"Путешествие буквы"
методическая разработка по русскому языку по теме

Швидкая Ирина Александровна

Занятие посвященно изучению и закреплению знаний о буквах и звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Puteshestvie_bukvy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Александроневская СОШ

Убинского района

Новосибирской области

Выполнила и провела

учитель начальных классов

Швидкая Ирина Александровна

Неделя русского языка и литературного чтения.

«Путешествие буквы»

Занятие начинается под песню «Буквы разные писать…»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие «Путешествие буквы», мы посвятим всем буквам нашего алфавита. Вы уже научились хорошо и выразительно читать, красиво и аккуратно писать. А главное вы поняли – что если б не было букв, мы с вами так и остались бы неграмотными людьми. Давайте посмотрим, что значат в нашей жизни буквы? Нужны ли они нам и есть ли лишние среди них? И просто поиграем.

  1. Ученица читает стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась».

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Учитель:  Какая буква встала не на своё место? («Р»- вместо «м»)

 ИГРА «Добавь букву»

Учитель: Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Эта игра покажет мне, как вы умеете узнавать слова.

Вставьте в слово одну букву, чтобы получилось как можно больше разных слов.

Например:                           .ара     (жара,пара,кара,фара,тара)

                         .арта

                         со.

                         сто.

                         поро.

                         .от

  1. Учитель: Одну букву вы вставили быстро, сейчас мы задание дадим потруднее.

ИГРА «Добавь слово».

Вместо пропущенных точек, надо вставить слово из трёх букв, которое будет началом одного и окончанием другого.

Например: и(…)К – ирис, риск.

И(рис)К,                       МЕ(сто)ЛИЦА, ГОР(шок)ОЛАД,         СО(кол)БАСА, ОБЫ(чай)КА.

  1. Послушайте стихотворение Я. Пищумова «Ошибка» (Читает ученик)

 (На доске рисунок коровы и схема КАРОВА – КАКАВА - К?Р?ВА)

Да, нелёгкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетрадке Королёва -

Появилась вдруг «карова».

Заглянул в тетрадку Миша:

-Всё понятно, так напишем

И тогда проворный Павел

Букву «о» на «а» исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы дружбы ради,

 Буква «а» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва,

Быстро Пете передал.

И пошла, гулять «карова»

По колонкам, по рядам.

Учитель: Ребята, а вы знаете, как надо правильно писать это слово? Почему? Правильно, это словарное слово.

Следующее задание «Словарная страничка»

 Учитель: вам надо вспомнить как можно больше словарных слов, и записать 10 слов, но в таком порядке, чтобы каждое слово начиналось с последней буквы первого.

Например: адрес семья – яблоко – овощи …

А начнёте вы со слова АЛФАВИТ – Т

  1. Ученица читает стихотворение А. Шибаева «Какие слова?».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково,

Их построишь в четкий ряд, -

Превратятся буквы в слово

И – с тобой заговорят!

Следующее задание «Переставь буквы»

Но переставить их надо так, чтобы получилось слово.

Например: ВАРТА – ТРАВА.

ОДМ,  ВОРД,  КУТА,  ЦОВА,  ЕЛОНЬ, СУТК, АВИ,  КОКАШ, (дом, двор, овца, утка, олень, куст, ива, кошка) 

  1. Задание «Составляй -ка»

Учитель: Придумайте все возможные слова, которые спрятались в слове

ГОСУДАРСТВО

(дар, суд, удар, год, сова…)

  1.    Ученик читает стихотворение «Про овощи» Н. Кончаловской.

Жил один садовод, он развёл огород, приготовил старательно грядки.  

Он принёс чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берёг от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

 Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста…

Ребята, что посадил садовод?

Учитель: Сейчас мы проведём  ИГРУ _ СОРЕВНОВАНИЕ.

Названия овощей рассыпались, надо правильно и быстро составить их.

БАК-,  КАР-,  МОР-, -ЛА-,  -ДОР, -ФЕЛЬ,

-ЖАН,  -ТО-, -КОВЬ,  РЕ-,  КА-,  -ДИС,

-ПУС-,  -ТА,  ПО-,  -МИ-.

(баклажан, картофель, морковь, редис, капуста, помидор)

 

  1. «Прощальная игра»

Задание для игры – подберите противоположные по смыслу слова:

ПРАВДА – ложь                         СВЕТ - …

ЧИСТОТА - …                            ПЛАЧЬ - …

ВЕРХ - …                                     ДОБРО - …

ХОЛОД - …                                 ДЕНЬ - …

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Есть лишние буквы в алфавите?

Все буквы важны, и нам их надо знать! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в страну больших букв. Разработка урока для 1 класса.

Разработка нестандартного по  форме урока русского языка в начальной школе позволяет достичь необходимого воспитательно-образовательного эффекта. Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают н...

Путешествие по буквам (Буква Ш)

Прзентация для 1 класса с использованием интерактивной доски. Буква Ш...

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

Урок-путешествие «Чаепитие с буквой ч»

(«Звук [ч’], строчная согласная буква ч.Правописание буквосочетаний ча, чу.)  Обучение грамоте     1 классЦель: создание условий для формирования навыка плавного правиль...

Урок-путешествие "Буква Юю"

Тема: Звуки  й    у , буквы Юю.Цель: познакомить с новой йотированной буквой.Задачи:  - формировать  навыки  правильного чтения  слов с  новой  буквой...

Проект исследование "Путешествие буквы"

В данной работе раскрываются этапы  происхождения алфавита. Эту работу можно использовать во внеклассной деятельности....