«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии» (из опыта работы)
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с безударными гласными. Безударные гласные являются слабым звеном не только у плохоуспевающих учеников, но практически у всех категорий учащихся. Практика показала, что слишком велико количество учеников, делающих ошибки на безударные гласные и при этом имеющих хорошие успехи в усвоении других тем и других предметов. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, т.к. грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

                                                  

«Приёмы работы по обучению младших школьников орфографии»

(из опыта работы)

Подготовила:

учитель начальных классов

Фёдорова Валентина Анатольевна

2011 год

Правописание безударных гласных - одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя — практики старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с безударными гласными. Безударные гласные являются слабым звеном не только у плохоуспевающих учеников, но практически у всех категорий учащихся. Практика показала, что слишком велико количество учеников, делающих ошибки на безударные гласные и при этом имеющих хорошие успехи в усвоении других тем и других предметов. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, т.к. грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию безударных гласных надо связывать с развитием орфографической зоркости. Она развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - осуществляется в ходе зрительных, объяснительных диктантов, письма по памяти, анализа заданий и текста упражнений, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, корректировки письма. Многие из данных упражнений можно использовать при индивидуализации обучения. Каждый ребенок усваивает материал по-разному в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств, памяти, темперамента, навыков учебного труда. На уроках должен присутствовать дифференцированный подход к изучению данной темы. Должны быть различные требования к учащимся, необходимо обеспечить возможность работать в более медленном или более быстром темпе, выполнять менее сложные или более сложные задания.

СЛУХОВОЕ   ВОСПРИЯТИЕ - происходит при проведении выборочного, предупредительного диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Упражнение «Установи соответствие»

(1 ученик у доски, остальные - сигнальные карточки)

Выписать слова парами - ударный корень с безударным.

Загадка:      Весной веселит,

           Летом холодит,

            Осенью питает,

            Зимой согревает.

Образец:   весны - весной; весело – веселый; веселит и т.д.

Для РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

РУКОДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

          Упражнение: «Вставь пропущенный корень».

белый ….есть    шерсть…..яной  и  т.д.

(задания на карточках для сильных и средних детей).

Для более слабых корень в первом слове может быть уже выделен, дети должны понять, что это и есть проверочное слово и пользуется правилом: «Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково».

Очень хороши упражнения на корректировку письма.

Упражнение: «Исправьте ошибки».

(Индивидуальное задание у доски или на карточках).

1-й вариант:

Пришла зема. Паля покрыты пушистым кавром. Марос скавал реки и

азера.

(Более сложное задание, т.к. кроме орфограмм на безударные гласные

встречаются другие орфограммы).

2-й вариант:

Холадно птицам земой. Литают они по дварам, ищут корм.

(Более легкое, только безударные гласные, их малое количество).

Данный вариант предлагается детям, которые медленно работают, им нужно больше времени.

На этапе закрепления можно использовать тестирование.

Перфокарты:

 Обвести кружком правильный ответ.

Безударная гласная е  пишется в словах:

1. з...рно        3. л...сток        5. пл...та

2. ч...ело        4. с.стра        6. ст...на

(Более сильным ученикам дать слова посложнее или другого типа, например, задание с двумя безударными гласными).

Упражнение:   «Допиши словечко, но помни: оно должно быть

проверочным выделенному слову».

На берегу растет сосна,

А на траве лежит роса,

а рядом с нею - ... (сосны).

а рядом с нею - ... (росы).

Горит прекрасная звезда,

Вот по траве спешит коса, а рядом с нею - ... (звезды).

а рядом с нею -... (косы).

Дополнительное задание: Графически выделите орфограммы на безударные гласные (ударение, точка под безударной гласной). Упражнение: «Ответь на вопрос, выдели корень, сравни гласные корня». (на подбор однокоренных слов ; словообразовательные связи ).

  • Как называется лес, в котором растут сосны? (сосновый лес, сосняк).
  • Чем косят траву? (косой, косилкой).
  • Как ласково в народных песнях называют траву?   (травушка).
  • Объясните, кто такой сталевар? (тот, кто варит сталь).
  • Кого называют строителем?    (того, кто строит).
  • Как назвать день, когда идет дождь?   (дождливый).
  • Почему холодильник так называется? (в нем холодно, продукты холодные;
    холодит).

ВЫВОД:

Чтобы дети усвоили правописание безударных гласных в корне слова, необходимо постоянно продолжать работу над правильной постановкой уда -рения в словах; умением выделять корень, в котором пишется безударная гласная; упражняться в подборе однокоренных слов; пополнять словарный запас; знать способы проверки слов .

Для работы с детьми, имеющими трудности в обучении, необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности их развития; работать над формированием орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, рукодвигательное и комбинированное восприятие и запоминание различных орфограмм.

Список использованной литературы

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985г.

  1. Желек П.С., Репкин В.В. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии, // обучение орфографии в восьмилетней школе.-М.1974г.

  1. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий. -Санкт-Петербург, 2002г.

  1. Львов М.Р. Перспективы методики правописания в начальных классах.// Начальная школа.- 1989- № 8.

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М.: Просвещение, 1990 г.

  1. Разумовская М.М. основные направления в обучении орфографии .// Преемственность и перспективность в обучении русскому языку.-М., Просвещение, 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навы...

Организация дифференцированной работы при обучении младших школьников математике

Статья опубликована в разделе "Актуальные проблемы методики обучения младших школьников математике, информатике, естествознанию" сборника "Инновационная деятельность современного учителя" (с. 111-114)...

«ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ , КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

" Овладение учителем навыками диагностики, позволяет ему самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно - воспитательный процесс." В.П.Беспалько....

Использование приёмов индивидуализации при обучении младших школьников на уроках математики

В данной статье рассказывается об используемых мною на уроках математики методов и приемов индивидуализированного обучения...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....