Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе
"Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Цели:
- Исследовать имя существительное как часть речи.
- Выделить грамматические признаки существительного
- Формирование понятия «имя существительное».
- Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: презентация к уроку"Обобщение: что мы знаем об именах существительных", карточки с заданиями, иллюстративный материал, дощечки с маркерами для фронтальной работы, толковые словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_b__klasse.doc | 390 КБ |
prezentaciya1.ppt_otkrytyy_urok.ppt | 895.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе
"Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Цели:
- Исследовать имя существительное как часть речи.
- Выделить грамматические признаки существительного
- Формирование понятия «имя существительное».
- Ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных. Развивать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: презентация к уроку "Обобщение: что мы знаем об именах существительных", карточки с заданиями, иллюстративный материал, дощечки с маркерами для фронтальной работы, толковые словари.
Ход урока:
1. Орг. класса:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Чистописание
– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.
Дети.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети записывают число, индивидуальные образцы чистописания)
3. Словарная работа.
А начнем мы наш урок с игры . Играть будем со словарными словами.
Игра «Объяснялки». (Заранее подготовленные дети объясняют значение слов).
Слова: декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята.
Потом идёт самопроверка.
Задания: составить предложение с любыми из этих слов. 2-3 человека составляют небольшой рассказ из 2-3 предложений, используя данные слова. Затем рассказы выслушиваются.
- А я предлагаю вам пословицу с одним из этих слов.
Теплое слово и в мороз согреет.
- Объяснить орфограммы.
Письмо по памяти. Взаимопроверка.
4. Сообщение темы и цели урока.
(На доске словарные слова).
А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:
- Какое слово здесь лишнее и почему? (отвечает на вопрос кто?).
-Что обозначают эти слова?
-Как называются слова обозначающие предмет?
Вы уже догадались, какая у нас тема урока?
Сегодня мы будем работать над темой имя существительное. (На доске появляется фундамент домика).
- Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.
А задумывался ли кто - нибудь из вас, почему слова этой части речи получили такое название? (Ответы и предположения детей).
- Прочитайте, как это объясняет ученый-лингвист Л Успенский. Упр. 211
На вопрос кто? или что? Отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь со мной, что пряник или котёнок существуют, а вот есть или зеленоватый не существуют сами по себе. Есть можно только что-то, а зеленоватым может быть тоже только что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – существительные.(Л. Успенский)
Совпадают ли ваши предположения?
-Прочитайте предложение, в котором заключается главная мысль.
5. Работа по теме урока.
«Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.
Найдите имена существительные на карточках (работа по карточкам) – взаимопроверка с опорой на эталон.
И первым будет стоять Имя Существительное, то есть слова, которые обозначают предметы.
6. Классификация существительных.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - … животные.
Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.
Лук, редиска, огурцы - … овощи.
Молоток, топор, щипцы - … инструменты.
Платье, юбка и рубашка - … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.
Василек, ромашка, роза -… цветы.
Ветер, дождик и морозы - … явления природы.
«Предметы» в науке о языке – это всё, о чём можно спросить кто это? или что это? – люди, животные, вещи, предметы, события, явления природы, состояния и чувства людей.
Работа в группах.
Каждая группа зачитывает свои 3 слова.
Сделайте вывод, что могут обозначать существительные? (на доске появляется следующая полоска)
фрукты -… | ткани - … | реки - … | |
мебель - … | профессии - … | города - … |
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома.
И, как утверждает Морфология, Имя Существительное – это каждое второе слово…»
Давайте проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение (Упр.213) и подчеркните все имена существительные.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак….
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села. (П.Ершов «Конёк- Горбунок»)
Что осталось? Понятно ли о чём говорится в тексте? Давайте выпишем существительные из текста, поставив их в начальную форму. (ед.ч. кто? что?).
Дети по одному выходят к доске, задают вопрос и записывают слова.
Гора, лес, море, небо, земля, старик, село, старинушка, сын, детина, дурак, братья, пшеница, град, столица.
-Найдите однокоренные слова. Докажите.
-Какое слово в современном языке звучит иначе?
-На какие две группы можно разделить все эти слова? Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?(на доске появляется полоска «одушевлённые » и «неодушевлённые»).
-На какие 3 группы можно разделить эти существительные? Какие слова помощники помогают определить род существительных? Устно разбиваются по родам. Какое слово лишнее? Почему? Поставьте его в единственное число.
Сделайте вывод, как изменяются существительные?
Физкультминутка.
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Дышится легко… ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
И работу продолжаем
7. Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске):
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.
- Какой вывод можно сделать? Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома (роль в предложении)
8. Итог урока.
В течение урока мы выстроили с вами дом - имя существительное.
Так что же мы знаем об имени существительном?
- Почему оно так называется?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
- Какое задание было самым интересным?
9. Домашнее задание: стр.26
У кого 5 + упр. 3
У кого 5 упр. 2
Ост. Упр. 1
10. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”
1. узнал новое…
2. научился …
3. было трудно …
4. всё понял, могу помочь другим …
Игра «Шифрограмма».
Проводится по вариантам.
Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К
Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К
Зачитываются найденные слова.
-Относятся ли они к существительным? Докажите.
Резервное задание
Учитель читает стих
А. Косоговского “Имя существительное”, учащиеся договаривают слова.
– Кто спешит так рано в школу?
– Все спешат…(ученики).
– Книги, ручки,…(дневники).
– Как вы сделали открытие это удивительное?
– Помогло нам всем ответить Имя… (существительное).
– Что такое имя существительное? ( Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д … кабрь И Е е Молодец!
… нварь Е И Я я Молодец!
ф … враль И Е е Молодец!
к … ньки О А о Молодец!
м … роз о Молодец! А О
п …года О А о Молодец!
р ... бята И Е е Молодец!
Декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята . Теплое слово и в мороз согреет.
Какое слово здесь лишнее и почему? Декабрь, январь, февраль, коньки, мороз, погода, ребята .
Что мы знаем об именах существительных?
1. задай к слову вопрос 2. определи, что обозначает слово 3. назови часть речи алгоритм
Определи части речи свет у лисица бежать за учить рыжий на медведь домик огород синее
красным – имена существительные; зелёным – глаголы; синим – имена прилагательные ; жёлтым – предлоги. Разбейте слова на группы
свет лисица бежать рыжий медведь огород домик учить синее за у на Проверьте, пожалуйста:
Имя существительное - часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто?, что?
…… холодная настала. Морозом …… заковало. Печально смотрит тёмный …… . Пушистый …… летит с небес.
Домашнее задание: стр. 26 Упр. № 1: Написать 10 имен сущ. Проверить написание по словарю Указать род Выделить окончание и основу
Игра «Шифрограмма». Л И С А Ж Д Е Н О Л О К А Н Д И К Е Н Г У Р У Ж Д А Б А Р С У К Л О С Ь Е Н А К Л И Т У Н Д Р А С Л О Н У Ш К Н И К М О М Е Д В Е Д Ь Я Н И М К
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка для 3 класса по теме "Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи"
Урок был проведён в рамках областного семинара на базе нашего лицея....
Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"
Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»
Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....
Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Изменение имен существительных по падежам»
Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Изменение имён существительных по падежам" УМК "Перспектива"...
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: " Определение рода имен существительных"
Технологическая карта открытого урока....
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Второе склонение имен существительных
Данный урок разработан согласно требованиям нового ФГОС. Его можно использовать при разных УМК. Урок с использованием современных информационных технологиями. Групповая работа на уро...