Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.
    рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

    Безик Анна Александровна

    Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование с элементами содержания урока, УУД, характеристикой деятельности обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_FGOS.rar188.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

    отдельных предметов №32» г. Курска

    Рабочая программа

    по русскому языку для 2 класса

    Составитель: Безик Анна Александровна.

    Программа рассмотрена на заседании МО

    Протокол № ___________________ от ____________ г.

    Председатель МО ________________________ (Татаренкова И.А.)

    Программа утверждена на заседании МС

    Протокол № ___________________ от ____________ г.

    Председатель МС ________________________ (Жиляева В.М.)

    Пояснительная записка к начальному курсу

    «Русский язык»

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Цели и задачи курса:

    # познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

    # социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

    # развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    # освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    # овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;

    # воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

    Структура курса

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

    После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

    Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

    Основные содержательные линии

    Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

    1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.

    2. Орфография и пунктуация.

    3. Развитие речи.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

     Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших  школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

    1. Интеллектуальных.

    2. Познавательных.

    3. Организационных.

    При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

    В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

       2. Содержание начального общего образования по учебному предмету

    Виды речевой деятельности.

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

    Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

    3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч., из них в 1 классе 165 ч. (5 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    4. Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

            Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

            Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

            Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.        

    5. Планируемые результаты начального образования по предмету

    Раздел

    Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения

    В процессе обучения учащиеся научатся

    Примеры учебных ситуаций уч-ся могут самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

    Система языка. Коммуникация.

    Познание. Язык. Речь

    Уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на

    окружающих, обнаруживать возрастающее понимание ее возможностей; более осознанно и ответственно использовать язык для:

    # более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений;

    # социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние;

    # получения удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками;

    # углубления понимания действительности, получения новых знаний;

    # организации своего процесса учения и рефлексии.

    Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные стратегии учения.

    Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, вести дневник впечатлений.

    Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать,

    преследуя различные цели - информативные или творческие, писать для себя и для других.

    Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку

    зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения. Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением.

    Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении

    Система языка. Коммуникация. Познание.

    Звуки и буквы: графика

    Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, отличать их от звуков.

    Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, что делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т. д.),

    оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивать различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т. п.).

    Учащиеся на основе сопоставления устной и письменной речи сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы «Что написано пером…», выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию

    Демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений:

    # узнавать и называть все буквы русского языка;

    # различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы

    буквенного обозначения мягких и твердых звуков;

    # читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

    Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют в коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты.

    Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел—мель, яма, ель и т. п.

    Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т. п., составляют списки слов с разделительными ь и ъ, которые затем объединяют в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту

    Правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий

    Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книги. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки. Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы.

    Система языка. Коммуникация. Познание.

    Части речи. Классификация. Морфологические признаки

    Связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками на основе морфологического анализа и анализа

    употребления слов в речи:

    # выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части

    речи;

    # сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их

    морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные;

    # выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных,

    прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения;

    # определять:

    — род, число, падеж, склонение имен существительных;

    — род, число, падеж имен прилагательных;

    — форму, спряжение и время глаголов, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глаголов в единственном числе прошедшего времени.

    Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов. Работая в парах, учащиеся могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, при взаимном пересказе соседу одного и того же текста).

    Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила.

    Система языка. Коммуникация.

    Познание. Правописание

    Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать:

    # характер затруднения:

    — правописание гласной/согласной или их сочетания;

    — употребление ь/ъ;

    — употребление строчной/прописной буквы;

    —слитное/раздельное написание слова;

    # лексическое значение слова;

    # часть речи, которой выражено слово;

    # морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение;

    # вид орфограммы и орфографическое правило;

    # орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки

    написания:

    — звукослоговой анализ и/или послоговое чтение;

    — изменение формы слова, подбор однокоренного слова;

    — постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу);

    — сличение с образцом;

    — обращение к памяткам и/или орфографическому словарю;

    — перефразирование текста, с использованием синонимов и контекстных замен. Писать (самостоятельно и под диктовку) предложения и небольшие тексты, правильно расставляя в них знаки препинания (в объеме изученных правил); в затруднительных случаях:

    # устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму;

    # применять нужное правило, выбирая адекватный способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов, определение характера связи между простыми

    предложениями в составе сложного и т. п.)

    Учащиеся, работая в группах над предложенными текстами, могут находить и выделять в словах орфограммы, соотносить их с изученными морфемами, объяснять написание слов. Они могут: группировать выделенные слова по видам орфограмм, подбирать слова на данное правило; находить и выделять в предложениях и текстах изученные пунктограммы, пояснять расстановку знаков препинания. Работая в группах, учащиеся с помощью учителя ведут работу по составлению классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации). Они могут предлагать и обсуждать удобный для поиска рубрикатор, пополнять по мере

    изучения грамматических правил справочник новыми примерами и рубриками; при необходимости пользоваться составленным справочником. Учащиеся могут обсуждать порядок действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составлять с помощью учителя памятки и алгоритмы. Они могут обсудить и выработать с помощью учителя критерии и нормы оценки навыка правописания, использовать их в процедурах само и взаимооценки с тем, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, совершенствоваться в правописании. Учащиеся могут аккуратно, без ошибок списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, несложный текст объемом 70—90 слов. Они могут аккуратно, без ошибок списать, расставляя пропущенные знаки препинания, несложный текст объемом 70—90 слов.

    Они могут самостоятельно составить небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 70—90 слов с изученными

    орфограммами и пунктограммами, перечесть написанное, и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки.

    6. Универсальные учебные действия, формируемые на предмете

     В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    1. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
    2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
    3. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
    4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    5. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
    6. основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    7. ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    8. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
    9. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    10. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
    11. установка на здоровый образ жизни;
    12. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
    13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    1. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
    5. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
    6. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
    7. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    8. установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
    9. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    10. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    1. принимать и сохранять учебную задачу;
    2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    4. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
    6. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    7. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    8. различать способ и результат действия;
    9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
    5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
    6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
    2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    3. использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
    4. строить сообщения в устной и письменной форме;
    5. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    6. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
    7. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    8. осуществлять синтез как составление целого из частей;
    9. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
    10. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    12. обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    13. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
    14. устанавливать аналогии;
    15. владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    3. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    4. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    5. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    6. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    7. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    8. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
    9. произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    4. формулировать собственное мнение и позицию;
    5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    6. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    7. задавать вопросы;
    8. контролировать действия партнёра;
    9. использовать речь для регуляции своего действия;
    10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    1. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    4. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    5. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    6. с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    7. Общеучебные умения и навыки

     В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

    У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

    Выпускник на ступени начального общего образования:

    1. научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
    2. сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
    3. получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

    В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

    Пояснительная записка к курсу «Русский язык»

    2 класс, автор М.С. Соловейчик УМК «Гармония»

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку начального общего образования и авторской программы  М.С. Соловейчик, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

    На изучение учебного предмета «Русский язык»  во 2 классе отводится:  

    количество часов в год – 170;

    количество часов в неделю – 5;

    1 четверть – 45 часов.

    2 четверть – 35 часов.

    3 четверть – 50 часов.

    4 четверть – 40 часов.

    диктанты  – 7 + 1 входной диктант;

    контрольные списывания – 4;

    тематические работы – 1;

    изложения –   7;

    сочинения –   8;

    словарные диктанты –4.

    количество учебных часов по предмету «Русский язык» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (170 ч. =170 ч.)

    Используется комплекс учебников, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников по УМК «Гармония»:

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 2 класса общеобразовательных школ. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: тетрадь к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных школ. В 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

    Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

    В рабочей программе отражены   следующие компетентности:

    1. умение систематизировать  и обобщать  материал;

    2. умение использовать  приобретенные знания  в практической деятельности;

    3. умение выполнять самооценку и взаимооценку;

    4. умение организовать взаимосвязь своих знаний;  

    5. умение контролировать  и оценивать свои действия.

    Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.

    Во втором классе  работа по изучению родного языка углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.

    Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных учебных действий).

    Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения – этот компонент формальной грамматики перенесён в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

    Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, – «тема» и «основная мысль». Все понятия служат базой для  формирования умения понимать текст, обдумывать его (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать.

    Центральным  направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы  в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся). Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор написания при одном и том же произношении) широко используется приём моделирования. Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трёх текстах. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором,

    чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают[1]. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!». Применение приёма одновременно обеспечивает: становление у младших школьников, во-первых, орфографической зоркости, во-вторых, рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих, постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; в-четвёртых, психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; в-пятых, формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на  разных этапах различные умственные операции. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

    Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя особенностями.

    1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач пока в корне, а позднее – и в других частях слова. Реализуемый подход помогает становлению у учащихся различных познавательных УУД.

    2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом  особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач – это тот, кто сИльный  и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов. Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.

    Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов», «окончание». Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики («приставка» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится  раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало – так происходит становление способности к рефлексии.

    Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

    Работа по развитию речи по программе «Гармония». (Рекомендации Соловейчик М.С. по заполнению журнала на речевых уроках).

    В учебнике «К Тайнам нашего языка» работа по развитию речи организована не совсем так,  как сложилось в практике. 

    Основу традиционного курса русского языка всегда составляли грамматико-орфографические темы, а развитие речи школьников преимущественно связыва лось с проведением изложений и сочинений. Поэтому стало привычным, что освоение грамматико-орфографического материала эпизодически (примерно 1 раз в две недели) прерывается написанием изложений и сочинений. Регулярность проведения таких уроков обычно и проверяет администрация школ. Подобные про верки приучили учителя в классном журнале ритмично (каждый 10-12-й урок) записывать (естественно, и проводить) урок развития речи.

    Учебник «К тайнам нашего языка» нарушает сложившуюся традицию. Он ориентирует не на разрозненные уроки сочинений и изложений, а на их блоки, как правило, концентрируемые в конце изучения темы или раздела. За такой организацией работы стоят определённые методические решения. 

    Уже давно стало понятным, что одни сочинения и изложения не принесут желаемого результата, если их не сделать элементами общей системы языковой и речевой работы. Именно такую систему взаимосвязанного обучения языку и речи и предлагает учебник «К тайнам нашего языка». Если внимательно посмотреть задания и дидактический материал в большинстве грамматико-орфографических тем, то нетрудно заметить, что на этапе закрепления в учебнике, наряду с освоением пройденного материала, много внимания уделяется формированию различных речевых умений. Задолго до предстоящих изложений и сочинений учащиеся начинают накапливать тот речевой опыт, который ляжет в основу последующих творческих работ. Наблюдения за структурой определённых видов текстов, за использованием слов и построением предложений, открытие «секретов» писателей – вот та подготовка, без которой изложения и сочинения, речевые упражнения комплексного характера, не принесут желаемого результата. Почему же всю работу по развитию речи сводить к изложениям и сочинениям? Почему именно их количеством определять объём речевой работы?!

    Совет: если на грамматико-орфографическом уроке выполняются те или иные речевые упражнения, развивающие у детей чувство слова, формирующие у них речевые умения, помогающие ребятам накапливать опыт восприятия и создания высказываний, фиксируйте решение этих учебно-воспитательных задач в классном журнале. Рядом с основной темой урока указывайте и тот речевой вопрос, который находился в центре внимания. Можно даже ввести специальную помету «Р.р», которая будет свидетельствовать о том, что на уроке проводилась работа по развитию речи учащихся.

    Ссылка на Интернет-ресурс:

    http://umk-garmoniya.ru/ruslang/metodika.php

    Таким образом, курс русского языка для  в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

    1. формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
    2. формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
    3. формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

    В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

    Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

    Общеучебные умения и навыки за 2 класс

    Организация учебного труда.

    - правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу;

    - определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

    - помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

    Работа с книгой и другими источниками информации.

    - ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на  определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

    - внимательно слушать чтение учителем или товарищами художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

    Культура устной и письменной речи.

    - отвечать на вопросы, объединённые темой, самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.

    - осваивать основные виды письменных работ - списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Темп письма к концу года - 15 знаков в минуту.

    Мыслительные умения.

    - разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений.

    - выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.

    - сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

    - на основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умение элементарного эмпирического обобщения.

    - отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.

    - ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

    - уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, раскрыть по краткому плану данное содержание.

    - отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

    - высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

    Требования к уровню подготовки обучающихся по программе «Гармония» на конец 2 класса

    Обучающиеся должны знать:

    - пары согласных по глухости-звонкости;

    - названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);

    - изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных, парных по глухости-звонкости согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

    - виды предложений по цели и интонации.

    Умения, формируемые в процессе обучения:

    Речевые.

    - Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

    - Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

    - Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

    - Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем? или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.

    - Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

    - Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

    - Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

    Языковые (фонетико-графические и грамматические).

    - Проводить фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.

    - Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука /й/), обнаружить и исправлять встретившиеся нарушения.

    - Различать слова по функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что? какой? какая? какие? какое? что делает? что сделал? и др.

    - Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая – рисовать; гора, гористый – горе), от изменений одного и того же слова (река, речной – у реки, на реке).

    - Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Замечать в тексте слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить – значение начала действия; хвостик, ушки, серенький – уменьшительно-ласкательное значение). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота), встречающиеся в детской речи.

    - Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

    - Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

    Орфографические.

    - Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука /й/ (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).

    - Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы, например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Анюта), в безударном слоге жи или ши (жираф), в позиции мягкого согласного перед гласным, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.

    - Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (класс, касса) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до, об-, от-, с-, в-, -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

    - Пользоваться орфографическим словарем учебника. Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

    - Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

    - Писать слова с непроверяемыми орфограммами.

    Перечень учебно-методического обеспечения программы по русскому языку

    список литературы

    методические и учебные пособия (таблицы, схемы и др.)

    информационное обеспечение (интернет-источники, ЭОР, образовательные диски и др.)

    при подготовке программы

    рекомендуемый для учащихся

    Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.

    Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.

    Развернутое тематическое планирование по УМК «Гармония». 2 класс./ авт.-сос. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2009.

    Русский язык. 2 класс: поурочное планирование по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко/ авт.-сос. В.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2010.

    Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2-го класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 2 класса общеобразовательных школ. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: тетрадь к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных школ. В 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

    Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

    Кузьменко Н.С. Комплект наглядных пособий к урокам обучения грамоте и русского языка/ под редакцией М.С. Соловейчик.

    плакаты с государственной символикой

     схемы речевого поведения

    картины с изображением родного края

    предметные картинки с изображением животных, растений

    репродукции картин художников

    записи музыкальных фрагментов

    памятки разборов

    памятки «Работа над ошибками»

    компакт-диск «Русский язык». 1-2 классы: поурочное планы по программе «Гармония»./ авт.-сос. Болдырева Г.Е. – Учитель, 2010.

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 г.

    "Русский медвежонок"

    http://www.rm.kirov.ru/index.htm

    Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/

    Виртуальная школа
    http://vschool.km.ru

    Дополнительная литература

    Балашова Е.К. Сборник диктантов. Начальная школа. – Саратов: «Лицей», 1999.

    Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Нестандартные уроки русского языка. 1 класс. / Сост. Н.Г. Шепитько. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

    Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах / авт.-сост. О.В. Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006.

    Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы / авт.-сост. Н.Н. Максимчук. – М.: ВАКО, 2008.

    Справочная литература

    Васильева Л.С. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2008.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2008.

    Орфоэпический словарь русского языка – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.

    Толковый словарь русского языка для школьников. М.: Издательство «Евро-пресс» при участии фирмы «Рест», составитель А. Васильев, 2007.

    Фразеологический словарь русского языка для школьников / сост. А.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

    Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.

    Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения / М.А. Штудинер. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2008.

    Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2008.

    Учебно-тематическое планирование

    № п/п

    тема

    коли

    чество часов

    количество проверочных работ

    диктанты

    списывания

    изложения

    сочинения

    тематич. р.

    словар.дик.

    1

    Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

    21

    1

    1

    2

    Главные опасности письма. Как писать без ошибок?

    24

    1

    1

    1

    1

    3

    Выражаем мысли и чувства.

    11

    1

    1

    1

    4

    Хочу сказать больше.

    10

    1

    5

    Размышляем о словах.

    15

    1

    1

    1

    6

    Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.

    44

    2

    1

    2

    2

    1

    1

    7

    Как устроены слова?

    37

    2

    1

    2

    3

    1

    8

    Перелистаем учебник.

    8

    Итого:

    170

    7

    4

    7

    8

    1

    4



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....

    Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина

    В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...

    Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

    Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

    Рабочая программа по русскому языку на основе ФГОС НОО (2 класс)

       Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ра...

    Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

    Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...

    Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 ФГОС НОО Школа России

    Рабочая программа по предмету «Русский язык» Школа России...

    Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс

    Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс...