Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кукушкина Елена Юрьевна

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russk.yaz_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

 Обобщение знаний по теме:

«Склонение имен существительных по падежам»

Цель урока

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Задачи

Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

Формировать работу в парах постоянного состава

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка.

Желаю вам удачи на уроке.

Запись числа в тетради (комментирует ученица)

2. Словарная работа.

-Предлагаю определить над чем мы сегодня будем работать?

- Отгадайте загадки, отгадки запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. А по первым буквам слов узнаем и тему нашего урока.

Красный, вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его «Синьор!» (помидор)

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (арбуз)

Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? (декабрь)

Цифра тонкая, как спица.

Очень стройная она,

Всем и каждому видна (единица )

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (жёлудь)

- Какие это слова? (словарные, их написание нужно запомнить)

- Какой частью речи они являются? Докажите. (что? Неодушевленные)

- Соедините первые буквы слов по порядку. Какое слово получилось?

- О чем будем говорить на уроке? (о падежах имен существительных)

3. Повторение изученного.

Работа в паре

Обвести цифру правильного ответа и занести в табличку.

Тест. Выбери правильный ответ:

  • Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:
  1. Кто? Что?
  2. Кому? Чему?
  3. Кого? Чего?
  • Выбери существительные в родительном падеже:
  1. думать о маме
  2. куртка сына
  3. отдыхать в тиши
  • Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы:
  1. Кому? Чему?
  2. Кого? Чего?
  3. Кого? Что?
  • Выбери существительные в дательном падеже:
  1. ложка мёда
  2. думал о море
  3. помочь маме
  • Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:
  1. Кем? Чем?
  2. О ком? О чём?
  3. Кому? Чему?
  • Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы:
  1. Кем? Чем?
  2. Кому? Чему?
  3. О ком? О чём?
  • Выбери существительные предложного падежа:
  1. увидеть картину
  2. вырвал из тетради
  3. сидеть на скамье

ОТВЕТЫ: 1, 2, 1, 3, 1, 3, 3.

Проверка ответов.

Самооценка по принципу 3-х цветов.

4.Работа над новым знанием.

Как появились на свет падежи?

         -     Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей (в одном из языков Дагестана).

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

5. Фронтальная работа с таблицей.

Стр. 57, упр. 102.

Признаки падежей

(Рассказы учащихся)

Стр. 58, правило.

6. Включение новых знаний в систему знаний на повторение.

Дифференцированный подход.

  • 1 ГРУППА: Стр. 59, упр.  107.
  • 2 ГРУППА: задание по карточкам:

На листочках записаны словосочетания без предлогов. Записать в тетрадь и вставить подходящий по смыслу предлог, укажите падеж существительного.

Вбежала …. двор  

Вышли …. полянку  

Расскажут…. лесе

Букет… листьев  

Побежали …. радостью  

Ползет …. норке  

7.Самостоятельная работа.

Запись предложений под диктовку. Задание: Определите падеж имен существительных.

Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал край поляны. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил все растения.

Оцените свою работу.

8. Итог урока.

- Что повторяли?

-  Сколько падежей в русском языке?

- За что можете похвалить себя?

9. Домашнее задание.

Стр. 58, упр. 104.

 Работа по карточкам в группах.

Карточка 1

-Определить падеж выделенных существительных.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Карточка 2

- Определить падеж выделенных существительных.

Подчеркнуть орфограммы.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

Карточка 3

- Определить падеж выделенных существительных.

Разобрать предложение по членам предложения.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных».

обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Урок русского языка в 4 классе. Тема «Склонение имен прилагательных».

Тема «Склонение имен прилагательных».Цели и задачи.Образовательные цели: Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прила...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...