"Дыхательная система" открытый урок
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Изучить особенности строения органов дыхания с их функциями. Раскрыть сущность процесса дыхания и его значение в жизни человека. Забота о своем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_marta_urok.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дыхательная система».

Цели:

Цели урока:

- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

 - раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в жизни человека;

-учить заботиться о своём здоровье;

- развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;

- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Оборудование: презентация, вата, листочки для теста, песочные часы, карточки для групп, листочки для теста.

ХОД УРОКА

I Орг. Момент.

- Сейчас вам предстоит выполнить тест.

Тест.

  1. Глотка, пищевод, желудок, печень – это….

Ж) опорно-двигательная система Ы) пищеварительная система У) мочевая система.

2. Головной мозг, спинной мозг, нервы – это …

А) мышечная система Е) костная система  Д) нервная система.

3) Эпидермис, дерма, подкожный слой – это ….

А) кожа  Б) кости   В) скелет человека.

4) Чередование различных видов деятельности – это…

З)  снижение работоспособности       Х) залог высокой работоспособности  Н) отдых.

5) Сердце, вены, артерии – это…

Ю) скелет     О) нервы   И) система  кровообращения.

6) Сердце – это …

Ж) двигатель      Е) мышца    А) мотор.

7) Красные кровяные тельца – это ….

У) лейкоциты   Н) эритроциты     Я) плазма.

- Составьте из букв слово и сформулируйте тему урока. ДЫХАНИЕ

У.  Дыхательная система.

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

У. Строения органов дыхания и их работа.

II. Актуализация опорных знаний.

- Да, сегодня мы будем говорить о дыхании, изучать органы дыхания и как заботиться о своём здоровье.

Что такое дыхание?

-  Приложи руку во время выдоха ко рту. Что вы почувствовали? (Тепло и маленькие частички пара, т.к. при выдохе выводится вода)

-Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.

-Что почувствовали? (Хочется сразу глубоко вдохнуть)

-Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода.

-А какое время человек может обходиться без воздуха? (Несколько секунд)

Почему говорят: дыхание – это жизнь?  На этот и многие другие вопросы мы постараемся ответить сегодня .

III Изучение нового.

  - На уроке вы будете работать в группах: 1 группа -  ученые, которые будут рассказывать нам о строении дыхательной системы; 2 группа -  исследователи, которые расскажут нам о вдохе и выдохе; 3 группа – эксперты, которые будут ставить эксперименты и делать выводы; 4 группа – это врачи, которые расскажут нам о гигиене дыхания.

На партах у вас лежат конверты с заданиями. Кто забыл, как необходимо работать в группах воспользуйтесь памяткой. На подготовку вам дается 5 - 7 минут времени.

ЗАДАНИЯ

1 группа.

1. Прочитать внимательно учебник на стр.29 – 31. Выполнить в ТПО задание №28 стр.15.

2. Подготовиться отвечать у доски «Путешествие воздуха в твоем организме».

План.

- Где находятся легкие?

- Почему  легкие разных размеров?

- Строение дыхательной системы и носоглотки. Запомни названия. Функции носа. (Работа у доски со слайдом)

Верхние дыхательные пути.

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению. Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями, а оттуда – в гортань.

2 группа.

1. Прочитать внимательно статью из учебника на стр.32-33. Выполнить задание в ТПО № 30,31.

2. Составить небольшой рассказ, как происходит вдох и как происходит выдох. Расскажи о диафрагме. (стр. учебника 29)(Распечатаны картинки слайдов «Вдох и выдох»)

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Легкие состоят из миллионов воздушных мешочков – легочных пузырьков (альвеол). Когда мы делаем вдох, пузырьки наполняются воздухом. При выдохе воздух из пузырьков выходит.

Японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. (показ слайда)

Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды.

Мировой рекорд нахождения под водой принадлежит 27-летнему немецкому ныряльщику Тому Сиетасу. В июне 2004 года он «лег на дно» на 8 минут 12 секунд. Для того чтобы улучшить свой же предыдущий рекорд всего на 6 секунд, он усиленно тренировался целых три года. (показ слайда)

3 группа.

Нос.

Наблюдение. Проверить проходимость воздуха через носовые ходы. Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Возьмите кусочек ваты и приблизьте его к носу, что происходит?

Вывод:При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Как вы думаете, почему бывает насморк у человека?

Мешает ли насморк дыханию? Заболевания дыхательных путей обычно связаны с переохлаждением организма. Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы уберечься от простуды?

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Промывать нос прохладной водой.

Гортань и трахея.

Почему  приём пищи не мешает дыханию?

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Какие правила гигиены мы можем вывести ?

Во время приёма пищи не разговаривать, не есть большими кусками.

Бронхи  и легкие .

Какая основная функция дыхания? (насыщать организм кислородом и выводить углекислый газ)

Мы получаем кислород при вдохе или выдохе?

Сделайте вывод, что произойдёт, если вдох у человека не достаточно глубокий?

(Организм не получит нужное количество кислорода, может пострадать мозг.)

Когда мы выводим углекислый газ? (при выдохе)

А что произойдёт, если человек не достаточно глубоко будет выдыхать? (углекислый газ будет скапливаться в организме)

Сделайте вывод, как можно избежать этого? (делать глубокий вдох и выдох)

Физминутка. (подготовленный ученик)

Сейчас чтобы наполнить легкие кислородом мы выполним дыхательную гимнастику Стрельниковой Александры Николаевны.

Посредством дыхательной гимнастики можно не только восстановить голос, но и избавиться многих других болезней. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Упражнение «Ладошки».

Делать вдохи короткими, как хлопки и одновременно сжимать руки в кулачки. Руки находятся на уровне плеч. 8 раз перерыв и еще 8 раз.

Упражнение «Кошка».

Ноги в коленях чуть-чуть сгибать, туловище в поясе слегка скручивать, Делать руками хватательные движения в области пояса. 2 раза по 8. На каждый поворот вдох.

Упражнение «Маятник»

При скалеозе для профилактики. Наклон небольшой вниз, вдох. Разогнулись, обняли плечи и прогнулись чуть-чуть назад, еще вдох.

Упражнение «Повороты».

Повороты головы на 45 ° и в каждой стороне короткий вдох.

4 группа.

1. Проведите эксперимент с дыханием со всем классом. (секундомер)

2. Что такое полное и поверхностное дыхание?

3. Вред курения.

4. Правила гигиены дыхания.

Русский народ придумал много пословиц о вреде курения. Ваша задача объяснить их значение:

 Один курит, а весь дом болеет.

 Курить много табака - поубавится  ума.

 Курить - здоровью вредить.

 Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Хочешь жить - умей дышать.

Вывод: курение вредит нашему организму.

(Подготовленные ученики 3 человека)

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.

Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.

Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.

Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.

Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.

Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Правила гигиены дыхания

1.Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

2.Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции

3.Промывать нос прохладной водой.

4. Во время приёма пищи не разговаривать, не есть большими кусками.

5.Следить за высотой голоса

6.Выполнять дыхательную гимнастику.

7. Не курить.

А сейчас группы расскажут о своей работе. Дети рассказывают, а остальные выполняют задания в ТПО по ходу рассказа №28, 30,31

IV Итог урока.

Проверим себя. На слайдах верхние дыхательные пути и внутренние органы.

-Что такое дыхание? (Дыхание – это процесс, обеспечивающих поступление кислорода в организм и удаление углекислого газа, некоторых других веществ и воды.)

- Почему говорят: дыхание – это жизнь? ( Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды — несколько суток, без воздуха — всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких. Вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.)

Что нового узнали на уроке?

Что интересного и полезного было?

V Д.з. Нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы.

Раз, два -  руки шире,

Дышим глубже - три, четыре.

Вдох - выдох, выдох - вдох.

Наш урок совсем не плох.

Мы подпрыгнем высоко,

Дышим ровно, глубоко,

Чтоб здоровье укреплять

Надо правильно дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Статья "Дыхательные упражнения на уроках в начальных классах"

Статья знакомит с разнообразными дыхательными упражнениями для детей....

Урок познания мира в 3 классе по теме "Дыхательная система. Органы дыхания"

Урок познания мира по теме «Дыхательная система. Органы дыхания.»Задачи: 1) формировать знания о значении дыхания, органах дыхательной системы и их функциях;2) развивать память и мышление учащихся и у...

Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...

Рекомендованный комплекс дыхательных упражнений для обучающихся перенёсших коронавирусную инфекцию и заболевания верхних дыхательных путей

Дыхательные упражнения помогут  восстановить объём лёгких и свести к минимуму ущерб от перенесённой болезни....