Открытый урок русского языка для 3 класса по теме "Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Русина Татьяна Игоревна

Урок был проведён в рамках областного семинара на базе нашего лицея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_dlya_3_klassa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка для 3 класса (программа А.В. Поляковой).

Учитель: Русина Т.И.

Тема урока: Начальная форма имени существительного.

                       Косвенные падежи.

Цель урока: Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.

Задачи урока:  1. Закрепление знаний о падежах имён существительных.

                            2. Формирование умения определять падежи имён          

                            существительных.

                            3. Развитие орфографической зоркости, формирование                                                                                                

                             навыка грамотного письма.

                            4. Развитие каллиграфического навыка.

                            5. Закрепление умения работать с предложением.

                            6. Развитие речи, внимания, памяти, умения        

                            анализировать, делать выводы.

Оборудование: конверт с письмом из страны Речь, плакат с изображением сказочного героя Имени Существительного, набор карточек игры «Грамматическое лото», слова-задания, плакат «Частота употребления падежных форм», плакат «Падежи имён существительных», учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие класса, гостей, запись даты урока. Тема урока записана на доске и закрыта.

II.Актуализация.

 (Раздаётся стук в дверь. Приносят письмо.)

Учитель: Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:

« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

Отгадайте, ребята моё имя».

Дети отгадывают имя, после этого учитель прикрепляет на доску плакат с изображением героя Имени Существительного.

-1-

Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Дети: Имя существительное  имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по падежам.)

Имя существительное подготовил для нас несколько заданий.

1.Чистописание.

(Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: костюм, вьюга, веселье, радость, праздник.)

Учитель: Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?

Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

(Дети записывают слова.)

2. Словарно-орфографическая работа.  

  1. К какой части речи относятся данные слова?
  2. Что обозначает каждое имя существительное?
  3. Сопоставьте слово с его значением.

(Дети сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, абстрактное понятие, состояние человека, событие.)

  1. Найдите словарные слова (костюм, праздник).
  2. Найдите слова с одинаковыми орфограммами (вьюга, веселье).
  3. Оставшееся слово разберите по составу (радость).
  4. В какой части слова встретилась орфограмма? ( В суффиксе).
  5. Запомним суффикс –ость.
  6. Что общего во всех этих словах? (Имена Существительные, неодушевлённые, в ед. числе, нарицательные.)
  7. Как называется форма имёни существительного, если оно стоит в ед. числе и отвечает на вопрос что? (Начальная форма).
  8. Сделайте вывод о записанных существительных. (Все эти существительные стоят в начальной форме.)

В процессе беседы учитель вывешивает карточки с символами Ед.ч., что?, Нач. форма.

(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)

  1. А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования. Ответы записываем в столбик.
  1. О какой стране рассказывал на экзамене Волька Костыльков из повести Лагина «Старик Хоттабыч»? (Индия)
  2. Самая большая страна в мире? (Россия)
  3. В каком селе изготавливают расписную глиняную игрушку, изображённую на иллюстрации? (Дымково)
  4. На берегу какой реки стоит город Волгоград? (Волга)
  5. В какой город «со своим самоваром не ездят? (Тула)
  6. Назовите столицу Франции. (Париж)

-2-

Проверка по эталону.

  1. Какая общая орфограмма встретилась в этих словах? (Большая буква в именах собственных.)
  2. Посмотрите на заглавные буквы в порядке их следования. Что вам напоминает этот порядок? (Порядок следования падежей.)

3. Игра «Грамматическое лото».

  1. Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить и лучше запомнить название падежей и их вопросы. У каждого на столе лежит карточка. Что записано синим цветом? (Название падежа) Что выделено зелёным цветом? (Слово-помощник)  
  2. Сколько падежей в современном русском языке?
  3. Падежи, постройтесь по порядку. ( Дети выстраиваются у доски и называют падеж, записанный на карточке.)
  4. Именительный падеж - шаг вперёд. Подойдите слово-помощник и падежные вопросы именительного падежа. ( Дети выстраиваются у доски по 4 человека. Садятся на место.)

Аналогично проводится игра с другими падежами.

После игры учитель вывешивает таблицу падежи.

III. Постановка темы урока.

Работа над предложением.

Учитель: В конверте лежат карточки с группой слов. Прочитайте их.

Слова вывешиваются на доску: Акварель, ученик, альбом, рисовал.

  1. Какие это слова? ( Словарные)
  2. Какое слово лишнее? (Рисовал, т.к. это глагол.)
  3. Из этих слов составьте и запишите предложение.

Дети записывают в тетради, а учитель на доске:

Ученик рисовал акварелью в альбоме.

  1. Обозначьте падежи имён существительных.
  2. Существительное какого падежа мы записали без изменений? (Им.п.)
  3. Какой это член предложения? Подлежащее всегда стоит в Им. п.
  4. Определите число существительного ученик?
  5. В какой форме стоит это существительное? (В начальной форме.)
  6. У начальной формы имени существительного появился ещё один признак – именительный падеж.

Учитель открывает первую часть темы урока – Начальная форма.

  1. Остальные падежи составляют группу, которая имеет своё название.

IV. Открытие нового знания.

Учитель открывает вторую часть темы урока – Косвенные падежи.

  1. Какое новое слово нам встретилось? (Косвенные.)
  2. А поможет нам узнать значение этого слова учебник.

Чтение правила на с.6 вслух.

  1. Перечитайте правило про себя и выделите знакомую часть и то, что является для нас новым.

      -Перечислите падежи, которые являются косвенными.

Учёные-лингвисты, наблюдая за развитием языка, подсчитали, с какой частотой употребляются падежные формы. Рассмотрите диаграмму и сделайте выводы. ( Диаграмму см. в приложении к уроку.)

V. Первичное закрепление.

Учитель:  Мы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 270 самостоятельно.

Задание к упражнению.

  1. Списать текст.
  2. Обозначить падежи слова вода.

Проверка.

  1. В каком предложении слово вода стоит в начальной форме?
  2. Как называются падежи, в которых стоит слово вода в других предложениях?

VI. Домашнее задание.

С. 6 Правило, упражнение 269.

VII. Итог урока.

 Учитель: Мы выполнили все задания, присланные Именем Существительным. Я думаю, что он остался доволен. А что же нового мы узнали?

Спасибо всем за урок! До новых встреч!

-4-

ХОД  УРОКА.

  1.Орг.момент. Приветствие.

  2.Доставка письма. 

Чтение письма, отгадывание имени адресанта.

Прикрепить плакат.

Что ещё знаем об имени сущ.?

Имя сущ. Приготовил для нас несколько заданий.

  1. Чистописание. Открыть слова .

Прочитайте. Общая тема. Запишите слова в тетрадь…

    4.Словарно-орфографическая работа. Во время этой работы раздавать задания. Какой общей темой объединены слова?

А) Часть речи. Сопоставить слова со значением им. Сущ. Прикрепить карточки.

Б) Словарные слова, слова с одинаковой орфограммой. Разбор слова по составу, суффикс.

В)   Что общего в этих словах? Как называется форма сущ, если оно стоит  в ед. ч. и отв. на вопрос что? В какой форме они стоят? Прикрепить таблички.

5.Чтение заданий по порядку следования. Запись слов в столбик. Проверка по эталону.

Какая общая орфограмма? Что напоминает порядок следования заглавных букв? Проговорить название падежей.

6. Игра «Грамматическое лото». После игры вывесить таблицу «Падежи».

7. Составление предложения. Вывесить слова на центр.доску.

Какие это слова? Лишнее слово. Запись предложения. Обозначение падежей сущ. Сущ.какого падежа не изменилось? Число. В какой форме стоит сущ.? Им.п.,ед.ч.

Открыть первую часть темы. Записать.

Остальные падежи…

8. Новое знание. Открыть вторую часть темы.

Новое слово. Значение слова в учебнике. Правило.

Выделение известного ранее и нового.

Перечислить косвенные падежи.

9. Диаграмма. Вывод.

10. Самостоятельная работа. Упр.270.

Проверка. В каком предлож.слово вода стоит в нач.форме? Как называются падежи, в которых стоит слово вода в других предложениях?

11.Дом.задание.

12.Итог урока.

Приложение к уроку по теме: Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи.

Частота употребления падежных форм.