Задания и упражнения по русскому языку. Имя существительное. 3,4 класс
материал по русскому языку (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В ы п и ш и т е  имена существительные второго склонения. Пишите их в начальной форме. Укажите род. Выделите окончания.

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льёт на землю солнце

И тепло, и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь.

А живое сердце

Греет день и ночь.

                Д. Гулиа

З а п и ш и т е  имена существительные в три столбика.

Пень, зелень, сеялка, берет, победа, полотенце, медь, лазурь, женщина, золото, снегирь, облако, глухарь.

О б р а з у й т е  однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

В ы п и ш и т е  имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

О п р е д е л и т е  склонение данных имён существительных и запишите к ним близкие по значению имена существительные второго склонения.

I вариант

Корабль, пилот, рынок, мотив, пастбище, передник.

II вариант

Софа, портфель, воин, папа, машина, друг.

Д о п и ш и т е  пословицы.

1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .

– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.

З а м е н и т е  данные словосочетания на словосочетания из двух имен существительных.

Волчье логово, гусиное перо, медвежья шкура, лебяжий пух, оленьи рога.

– Обозначьте падеж второго имени существительного.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мёд). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызёт (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

I вариант

1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).

II вариант

1) Собака с жадност..ю набросилась на (колбаса, мясо, сахар). 2) Рыбак поймал (щука, окунь, лещ.. , ёрш..). 3) За..ц б..ится (волк, л..са, м..две..ь). 4) Мы любим слушать пение (соловей, с..ница, скв..рец).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Д о п о л н и т е  предложения именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.

I вариант

1) В магазине (2-е скл., И. п., ед. ч.) купил (1-е скл., В. п., ед. ч.) и (2-е скл., В. п., ед. ч.). 2) Утром (2-е скл., И. п., ед. ч.) и (1-е скл., И. п., ед. ч.) пошли на (2-е скл., В. п., ед. ч.) ловить (1-е скл., В. п., ед. ч.). 3) Из (2-е скл., Р. п., ед. ч.) (2-е скл., И. п., ед. ч.) увидел (1-е скл., в. п., ед. ч.).

II вариант

1) По (2-е скл., Д. п., ед. ч.) плывёт лёгкое (2-е скл., И. п., ед. ч.). 2) (2-е скл., И. п., ед. ч.) сделал (2-е скл., В. п., ед. ч.), (2-е скл., В. п., ед. ч.) и (1-е скл., В. п., ед. ч.). 3) Дети пошли в (2-е скл., В. п., ед. ч.) собирать (1-е скл., В. п., ед. ч.).

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания.

Разукрасил (иней), покрылись (лёд). Несёт (холод), забиваю (молоток), падал (ливень), сидел (приятель), заливается (лай).

– Выделите окончания, определите падеж.

В ы п и ш и т е  словосочетания с именами существительными в творительном падеже.

1) Река огласилась и смех ... , и во... , а солнце палит их полуденным зно... . 2) Уж осень яркая блеснула изумруд... .

– Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  словосочетания с именами существительными второго склонения в творительном падеже.

I вариант

Серебряным, серебристым (браслет, ландыш, брошка).

Дружным, дружеским (привет, работа, коллектив).

Цветным, цветочным (рассада, мёд, фильм, телевизор).

Пружинным, пружинистым (шаг, поступь, матрац).

II вариант

Золотым, золотистым (кулон, осень, цвет).

Красным, красочным (журнал, книга, флаг).

Землистым, земляным (червь, цвет, работа).

Зубным, зубастым (врач, щурёнок, акула).

– Выделите окончания.

З а п и ш и т е  словосочетания в 2 столбика.

Цветочной пыльц..й, сказочным королевич..м, прекрасной птиц..й, берёзовой рощ..й, с грустным плач..м, суп с лапш..й, пришёл с врач..м, с добрым сердц..м.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

П о с т а в ь т е  имена существительные в творительный падеж и запишите их в два столбика.

Наташа, ландыш, Саша, Глаша, Ильич, камыш, Никитич, Маша, Даша, оголец, ларец, Иванович, конец.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже.

Идти с (поклажа), любоваться (зрелище), справиться с (задача), вьющимся (плющ), за знаменитым (полководец), с храбрым (гвардеец), следил за (скворец), ясным (месяц).

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

О т в е т ь т е  на вопросы. Полученные имена существительные поставьте в творительный падеж и составьте с ними словосочетания.

I вариант

Дом для временного проживания приезжающих с обслуживанием.

Медицинское учреждение для длительного лечения.

Вьющееся по опорам растение.

Приспособление для обливания мелкими струйками воды.

Покрытое перьями и пухом животное с крыльями, двумя конечностями и клювом.

II вариант

Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.

Лёгкое, обычно непромокаемое пальто.

Палочка из воска с фитилём внутри для освещения.

Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

Вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

– Поставьте ударения. Выделите окончания.

З а п и ш и т е  имена существительные в творительном падеже.

Близнец, горец, умелец, любимец, трубач, циркач, гостиница, горчица, Саша, Даша, смерч, владелец, беглец, гордец, больница, певица, задача, удача.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания.

Летает (самолёт), ночевал (осинник), мечтать (автомобиль), рисовать (альбом), выехали (поле), лежит (кресло).

– Выделите окончания, определите падеж имён существительных.

С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Гости сидели (диван, стул, кресло).

Конфеты хранились (стол, сервант, буфет).

Бельё полоскали (корыто, ведро, ушат).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

В звезд.. найдёшь ты букву З,

И в зол..т.. ,и в роз.. ,

В з..мле, алмаз.. , бирюз.. ,

В з..ре, в з..ме, в мороз.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

З а п и ш и т е  слова в два столбика.

I вариант

На подоконник... , в лимон... , на осок... , о девочк... , в горшочк..., на камн... , в яблон... , на полян... .

II вариант

В вопрос... , о рассад... , на юг... , на брошк... , в берёз... , о вкус... , в аул... , о басн... , на галстук... .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

П о д б е р и т е  к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

В с т а в ь т е  пропущенные буквы, обозначьте падежи имен существительных второго склонения.

В январ.. – морозы, в феврал.. – метели. В март.. – курица п..ёт из лужицы. В апрел.. з..мля преет. Если в ма.. дож..ь, будет и ро..ь. В июн.. со..нце на зиму, а лето на жару.

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имён существительных первого и второго склонения.

1) Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. 2) Вежливость не купишь на базар.. . 3) Не в сил.. сила, а в правд.. . 4) При солнышк.. тепло, а при матери д..бро.

П р о ч и т а й т е . Цифрой укажите склонение имён существительных. Обозначьте падеж и выделите окончания имен существительных первого и второго склонения.

Где живёт солнышко

Каждый где-нибудь живёт:

Рыба в речк.. , в норк.. – крот,

Заяц – в пол.. , мышь – в солом.. ,

Я – в большом кирпичном дом.. .

Пёс Волчок – в моём двор..

В деревянной конур.. .

Кошка Мурка – на диван.. ,

Зубры – в Африк.. , в саванн.. .

В тёмных джунглях – бегемот.

Ну, а солнце где живёт?

Днём и утр..м, это ясно,

В неб.. жить ему прекрас..но,

Ну, а вечер..м и ночью,

Когда всё темным-темно,

Где тогда гуляет солнце,

Где тогда живёт оно?

                        В. Шуграева

С о с т а в ь т е  предложения. Запишите их. Определите падежи имён существительных первого и второго склонения. Выделите окончания.

Наша, живём, семья, в, дом, новом.

Мальчики, на, лодка, катались, по, речка.

Учительница, нам, на, вечер, о, писатель, Гайдар, рассказала.

П р о ч и т а й т е  пословицы, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонения и падеж имён существительных. Выделите окончания.

1) Не покажись слов.., а покажись дел.. . 2) Ястреб с голуб.. – не друзья. 3) Красна птица пени.. , а человек – умен.. . 4) Мир красен солнц.. , а человек образовани.. .

У к а ж и т е  падеж выделенных имён существительных , устно определите, какими членами предложения они являются.

Лук царевич опустил. Белочка при всех золотой грызёт орех. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

                                                                                А. С. Пушкин

Д о п и ш и т е  окончания, обозначьте падеж имен существительных второго склонения.

И царица над ребёнк.. , как орлица над орлёнк.. . Мать с младенц.. спасена. Слуги, сватья и сестра с крик.. ловят комара. За мор.. царевна есть, что не можно глаз отвесть. Старуха сидит под окошк.. .

                                                                                А. С. Пушкин

Р а с к р о й т е  скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имён существительных.

Прим..рили (брат, сестра) –  ... .

Прим..рили (кофта, костюм) –  ... .

Сп..шу на (фабрика, завод) –  ... .

Сп..шу (задача, пример) –  ... .

Разр..дил (винтовка, ружьё) –  ... .

Разр..дил (петрушка, укроп) –  ... .



Предварительный просмотр:

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

П о с т а в ь т е  имена существительные во множественное число. Обозначьте ударения. Выделите окончания.

Окно – ... , дело – ... , место – ... , гнездо – ... , платье – ... , здание – ... , перо – ... , море – ... , письмо – ... , озеро – ... , облако – ... .

З а п и ш и т е  имена существительные в единственном или во множественном числе. Выделите окончания.

Плащи, герой, ракета, облака, пристань, ночи, комбайн, деревни, человек, шофёр, улицы.

З а п и ш и т е  словосочетания с именами существительными в винительном падеже множественного числа.

Хвалить (учитель, мальчик, ученик); знать (артист, кинофильм, писатель); собирать (ягода, гриб, досуг); пускать (кораблик, голубь).

– Выделите окончания.

З а п и ш и т е  имена существительные в форме множественного числа, распределив их в три столбика по родам.

Облака, гнёзда, апельсины, каникулы, тракторы, берёзы, гавани, перья, кони.

Учителя, корабли, окна, очки, якоря, рельсы, полотна, офицеры, площади.

– Выделите окончания.

У   и м ё н   с у щ е с т в и т е л ь н ы х  множественного числа определите именительный и винительный падежи.

I вариант

1) Школьники берегут книги. 2) Строители возводят новые школы. 3) В зоопарке ребята увидели слонов. 4) Сёстры на день рождения пригласили друзей. 5) Пчёлы не любят медведей.

II вариант

1) Снегири клевали в кормушке ягоды. 2) Художники создают новые картины. 3) Крестьяне выращивают хлеб, овощи, фрукты. 4) Звери любят своих друзей. 5) Ребята смотрели на уток.

– Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже, мн. ч.

Стволы (дерево), крылья (самолёт), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь), стук (колесо), край (самоцвет), много (пример), улицы (город), много (мастер).

– Выделите окончания.

С п и ш и т е  словосочетания, заменяя имена прилагательные именами существительными в родительном падеже, мн ч.

О б р а з е ц : журавлиные стаи – стаи журавлей.

Берёзовые почки – ... , подосиновые шляпочки – ... , сливовый компот – ... , дверные ключи – ... , медвежьи берлоги – ... , книжные полки – ... , фабричные трубы – ... , ореховые ароматы – ... , звериные тропы – ... .

– Выделите окончания.

З а п и ш и т е  словосочетания.

Шесть (падеж, килограмм) – ... , отряды – ... , ящик (помидоры, яблоки) – ... , много (дела) – ... .

З а п и ш и т е  имена существительные в родительном падеже, мн. ч.

Бельчата – ... , галчата – ... , котята – ... , медвежата – ... , зайчата – ... , слонята – ... , львята – ... , цыплята – ... .

– Выделите окончания.

С п и ш и т е , употребляя имена существительные во множественном числе. Выделите окончания, определите падежи всех имён существительных.

Плыть под парусом, шёл к озеру, любоваться тополем, бывать в лагере, управлять страной, мечтать о земле, идти по воде.

П о с т а в ь т е  данные в скобках имена существительные во множественном числе. Обозначьте падеж этих имен существительных. Выделите окончания.

1) В вагоне не было свободных (место). 2) У меня сегодня много (дело). 3) Мы купили две пары (сапоги) и четыре пары (носки и чулки). 4) В сад принесли десять (лопата). 5) Там мы сорвали несколько (яблоко). 6) В ящиках было много (апельсин).

Н а п и ш и т е  словосочетания, употребив имена существительные из скобок во множественном числе. Выделите окончания, определите падежи.

У новых (скатерти), около речных (вокзал), пуговицы от (наволочки), ветка (черешня), герои (басня), пять (простыни), килограмм (сливы).

С п и ш и т е , раскрывая скобки. Выделите окончания имён существительных, определите падежи.

Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).

По (стороны) улицы тянулись заборчики, сплетённые из ивовых (прутья). За (заборчики) виднелись домики с разноцветными (крыши). Деревья росли во (дворы) и на (улицы).

Д о п и ш и т е  предложения, подбирая подходящие сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падеж имён существительных.

1) Нежные чистые цветы ландыша кажутся ... . 2) На моховых болотах ... рассыпана румяная клюква. 3) Кудрявый можжевельник обсыпан мелкими ягодами, словно ... . 4) Лепестки цветов усеяны росинками, будто ... .

С л о в а  д л я  с п р а в о к : фарфоровые колокольчики, сверкающие алмазы, рубиновые ожерелья, чёрные бусы.

П о с т а в ь т е  имена существительные в скобках в нужных падежах, обозначьте их, выделите окончания.

Снег-волшебник

Снег на разных деревьях лежит по-разному: на (кедры) – большими (клоки), на (ёлки) – белыми (подушки), на сухих (ветки) – нанизан (шары), в (развилки) голых (осины) – скопился (шапки). Деревья кажутся то сказочными (великаны) в снежных (шапки и папахи), то белыми (медведи), то сказочными (чудовища).

                                                                                По И. Лаврову.

С п и ш и т е , вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания. Определите падежи всех имён существительных.

За овражк.. лес конч..лся. Впереди было поле. Мы спускались по полю в лощину. Там т..кла р..ка. Её можно заметить только по деревь.. и кустарник.. , которые росли на берегах. Растения змейк.. т..нулись до самой деревн.. .

Д..ма в д..ревн.. ст..яли под снежными крыш.. , точ..но карлики в б..льших шапк.. присели отдохнуть вдоль дорог.. . А над ними высились тополя с тёмными ветвями и гнёзд.. . В светлом неб.. л..тали галки. В крайнем дом.. т..пилась печ..ка. А д..ревня спряталась в синих снегах. На улиц.. не было видно ни одного человек.. .

                                                                                      В. Дежин

Адрес ч..рники узнай у лохматых и хмурых ел..й. З..мляника любит расти по л..сным опу..к..м, вырубк..м, пригорк..м. У гр..бов тоже есть св..и адреса. Шампиньоны растут на п..лях, у л..сных д..рог, на огород..х. Рыж..ки р..стут под сосн..ми, ел..ми, пихт..ми, лиственниц..ми. Опята р..стут на пнях, на ж..вых д..ревь..х.

                                                                        По Н. Надеждиной.



Предварительный просмотр:

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТРЁХ СКЛОНЕНИЙ

П р о ч и т а й т е  шуточное стихотворение.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

                        А. Грачёв

В каком предложении слово кот употреблено в именительном падеже?

Выпишите словосочетания, в которых слово кот употреблено в остальных падежах.

С п и ш и т е  предложения. Определите падеж слова счастье. В скобках напишите вопрос. Выделите окончания.

Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о счастье.

С о с т а в ь т е  и напишите словосочетания с именами существительными в нужном падеже, употребляя предлоги. Определите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

Добраться (город), слетел (голова), написал (ошибка), приготовил (брат), отплыл (берег), ходить (школа), перелететь (граница), взобраться (крыша), рассказать (зоопарк), радоваться (солнце), плыть (озеро), прислушаться (совет), гулять (парк), дружить (природа), нашёл (дерево), находился за (река), положил под (подушка), мечтал о (полёт) в космос, побывали в (Москва).

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

На пыл.. , пылинк..; к морков.. , морковк..; о фасол.. , фасолинк..; при дочер.. , дочк..; к двер.. , дверк.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

О букашк.. , о гордост.. , из шерст.. , по милост.. , по травинк.. , из земляник.. , о вишн.. , в арбуз.., на фуражк.., в колен.. .

В холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.. .

На подставк.. , к ящериц.. , в зелен.. , без братишк.. , около ел.. , по тетрад.. , в чащ.. , из деревн.. , в зоопарк.. , из жизн.. , по тетрадк.. .

О мякот.. , по пустын.. , на пароход.. , от радост.. , из берлог.. , к побед.. , для библиотек.. , на горизонт.. , об осен.. , по горст.. , о мыш.. , о капел.. .

На площад.. , в Сибир.. , по лестниц.. , вдоль тропинк.. , в журнал.. , к Астрахан.. , до полк.. , на террас.. , в долин.. , на лошад.. , на лошадк.. .

От кашк.. к гвоздик.. , по дорожк.. к рощ.. , от осинк.. к сирен.. , на макушк.. ел.. , от деревн.. к речк.. , около грядк.. на капуст.. , от веточк.. к ветв.. .

На ветк.. яблон.. , от фиалк.. к ромашк.. , на обложк.. книг.. , вдоль тропинк.. к речк.. , от пристан.. до деревн.. , по Волг.. на лодк.. , от дяд.. к тёт.. .

З а п и ш и т е  слова в два столбика по окончаниям.

На ладон.. , на топол.. , от бол.. , по комнат.. , о геро.. , до полк.. , в деревн.. , в конкурс.. , в зелен.. , от радост.. , о молодёж.. , на свирел.. .

К учительниц.. , к вещ.. , по рассад.. , о чувств.. , в очеред.. , об опасност.. , на местност.. , около яблон.. , в горшочк.. , в облак.. , у речк.. .

С п и ш и т е . К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

I вариант

На  брош.. – ... ,  около постельк.. – ... ,  по колыбельк.. – ... ,  о медал.. – ... , в бутылк.. – ... , о ноч.. – ... , на снег.. – ... .

II вариант

По тетрадк.. – ... , о сол.. – ... , без косточк.. – ... , в морков.. – ... , к картофелин.. – ... , на плет.. – ... , в упряж.. – ... .

О б р а з у й т е  2–3 имени существительных от глаголов: сгибать, сбить, сдать, сжать.

Поставьте полученные слова в родительный, дательный и предложный падежи.

Д о п и ш и т е  падежные окончания. Укажите склонение и падеж имён существительных.

Отец вернулся из поездк.. по Волг.. . Дорожка привела нас к озер.. . Стадо коров подошло к рек.. . Мы шли по узкой тропинк.. к опушк.. леса. Машина ехала по дорог.. к деревн.. .

Удивительная тишина в лесу. Хорошо идти по такаму лесу от полян.. к полян.. : в каждой, как в зелёной чаш.. , свой настой. Идёшь и из каждой чаш.. отпиваешь глоток, пока голова не закружится.

                                                                        Н. Сладков

На рябин.. , около берёзк.. , я смастерил кормушку для птиц, которую мы называли птичьей столовой. Интересно было наблюдать за птицами с террас.. дач.. .

В пол.. , на огород.. появились проталины. В овраг.. бегут ручьи. Как хорошо в лесу в ма..! В пол.. уже идут работы.

В лесу по ложбинк.. побежал весёлый говорливый ручеёк. На своём пут.. он заметил под корнями старой берёзы глубокую норк.. . В глубин.. этой норк.. спал сердитый ёжик. Он ещё с осен.. разыскал это укромное местечко под корнями.

                                                                    По Г. Скребицкому.

С вокзал.. до пристан.. пришлось идти через весь городок. Недавно прошёл лёд, и река широко отблёскивала жёлтой вод.. .

                                                                  По К. Паустовскому.

Была самая ранняя весна. Только на сирен.. уже зеленели почки. Возле пристан.. стоял катер, отдохнувший после зимней спячк.. .

                                                               По К. Паустовскому.

Р..ка т..чёт по долин.. среди зелен.. . На лужайк.. ж..лтеют одуванчики. В парк.. на сирен.. по..вились цв..ты. У..кая доро..ка в..дёт от лагеря к речк.. . На зелен.. п..лей мелькают люди.

С п и ш и т е . Вставьте данные в скобках имена существительные. Укажите их склонение и падеж. Выделите окончания.

1) Весной появились листочки на (яблоня, тополь, сирень). 2) Хвоя растёт на (ель, пихта, сосна). 3) На (Волга, Днепр, Енисей, Обь, Ангара) построены мощные гидроэлектростанции. 4) Экскурсанты побывали в (Волгоград, Казань, Ульяновск).

С п и ш и т е , вставив пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж. Выделите окончание.

В комнате Тани стоит кровать. На кроват.. белое покрывало. Около кроват.. стоит этажерка. На этажерк.. лежат книги. На столик.. лежат учебные вещи Тан.. . Девочка заботится о чистот.. и порядк.. в своей комнат.. .

Н а п и ш и т е  ответы на вопросы. Укажите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

Где было много грибов? (Опушка, лес.)

Где сидели пчёлы? (Ветка, сирень.)

Откуда слетели воробьи? (Берёза и ель.)

Где пел скворец? (Верхушка, черёмуха.)

Где показалась река? (Голубая дымка, туман.)

Где росла кудрявая берёза? (Опушка, роща.)

Где прыгала рыженькая белочка? (Вершина, ель.)



Предварительный просмотр:

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В ы п и ш и т е  только имена существительные первого склонения.

Облако, награда, олень, деталь, газета, морковь, дядя, морковка, Володя, лотерея, столица, модель, квартира.

В ы п и ш и т е  только имена существительные первого склонения.

Метель, черешня, метро, кабина, заглавие, загадка, квас, вода, корабль, ручка, Ольга, рыбка, мама, дедушка, пятно.

В ы п и ш и т е  из текста имена существительные 1-го склонения.

Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу было много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук ... Тук-тук». Как будто стучит дождик и пришла осень.

                                                                                        Я. Тайц

Д о п и ш и т е  подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.

Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.

– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.

С п и ш и т е , ставя имена существительные в винительном падеже.

Перепрыгнул (лужа, ямка), надела (юбка, блузка), слушает (песня, сказка), сделал (помарка, ошибка).

– Выделите окончания имён существительных.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с данными глаголами. Имена существительные ставьте в именительном падеже, винительном падеже.

Посадить, нарядила, закинул, устилает, подпевала.

– Определите падежи и выделите окончания имён существительных.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Наступила х..лодная з..ма. К (..кну) (п..д) л..тела синич..ка.

– Определите падежи имён существительных первого склонения.

С о с т а в ь т е   и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.

Чешуя (рыба), постройка (дача), письмо (сестра), край (земля), цветок (гвоздика), окраина (деревня).

В ы п и ш и т е  словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа.

Близко от деревни протекает река. У речки туристы сделали привал. На берегу они раскинули палатки.

– Выделите окончания.

О т в е т ь т е  на вопросы.

Из чего мама варила варенье?

        (Земляника, клубника, черника.)

Без чего нельзя сшить платье?

        (Иголка, нитка.)

Для кого приготовил ужин Алёша?

        (Собака, черепаха.)

Из каких плодов и ягод делают сок?

        (Малина, груша, вишня, слива.)

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.

Пушистый мех у ... . Чёрные ягоды у ... . Дедушка выкопал корнеплоды ... . Мелкие лепестки у ... . Длинные серёжки у ... . Бабушка сварила варенье из ... .

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

И з м е н и т е  словосочетания так, чтобы выделенные имена существительные стояли в родительном падеже единственного числа.

I вариант

Поздравить сестру, косить траву, ремонтировать, квартиру, решать задачу, посеять пшеницу, открыть выставку.

II вариант

Бросить перчатку, купить машину, встретить подругу, выпустить газету, выполнить работу, расчистить площадку.

– Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  предложения из слов каждой строчки. Поставьте имена существительные в нужном падеже.

У, вдоль, в, клёны, дорожка, грядка, выстроились, ряд.

Я, кустов, услышал, чаща, голосок, из, иволга.

Тянулись, тени, берёза, до, длинные.

Тётя, стоял, дом, деревня, около.

Рыба, Серёжа, был, у, для, сачок, ловли.

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

П е р е д е л а й т е  предложения по образцу.

О б р а з е ц : На небе луна. – На небе нет луны.

У меня есть собака.

В нашем классе есть хорошая футбольная команда.

У Саши есть кошка.

В классе есть магнитная доска.

– Обозначьте падеж имени существительного, которое зависит от слова нет.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

 I вариант

 От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.

II вариант

Я (пр..) х..дил около б..рёз..вой рощ.. . На пригорке красовались цв..ты фиалк.. . Из кустов я услышал г..л..сок иволг.. .

– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в Д. п., единственного числа.

Тропинка, речка; дорога, роща; аллея, дача; опушка, берёзка; улица, Ниночка.

– Выделите окончания.

И з   д а н н ы х  слов составьте и запишите словосочетания с именами существительными в дательном падеже.

I вариант

Проехать, страна, по; прислушаться, песня, к; погладить, голова, по; приблизиться, стена, к; помогать, Надежда Петровна.

II вариант

Поехать, бабушка, к; бегать, лужайка, по; обратиться, подруга, к; ходить, комната, по; рассказать, Валентина Ивановна.

– Выделите окончания имён существительных.

О б р а з у й т е  от имен существительных третьего склонения имена существительные первого склонения и запишите с ними словосочетания в дательном падеже.

I вариант

Мышь, печь, лошадь, морковь, ночь.

II вариант

Тетрадь, дочь, вещь, ель, брошь.

– Выделите окончания имён существительных.

О п р е д е л и т е  падежи имён существительных и выделите окончания.

I вариант

Взяла у подруг.. , прилетели к фиалк.. , цветы яблон.. , шли по тропинк.. , набрали черёмух.. , крышка коробк.. , неслись по Волг.. , помогали дедушк.. .

II вариант

Сбежал по дорог.. , ходите у клетк.. , заросли акаци.. , бросился к мам.. , рассыпались по крапив.. , у новой беседк.. , шагают по пашн.. , готовились к поездк.. .

– Обозначьте падежи и выделите окончания.

С п и ш и т е , раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падежи и выделите окончания.

Мы шли (по) д..рожк.. (к) рощ.. . (На) опу..к.. рощ.. было много л..сных яго.. . Вот (к) б..рё..к.. (п..д) л..тели с..роки. Дятел (з..) стуч..л клювом (по) осинк.. . Грачи важно расхаж..вали (по) пашн.. .  Пчёлы (пере)л..тали (от) кашк.. (к) гвоздик.. , (от) фиалк.. (к) рома..к.. .

                                                                        По В. Свереденкову.

– Выделенные слова разберите по составу.

С о с т а в ь т е  и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.

Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).

– Выделите окончания.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

I вариант

Пела мыжка ночю внорки: «Спи, мышонок, зомалчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи». Грип растёт среди дарошке, галава на тонкой ношки.

II вариант

Скоро выйдут мурави после зимней стужы. Зачирикал ворабей виселей накрыши. Зайчик бегает попарти и покарти на стине.

– Определите падежи и окончания выделенных имён существительных.

С п и ш и т е . Определите падежи имён существительных и выделите окончания.

I вариант

На листочк.. черёмух.. ; на вершин.. ; на палуб.. ; по дорожк.. к сторожк.. ; от кочк.. к кочк.. ; в долин.. ; для лошадк.. ; в постельк.. .

II вариант

Около ёлк.. ; на капуст.. ; о поездк.. по Родин.. ; на ветк.. яблон.. ; от деревн.. к речк.. ; в середин.. клетк.. ; к корк.. ; на грядк.. .

З а п и ш и т е  слова в три столбика.

На подставк.. , из берлог.. , от норк.. , к вырубк.. , в краск.. , о корон.. , на травк.. , по лапк.. , от песн.. , от туч.. , у Вал.. .

– Выделите окончания, обозначьте падежи.

З а п и ш и т е  каждое слово в родительном, дательном, предложном падежах, используя предлоги. Выделите окончания.

Берлога, Емеля, щука, снежинка, капля, дождинка.

С о с т а в ь т е   и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже единственного числа.

Говорить (дедушка), пролетал (пустыня), увидел (дорожка), сидел (парта), взлетали (осока), запахло (хвоя).

– Выделите окончания.

П р и п и ш и т е  к данным словам имена существительные первого склонения в творительном падеже единственного числа.

Косят, сеют, веют, чистят, поливают.

– Выделите окончания.

С о с т а в ь т е  и запишите предложения с именами существительными первого склонения в творительном падеже, используя предлоги.

I вариант

Пашня, кружилась, ласточка.

Проходит, неделя, неделя.

Суп, сварили, рыба.

Охотник, вернулся, лисица.

II вариант

Орлята, летят, орлица.

Речка, блестит, пшеница.

Ребята, прячутся, скамейка.

Девочки, пошли, малина.

– Выделите окончания.

З а п и ш и т е  имена существительные в творительном падеже. Где можно, используйте разные предлоги творительного падежа.

I вариант

На осин.. – ... , в башн.. – ... , у рощ.. – ... , в яблон.. – ... , из вишн.. – ... , по улиц.. – ... , к каш.. – ... , на ромашк.. – ... .

II вариант

Из клубник.. – ... , от черёмух.. – ... , без Ан.. – ... , про Сашу – ... , в бесед.. – ... , о музык.. – ... , с крыш.. – ... , для кож.. – ... .

– Определите падежи и выделите окончания всех имён существительных.

К   и м е н а м   п р и л а г а т е л ь н ы м  подберите однокоренные имена существительные первого склонения в родительном, дательном, предложном падежах.

Красный, чёрный, белый, тесный, тихий.

– Выделите окончания.

К   г л а г о л а м   подберите однокоренные имена существительные первого склонения в именительном, винительном, творительном падежах.

Встретить, загадать, посадить.

– Выделите окончания.

Н а п и ш и т е  имена существительные мужского рода в родительном падеже, а имена существительные женского рода в творительном падеже.

I вариант

Папа, девочка, Алёша, просьба, юноша, мужчина, молоко, Саша.

II вариант

Дядя, собака, Валя, мужчина, лисица, Володя, дедушка, озеро.

С о с т а в ь т е  предложения из слов каждой строчки, используя предлоги. Вставьте пропущенные буквы.

Избу..ка, вышел, старик.

Ноч.. , природа, за одну, всё, изм..нилось.

З..млёй, ни..кие, п..лзли, облака.

Ели, они, ч..ть, в..рхушка, ц..плялись.

Улица, сн..ж..нок, круж..лась, из мя..ких, ж..вая, пуш..стых, сетка.

Снасти, ст..рик, рыб..ловные, п..ехал, с..бака, лодка, см..треть.

– Определите падежи и выделите окончания.

С п и ш и т е , вставляя пропущенные буквы.

Каждой тр..винк.. , хв..инк.. хотелось быстрее поймать первую каплю дождя. (От) реч..к (к) деревн.. в..ла извилистая тро..ка.. Я медленно шёл (по) тр..пинк.. . О на (вы) вела меня к опушк.. леса.

                                                                        По М. Пришвину.

– Обозначьте падежи и выделите окончания имён существительных.



Предварительный просмотр:

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

З а п и ш и т е  слова в три столбика.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

О т   д а н н ы х  имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

З а п и ш и т е  слова в единственном числе. Обозначьте склонение имён существительных.

Картечи, деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

З а п и ш и т е  к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения.

Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар, папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.

– Обозначьте склонение всех имён существительных.

Д о п и ш и т е  пословицы.

Лучше горькая правда друга, чем сладкая ... .

Храбрость – ... .

Человек без Родины, что ... .

В молодости не научишься работать, ... останешься ... .

Золото добывают из земли, а ... добывают ... .

Птице нужны крылья, а ... .

Определите склонения имён существительных.


П р о ч и т а й т е  слова.

Клевер, жаворонок, щука, стол, комбайн, верблюд, сирень, карась, диван, трактор, табуретка, осётр, цыплёнок, шкаф, молотилка.

– Выпишите имена существительные, обозначающие животных. Укажите цифрой их склонение.

П р о ч и т а й т е  слова.

Тетрадь, книга, перо, комбайн, жук, клей, зеркало, окно, трактор, осётр, стул, шкаф, молотилка.

– Выпишите имена существительные, обозначающие машины. Укажите цифрой их склонение.

О т   д а н н ы х  имён существительных образуйте однокоренные имена существительные первого склонения.

Учитель, индюк, мышь, холодок, друг, волшебник.

П о д б е р и т е  и запишите к словам синонимы.

Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй, отец, деревня, торжество, везение, чародей.

– Определите склонение всех имён существительных.

П р и д у м а й т е  и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2–3 имён существительных.)

С п и ш и т е  пословицы.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

–Укажите склонения всех имён существительных.


О п р е д е л и т е  склонение и падеж имён существительных.

I вариант

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.

II вариант

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

С п и ш и т е . Определите склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький.)

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива. (И. Бунин.)

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевитый лист блестел, прикрывая кисточку цветка. (Т. Дрёмова.)

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. (П. Воронин.)

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой. (В. Солоухин.)

С п и ш и т е .

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

                                                                                По Т. Горовой.

– Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.



Предварительный просмотр:

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

П р о ч и т а й т е . Подчеркните имена существительные третьего склонения. Вставьте пропущенные буквы.

Вр..тарь, обл..сть, м..тель, мелочь, экипаж, олень, возвышенность, изг..родь, изобретат..ль, отт..пель, ф..соль, прорубь, р..мень, слесарь, сн..гирь, полночь, ненав..сть, мышь, помощь.

З а п и ш и т е  имена существительные в два столбика.

Олень, вратарь, экипаж.. , изгородь, плач.. , изобретатель, метель, плащ.. , мелоч.. , соль, журавль, окунь, ноч.. , меч.. , фасоль.

Н а п и ш и т е  однокоренные имена существительные третьего склонения одушевлённые – в родительном, а неодушевлённые – в предложном падежах.

Постелька, морковка, мышка, ночка, площадка, ладошка, кисточка, дочка, печка, упряжка.

– Выделите окончания.

П р о ч и т а й т е . Подчеркните имена существительные третьего склонения. Укажите склонение остальных имён существительных.

Во все стор..ны раскинулась з..мля. В неб.. сияет яркое со..нце, вет..р круж..т пыль по д..рог.. . На б..р..гу речк.. шумит камыш.. . Ранней в..сной и ос..н..ю с неба на степь льётся песня жаворонка.

З а п и ш и т е  ответы на вопросы, укажите падеж имен существительных третьего склонения.

Что фермеры убрали с полей? (Рожь.)

Что тянет рыбак? (Сеть.)

Что варит сталевар? (Сталь.)

Что делает столяр? (Мебель.)

П р о с к л о н я й т е  имена существительные пропасть, область, употребив указанные предлоги. Поставьте ударения, выделите окончания.

И.                              пропасть,                        область

Р.         из                ______________,        ______________

Д.         по                ______________,        ______________

В.         в                ______________,        ______________

Т.         над                ______________,        ______________

П.         в                ______________,        ______________

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

На лошад.. ,на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. ,о косточк.. , о кост.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

I вариант

Клонились к осен... , очищают от пыл... , сохраниться в памят... , пробежал по крыш... , скользит по глад... , мелют на мельниц... , взял из тарелк... , делают из стал... .

II вариант

Спрыгнул с ветк... , случай из жизн... , ветка ел... , пятно  на  обложк... , шёл по площад... , рассказ о сирен... , вода с крыш... .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

I вариант

1) Путешественники передв..гались на лошад.. , верблюд.. , автомобил.. . 2) Распустились цв..ты на сирен.. , черёмух.. , жасмин.. . 3) Мы плыли на лодк.. , пароход.. . 4) Приготовили сок из морков.. , вишн.. . 5) Мальчик прошёл по площад.. , улиц.. , дорог.. .

II вариант

1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2) Осенью убрали урожай морков.. , черешн.. ,петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.. , гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на ослик.. и на лошад.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

П р о ч и т а й т е . Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже.

1) И песню раннюю запел в (лазурь) _______ жаворонок звонкий. 2) (Вежливость) ______ открываются все двери. 3) Азбука – к (мудрость) ______ ступенька. 4) При солнышке тепло. При (мать) _______ добро. Всякой (вещь) _______ своё место.

– Обозначьте падежи имен существительных третьего склонения.

П р о ч и т а й т е . Допишите окончания, укажите падежи имён существительных.

1) Пушки с пристан.. палят, кораблю пристать велят. 2) Она, чёрной завист.. полна, позвала к себе Чернавку. 3) Царевна догадалась и до смерт.. испугалась. 4) Перед мёртвою царевной братья в горест.. душевной все поникли головой.

                                                                                А. С. Пушкин

З а п и ш и т е  ответы на вопросы, используя слова в скобках, употребляйте нужные предлоги. Укажите склонения имён существительных, выделите окончания.

Где сидели воробьи? (Дерево, изгородь.)

Где распустились листья? (Сирень, берёза.)

Где появились гусеницы? (Капуста, морковь.)

Где висели скворечники? (Ель, тополь.)

П р о ч и т а й т е . Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ель во всех предложениях.

В л..су на полян.. растёт ель. На ел.. висят шишки. Ч..сто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прил..тает дятел. Под ел.. прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел.. увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.

С о с т а в ь т е  предложения из данных слов. Выделите окончания имён существительных, укажите склонения и падежи.

Лень, хуже, болезнь.

Парад, на площадь, проходил.

Скамейка, на, аллея, стояла.

Друг, проверяется, в, опасность.

Подошёл, к, пароход, пристань.

П о д ч е р к н и т е  имена существительные третьего склонения, выделите окончания, обозначьте падежи.

На реке Кубани у пристани стоял пароход.

В Сибири в лесах много пушных зверей.

Мы читали рассказы о храбрости и верности русских бойцов.

Во всей окрестности не было холмов.

Отблески солнца отражались в зеркальной глади реки.

П о с т а в ь т е  имена существительные в творительный падеж. Выделите окончания.

Степь – ... , площадь – ... , лошадь – ... , сирень – ... , радость – ..., жизнь – ... , мебель – ... , кровать – ... , морковь – ... , ночь – ... , тяжесть – ... .

З а п и ш и т е  ответы на вопросы. У имён существительных третьего склонения обозначьте падежи и выделите окончания.

Где сидит ребёнок? (Кровать.)

На чём душистые лиловые цветы? (Сирень.)

В чём пишут дети? (Тетрадь.)

Где бьётся рыба? (Сеть.)

Где горит огонь? (Печь.)

Кто шуршит за печью? (Мышь.)

С п и ш и т е , исправив ошибки.

I вариант

1) Лотка быстро плыла по глаткой поверхносте вады. 2) Мой малютка дремлет слатко в колыбеле. 3) Дни лета клонилис к осене. 4) На фасоле и на капусте поевилис вридители. 5) К ноче дожть перестал. 6) Не забывай товарищя ни в радосте, ни в печале.

II вариант

1) Пчёлы литят к сирен и к яблоне. 2) По зеркалной гладе озера скальзит парустная лотка. 3) Ветки сирени стаяли вкувшыни настале. 4) Кисти белых цвитов сирене выделялись на зелине листев. 5) К ноче мы возвратились с прогулки. 6) Теплоход падхадил к казане.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

С п и ш и т е  пословицы. Вставьте данные в скобках имена существительные в нужных падежах. Укажите их склонения и падежи. Выделите окончания.

1) Труд ведёт к (честь и слава). 2) Первый в (работа) – первый и в (почёт). 3) Первое в (жизнь) – честно служить (Родина). 4) Без (волнение и забота) не жди (радость) от (работа). 5) Умение – в знании, знание – в (учёба), учёба – в (жизнь), жизнь – в (борьба).

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Еловый лес сумрач..ный. В нём всегда ст..ит зап..х сырост.. . К..лючие лапы елей царапают л..цо и руки. Х..роши мал..нькие л..сные красавицы!

Ел.. – очен.. цен..ое дер..во. Из древесины ел.. делают бумагу. Ель п..ёт в скрипк.. , в роял.. . Много различной мебел.. делают из ел.. . В густом ел..ник.. птицы укрываются от стуж.. и метели.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

– Выделенные слова разберите по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

Урок русского языка "Имя существительное" (обобщение) 4 класс

Урок обощения знаний проводится с использованием презентации, созданной в программе Power Point....

Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы

Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное. Закрепление." (2 класс)

Материал содержит задания обобщающего характера по теме Имя существительное....

Проверочная работа по русскому языку "Имя существительное. Глагол." 2 класс

Проверочная работа по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Памятка по оформлению письменных заданий к упражнениям по русскому языку для ученика начальной школы

В  условиях  реализации требований  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования нового поколения, к  одним из основных  учебны...