Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Цели урока:

1. Обобщить  знания учащихся об имени прилагательном.

2. Подчеркнуть роль имён прилагательных в нашей речи, развивать умение находить их в тексте

3. Воспитывать любовь к родному городу и бережное отношение к его историческому наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_carskom_sele.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

УМК «Школа России»

Тема урока: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

Цели урока:

1. Обобщить  знания учащихся об имени прилагательном.

2. Подчеркнуть роль имён прилагательных в нашей речи, развивать умение находить их в тексте

3. Воспитывать любовь к родному городу и бережное отношение к его историческому наследию.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний

«Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные,

Под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшею главой» - так писал в 1829 году Александр Сергеевич Пушкин о Царскосельском парке.

Войдём и мы сегодня на уроке русского языка под сень Царскосельского сада. Что же мы видим? Пейзажный парк.

Зеленеет парк под тёплыми лучами летнего солнышка.  Лёгкий ветерок покачивает ветви деревьев.

Найдите знакомые части речи.

1 вариант - выпишите имена существительные.

2 вариант – выпишите глаголы.

3 вариант -  выпишите прилагательные.

 Как вы узнали эти части речи?

2. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке  мы обратим особое внимание на имя прилагательное, будем учиться находить прилагательные в тексте и пополнять ими свой словарный запас.

3. Обобщение изученного материала.

1) Упражнение по выделению в тексте имён прилагательных.

 Существует словестно-дидактическая игра «Пентагон». Название игры произошло от слова «пента» - пять. Ведущий игры задумывает какое-то слово, а игроки должны отгадать его по пяти подсказкам. Наши дети приготовили такие  загадки о достопримечательностях Екатерининского парка.

Загадка 1. Составила  Терентьева Арианна.

  1. Бронзовая статуя.
  2. Гранитная скала служит для неё пьедесталом.
  3. Во время войны статуя была зарыта в землю.
  4. У ног бронзовой девушки лежит разбитый кувшин.
  5. Из кувшина льётся ключевая вода.

                                            Фонтан «Девушка с кувшином»

«Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок…» - так воспел А.С.Пушкин этот фонтан в своём стихотворении «Царскосельская статуя».

Пурышева Наташа написала свои стихи о фонтане «Девушка с кувшином»

«Бедная девушка шла по дороге,

Мечтая о ярких волшебных нарядах.

Хрупкий сосуд уронила на землю.

Ударился он, раскололся на части,

Ушла из него драгоценная белая влага.

Слезами залилась хозяйка младая

И с горькой тоскою присела на камни,

Вечно роняя хрустальные слёзы ».

Загадка 2. Составила Гелевейчук Настя.

  1. Ансамбль из трёх павильонов.
  2.  Павильоны построены из красного кирпича.
  3. Раньше в центральном корпусе хранились деревянные лодки.
  4. Сейчас в этом здании уютный ресторан.
  5. В названии здания спряталось военно-морское звание.

                                                                Адмиралтейство

Загадка 3. Составила Локова Даша.

  1. Памятник воинской славы в честь морских побед.
  2. Возвышается над водами Большого пруда.
  3. Стоит на гранитном пьедестале.
  4. Украшен рострами  (носовые украшения вражеских кораблей).
  5. Увенчан бронзовым орлом.

                                                                 Чесменская колонна.

Загадка 4. Составила Малонушенко Настя.

  1. Памятник увенчан круглой беседкой.
  2. На неё можно подняться по склону земляного холма.
  3. Вход на склон открывают Готические ворота.
  4. Каменные стены башни прорезаны аркой.
  5. Башня напоминает развалины крепостного сооружения.

                                                                       Башня - руина

Какие прилагательные помогли нам отгадать эти загадки?

Как вы их узнали?

Для чего девочки использовали в своих загадках имена прилагательные?

2)Стихи о Царском Селе

 «Волшебные места, где я живу душой…» - так написал А.С.Пушкин о Царскосельском парке.

Лебёдкина Ася вместе с мамой написала стихотворение о Царском Селе.

«И почему люблю я Царское Село?

Быть может потому, что здесь цари гуляли,

И каждый уголок, пусть маленький, его

Пропитан роскошью, скрывает чьи-то тайны…

Я живо представляю те балы

В огромном золочённом зале.

На улице чуть слышен стук копыт,

Кареты будто только что промчали.

Конечно, роскошь – это да!

И платье бальное хотелось бы примерить,

Услышать: «Проходите, господа!»

И в вальсе пол ногами мерить.

Но знаете, другое я люблю –

Не только куполов златых сиянье,

Не только роскошь парка и дворцов

И платьев из парчи чуть слышное шуршанье.

Здесь ощущаешь ритм старины

Замедленный, везде такой спокойный.

И целый день легко гуляешь ты,

Как будто временем заворожённый.

Листва дубов мне что-то говорит

И разговорам чьим-то вторит,

Пытаясь рассказать и объяснить

Сюжет из ранее увиденных историй».

3)Наблюдение за значением имени прилагательного в тексте.

Давайте выпишем из стихов Аси некоторые, особенно яркие, словосочетания с прилагательными. Что обозначают эти прилагательные? На какие вопросы отвечают?

«Огромный зал»

О каком зале идёт речь? Какие слова помогли вам узнать его? (Большой зал или Светлая галерея Екатерининского дворца, который предназначался для важных приёмов и торжеств)

Дубовая листва

Бальное платье

Когда надевали такое платье?

«Златые купола»

(Купола Дворцовой церкви Екатерининского дворца. На позолоту наружных и внутренних украшений дворца пошло около 100 кг золота)

На какие вопросы отвечали эти имена прилагательные?

4) Обогащение словаря прилагательными

А сейчас мы с вами тоже попробуем написать стихи. Это белые стихи.  В этих стихах нет рифмы, но они содержат образ. Образами выступят достопримечательности Екатерининского парка.

1 строка – имя существительное

2 строка – 2 глагола

3 строка – 3 прилагательных

4 строка – имя существительное

1 вариант – Мраморный мост

2 вариант – Орловские ворота

(чтение стихов)

Обратите внимание, как украсили наши стихи имена прилагательные.

Физкультурная минутка

Хорошо гулять по парку!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

В парке есть три полочки:

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

Шуршат на дереве листы.

Шуршат тихонечко кусты.

А ты садись и не шурши

И всё красиво напиши.

5)Упражнения в использовании прилагательных в речи

а) Разные деревья растут в нашем парке. Вам предлагается текст, который вы должны украсить прилагательными.

(Какие?) сосны развесили свои (какие?) вершины. (Какие ?) ёлочки выгибают (какие?) ветви. (Какой?) дуб раскинул шатром (какие?) листья. (Какие?) липы выстроились в (какие?) аллеи.

б)В нашем парке бывают разные люди. Какие? Сейчас вы сами об этом узнаете.

Добрый, молодой, славный, красивый, чуткий, старый, отзывчивый, ласковый, шестилетний, пожилой, внимательный, взрослый.

Из данных имён прилагательных 1 вариант выписывает прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, а 2 вариант – прилагательные, обозначающие возраст человека:

4.Обобщение изученного.

В США есть 15 городов, носящих имя «Санкт-Петербург». Под Нью-Йорком есть небольшой городок, называющийся Си-Коиф, но большинство русских, населяющих его, называют его Царским Селом, уверяя, что он напоминает им пригород Петербурга.

Площадь городка – одна квадратная миля, но в нём три православные церкви, а при них – приходские школы, где детей обучают русскому языку. Русский язык очень красивый и украшают его прилагательные.

Давайте теперь посвятим свои стихи Имени Прилагательному.

Имя Прилагательное

2 глагола

3 прилагательных

Имя Прилагательное

5. Заключение.

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га- тель-ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. Урок о Царском Селе.

Компьютерная презентаиця к уроку "Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном"....

Урок русского языка в 4 классе по теме"Обобщение знаний об именахсуществительных и прилагательных."

Урок русского языка с интерактивной доской Smart Board по теме "Закрепление об именах существительных и именах прилагательных"...

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме «Обобщение знаний о правописании имен прилагательных»

Цель: закрепить знания об имени прилагательном; развивать умение определять род, число имен прилагательных.Задачи: - учить правильному написанию имен прилагательных;- развивать умения распознавать име...

Интегрированный урок русского языка и чтения на тему" Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»"

Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное". Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения сво...