Главные вкладки

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
    план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

    Колемаскина Лариса Викторовна

    Конспект урока русского языка в 4 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

    Колемаскина Лариса Викторовнаучитель начальных классов

    Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных"

    Тип: урок изучения нового материала.

    Технология: на проблемной основе.

    Метод: проблемно-поисковый.

    Формы: коллективные, групповые, индивидуальные.

    Приёмы: создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации.

    Цели:

    1. учить образовывать имена прилагательные от имён существительных при помощи суффиксов;
    2. развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
    3. воспитывать умение работать в коллективе, в парах.

    Задача: познакомить с ролью и правилом употребления имён прилагательных в русском языке.

    Оборудование: слайды.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.
    - Я надеюсь, что вы будете внимательны и активны на уроке.

    II. Мотивация урока.

    На доске написаны слова: существительное, делимое, глагол, слагаемое, предлог, наречие, частное, прилагательное, союз. 
    - Прочитайте слова, что заметили? Как сгруппируем? Докажите свою точку зрения (в одну из групп дети выделяют части речи).
    - Назовите неизменяемые части речи, изменяемые части речи. Какая часть речи обозначает признак предмета? Что ещё знаете о прилагательном?

    III. Сообщение темы урока.

    IV. Словарная работа.
    На доске записаны слова:
    . дежда
    п . года
    к . ртина

    - Прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет? (это имена существительные, единственного числа, женского рода, нарицательные, неодушевлённые)
    - Запишите эти словарные слова, вставляя пропущенные буквы.
    Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите рядом. Что у вас получилось? Какая связь между существительным и прилагательным? Как они согласуются? (в роде, числе и падеже)

    V. Работа над новым материалом.
    1) На доске записан проблемный вопрос: Как образуются имена прилагательные? (обсуждение проблемы детьми в группах, каждая группа делает свой вывод).
    2) На доске записаны пары слов:
    степь – степной
    холод – холодное
    свобода – свободная
    лес - ?

    - Прочитайте пары слов. Запишите. Что заметили? Как образовались прилагательные? Образуйте прилагательное от слова лес? (устно).
    - Какой сделаем вывод?
    3) Упр. 354.
    - При помощи какого ещё суффикса могут образовываться имена прилагательные? (вывод по двум заданиям).
    4) – Найдите правило в учебнике на стр. 143. Чем учебник дополняет наши выводы? (суффикс –ист- участвует в образовании имён прилагательных от имён существительных).
    5) – Дома вы будете образовывать прилагательные при помощи суффиксов –н-, -ск-, -ист-. Домашнее задание : упр. 359, правило. 
    6) Знакомство с новым словарным словом:

    а) загадка:

    «Вот на краешке с опаской
    Он железо красит краской,
    У него в руках ведро,
    Сам расписан он пестро».
    (
    Маляр)

    - Кто такой маляр? 
    б)

    - Что можете сказать об этом имени существительном? (запись слова)
    - Образуйте имя прилагательное от данного существительного (малярный)
    - Как оно образовалось? (запись слова)
    - В русском языке есть такие слова, как малярить, малярничать и они тоже являются однокоренными (запись слов)
    - Запишем предложение с новым словарным словом:

    Маляр рисует узоры весенними красками.

    - Укажите части речи в этом предложении. Как образовалось прилагательное «весенними»?
    - Как вы понимаете выражение «весенними красками»?

    VI. Творческая работа.
    - Сейчас я вам предлагаю побыть художниками и использовать весенние краски в своей творческой работе. А в этом вам помогут имена прилагательные.
    1 задание: по картине о весне составить и записать 3-4 предложения;
    2 задание: для двух пар учащихся работа с деформированным текстом:
    За весной наступит лето. Школьников ждут летние каникулы. Много интересного ждёт ребят впереди.

    VII. Проверка.
    - Какую роль играют прилагательные в речи?

    VIII. Итог.

    IX. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

    Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

    Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

    Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

    Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

    Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

    1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

    Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

    Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

    Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным".

    Цель урока: способствовать ознакомлению с переносным значением имён прилагательных, развитию умения определять значение имен прилагательных; создать условия для формирования умения задавать вопрос к и...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

    Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...


     

    Комментарии

    Лариса Викторовна, большое спасибо за конспект урока.В нём представлены формы групповой работы учащихся в проблемной технологии. Я с удовольствием воспользовалась вашим опытом работы.