Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе

 "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

 

Цели:

  • Исследовать имя существительное как часть речи.
  • Выделить грамматические признаки существительного
  • Формирование понятия «имя существительное».
  • Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: презентация к уроку"Обобщение: что мы знаем об именах существительных", карточки с заданиями, иллюстративный материал, дощечки с маркерами для фронтальной работы, толковые словари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_b__klasse.doc390 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt_otkrytyy_urok.ppt895.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе

 "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Цели:

  1. Исследовать имя существительное как часть речи.
  2. Выделить грамматические признаки существительного
  3. Формирование понятия «имя существительное».
  4. Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  5. Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.

Оборудование:  презентация к уроку "Обобщение: что мы знаем об именах существительных", карточки с заданиями, иллюстративный материал, дощечки с маркерами для фронтальной работы, толковые словари.

Ход урока:

1. Орг. класса:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

2. Чистописание

– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.

Дети.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети записывают число, индивидуальные образцы чистописания)

3. Словарная работа.

А начнем мы наш урок с игры . Играть будем со словарными словами.

Игра «Объяснялки». (Заранее подготовленные дети объясняют значение слов).

Слова: декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята.

Потом идёт самопроверка.

Задания: составить предложение с любыми из этих слов. 2-3 человека составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений, используя данные слова. Затем рассказы выслушиваются.

- А я предлагаю вам пословицу с одним из этих слов.

Теплое слово и в мороз согреет.

- Объяснить орфограммы.

Письмо по памяти. Взаимопроверка.

4. Сообщение темы и цели урока.

(На доске словарные слова).

А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:

- Какое слово здесь лишнее и почему? (отвечает на вопрос кто?).

-Что обозначают эти слова?

-Как называются слова обозначающие предмет?

Вы уже догадались, какая у нас тема урока?

Сегодня мы будем работать над темой имя существительное. (На доске появляется фундамент домика).

- Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.

А задумывался ли кто - нибудь из вас, почему слова этой части речи получили такое название? (Ответы и предположения детей).

- Прочитайте, как это объясняет ученый-лингвист Л Успенский. Упр. 211

На вопрос кто? или что? Отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – существительные.(Л. Успенский)

Совпадают ли ваши предположения?

-Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль.

5. Работа по теме урока.

«Великое количество слов в языке – сотни тысяч.  Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.

Найдите имена существительные на карточках (работа по карточкам) – взаимопроверка с опорой на эталон.

И первым будет стоять Имя Существительное, то есть слова, которые обозначают предметы.

6. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

«Предметы» в науке о языке – это всё, о чём можно спросить кто это? или что это? – люди, животные, вещи, предметы, события, явления природы, состояния и чувства  людей.

Работа в группах.

Каждая группа зачитывает свои 3 слова.

Сделайте вывод, что могут обозначать существительные? (на доске появляется следующая полоска)

фрукты -…

ткани - …

реки - …

мебель - …

профессии - …

города - …

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это еще один этаж нашего дома.

 И, как утверждает Морфология,  Имя Существительное – это каждое второе слово…»

Давайте проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение (Упр.213) и подчеркните все имена существительные.

За горами, за лесами, 
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак….
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села. (П.Ершов «Конёк- Горбунок»)

Что осталось? Понятно ли о чём говорится в тексте?  Давайте выпишем существительные из текста, поставив их в начальную форму. (ед.ч. кто? что?).

Дети по одному выходят к доске, задают вопрос и записывают слова.

 Гора, лес, море, небо, земля, старик, село, старинушка, сын, детина, дурак, братья, пшеница, град, столица.

-Найдите однокоренные слова. Докажите.

-Какое слово в современном языке звучит иначе?

-На какие две группы можно разделить все эти слова? Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?(на доске появляется полоска «одушевлённые » и «неодушевлённые»).

-На какие 3 группы можно разделить эти существительные? Какие слова помощники помогают определить род существительных? Устно разбиваются по родам. Какое слово лишнее? Почему?  Поставьте его в единственное число.

Сделайте вывод, как изменяются существительные?

 Физкультминутка.

Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.

Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

- Сели (минутка отдыха).

Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Дышится легко… ровно…глубоко…

Мы спокойно отдыхали, 
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать, 
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
И работу продолжаем

7. Роль существительных в речи и предложении.

Прочитайте текст (на доске):

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Разбор каждого предложения:

- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.

- Какой вывод можно сделать? Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

Третий этаж нашего дома (роль в предложении)

8. Итог урока.

В течение  урока мы выстроили с вами дом - имя существительное.

Так что же мы знаем об  имени существительном?

- Почему оно так называется?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?

- Какое задание было самым интересным?

9. Домашнее задание: стр.26

У кого 5 + упр. 3

 У кого 5 упр. 2

Ост. Упр. 1

10. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”

1. узнал новое…

2. научился …

3. было трудно …

4. всё понял, могу помочь другим …

Игра «Шифрограмма».

Проводится по вариантам.

Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К

Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К

Зачитываются найденные слова.

-Относятся ли они к существительным? Докажите.

Резервное задание

Учитель читает стих

А. Косоговского “Имя существительное”, учащиеся договаривают слова.

– Кто спешит так рано в школу?

– Все спешат…(ученики).

– Книги, ручки,…(дневники).

– Как вы сделали открытие это удивительное?

– Помогло нам всем ответить Имя… (существительное).

– Что такое имя существительное? ( Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 б классе

Слайд 2

д … кабрь И Е е Молодец!

Слайд 3

… нварь Е И Я я Молодец!

Слайд 4

ф … враль И Е е Молодец!

Слайд 5

к … ньки О А о Молодец!

Слайд 6

м … роз о Молодец! А О

Слайд 7

п …года О А о Молодец!

Слайд 8

р ... бята И Е е Молодец!

Слайд 9

Декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята . Теплое слово и в мороз согреет.

Слайд 10

Какое слово здесь лишнее и почему? Декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята .

Слайд 11

Что мы знаем об именах существительных?

Слайд 12

1. задай к слову вопрос 2. определи, что обозначает слово 3. назови часть речи алгоритм

Слайд 13

Определи части речи свет у лисица бежать за учить рыжий на медведь домик огород синее

Слайд 14

красным – имена существительные; зелёным – глаголы; синим – имена прилагательные ; жёлтым – предлоги. Разбейте слова на группы

Слайд 15

свет лисица бежать рыжий медведь огород домик учить синее за у на Проверьте, пожалуйста:

Слайд 16

Имя существительное - часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто?, что?

Слайд 18

…… холодная настала. Морозом …… заковало. Печально смотрит тёмный …… . Пушистый …… летит с небес.

Слайд 19

Домашнее задание: стр. 26 Упр. № 1: Написать 10 имен сущ. Проверить написание по словарю Указать род Выделить окончание и основу

Слайд 20

Игра «Шифрограмма». Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Второе склонение имен существительных

Данный урок разработан согласно требованиям нового ФГОС. Его можно использовать при разных УМК. Урок с использованием современных   информационных технологиями.  Групповая работа на уро...