Интегрированный урок русского языка и чтения на тему" Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Караваева Жанна Владимировна

Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное". Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_russkiy_yazyk-chtenie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского  языка и литературного чтения

Тема:

Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»

Цели:

1.

Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».

2.

Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Оборудование:

Карточки по русскому языку, портрет писателя, выставка книг Пришвина «Золотой луг», «Журка», «Ярип», «Верхоплавки», иллюстрация, изображающая сороку, карточки по чтению.

 Ход урока:

I урок.

1.

Организация начала урока.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок,

Всё у нас в порядке -

Книжки, ручки и тетрадки.

Проверьте порядок на парте.

2.

Повторение изученого материала.

а) Запись числа и класской работы.

- Откройте тетради и запишите число, проговаривая его орфографически.

- Какие части речи встретились в данной записи? (Числительное, существительное, прилагательное)

б) Чистописание.

- Прочитайте слова на доске:

белом у , в высоком , заря , добрая , небесное , зиме , окно , лесного .

- На что бы вы обратили внимание? (Неправильно выделены окончания)

- В какой части речи были неправильно выделены окончания?

- Давайте исправим, где нужно, ошибки

- Ребята, какие окончания прилагательных в единственном числе вы знаете?

- Проверим, все ли окончания вы перечислили? (На доске открываю запись)

-ая

-яя

-ой

-ей

-ую

-юю

-ый

-ий

-ое

-ее

-ого

-его

-ому

-ему

-ым

-им

-ом

-ем

- Возьмите ручки, положите правильно тетради. Пропишем все окончания, соблюдая правильное написание букв и соединений.

- Обратите внимание на окончания, которые записаны справа от вас.

- Что их объединяет? (Окончания прилагательных)

- В чём разница? (Единственное и множественное число)

- А найдите хитрые окончания. Докажите. (-ым, -им и в единственном и во множественном числе)

в) Словарная работа.

Дома вы знакомились с рассказом Михаила Михайловича Пришвина «Выскочка». Я вас просила, читая текст, найти словарные слова. Назовите их. Запишем их в столбик. (У доски один ученик записывает.)

собака (преданная)

вниз

полено (гладкое)

берег (крутой)

сорока (длиннохвостая)

охота (удачная)

прекрасно

хорошо

чеснок (крупный)

обед (вкусный)

природа (чудесная)

- Давайте к каждому слову подберём подходящее по смыслу прилагательное.

- Что вы можете сказать о написанных словах?

- К каким словарным словам мы можем подобрать подходящее по смыслу прилагательное?

- Почему мы не можем подобрать прнилагательное к этим словам? (Так как это наречие, а прилагательное дружит с существительным.)

 

КАРТИНКА

                                                

3.

Сообщение темы и цели урока.

- А сейчас я попрошу вас обратить внимание на то, что мы записали, о чем мы говорили. Попробуйте дагадаться, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

- Мы будем сегодня не только повторять прилагательные, но и работать над рассказом М. М. Пришвина «Выскочка», который поможет нам повторить о двух друзьях – частях речи – существительном и прилагательном.

4.

Вступительное слово учителя.

а) Знакомство с биографией автора

ПОРТРЕТ

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение семьи вынуждаетуехать Пришвина в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. Сдав экзамены , поступает в политехникум. Мытарства по стране, смена рабочих мест и наконец, Пришвин – корреспондент петербургских газет.

Писать для детей М. М. Пришвин стал в 1925 году: выходит первый сборник его детских рассказов «Матрёшка в картошке». Пришвин считал, что детский рассказ является пробным камнем для истинного таланта. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.

- Я просила подобрать интересный материал о М. М. Пришвине.

- Кто из вас дополнит мой рассказ о биографии писателя?

- Как называется наш раздел? (Природа и мы)

- Почему наш раздел начинается с рассказа М. М. Пришвина? (Так как он писал о природе)

б) Игра «Узнай произведение».

(На доске на карточках названия произведений. Дети должны узнать произведения М. М. Пришвина. Карточку с этим произведением вешаем под портрет.)

РЕБЯТА И УТЯТА

МУЗЫКАНТ

ГЛОТОК МОЛОКА

СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ

ПРЕДМАЙСКОЕ УТРО

БАРБОС И ЖУЛЬКА

ПИКОВАЯ ДАМА

ПРО ОБЕЗЬЯНКУ

ВЫСКОЧКА

- Напишите в тетради названия тех произведения, где встретились имена прилагательные

- Давайте дополним ещё одним произведением (Карточка «Выскочка»). Запишите название этого произведения в тетрадь по русскому языку и разберите по составу.

Выскочка    (Скачет, скок, перескочил, скакать)

ФИЗМИНУТКА

в) Обратите внимание на те книги, которые есть у нас в библиотеке.

Поделитесь своим впечатлением о прочитанном.

ВЫСТАВКА КНИГ

«Лесной доктор» (Трудолюбивый дятел продолбил 7 дырок в осине, чтобы извлечь из неё червя и так спас дерево).

«Золотой луг» (Писатель поведал о замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером).

«Журка», «Медведь», «Сметливый беляк», «Верхоплавки» (Сколько открытий для детской души в этих рассказах).

5.

Чтение произведения (выразительное чтение).

- К какому виду жанра относится произведение? (Рассказ) Докажите.

- Какой тип текста? (Смешанный) Докажите.

- Какие две темы затрагивает писатель? (Природа и животные)

- Поэтому раздел называется «Природа и мы».

- Кто является главными героями рассказа? (Вьюшка и Выскочка)

- Какое событие в рассказе главное?

- Найдите строчки, в которых выражена основная мысль и идея названия рассказа. («Говорят, что в семье не без урода») Характер героини говорил сам за себя.

- Какие эпитеты использовал автор и с какой целью? (Охотничья собака, весёлая собачка)

- Какие сравнения? (Ушки как рожки, зубки белые, как чеснок)

- Каким прилагательным характеризует автор Вьюшку? (Весёлая) Выскочку? (Глупенькая)

 

По вариантам:

- К слову «весёлая» подберите синонимы и запишите (Радостная, бодрая, задорная).

- К слову «весёлая подберите антоним и запишите (Печальная, грустная).

- Слово «глупенькая» разобрать как часть речи (Глупенькая – прилагательное (какая?) глупенький, женский род, именительный падеж, единственное число, второстепенный член)

6.

Работа в группах.

- Составьте вопросы о прилагательных.

Написать предложение с прилагательным (каждой группе).

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи связано?

Как изменяется?

Каким членом предложения является?

II урок.

7.

Работа с текстом.

а) Какие из предложенных прилагательных вы бы выбрали, чтобы охарактеризовать сороку? (У детей карточки с именами прилагательными)

(Весёлый, озорной, крикливый, глупый, смешной, шустрый, симпатичный).

РИСУНОК СОРОКИ

- Обратите внимание на окончания прилагательных, которые я вам предложила. (Мужского рода)

- Почему они все в мужском роде единственного числа? (Так как это начальная форма прилагательных)

- Измените прилагательные так, чтобы они подходили в словосочетании со словом «сорока». (Дети называют)

- Напишите любое словосочетание во множественном числе и просклоняйте его. (Работа в парах – взаимопроверка) (Проверка одного или двух учеников)

б) Анализ рассказа парами по вопросам. (Вопросы № 4, № 5, № 6, № 7, № 10, № 11 – 6 пар)

в) Соотнесите иллюстрацию с произведением. Найдите слова в тексте, которые можно соотнести с иллюстрацией. («Выскочка вырвалась...»)

- Составьте своё предложение, которое сответствовало иллюстрации. («Вьюшка погналась за хитрой сорокой», «Вьюшка вырвала хвост у хитрой сороки»).

(Первый ученик у доски запись с комментарием)

(Второй ученик - словосочетания)

(Третий ученик – части речи, падежи)

(Четвертый ученик – схема)

ФИЗМИНУТКА

г) Прочитайте ещё раз это произведение и найдите фразеологизмы.

ПРОСКАКАЛА ДУРОМ

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА

С ПЫЛЬЦОЙ В ГОЛОВЕ

        

- Что они означают?

А теперь скажите, для чего нужны прилагательные в нашей речи?

Выпишите из двух последних абзацев существительное и прилагательное, связанное с ним, укажите род, число, падеж.

    И. п. ж. р.

 И. п. ж. р.

    И. п. ж. р.

  И. п. ж. р

  И. п. м. р.

Блестящая ,

пёстрая ,

проворная ,

воровка  ,

пёстрый  шарик ,

     И. п. ж. р.

               В. п. ср. р.

     Р. п. м. р.

бесхвостая  Выскочка,

на ближайшее  дерево ,

большого  срама.

8.

Работа с пословицами.

- Какая пословица больше всего подходит к этому рассказу?

- Ребята, кому-то из вас достался сюрприз, потрогайте под партой. У вас написаны пословицы. Прочитайте их.

1. Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

2. Хитри, да хвост береги.

3. Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмоге.

- Почему эти пословицы прозвучали на нашем уроке?

- Докажите, что они соответствуют основной мысли рассказа.

9.

Итог урока.

- Ребята, какие прилагательные вы бы подобрали, чтобы выразить своё отношение к уроку? (Замечательный, удачный, познавательный, открытый, занимательный, воспитательный, развивающий, обучающий.)

10.

Домашнее задание – подробный пересказ рассказа «Выскочка» от имени Выскочки или Вьюшки. Ответ на вопрос № 10.

А теперь послушайте, какие прилагательные я подобрала, чтобы выразить своё отношение к вашей работе и к вам. (Замечательные, умные, любознательные, рассудительные, прилежные, пытливые, дисциплинированные, внимательные.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....