Работа с памятками на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3 класс)
Каждое новое умение учащихся в начальной школе формируется благодаря работе по памяткам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с памятками на уроках русского языка
(программа «Гармония»)
Каждое новое умение учащихся формируется благодаря работе по памяткам.
Первая памятка вводится уже в букварный период – это первое знакомство с технологией списывания. Чтобы обеспечить детям опору для отработки каждой операции, авторы учебника разработали памятку № 1 «Как списывать?», которая помещена на справочной странице учебника первого и последующих классов. Стремление учесть особенности детского мышления обусловило включение в нее не только словесного описания каждой операции, но и их условного обозначения.
В первом классе после обучения детей различию ошибок и описок, вводится памятка № 2 «Как писать без описок?».
Во втором классе, всего на несколько уроков вводится памятка № 3. В соответствии с ней учащиеся должны писать слова с пропуском даже тех орфограмм, на месте которых они знают букву или могут ее определить с помощью известного правила или словаря. Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, нет – оставляют пропуск. На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку.
Следующий этап – знакомство и работа по памятке № 4 «Как писать без ошибок?», которая является руководством к орфографическому действию и дополняется необходимыми сведениями по мере изучения материала.
Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма. Рекомендация проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши, не знаешь или не уверен – оставляй «окошко».
О необходимости указанных действий при списывании, при письме под диктовку, при записи собственных мыслей в заданиях учебника напоминает индекс 1, 3, 4.
Какие-же еще памятки есть в учебниках «К тайнам нашего языка»?
Второй класс.
1. Как выполнять звуко-буквенный разбор?
2. Как узнать строение слова?
3. Как обдумывать свой текст?
4. Как озаглавить текст?
5. Как сделать текст лучше? (Памятка-редактор).
Третий класс.
1. Анализируем слово как часть речи.
2. В данном классе даются и дополнения к этой памятке:
а) как узнать род имени существительного?
б) как узнать падеж имени существительного?
в) как узнать род, число и падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?
г) как определить время глагола?
д) как найти неопределенную форму глагола?
е) как узнать суффикс в форме прошедшего времени?
Четвертый класс.
Наряду с уже существующими памятками и дополнениями к ним вводятся:
1. Памятка «Как характеризовать предложение».
2. Памятка «Как писать изложение».
3. Дополнение к памятке «Анализируем слово как часть речи»:
«Как узнать, к какому склонению относится имя существительное».
4. Дополнения к памятке № 4 «Как писать без ошибок?»:
а) «Как искать проверочные слова для корня»
б) «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных в единственном и во множественном числе»
в) «Как узнавать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных»
Так как программа предусматривает знакомство с различными видами словарей (толковый словарь, орфографический словарь, словарь трудностей – какого рода и числа слово? Как правильно изменить слово?) необходимо учить детей освоению способа поиска слов в словарях. Поэтому во втором классе предлагается памятка «Как пользоваться орфографическим словарем?», на основе которой ученики овладевают столь важным умением.
Работа по памяткам не самоцель, а действенная помощь в освоении детьми орфографических умений и навыков. Памятки не заучиваются, а используются на уроках и даже при выполнении контрольных заданий. В результате систематического использования памяток происходит автоматизация навыков грамотного письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/06/27/picture-262.jpg)
Памятки к урокам русского языка для 3-4 класса
Материал содержит памятки для работы на уроках русского языка в 3-4 классе. Можно использовать как компактный справочный материал или как памятку для работы над ошибками....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-133502-1364745512.jpg)
Памятка для учащихся. Работа над ошибками на уроках русского языка
Данная памятка помогает ученику увидеть свои ошибки и правильно выполнить работу над ошибками и закрепить проблеммную орфограмму. Данную памятку можно использовать на уроке работая совместно...
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе
Памятка позволяет провлодить систематическую работу над орфографическими и пунктуационными ошибками....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-727333-1450458543.jpg)
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355240-1634377305.jpg)
Памятка для учащихся начальных классов. Работа над ошибками на уроках русского языка.
Материал содержит орфограммы, изучаемые в начальных классах и поможет учащимся при выполнении работы над ошибками по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-848605-1478870465.jpg)
Памятка "Работа над ошибками" ( к урокам русского языка)
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1075978-1540900605.jpg)
Памятка работы над ошибками на уроках русского языка
Памятка поможет учащимся сделать работу над ошибками, вспомнить данную орфограмму, подобрать слова на эту орфограмму....