Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Слепцова Ольга Сергеевна

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Uchimsya_oboznachat_zvuk.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

(3 класс, «Русский язык» Иванов С.В.)

Цели урока:

Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова,  знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.

Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости учащихся, умение работать в парах.

Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте. Рада приветствовать вас на нашем любимом уроке – уроке русского языка. Надеюсь, сегодня мы откроем для себя еще одну тайну великого русского языка.

2. Чистописание

- Посмотрите на доску. Какие буквосочетания мы будем тренироваться сегодня писать? (цы, ци)

- Зачем нам это нужно? ( Чтобы писать красиво и аккуратно)

Пропишите эти сочетания. На какие особенности написания нужно обратить внимание?

3. Актуализация знаний

- Почему именно этими буквосочетаниями мы начали урок?

- Попробуйте назвать слова, в которых встречаются эти сочетания букв. (варианты ответов)

- Как правильно написать слово «цифра» или «цирк»

- Каким правилом вы руководствуетесь?

Давайте вспомним орфографические правила, которые помогают нам писать грамотно. Работаем в парах несколько минут.

- А теперь попробуем записать эти правила на доске.

(учитель записывает правила, называемые учениками, получается схема)

Безуд. глас.провер. удар.                Безуд. глас. непровер. удар.        

Парные согласн.                непроизносим. согл.                        О, Ё после шипящ.

Орфографические

Правила

Приставки на, над, за                Приставки из/ис, без/бес, раз/рас                раздел. Ъ и Ь

Приставки по, до, от, об,        Приставка с                Суффиксы ив/ев

про, под, о                

                Суффиксы ик/ек                суффиксы онок/ёнок            суффикс ость        

- На какие группы можно разбить все орфограммы? (орфограммы корня, суффикса, приставки)

- Нашли ли мы правило написания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ? (нет)

- Какие звуки мы слышим после [ц]? (звук [и])

- Как быть? (вывести необходимое правило)

4. Изучение нового материала.

-  Понаблюдайте за словами и разделите их на три группы (на карточках у учеников и на доске)

ЦИРК, СИНИЦЫ, СЕКЦИЯ, ЦИРКУЛЬ, СКВОРЦЫ,

АКАЦИЯ, ЦИФРА, ПТЕНЦЫ, СТАНЦИЯ

Распределение слов по столбикам:

Цирк                        синицы                        секция

Циркуль                        скворцы                        акация

Цифра                        птенцы                        станция

- Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне)

- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?

- В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?

-Какой буквой обозначается звук [ы] после [ц] в окончаниях слов?

- Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?

- Что объединяет слова третьего столбика? (в словах, оканчивающихся на -ция пишется буква и)

- От чего зависит выбор буквы ы или и? (Оттого, в какой части слова находится орфограмма)

- Попробуйте сформулировать правило, какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?

Давайте проверим наши предположения и прочитаем рубрику «Тайны языка» в учебнике на стр. 102 (чтение про себя и несколько раз вслух)

 - Можно ли сказать, что мы были правы?

Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать

Запомним погворку-помощницу: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Мы узнали правило, что дальше? (Нужно научиться его применять)

- Есть предположения как это сделать? (ответы учащихся)

- Молодцы. Прочитаем рубрику «Учись применять правило». Все ли мы правильно  сказали?

Нам встретились новые слова циклон и цилиндр. Как можно узнать значение этих слов? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)

- Давайте попросим двоих учеников посмотреть значение этих слов в словаре и познакомить нас.

5. Физкультминутка

Если я говорю слово, в котором есть сочетание ци мальчики приседают, если в слове нет сочетания ци – приседают девочки: циркач, клоун, циркуль, карандаш, цифра, один, птицы, синица.

  1. Первичное закрепление

Осталось потренироваться в применении правила.

Дифференцированное задание: слабые ученики выполняют упражнении в варианте учебника (с.103 №1) – классифицировать слова по месту нахождения орфограммы, сильные  - сначала выбирают необходимые слова из текста, а затем выполняют классификацию.

(Росла циркач в лесу спицы дикая куницы яблоня. Осенью цыпленок упало традиция с нее циклон яблоко. Птички цыган склевали рукавицы яблоко. Зёрнышко нарцисс спряталось зайцы в землю концы. Весной цыплячий солнышко цилиндр пригрело цыкать мокрую землю. Зерно акация проросло.)

 - Какие слова из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (слова на –ция)

Выполнение проверки устно, фронтально.

С. 103 упр.№2.

 Следующее упражнение выполняем устно. Читаем слово и объясняем какую букву и почему нужно вставить.

7. Рефлексия

- Поднимите руку, кто получил сегодня на уроке новые знания.

- Что нового узнали?

- Чем занимались на уроке?

- Можем ли дополнить схему, составленную в начале урока?

- К какой группе орфограмм можно отнести написание звука [ы] после [ц]?

- Кто может повторить изученное правило?

- В каком блоке работали? (правописание)

Зачем учиться правильно писать?

8. Выставление оценок, домашнее задание

Домашнее задание – в тетради на печатной основе потренируетесь в применении нового правила.

 - Большое спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Подробный конспект урока объяснения нового материала...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...