Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных" 2 класс
методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему
Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
Закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе;
Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
Урок построен логически, с элементами ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных"
(2-й класс) .
Солдатова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе
Тип урока: изучение и закрепление.
Цель урока:
-знакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
-закрепить умения учащихся определять род существительных во множественном числе;
-способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
-развивать навыки точного употребления существительных в речи (наблюдение над многозначными именами существительными)
-Формировать умение рассуждать, делать выводы.
-Развивать речь, мышление.
-Развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее; развивать умение оценивать свою деятельность.
-Воспитывать навыки дисциплины, взаимоуважения.
Оборудование: запись моря, карта пут. (6 островов : 1 чистописан., 2 словар., 3 имя сущ.,
4 род сущ., 5 сущ. Мн. ч., 6 неизвестности), 6 флажков- на них буквы З Е М Л Я ! с заданием, плакаты: м.р., ж.р., ср.р., он-мой, она-моя, оно-моё, тема, цели, словарное слово, корабль, картинки кока, имена существительные, выводы.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас.
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем, и постарались открыть новые тайны русского языка.
– Ребята сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в страну Имя Существительное.
Мы не сможем туда попасть, если не вспомним, что такое имя сущ.?
(Запись морского бриза)
Представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
II. Чистописание
Мы прибываем в порт Чистописания.
- Сегодня мы повторяем написание одной из букв русского языка.
–. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех именах существительных, записанных на доске.
- Назовите их.
земля, язык, пятнистый, якорь, яркая, ягода (Во всех словах встретилась буква я.)
– Расскажите про букву я.
(Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.)
(Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.)
як, яо, яр, яа, яб, ял, яь
III. Словарная работа
Молодцы! Вперед!
Вот уже мы подплываем к острову Словарных слов. Но, что это? Впереди- рифы.
Эти рифы мы обойдем, если прочитаем слово.
- Прочитайте слово в нашем чистописании.
а) корабль
-– Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.)
– Проговорите правильное написание этого слова по слогам,
скажите шепотом, проговорите друг другу. Запишите его в тетрадь.
– Поставьте в слове знак ударения.
– Подумайте, какое значение имеет слово « корабль»?
в) лексическое значение:
1) корабль- это транспорт предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
- Какие ещё бывают корабли? (космические. ) На них люди летают в космос.
е) Как вы понимаете смысл пословицы:
- Большому кораблю - большое плаванье.
(человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.)
- На какие 2 группы можно разделить слова: язык, якорь, ягода, земля,
язык, якорь, ягода - земля
- К кому можно соотнести эти слова? (мужчина, женщина)
IY. Сообщение темы урока и постановка целей урока.
- Как вы думаете, к какому острову подплываем?
- Мы подплываем к острову род имен сущ.
-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?
- Какая тема нашего урока?
- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):
1. Узнать больше … (об имени существительном).
2. Учиться определять…( род имён существительных).
3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
Y. Основная часть урока
Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена существительные, но соленая океанская вода размыла чернила.
SOS! Помогите мне - запишите слова в два столбика и объясните свой выбор
флаг вода
матрос земля
1 – по орфограммам
2 – по родам
- В русском языке имена существительные бывают М.Р. и Ж.Р.
- А какими словами можно заменить эти слова? Кто это? (он, она)
- Эти слова являются подсказками при определении рода имен существительных.
Он, мой Она, моя
-Имена существительные мужского рода живут в одном городе( 1столбик),
а имена существительные женского рода- во втором городе.
Распределите жителей в свои города.
девочка, ежик,- это устно со мной
река, рыба , мир, парус, море, окно
Объясните свой выбор.
Почему это сущ. М.Р.? Какими словами подсказками можно воспользоваться?
Дополните своим примером.
Почему это сущ. Ж.Р.? Дополните своим примером.
Мужской род | Женский род |
он, мой | она, моя |
– Какие слова остались?
Проблемный вопрос.
– Можно ли к этим словам подставить слова - помощники женского рода: она, моя?
Муж. рода – он, мой?
– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода.
Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам? (Оно, моё)
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
Вывод: Какого рода бывают Имена существительные:
мужского рода
женского рода
среднего рода
Проблемный вопрос:
– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?
– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)
Вывод: По родам существительные не изменяются.
Вывод: Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далекой страны.
- Назовите существительные.
- Какое число имен сущ. в первой строке? МН.Ч.
- Можно ли определить род сущ.?
– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?
Вывод: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.
Потрудиться нам пришлось очень много. Давайте отдохнём.
Физкультминутка
Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его “завести”.
называю имя сущ. мужского рода – наклон влево, женского рода – наклон вправо, среднего рода – подпрыгнуть. ДОЖДЬ, ТРАВА, НЕБО, КОМ, СОЛНЦЕ, ДЕВОЧКА, КАПИТАН, УЧЕНИЦА, ВЕТЕР, КНИГА, МОРЕ
Все двигатели работают исправно. Молодцы! Вперед!
Сегодня в кают- кампании кок (повар) приготовил для вас пассажиров разные сладости:
/ запиши слово, поставь его в ед. число и определи род имени сущ./
Бананы- банан- м.р.,
яблоки, груши, арбузы, огурцы, орехи.( по вариантам)
(Взаимопроверка)
Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.
Готовим сообща, один рапортует.
Закрепление. Творческая работа
Работа по группам.
6 карточек. На обратной стороне дописать подходящее по смыслу имя существительное, определить род.
Красное… яблоко
Голубое… небо
Зимний… день
(получиться слово «ЗЕМЛЯ!»)
Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком , с каждой новой книгой мы приближаемся к ней..
Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди.
По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле знаний.
YII. Д/З:
Дома продолжите путешествие по морю. Вспомните, какие существительные могут встретиться морякам на их пути. Запишите 12 существительных и определите их род.
YIII. Рефлексивный этап урока.
- Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте.
- Что показалось для вас новым, необычным?
- Что получилось легко?
- В какие моменты урока вы испытывали трудности?
- Как вы сможете использовать свой новый опыт?
Оцените свою работу: хорошо- зеленый свет, надо поработать – красный свет.
IX. Оцените свою работу на уроке:
- Я хочу проверить, как вы усваиваете тему «Имя существительное»:
Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. сможешь ли ты определить род имен существительных во мн. числе?
- У кого 4 +? Молодцы.
У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
-Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество! Наша со вместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191522-1359478111.jpg)
Презентация к уроку по русскому языку "Алфавит. Правописание имен сказочных героев" 2 класс
Презентация к уроку по русскому языку "Алфавит. Правописание имен сказочных героев" 2 класс учебник "Русский язык" Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-209408-1393502834.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-1032455-1524156128.jpg)
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1304681-1621190241.jpg)
Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.
Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предмет...
Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453813-1674997789.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"
Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение согласовыв...