Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"
методическая разработка (русский язык, 3,4 класс) по теме

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Igra_po-russkomu_yazyku.rar333.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто хочет стать знатоком русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку

Соболева Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов

 МОУ «Плосская основная

общеобразовательная школа»

2010г.

Цели:

  1. Повысить интерес к изучению русского языка;
  2. Обогащение словарного запаса учащихся;
  3. Укрепление и сплочение классного коллектива.

Методический комментарий к работе.

Игра рассчитана на учащихся 3, 4 классов.

  В игре три раунда. В каждом раунде участвует один игрок. Перед каждым раундом проводится отбор. В отборе участвуют 5 человек. Первый, кто правильно ответит на вопросы отборочного раунда и становится игроком.  Ведущий знакомит с правилами игры. Участник во время раунда может воспользоваться тремя подсказками

- вопрос языковеду (участник имеет право обратиться за помощью к учителю русского языка)

-помощь зала (участник может задать вопрос любому ученику в классе)

- 50х50

Правильно ответив на первые 5 вопросов,  участник получает первый приз и может дальше продолжить игру. Ответив на следующие 5 вопросов участник получает второй приз. Дошедший до последнего 13 вопроса и ответивший на него правильно получает суперприз.

Ход игры.

Первый отборочный тур:

 Расположи слова в алфавитном порядке:

  1. Понедельник
  2. Библиотека
  3. Хорошо
  4. Столица

Игра первая

  1. Чего в мешке не утаишь?

А.   мыло                  С.  зерно

В.   шило                   В.   картофель

  1. Назови глагол

А.    бежать                  С.   беговая

В.   бегун                      D.  беглянка

  1. Значимая часть слова, которая стоит после корня

А.   окончание                         С.   суффикс

В.   основа               D.  приставка

  1. Раскрой смысл фразеологизма «бить баклуши»

А.  Быть побитым        С.   Бездельничать

В.    Бить неприятеля    D.   Бить куда попало

  1. У какого глагола, убрав «ь», нельзя получить существительное?

А. Быть                     С.    Открыть

В.   Брать                 D.    Молоть

     6.  Какая согласная не может писаться удвоенно?

А.   В                   С.    Л

В.   Ж                    D.  Щ

    7. Какое из этих слов не обозначает транспортное средство?

А.   Ледоход               С.   Снегоход

В.  Вездеход              D.   Пароход

   8. Какое слово лишнее?

А.   Водник                  С. Водомерка

В.   Водокачка              D. Водитель

 9.  Найди слово с буквой «Ё»

А.   Щ…чки                    С.   Рубаш…нка

В.   Крыж…вник             D.  Галч…нок

10.  Девочку зовут Дуня. Как будет её полное имя?

А.   Евдокия        С. Евлампия

В.   Авдотья        D.   Дуня

11. Какое слово не существует в русском языке?

А.   Лосю.           С.   Сыри

В.   Оси.              D.    Баках

12. Подбери синоним к слову «кладезь»

А.   Колодец                   С.   Богатство

В.  Клад                         D.   Кладовка

13. Назови слово, в котором после «Ч» ставится «Ь»

А.   Ч…ерти                 С.   Сбереч….

В.   Луч…ше                  D.   Ч…тец

Второй отборочный тур

Расположи слова в порядке убывания количества звуков

  1. Кот
  2. Народ
  3. Олень
  4. Январь

Игра вторая

  1. Замени прилагательное «добрый» (человек) однокоренным существительным

А.  Добряк                С.    Доброта

В.   Тюфяк                 D. Молодец

     2.     4 + 8  получится….

А.   Двенацать             С.   Двенадцать

В.   Двинадцать             D.   Двинацать

    3. Раскрой смысл фразеологизма «крокодиловы слёзы»

А.   Большие слёзы             С.   Притворные слёзы

В.   Жгучие слёзы                D.    Нет слёз

   4. Назови окончание прилагательного во фразе «о хорош… погоде»

А.   – ой                  С.   - ый

В.   – ей                  D.    – им

  5. В каком из слов ударение падает на второй слог?

А.   Столяр           С. Верба

В.   Понял           D.   Гусеница

6. В каком из слов нужно писать букву «З»?

А.   (с,з)жать       С.   (с,з)говориться

В.   (с,з)делать             D.   (с,з)дешний

7.  Назовите слово, имеющее звук [Й] в предложении «У каждого судьба своя»

А. Такого слова здесь нет                    С.   Судьба

В. Все слова          D.   Своя

8.   В каком слове звуков больше, чем букв?

А.   Красивая               С. Звезда

В.   Полька                    D.  Въезд

9.      Определи падеж сущ.  «берег» в предложении «Берег увидел командир»

А. Винительный             С. Родительный

В.   Именительный          D.   Предложный

10.     Какое выражение по смыслу отличается от других?

А.   Пруд пруди               С.   Хоть отбавляй

В.   Шаром покати           D.   Хоть лопатой греби

11.   .  Раскрой смысл фразеологизма «перемывать косточки»

А.   Сплетничать                   С.   Играть на деньги

В.   Мыться в бане                 D.    Мыть кости

12.   Назовите слово, в котором есть мягкий звук

А.   Шёпот            С.   Мышь

В.   Конечно          D. Жуёшь

13.   Назови проверочное слово для слова «пом…рить» (врагов)

А.   Мерить               С.   Мерка

В.   Мирный             D.  Поморы

Третий отборочный тур

Расположи месяцы в порядке следования одного за другим.

  1. Октябрь
  2. Март
  3. Сентябрь
  4. Июнь

Игра третья

  1. Полдюжины это сколько?

А.   10                   С.   12

В.    6                    D.    5

2.   Какое из слов может быть и существительным, и прилагательным?

А.   Вожатый                 С.   Леший

В.   Водяной                   D.   Портной

3. Какого слова из предложенных не существует?  Бездельница, безделушка, безделье

А.   Все эти слова существуют                    С. Безделье

В.   Бездельница                                              D.   Безделушка

     4. Раскрой смысл фразеологизма «во весь дух»

А.   Неуклюже                 С.   Быстро

В.    Охотно        D.  Медленно

5.Назовите словарное  слово, обозначающее человека, совершающего поездку в транспорте

А.  Безбилетник           С.   Пассажир

В.   Кондуктор             D.   «Заяц»

6.  Определи, сколько раз встречается звук [т] в предложении «Директор подписал документ и отдал его секретарю»

А.   3                     С.   4

В.   5                    D.   2

7. Назови однокоренное сущ. к прилагательному «ленивый»

А.   Бездельник            С.  Лена

В.   Лентяй                   D.   Лодырь

8.  Какое из существительных мужского рода

А. Страшилище      С. Котище

В.   Чудище              D.   Посмешище

9.   Его корень в слове «сказать», приставка в слове «подрисовать», суффикс в слове «ложка», окончание в слове «карандаши»

А.   Сказитель                С.   Подсказочки

В.   Рассказ                    D.   Подсказки

10.   Продолжи пословицу «Герой воюет, а трус…»

А.   Грустит                 С.   Горюет

В.   Печалится            D. Раздумывает

11. Найди звуковую одёжку для слова «ёлочка»

А.   [ёлочка]                       С. [йолачка]

В.   [йолочка]                      D. [ёлачка]

12.  Как правильно записать

А.  Более ни менее            С.   Более или менее

В.  Более ли менее            D.   Более менее

13.  . «Звонят во все колокола». Сколько звуков [о] содержится в этой фразе?

А.   5                   С. 6

В.  2                    D.   0


Используемые источники

  1. 1. Олимпиадные задания: математика, русский язык. Литературное чтение. 3 – 4 классы/авт. Сост.Е. А Чаус.- Волгоград: Учитель, 2009.-124с.
  2. Универсальный фразеологическимй словарь русского языка. -М.: Вече, 2000.-464с.
  3. Atnishkina.zip
  4. Материалы игры «Русский медвежонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интерактивная игра по русскому языку для 2 класса "Кто хочет стать отличником"

Эту игру можно провести как на уроке русского языка по теме: "Повторение пройденного", так и в рамках недели русскокого языка - как внеурочное занятие....

Интеллектуальная игра для младших школьников "Как стать успешнее"

Цель: воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в обучении, общении с людьми;научить детей использовать знания закона жизни, что гораздо...

Деловая игра для 3-х классов "Конкурс знатоков русского языка"

Деловая игра на параллель 3-х классов, от каждого класса команда по 10 человек....

игра по математике "Кто хочет стать миллионером"

Игру "Кто хочет стать миллионером"  можно провести в рамках недели математикиhttps://learningapps.org/user/tro.olga2011@yandex.ru...