конспект урока по окруж. миру по теме "Антарктида-белое безмолвие"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Мандрикова Надежда Владимировна

конспект урока по окруж. миру, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Антарктида.

Цели:

– ознакомить с природой Антарктиды,

– научить использовать карты для получения информации.

Минимум 

Для докладчиков:

ребята-докладчики должны освоить свои темы и ознакомить одноклассников с особенностями Антарктиды. Представить перед членами географического общества найденный материал о природе и животном мире материка.

Ребята-докладчики должны научиться самостоятельно отбирать необходимый учебный и дополнительный материал по теме, составлять план своего выступления, использовать карту и иллюстрации.

Для всех:

к концу второго класса учащиеся должны уметь показывать на карте Антарктиду.

Минимакс

К концу урока дети могут различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа Антарктиды, животного и растительного мира материка.

Максимум

Ребята узнают об открытии Антарктиды российскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым, о работе российских ученых.

Оборудование:глобус, карта полушарий, компьютер, иллюстрированные альбомы с видами Антарктиды, рисунки антарктических животных.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 1  3  1  4  1

- Отгадайте загадку:

 На ноге стоит одной,

 Крутит – вертит головой,

 Нам показывает страны,

 Реки, горы, океаны.

   - Что это? (Ответы детей)

   - А что такое глобус?

 ( У учителя на столе демонстрационный глобус).

  - Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло? ( Ученики высказывают свое мнение).

  - Давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.

  - Вы, наверное, уже догадались, почему Антарктида окрашена в белый цвет? ( Высказывание предположений).

  -Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда.

 -  Что же здесь располагается?

 -  Здесь располагается Южный полюс.

  ( Учитель показывает на глобусе и на карте полушарий Южный полюс).

 - Итак, скажите, что мы сегодня должны узнать? Куда отправиться в путешествие? (Мы считаем, что мы будем говорить об Антарктиде).

– Мы должны выяснить, какие животные там обитают, что интересного находится на этой территории, какие путешественники первыми побывали на этом материке…)

Тема: Антарктида.

– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1 4 2 3 4 3

Беседа.

– Мы разделимся на группы и будем собирать информацию из текста и карт учебника. Попросим наших учёных-путешественников (готовивших доклады об Антарктиде) быть нашими учёными консультантами и помогать группе готовить выступление:

1-я группа – «Открытие Антарктиды».

2-я группа – «Природа Антарктиды».

3-я группа –«Занятия людей в Антарктиде».

  Дети выполняют задания и выступают с рассказом.

  1. 1-я группа (включая авторов доклада « Антарктида-страна льдов»).   Презентация. Слайды 2-7.
  2. «Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Антарктида – самый холодный, самый ледяной материк на Земле. Но в то же время, это одно из самых красивых и удивительных мест. Здесь находится Южный полюс. Этот материк покрыт льдами. Зима здесь длинная и очень холодная. Дуют ветры, бушует пурга. Температура на Южном полюсе опускается до  -80 градусов.
  3.  Антарктиду обнаружила в 1820 году русская морская экспедиция на кораблях «Восток»  и  «Мирный» под руководством Фаддея Беллингсгаузена и Михаила Лазарева. В 1820 году шлюпы «Восток» и «Мирный» подошли к берегам Антарктиды.

2-я группа (включая авторов доклада «Природа Антарктиды»).  Презентация. Слайды 8 – 13.

  1.      В Антарктиде материковый лед постепенно сползает к океану, где от него откалываются громадные куски льда - айсберги. Они плавают вокруг материка. Некоторые из них доплывают до Африки. Здесь нет рек, т.к. очень холодно.
  2.   На материке есть горы. Гора Эребус на острове Росса в Антарктиде – это самый южный действующий вулкан на Земле. Он служит маяком для всех путешествующих в этих местах. (Слайд 8)
  3.      250 млн. лет назад климат Антарктиды был не таким суровым, как теперь. Здесь росли леса, текли реки. И жужжали насекомые. На этом материке существовало множество разнообразных растений и животных. (Слайд 9)

  1.    

   Растительность Антарктиды.

  Жизнь в Антарктиде существует в очень суровых условиях. На свободных ото льда участках суши встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии. (Слайд 10)

    - А как вы  думаете , в таких суровых условиях могут жить животные?

   - Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.

   Животный мир Антарктиды.(выступление группы)

   Самые известные представители антарктической фауны- пингвины. 16 видов этих птиц обитают на побережье Антарктиды. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать. Вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им очень быстро плавать. Здесь, на этом суровом материке, пингвины выводят птенцов. (Слайд 11).

    - А сейчас мы немного отдохнем.

      Физминутка.

   Бело-черные пингвины

   Далеко видны на льдинах.

   Вот они шагают дружно,

   Для порядка это нужно.

   Оттопырили ладошки

   И попрыгали немножко.

   Руки вверх чуть приподняли

   И быстрее побежали.

    - Продолжим слушать выступление групп.

    Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. Он может охотиться на пингвинов. На побережье можно увидеть лежбища  морских котиков и морских слонов.

    Океан является местом обитания некоторых видов тюленей, а также многих видов морских рыб. (Слайд 12)

     Живут в Антарктиде и птицы. Все птицы Антарктиды океанические, то есть они приспособлены к добыванию пищи в море, так как на закованной льдом суше практически нет корма. Но гнезда они делают на суше. Самая крупная и хищная из птиц - это южный полярный поморник. ( Слайд 13)

   3-я группа ( «Занятия людей в Антарктиде»

    Антарктида -  материк без границ.

  1. На этом континенте нет государств. Здесь нет постоянного населения.
  2. -   Почему же в Антарктике люди не живут постоянно?
  3.    Климат Антарктиды очень суров, земли окованы вечными льдами, от низкой температуры нехватка кислорода, и именно поэтому люди не могут постоянно жить на этом материке.
  4.  Здесь располагаются исследовательские станции.
  5. Ученые со всех стран мира работают над разгадыванием тайн природы, изучая геологическое строение Антарктиды, ее климат, как с поверхности земли, так и из космоса (Слайд 14)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Работа с наглядным пособием.

Выберите нужные разрезные карточки из комплекта «Наглядные пособия по окружающему миру для 2-го класса», подходящие к теме урока.

2.                    Игровая ситуация (Физминутка)

  А сейчас игра: «может ли такое быть?»

Вы внимательно слушаете стихи. Если вы согласны с высказыванием, то вы встаете и прыгаете. Если не согласны - то  хлопаете в ладоши.

  1. Пингвин зимою не скучает,

Ведь отлично он летает (-).

  1. Пингвины плавают, ныряют,

Им лапы-ласты помогают. (+)  

  1. В Антарктиде там и тут

Кругом яблони цветут. (-)

  1. На большой плывущей льдине

Встретились медведь с пингвином. (-)

  1. Рыба небольшая, и даже ледяная.

В воде неприметная,  кровь её

                                 бесцветная. (+)

  -Молодцы!

  3.  -А теперь отгадайте кроссворд (Слайд 15).

.

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты? 4

V. Домашнее задание.

  - Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

1.  Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды.

2. Сочинить или выучить стихотворение про жителей Южного полюса.

3. Нарисовать рисунок на тему: « Мы в Антарктиде».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Что нас окружает дома?"

познакомить учащихся с окружающими их дома предметами электротехники, мебели, одежды и посуды;учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению;познакомить с правилами безопасного о...

Конспект урока по окружающему миру "Что окружает нас дома?"

Может быть использован на уроках окружающего мира в 1 классе....

конспект урока по окруж.миру

Тема урока : В гости к весне. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока : заочная экскурсия. Цель :  познакомить детей с признаками весны в проце...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что нас окружает"

конспект урока по окружающему миру 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ ДОМА?»

Крнспект урока по окружающему миру на тему "Что нас окружает дома?" для обучающихся 1 класса. Это урок из раздела "Кто и что" по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир" ...

Конспект урока по окружающему миру "Что нас окружает дома?" 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока  для 1 класса по теме "Что нас окружает дома?"...