверочное. Выдели орфограмму. Ягодка – ягода. Жираф – жирафы. Бант – бантик. Погрузка – погрузить.

11. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву.  Петрова Дарья Ивановна, Москва, река Яуза.

12.Непроизносимые согласные. Запиши слово правильно. Подбери и запиши проверочное. Орфограмму выдели. Солнце – солнышко, сердце – сердечко, радостный – радости, капустный – капуста, пастбище – пасти, хрустнуть – хрустеть.

13.Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание букв. Съезд, объезд, объявление, подъезд, объяснить.

14.Пробел между предлогом и словом.  Выпиши слово вместе с предлогом. Вставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. К_берегу, к крутому берегу.

15.Гласные и согласные в приставках. Запиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова с такой же приставкой. Перелезать, переехал, переход. Приехал, пришёл, приблизиться.

16.Правописание падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание и проверь с помощью слов-помощников. На опушке – опушка, 1 скл. П.п. (на земле).

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж.р. и м.р.

-а, -я

Дядя , папа , поляна , земля

М.р. -

Ср.р. –о, -е

Поле, село, конь  дом

Ж.р. –

(с Ь на конце)

Мышь, степь

Склонение имен существительных

Падеж

вопрос

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

Кто? Что?

-а, -я

-0, -о, -е

Ь0

Р.п.

Кого? Чего?

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

Кому? Чему?

-у, -ю

В.п.

Кого? Что?

-у, -ю

-а, -я

-о, -е, -0

Ь0

Т.п.

Кем? Чем?

-ой, -ей

-ом, -ем

ью

П.п.

О ком? О чём?

17. Безударные окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относится. Запиши вопрос. В (каком?) тёмном лесу, (какая?) зимняя  дальняя дорога, (какого?) ясного синего неба.

18. Не с глаголом. Запиши слово правильно. Пробел подчеркни. Не_стой, не_выучил, не_знаю.

19. Слова с удвоенной буквой согласного в корне.  Выпиши слово правильно. Орфограмму выдели. Ссора, аллея, жужжит.

20. Мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода. Запиши слово правильно. Определи род.  Луч_- м.р., ночь – ж.р. 

21. Безударные окончания глаголов. Запиши глагол правильно. По личному окончанию или по инфинитиву этого глагола определи спряжение.

Несу, несешь, несет, несем, несете, несут – 1 спр.;

сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят – 2 спр.; вялить, готовить – 2 спр. Исключения: брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), стелить - имеют окончания I спряжения; глаголы на ать (аться): гнать, держать, дышать, слышать и глаголы на еть (еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть - имеют окончания II спряжения.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием:

  1. Поставить глагол в неопределенную форму: пилит – (что делать?) пилить. 
  2. Определить, какая гласная стоит перед –ть.

2 спряжение

1 спряжение

Глаголы на –ить (кроме брить, стелить): пилить, клеить + глаголы-исключения: гнать, дышать, держать,

зависеть,видеть,слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

Все остальные глаголы, например: паять, краснеть, открыть, таять, бороться, сеять, танцевать + брить, стелить.

Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые

Фонетический разбор слова.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

Мо/рковь – 2 слога, 7 б., 6 зв.

м -  м  - согл., непарн. звонк., тв.

о  -  а  - гласн., безударн.

р  -  р  - согл., непарн. звонк., тв.

к  -  к  - согл., парн. глух., тв.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф  – согл., парн. глух., мягк.

ь -----------------------------

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Морозец – сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., дополнение.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф.- уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р:   з а м о р о з к и .

                            Разбор предложения.

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р:    После теплых дождей в лесу пошли

грибы. ( Повествоват., невосклиц., распростр.)

     

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя. Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство места. Выражено именем существительным с предлогом.

 Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство времени. Выражено именем существительным с предлогом.

После дождей (каких?) теплых – это определение. Выражено именем прилагательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для уроков русского языка и чтения

Работа над предложением,  использование приемов из методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова.В данном матетериале представлен обобщенный опыт моей работы, где все звенья учебно-воспитател...

Памятки к урокам русского языка для начальной школы.

Памятки предназначены для учителей и учеников начальной школы....

Памятка к урокам русского языка

Данная памятка содержит краткую информацию по материалам к урокам русского языка в начальной школе...

Памятки к урокам русского языка.

Презентация для изучения орфографических правил...

Памятка на уроке русского языка"Фонетический и морфологический разбор частей речи в начальной школе".

Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и...

Памятки для уроков русского языка

Памятки для уроков русского языка...

Работа с памятками на уроках русского языка

Каждое новое умение учащихся в начальной школе формируется благодаря работе по памяткам....


 

Комментарии

Кузьмина Ирина Александровна

Спасибо за материал, Светлана Геннадьевна! Возьму на заметку.