Урок по окруж.миру по теме "Дыхательная система".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Салиева Наиля Фангаловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1.Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов, входящих в неё.

2. Научить правильно дышать и беречь дыхательные органы.

3.Воспитание негативного отношения к курению, ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

Оборудование: Стёкла, закрытая банка, ватномарлевая повязка, костюмы для артистов.

Наглядность: Таблица  «Органы дыхания», пословицы и поговорки, карточки с кроссвордами и тестами для индивидуальной работы, карточки с названиями болезней.

1.Организационный момент.

Чтобы быть всегда здоровым

И прогнать болезни прочь,

Нужно быть всегда готовым

Самому себе помочь.

А для этого ребята

Каждый должен быть знаком,

С организмом человека –

А устроен сложно он.

А изучать организм человека мы с вами уже начала с начала учебного года и многое уже знаем.

2. Актуализация знаний.

Сейчас мы поработаем самостоятельно с карточками и вспомним те органы, которые уже изучили.

А) Карточка №1 для тех у кого знания по окружающему миру на «4» и «5».

Карточка №1

По горизонтали:

1.Мотор человеческого организма.

2. Орган, состоящий из трёх слоёв.

3.Нити, по которым передаются сигналы к органам.

4.Совокупность всех костей.

5.Контролирует за работой всего организма.

По вертикали:

  6.(Ключевое слово)

7.Что выполняет роль транспорта в организм человека?

6

1

2

3

4

5

7

Б)Карточка №2 для слабых учеников.

Карточка №2.

Тест.

1.Что контролирует работой организма?

    А) почки;

    Б) кровь;

    В) мозг.

2.Сколько зубов у взрослого человека?

   А) 16;

    Б) 32;

    В) 26.

3.Сколько почек у человека?

    А)2;

     Б)3;

     В)1.

4.У кого больше мозг?

    А) Лошадь;

     Б) человек.

5. Где переваривается пища?

    А)  в толстой кишке;

    Б)  в глотке;

    В)  в желудке.

 

(После выполнения заданий на карточках  выполняется проверка: один ученик читает ответы, остальные проверяют).

3. Новая тема.

1) Сообщение темы.

- У тех ребят, которые выполняли задание на карточке №1, должно было получиться ключевое слово. Назовите, пожалуйста, его. (Дыхание). Это есть тема сегодняшнего урока. Как вы думаете для чего нужны человеку органы дыхания?

2) Подготовка к восприятию нового.

Перед вами таблица.  Давайте посмотрим, из каких органов состоит дыхательная система.

(Учитель показывает указкой органы и зачитывает их названия).

3) Самостоятельная работа учащихся над новым материалом,  данным в учебнике.

- Ребята, давайте посмотрим на этот схему-рисунок, такая же схема есть и у вас. Какие же органы входят в дыхательную систему организма?

А сейчас вы самостоятельно поработаете с сопровождающим текстом. Сейчас те ученики, которые отвечали на вопросы теста, читая текст на стр.17 ищут ответ на вопрос: - Какую роль играет носовая полость в дыхательной системе? Те ученики, которые решали кроссворд, ищут ответ на вопрос: - Какую роль в дыхательной системе играют лёгкие?

(Проверка ответов).

4) «Давай подумаем».

- Ребята! С детства вы часто слышите, в холодную погоду, от мам и взрослых «Не открывай рот, дыши носом». Как вы думаете, есть ли разница как дышать и почему?

5)Практическая работа.

Возьмите стёкла, которые у вас на партах, выдохните на них воздух. Что произошло? (Оно запотело). Проведите по стеклу рукой. Откуда взялась вода? (Пар это газообразное состояние воды).

- Подумайте, почему во время эпидемий гриппа в магазинах, поликлиниках и других учреждениях работники носят ватномарлевые повязки?

6) «Этот удивительный мир».

- Ребята, учёными установлено, что из воздуха ребёнок в день вдыхает 2 стакана воды, а взрослый человек – 4 стакана.

7) Как беречь дыхательную систему?

- Ребята. Прочитайте, пожалуйста, текст на стр.18 и ответьте на вопрос, как и отчего нужно беречь дыхательную систему?.

Физминутка.

4. О вреде курения для человеческого организма.

1. Учитель выставляет на столе банку.

-Ребята, в этой банке опасное существо, запах которого может убить одного голубя, воробья, это вещество, собранное из семи сигарет, убивает целую лошадь. (Это никотин).

Ребята, а кто знает что такое никотин? ( Да, это яд, а ещё это наркотик, из-за которого, люди так быстро и привыкают к сигарете.)

- Я задавала вам найти пословицы и поговорки о сигарете. Кто принёс? (Если принесли зачитываем). Я тоже искала и в Интернете, и в библиотеке, нашла, но очень мало: «Вместе с папиросой сгорает и курящий её», «Табак не кончается, курящий скончается», «Табак научит нищенству», «Дружба-дружбой, а табачок врозь!».

Как видите пословиц  и поговорок о табаке мало. Это объясняется тем, что курение – чуждое для мусульман и христиан занятие.

- А хотите узнать, кого Россия должна благодарить за этот яд-сигарету? – Петра 1. Мы  изучали с вами на истории, что Пётр 1 много хорошего сделал для развития России, но  к большому сожалению в 1697 году, именно он разрешил торговлю табаком и курение на законных основаниях.

2.А сейчас я предлагаю вам просмотреть музыкально-поэтическую композицию на стихи С.Я.Маршак «Как медведь трубку нашёл».

Как медведь трубку нашел.

Рассказчик. Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С того все и началось!

Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда табак в кисете весь вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всем Медведь забыл - набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал Миша прихварывать... Шел как-то он опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.

Лиса.                Миша! Друг мой! Ты ли это?!

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

Медведь (истощенно).

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем -

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться -

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам,

Колет в сердце, в лапах дрожь...

Лиса (бодро).

Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо б обратиться!

Он у нас такая птица!

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему.

Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленно).

Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалилися бока -

Шкура стала велика!

Ты хвораешь?

Медведь.  Да. Хвораю.

Волк.Что с тобою?

Медведь.                 Сам не знаю...

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем -

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам:

Сердце колет, в лапах дрожь...

Пропадаю...

Волк.                 Пропадешь,

Если к Дятлу не пойдешь!

Надо к Дятлу обратиться!

Он у нас такая птица:

Разберется, даст совет.

Да, так да! А нет, так нет!

Медведь.  Завтра я к нему пойду!

Волк. А найдешь его?

Медведь.  Найду!

Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.

Медведь.                Дятел, дятел, старый друг!

 Ты спустись на нижний сук!

Дятел.                Ба! Топтыгину привет!

 Ты здоров ли?

Медведь.                Видно, нет! Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего-то я не ем –

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да  не сплю, никак не спится!

Страшный кашель по утрам  

Дурнота по вечерам,

Сердце колет, в лапах дрожь...

Дятел.                Верно, куришь или пьешь?

Медведь.                Да, курю. Откуда знаешь?

Дятел.                Больно дымом ты воняешь!

Ну-ка, сядь под этот сук.

Дай-ка спину... Тук-тук-тук!

Да-с! Выстукивать не просто

Медведей такого роста.

Не дышать и не сопеть:

Ты больной, хоть и Медведь!

Ну-с... Мне все как будто ясно. Медведь.  

Не смертельно? Не опасно?

Дятел.                Накопилась в легких копоть —

От куренья вся беда!

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

Медведь.                Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не могу! Не брошу! Жалко!

Дятел.                Выполняй-ка мой совет!

А не то в своей берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

День не курит, два не курит, на третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал - насилу нашел. Закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости? Так все лето, всю осень до самой зимы то бросал Медведь трубку, то вновь находил. Так и не бросил. Наступила зима.

Пошел как-то лесник в лес за дровами. Глядь - из медвежьей берлоги дым валит. Удивился лесник, заглянул в берлогу, а там Медведь от курения так ослаб, что зарычать на лесника не может. Бери Медведя голыми руками. Стоит бедняга против лесника на своих четырех лапах - качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка!

Узнал лесник свою трубку, вынул ее из пасти Медведя, вот уж не ожидал ее вновь увидеть. Выбросил трубку подальше, а Медведя домой привел.

Лесничиха.                 Ты кого привел к нам, Федя?

Лесник.                 Посмотри, привел Медведя!

Лесничиха.                 Настоящий?

Лесник.                Настоящий!

Да к тому ж еще курящий!

Лесничиха.                 Что ж теперь нам делать с ним?

Лесник.                Как что делать? Продадим!

Завтра утром на возу

В город, в цирк его свезу!

Рассказчик.         В нашем цирке есть Медведь,

Приходите посмотреть.

Лесничиха.                Смел и ловок Мишка бурый,

И ребята говорят,

Что артист с мохнатой шкурой

Самый лучший акробат!

Медведь.                Если кто проходит мимо

С папиросою во рту

Или с трубкой, - запах дыма

Мишка чует за версту.

Рассказчик.         И тотчас на задних лапах

Начинает вдруг реветь.

Потому что этот запах

Не выносит наш Медведь!

-Видите, ребята, даже медведю стало плохо от этого пристрастия, как курение

3) Ребята, а хотите я назову вам серьёзные заболевания, связанные с курением? ( Бронхит, туберкулёз лёгких, рак гортани. С какими органами дыхания связаны эти болезни? А ещё –аллергия, астма, инфаркт, бессонница, кашель…)

4. Закрепление.

- Посмотрите на эти  таблицы, попробуйте объяснить, почему табачный дым так вреден для организма человека? ( Копоть оседает на волосинках  носовой полости, загрязняет гортань, трахею, бронхи и лёгкие. Людям из этого, плохо поступает воздух, лёгкие не успевают вырабатывать достаточное количество кислорода).

- А как можете прокомментировать эти рисунки?

5. Домашнее задание.

1.Сосчитать число вдохов и выдохов  в минуту сидя и после 10 приседаний.

2.Подготовить рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

6. Итог урока.

 Вредно ли курить? Почему?

- К сожалению, ребята, не только себе приносит вред курящий. Представьте сигарету брошенную в лесу. Или человека, уснувшего на постели  вместе с сигаретой. Что может произойти?

- Что важного надо запомнить из сегодняшнего урока?  (Правила, как беречь дыхательную систему и что курение очень вредно для нашего организма.).

МОУ Нижнемактаминская

Средняя общеобразовательная школа №1

Открытый урок 

по окружающему миру 

на тему

«Органы дыхания».

                                                                       Провела

Салиева Н.Ф.

в 4Б    классе

2006\07 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окруж миру

Урок по окруж миру...

урок по окруж.миру Мы-граждане России.

Конспект урока по окружающему миру. Цель: Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности.Рассуждение на тему «Для чего нужно учиться?»...

открытый урок по окруж.миру

корспект урока по окружающиму миру...

конспект урока по окруж.миру

Тема урока : В гости к весне. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока : заочная экскурсия. Цель :  познакомить детей с признаками весны в проце...